Решение по делу № 2а-190/2021 от 09.03.2021

УИД 19 RS0010-01-2021-000232-30

Административное дело № 2а-190/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Шира 8 апреля 2021 года

                                                      

Ширинский районный суд Республики Хакасия

в составе председательствующего судьи Журавлевой Н.Ю.,

при секретаре судебного заседания Падчик Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Хакасия к Макарову В.Н. о взыскании задолженности по налогам и пени,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Хакасия обратилось в суд с административным исковым заявлением к Макарову В.Н. о взыскании задолженности по налогам и пени. В обоснование заявленных требований административный истец указывает на то, что ввиду реорганизации Межрайонных инспекций по Республике Хакасия путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия (далее по тексту УФНС России по Республике Хакасия), о чем внесена запись в ЕГРЮЛ, полномочия по взысканию обязательных платежей возложены на УФСН России по Республике Хакасия. Ссылаясь на положения ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ), положения п. 1 ст. 358 НК РФ административный истец отмечает, что Макаров В.Н. являлся в 2017 году собственником автомобилей: Х, Х,, является налогоплательщиком транспортного налога. Отмечает, что административный ответчик был извещен об уплате транспортного налога налоговыми органами в форме уведомления через личный кабинет налогоплательщика. По истечении срока по уплате транспортного налога за 2017 год Макарову В.Н. в соответствии с положениями ст.ст. 69, 70 НК РФ посредством личного кабинета налогоплательщика было направлено требование об уплате налога, сбора, штрафа, пени, где указан срок для добровольной уплаты налогов – до 11 марта 2019 года, что свидетельствует о соблюдении досудебного порядка урегулирования споров. В соответствии со ст. 75 НК РФ за несвоевременную уплату (неуплату) налогов начислены пени. Ссылаясь на положения п. 1 ст. 362 НК РФ, п. 1 ст. 363 НК РФ, ст.360 НК РФ, ст. 45 НК РФ административный истец указывает, что недоимка по транспортному налогу с административного ответчика за 2017 год составила 8065 рублей 00 копеек; пени по транспортному налогу за 2017 год - 117 рублей 88 копеек (за период ). Общая сумма задолженности составляет 8182 рубля 88 копеек. Кроме того, представитель УФНС России по Республике Хакасия обращает внимание суда и участников процесса на то, что срок обращения с настоящим административным исковым заявлением административным истцом не пропущен (положения ст. 48 НК РФ). Требования налогового органа Макаровым В.Н. в добровольном порядке исполнены не были, что послужило основанием для обращения налогового органа в мировой суд судебного участка № 2 Ширинского района с заявлением на выдачу судебного приказа. Мировым судьей судебного участка № 2 Ширинского района Республики Хакасия по заявлению налогового органа вынесен судебный приказ . Определением мирового судьи судебного участка № 2 Ширинского района Республики Хакасия вышеуказанный судебный приказ отменен. На основании изложенного представитель УФНС России по Республике Хакасия просит суд взыскать с Макарова В.Н. задолженность в сумме 8182 рублей 88 копеек, в том числе 8065 рублей 00 копеек недоимка по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год; 117 рублей 88 копеек пени по транспортному налогу с физических лиц.

В судебное заседание представитель административного истца Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Хакасия не явился, о времени, дате и месте рассмотрения дела по существу извещен надлежащим образом, в административном исковом заявлении просит о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик Макаров В.Н. в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Согласно поступившей телефонограмме своей позиции по существу рассматриваемого спора не высказал, ходатайств об отложении рассмотрения дела по существу, о рассмотрении дела в его отсутствие в суд не направил, возражений по существу заявленных требований суду не представил.

Руководствуясь ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и размера взыскиваемой денежной суммы.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Исходя из положений ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

Неисполнение обязанности по уплате налогов является основанием для применения мер принудительного ее исполнения в порядке, предусмотренном ст.ст. 45, 70 и 48 НК РФ.

Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

В силу ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.

Исходя из положений п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно положениям п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено п. 3.1 настоящей статьи.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч. 2 ст. 362 НК РФ).

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Как указывается в п. 1 ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортного средства в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Согласно п. 1 ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Как указано в п. 3 ст. 396 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

В силу п. 4 ст. 397 НК РФ, налогоплательщики – физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Материалами дела установлено, что ввиду реорганизации Межрайонных инспекций по Республике Хакасия путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия, о чем 23 ноября 2020 года внесена запись в ЕГРЮЛ, полномочия по взысканию обязательных платежей возложены на УФСН России по Республике Хакасия.

Из представленных суду материалов дела следует, что Макаров В.Н. является налогоплательщиком транспортного налога.

Как следует из нормы, закрепленной в п. 1 ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии со ст. 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Статьей 356 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (п. 3 ст.363 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Пунктом 2 ст. 57 НК РФ предусмотрено, что при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. п. 1, 2 ст. 75 НК РФ).

Судом установлено, что Макаров В.Н. является владельцем транспортных средств: Х, дата постановки на регистрационный учет – Х года; Х, дата постановки на регистрационный учет – Х года.

В соответствии с п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

На основании изложенного, учитывая положения ст.ст. 11.2, и 52 НК РФ, если физическое лицо получило доступ к личному кабинету и не направило уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе, налоговое уведомление будет передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.

Из представленных суду материалов дела следует, что Макаров В.Н. зарегистрирован в личном кабинете налогоплательщика 1 декабря 2017 года.

В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика (абзац 4 п. 4 ст. 31 НК РФ).

Об обязанности по уплате транспортного налога Макаров В.Н. был извещен налоговой инспекцией в форме уведомления в общей сумме 60 361 рублей (включая другие инспекции, на которых находятся объекты налогообложения ответчика), из них 8065 рублей - транспортный налог. Срок уплаты – 3 декабря 2018 года. Материалами дела установлено, что указанное уведомление было передано Макарову В.Н. в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.

По истечении срока по уплате налогов Макарову В.Н. в соответствии с положениями ст. 70 НК РФ было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов . Срок уплаты – 11 марта 2019 года.

Из представленных суду материалов дела следует, что Макаров В.Н. в установленные законом сроки не уплатил транспортный налог за 2017 год.

Налоговые органы, как следует из пп. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ, вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ, пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Положениями п. 1 ст. 75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 75).

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).

Сведений об исполнении ответчиком требований об уплате транспортного налога за 2017 год в материалы дела не представлено.

В связи с неуплатой Макаровым В.Н. транспортного налога за 2017 год налогоплательщику за каждый день просрочки исполнения основного обязательства начислены пени в размере 117 рублей 88 копеек.

Представленные административным истцом сведения о расчетах пени основаны на приведенных выше нормах закона и установленных судом обстоятельствах, не содержат арифметических ошибок и не оспорены ответчиком.

В судебном заседании установлено, что задолженность Макарова В.Н. составила: недоимка по транспортному налогу за 2017 год в размере 8 065рублей 00 копеек; пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 117 рублей 88 копеек.

Из представленных суду материалов дела следует, что наличие задолженности послужило основанием для обращения налогового органа к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, в рамках ст. 48 НК РФ, гл. 11.1 КС РФ в установленные законом сроки.

На основании п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общий юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В части соблюдения налоговым органом сроков обращения с административным иском суд исходит из следующего.

В соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из представленных суду материалов дела следует, что с заявлением о выдаче судебного приказа Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия обратилась , мировым судьей судебного участка № 2 Ширинского района Республики Хакасия вынесен судебный приказ, который был отменен определением мирового судьи судебного участка № 2 Ширинского района Республики Хакасия. После отмены судебного приказа , в пределах 6 месяцев, налоговый орган обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Проанализировав нормы действующего законодательства, учитывая наличие у налогового органа права на обращение в суд – с момента истечения срока об исполнении требования, в контексте требований абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ, суд приходит к выводу, что шестимесячный срок при обращении с заявлением о взыскании суммы недоимки по нескольким налоговым требованиям подлежит исчислению со дня истечения добровольного срока исполнения требования.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд признает требования административного истца о взыскании с административного ответчика указанных выплат и пени подлежащими удовлетворению.

В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины, от которых при подаче иска административный истец освобожден, подлежат взысканию с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально удовлетворенным требованиям (аналогичное положение закреплено в п. 8 ч. 1 ст.333.20 НК РФ). В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Положениями ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, государственная пошлина уплачивается в размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей.

Таким образом, с административного ответчика Макарова В.Н. подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина в размере 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ,

РЕШИЛ:

административные исковые требования Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Хакасия к Макарову В.Н. о взыскании задолженности по налогам и пени удовлетворить.

Взыскать с Макарова В.Н., зарегистрированного по месту жительства по адресу: Х, зарегистрированного по месту пребывания по адресу: Х, в пользу Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Хакасия недоимку по транспортному налогу за 2017 года в размере 8 065 (восьми тысяч шестидесяти пяти) рублей, пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 117 (ста семнадцати) рублей 88 (восьмидесяти восьми) копеек.

Взыскать с Макарова В.Н., зарегистрированного по месту жительства по адресу: Х, зарегистрированного по месту пребывания по адресу: <данные изъяты>, в доход государства государственную пошлину в размере 400 (четырехсот) рублей 00 копеек.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Журавлева Н.Ю.

Справка: мотивированное решение изготовлено и подписано 22 апреля 2021 года.

Судья Журавлева Н.Ю.

2а-190/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
УФНС России по Республике Хакасия
Ответчики
Макаров Владимир Николаевич
Суд
Ширинский районный суд Республики Хакасия
Судья
Журавлева Н. Ю.
Дело на странице суда
sharinsky.hak.sudrf.ru
09.03.2021Регистрация административного искового заявления
09.03.2021Передача материалов судье
11.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
11.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2021Подготовка дела (собеседование)
08.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.04.2021Судебное заседание
22.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее