Дело № 2 а - 674/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ульяновск 18 мая 2018 года
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Зобовой Л.В.,
с участием административного истца Гудовских Л.Г.,
представителя административного ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) Гулящева А.Н.,
при секретаре Новицкой В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело № 2а – 674/18 по административному исковому заявлению Гудовских Л.Г. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области, Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное), Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Ульяновска о признании незаконным отказа в перерасчете сумм страховых взносов и возврате излишне уплаченных сумм,
УСТАНОВИЛ:
Гудовских Л.Г. обратилась в Железнодорожный районный суд г. Ульяновска с иском, уточенным в ходе судебного разбирательства, к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области (ГУ – ОПФ РФ по Ульяновской области), Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) (ГУ – УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в перерасчете сумм страховых взносов и возврате излишне уплаченных сумм.
Исковые требования мотивированы тем, что она является нотариусом, занимающимся частной практикой в нотариальном округе г. Ульяновск, назначена на должность приказом № 139 от 08 декабря 1994 года.
В качестве нотариуса, занимающегося частной практикой, она является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Ею были уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации: за 2014 год - в размере 36 258 руб., за 2015 год - в размере 31 698 руб. 24 коп. Размер страховых взносов за указанные периоды был исчислен и уплачен истицей исходя из общей (валовой) суммы полученных доходов, без учёта произведенных ею и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью.
Вместе с тем, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 ноября 2016 года № 27-П для определения размера страховых взносов доход страхователя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода. К числу таких плательщиков п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (регулирующего отношения по уплате страховых взносов в 2014 – 2015 годах) были отнесены нотариусы, занимающиеся частной практикой.
В связи с указанными обстоятельствами, Нотариальной палатой Ульяновской области, действующей в интересах всех нотариусов Ульяновской области, 07 ноября 2017 года было направлено обращение в ГУ – ОПФ фонда РФ по Ульяновской области об определении порядка перерасчета и возврата излишне уплаченных нотариусами Ульяновской области страховых взносов на обязательное пенсионной страхование.
В своем ответе на данное обращение от 16.11.2017 исх. № – ОПФ РФ по Ульяновской области сообщило о возможности перерасчета сумм страховых взносов после получения из органов ФНС информации о размерах доходов нотариусов, уменьшенных на сумму произведенных расходов, а также о необходимости подачи в ОПФР по Ульяновской области индивидуальных заявлений нотариуса на перерасчет и, в последующем, на возврат излишне уплаченных сумм.
Заявление на перерасчет (переформирование обязательств) страховых взносов было направлено истицей в ОПФР по Ульяновской области 30 ноября 2017 года через Нотариальную палату Ульяновской области.
Однако, в своем дополнительном ответе от 29 декабря 2017 года ГУ - ОПФ РФ по Ульяновской области отказало в перерасчете и возврате излишне уплаченных нотариусами страховых сумм, указав, на то что по обязательствам по уплате страховых взносов, сформированных до 02.12.2016 и исполненных плательщиком в полном объеме, перерасчет и возврат излишне уплаченных сумм производится только на основании судебного решения (исх. №).
Указанным отказом ГУ-ОПФР по Ульяновской области нарушил её права и законные интересы.
Согласно налоговых деклараций по налогу на доходы физических (форма 3-НДФЛ) за 2014 год доход истицы составил <данные изъяты> руб., сумма произведенных документально подтвержденных расходов составила <данные изъяты> руб., размер налогооблагаемой базы составляет <данные изъяты> руб. Исходя из данных показателей размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014 год составляет <данные изъяты> коп. Истицей уплачены страховые взносы в размере <данные изъяты> руб. Соответственно, размер излишне уплаченных страховых взносов за 2014 год составляет <данные изъяты> коп.
За 2015 год доход истицы составил <данные изъяты> руб., сумма произведена документально подтвержденных расходов составила <данные изъяты> руб., размер налогооблагаемой базы составляет <данные изъяты> руб. Исходя из данных показателей размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2015 год составляет <данные изъяты> коп. Истицей были уплачены страховые взносы в размере <данные изъяты> коп. Размер излишне уплаченных страховых взносов за 2015 год составляет <данные изъяты> коп.
Ссылаясь на нормы, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Постановление Конституционного Суда Российской от 30 ноября 2016 года N 27-П, с учетом уточненных исковых требований, Гудовских Л.Г. просила суд:
- признать незаконным отказ Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области в перерасчете сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2014, 2015 годы;
- обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда российской Федерации по Ульяновской области, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) осуществить переформирование обязательств по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014, 2015 годы и произвести возврат излишне уплаченных сумм в размере <данные изъяты>.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Ульяновска.
В судебном заседании Гудовских Л.Г. на удовлетворении исковых требований настаивала, привела доводы аналогичные указанным в иске. Дополнительно пояснила, что по итогам 2014 года она подавала уточненную декларацию. В соответствии с уточненной декларацией сумма фактически произведенных расходов, учитываемых в составе профессионального налогового вычета, составляет <данные изъяты> руб. Таким образом, размер излишне уплаченных страховых взносов за 2014 год составляет <данные изъяты>.
Представитель Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) – Гулящев А.Н. просил в удовлетворении исковых требований отказать, указав на то, что положения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2016 года N 27-П распространяются на правоотношения, возникшие после публикации указанного постановления.
Представитель Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.
Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Ульяновска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) (действовавший на период спорных правоотношений) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым, в частности, относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Из подпункта 1.1 пункта 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ следует, что размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процент от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Из подпункта 1 пункта 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) следует, что исчисление и уплату налогов в соответствии с настоящей статьей производят физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона N 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что Гудовских Л.Г. является нотариусом, занимающимся частной практикой.
Согласно сведениям, представленным Гудовских Л.Г. в ИФНС России по Железнодорожному району г. Ульяновска, с учетом, уточненной налоговой декларации, сумма ее доходов за 2014 год составила <данные изъяты> руб., за 2015 год – <данные изъяты> руб.
Сумма страховых взносов, самостоятельно исчисленная и уплаченная Гудовских Л.Г., составила за 2014 год - <данные изъяты> руб., за 2015 год - в размере <данные изъяты>.
07 ноября 2017 года Нотариальной палатой Ульяновской области, действующей в интересах всех нотариусов Ульяновской области было направлено обращение в ГУ – ОПФ РФ по Ульяновской области об определении порядка перерасчета и возврата излишне уплаченных нотариусами Ульяновской области страховых взносов на обязательное пенсионной страхование.
В своем ответе на данное обращение от 16.11.2017 исх. № ГУ – ОПФ РФ по Ульяновской области сообщает о возможности перерасчета сумм страховых взносов после получения из органов ФНС информации о размерах доходов нотариусов, а также о необходимости подачи в территориальные органы ОПФР по Ульяновской области индивидуальных заявлений нотариусов.
Заявление на перерасчет (переформирование обязательств) страховых взносов было направлено Гудовских Л.Г. в ГУ - ОПФР РФ по Ульяновской области 30 ноября 2017 года через Нотариальную палату Ульяновской области.
29 декабря 2017 года ГУ - ОПФР РФ по Ульяновской области отказало в перерасчете и возврате излишне уплаченных нотариусами страховых сумм, указав на то, что обязательствам по уплате страховых взносов, сформированных до 02.12.2016 и исполненных плательщиком в полном объеме, перерасчет и возврат излишне уплаченных сумм производится только на основании судебного решения (исх. №).
Обращаясь в суд с исковыми требованиями Гудовских Л.Г. ссылается на Постановления Конституционного Суда российской Федерации от 30 ноября 2016 года N 27-П.
Согласно пункту 5 статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации относительного того, соответствует ли Конституции Российской Федерации смысл нормативного правового акта, придаваемым им судом или иной правоприменительной практикой, выраженная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, подлежит учету правоприменительными органами с момента вступления в силу соответствующего постановления Конституционного Суда Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что до 30 ноября 2016 года обязанность по уплате страховых взносов за 2014 и 2015 годы Гудовских Л.Г. исполнена, что не оспаривалось сторонами по делу, оснований для перерасчета подлежащих уплате страховых взносов за указанные периоды не имеется.
Кроме того, в силу части 22 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не производится в случае, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведения об излишне уплаченных страховых взносах представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) Пенсионным фондом Российской Федерации на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований Гудовских Л.Г. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации, Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное), Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Ульяновска о признании незаконным отказа в перерасчете сумм страховых взносов и возврате излишне уплаченных сумм не имеется.
Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░