УИД 19 RS0010-01-2021-000232-30
Административное дело № 2а-190/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Шира 8 апреля 2021 года
Ширинский районный суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи Журавлевой Н.Ю.,
при секретаре судебного заседания Падчик Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Хакасия к Макарову В.Н. о взыскании задолженности по налогам и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Хакасия обратилось в суд с административным исковым заявлением к Макарову В.Н. о взыскании задолженности по налогам и пени. В обоснование заявленных требований административный истец указывает на то, что ввиду реорганизации Межрайонных инспекций по Республике Хакасия путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия (далее по тексту УФНС России по Республике Хакасия), о чем внесена запись в ЕГРЮЛ, полномочия по взысканию обязательных платежей возложены на УФСН России по Республике Хакасия. Ссылаясь на положения ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ), положения п. 1 ст. 358 НК РФ административный истец отмечает, что Макаров В.Н. являлся в 2017 году собственником автомобилей: Х, Х,, является налогоплательщиком транспортного налога. Отмечает, что административный ответчик был извещен об уплате транспортного налога налоговыми органами в форме уведомления через личный кабинет налогоплательщика. По истечении срока по уплате транспортного налога за 2017 год Макарову В.Н. в соответствии с положениями ст.ст. 69, 70 НК РФ посредством личного кабинета налогоплательщика было направлено требование об уплате налога, сбора, штрафа, пени, где указан срок для добровольной уплаты налогов – до 11 марта 2019 года, что свидетельствует о соблюдении досудебного порядка урегулирования споров. В соответствии со ст. 75 НК РФ за несвоевременную уплату (неуплату) налогов начислены пени. Ссылаясь на положения п. 1 ст. 362 НК РФ, п. 1 ст. 363 НК РФ, ст.360 НК РФ, ст. 45 НК РФ административный истец указывает, что недоимка по транспортному налогу с административного ответчика за 2017 год составила 8065 рублей 00 копеек; пени по транспортному налогу за 2017 год - 117 рублей 88 копеек (за период ). Общая сумма задолженности составляет 8182 рубля 88 копеек. Кроме того, представитель УФНС России по Республике Хакасия обращает внимание суда и участников процесса на то, что срок обращения с настоящим административным исковым заявлением административным истцом не пропущен (положения ст. 48 НК РФ). Требования налогового органа Макаровым В.Н. в добровольном порядке исполнены не были, что послужило основанием для обращения налогового органа в мировой суд судебного участка № 2 Ширинского района с заявлением на выдачу судебного приказа. Мировым судьей судебного участка № 2 Ширинского района Республики Хакасия по заявлению налогового органа вынесен судебный приказ . Определением мирового судьи судебного участка № 2 Ширинского района Республики Хакасия вышеуказанный судебный приказ отменен. На основании изложенного представитель УФНС России по Республике Хакасия просит суд взыскать с Макарова В.Н. задолженность в сумме 8182 рублей 88 копеек, в том числе 8065 рублей 00 копеек недоимка по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год; 117 рублей 88 копеек пени по транспортному налогу с физических лиц.
В судебное заседание представитель административного истца Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Хакасия не явился, о времени, дате и месте рассмотрения дела по существу извещен надлежащим образом, в административном исковом заявлении просит о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Макаров В.Н. в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Согласно поступившей телефонограмме своей позиции по существу рассматриваемого спора не высказал, ходатайств об отложении рассмотрения дела по существу, о рассмотрении дела в его отсутствие в суд не направил, возражений по существу заявленных требований суду не представил.
Руководствуясь ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и размера взыскиваемой денежной суммы.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Исходя из положений ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Неисполнение обязанности по уплате налогов является основанием для применения мер принудительного ее исполнения в порядке, предусмотренном ст.ст. 45, 70 и 48 НК РФ.
Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.
В силу ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
Исходя из положений п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно положениям п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено п. 3.1 настоящей статьи.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч. 2 ст. 362 НК РФ).
В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Как указывается в п. 1 ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортного средства в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно п. 1 ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Как указано в п. 3 ст. 396 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В силу п. 4 ст. 397 НК РФ, налогоплательщики – физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Материалами дела установлено, что ввиду реорганизации Межрайонных инспекций по Республике Хакасия путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия, о чем 23 ноября 2020 года внесена запись в ЕГРЮЛ, полномочия по взысканию обязательных платежей возложены на УФСН России по Республике Хакасия.
Из представленных суду материалов дела следует, что Макаров В.Н. является налогоплательщиком транспортного налога.
Как следует из нормы, закрепленной в п. 1 ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст. 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Статьей 356 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (п. 3 ст.363 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Пунктом 2 ст. 57 НК РФ предусмотрено, что при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. п. 1, 2 ст. 75 НК РФ).
Судом установлено, что Макаров В.Н. является владельцем транспортных средств: Х, дата постановки на регистрационный учет – Х года; Х, дата постановки на регистрационный учет – Х года.
В соответствии с п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
На основании изложенного, учитывая положения ст.ст. 11.2, и 52 НК РФ, если физическое лицо получило доступ к личному кабинету и не направило уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе, налоговое уведомление будет передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.
Из представленных суду материалов дела следует, что Макаров В.Н. зарегистрирован в личном кабинете налогоплательщика 1 декабря 2017 года.
В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика (абзац 4 п. 4 ст. 31 НК РФ).
Об обязанности по уплате транспортного налога Макаров В.Н. был извещен налоговой инспекцией в форме уведомления в общей сумме 60 361 рублей (включая другие инспекции, на которых находятся объекты налогообложения ответчика), из них 8065 рублей - транспортный налог. Срок уплаты – 3 декабря 2018 года. Материалами дела установлено, что указанное уведомление было передано Макарову В.Н. в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.
По истечении срока по уплате налогов Макарову В.Н. в соответствии с положениями ст. 70 НК РФ было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов . Срок уплаты – 11 марта 2019 года.
Из представленных суду материалов дела следует, что Макаров В.Н. в установленные законом сроки не уплатил транспортный налог за 2017 год.
Налоговые органы, как следует из пп. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ, вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ, пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Положениями п. 1 ст. 75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 75).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).
Сведений об исполнении ответчиком требований об уплате транспортного налога за 2017 год в материалы дела не представлено.
В связи с неуплатой Макаровым В.Н. транспортного налога за 2017 год налогоплательщику за каждый день просрочки исполнения основного обязательства начислены пени в размере 117 рублей 88 копеек.
Представленные административным истцом сведения о расчетах пени основаны на приведенных выше нормах закона и установленных судом обстоятельствах, не содержат арифметических ошибок и не оспорены ответчиком.
В судебном заседании установлено, что задолженность Макарова В.Н. составила: недоимка по транспортному налогу за 2017 год в размере 8 065рублей 00 копеек; пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 117 рублей 88 копеек.
Из представленных суду материалов дела следует, что наличие задолженности послужило основанием для обращения налогового органа к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, в рамках ст. 48 НК РФ, гл. 11.1 КС РФ в установленные законом сроки.
На основании п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общий юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В части соблюдения налоговым органом сроков обращения с административным иском суд исходит из следующего.
В соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из представленных суду материалов дела следует, что с заявлением о выдаче судебного приказа Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия обратилась , мировым судьей судебного участка № 2 Ширинского района Республики Хакасия вынесен судебный приказ, который был отменен определением мирового судьи судебного участка № 2 Ширинского района Республики Хакасия. После отмены судебного приказа , в пределах 6 месяцев, налоговый орган обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Проанализировав нормы действующего законодательства, учитывая наличие у налогового органа права на обращение в суд – с момента истечения срока об исполнении требования, в контексте требований абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ, суд приходит к выводу, что шестимесячный срок при обращении с заявлением о взыскании суммы недоимки по нескольким налоговым требованиям подлежит исчислению со дня истечения добровольного срока исполнения требования.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд признает требования административного истца о взыскании с административного ответчика указанных выплат и пени подлежащими удовлетворению.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины, от которых при подаче иска административный истец освобожден, подлежат взысканию с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально удовлетворенным требованиям (аналогичное положение закреплено в п. 8 ч. 1 ст.333.20 НК РФ). В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Положениями ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, государственная пошлина уплачивается в размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей.
Таким образом, с административного ответчика Макарова В.Н. подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина в размере 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ,
РЕШИЛ:
административные исковые требования Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Хакасия к Макарову В.Н. о взыскании задолженности по налогам и пени удовлетворить.
Взыскать с Макарова В.Н., зарегистрированного по месту жительства по адресу: Х, зарегистрированного по месту пребывания по адресу: Х, в пользу Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Хакасия недоимку по транспортному налогу за 2017 года в размере 8 065 (восьми тысяч шестидесяти пяти) рублей, пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 117 (ста семнадцати) рублей 88 (восьмидесяти восьми) копеек.
Взыскать с Макарова В.Н., зарегистрированного по месту жительства по адресу: Х, зарегистрированного по месту пребывания по адресу: <данные изъяты>, в доход государства государственную пошлину в размере 400 (четырехсот) рублей 00 копеек.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Журавлева Н.Ю.
Справка: мотивированное решение изготовлено и подписано 22 апреля 2021 года.
Судья Журавлева Н.Ю.