Решение по делу № 2-271/2024 от 11.04.2024

УИД 32RS0031-01-2024-000322-19

Дело № 2-271/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 мая 2024 года                                                                                   г. Трубчевск

Трубчевский районный суд Брянской области в составе

председательствующего                         Зарубо И.В.,

при секретаре                                                 Мамыкиной О.А.,

с участием истца                                                 Филипповой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Филипповой Г.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области, Клиентской службе фонда социального страхования Российской Федерации в Трубчевском районе Брянской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Филиппова Г.В. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что она в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ во время учебы проживала в общежитии по <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала на территории <адрес>. Указанное место проживания относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

ДД.ММ.ГГГГ Филиппова Г.В. обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области (далее – ОСФР по Брянской области) с заявлением о назначении ей пенсии по возрасту с уменьшением возраста на <данные изъяты> года на основании Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением ОСФР по Брянской области Филипповой     Г.В. отказано в назначении пенсии со снижением возраста выхода на пенсию на <данные изъяты>.             В период проживания не засчитан период с ДД.ММ.ГГГГ по                             ДД.ММ.ГГГГ, поскольку не имеется сведений о постоянном проживании Филипповой Г.В. на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. ОСФР по Брянской области засчитывает период проживания Филипповой Г.В. на территории                                <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего                                <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяц <данные изъяты> дней, что дает ей право на снижение возраста выхода на пенсию на <данные изъяты> год, в связи чем, на момент обращения с заявлением у Филипповой Г.В. отсутствовало право на назначение досрочной пенсии по старости.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Филиппова Г.В. просит суд признать незаконным решение ОСФР по Брянской области об отказе в назначении пенсии по старости досрочно и признать за собой право на досрочное назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на <данные изъяты>; обязать ОСФР по Брянской области назначить         Филипповой Г.В. пенсию по старости с учетом уменьшения пенсионного возраста на <данные изъяты> года, с ДД.ММ.ГГГГ.

    В судебном заседании истец поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске, и просила их удовлетворить. Пояснила, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в <данные изъяты> совхозе-техникуме по специальности «<данные изъяты>», и в период с ДД.ММ.ГГГГ по             ДД.ММ.ГГГГ во время учебы была зарегистрирована и проживала в общежитии по <адрес><адрес>. В период с                                   ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в <адрес>.

Представитель ОСФР по Брянской области, представитель Клиентской службы Пенсионного фонда России в Трубчевском районе Брянской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте, дате и времени рассмотрения дела.

Представитель ОСФР по Брянской области представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Указанное ходатайство судом удовлетворено.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в рассмотрении дела.

В возражениях представитель ОСФР по Брянской области указал, что при обращении с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, были представлены справка от ДД.ММ.ГГГГ, выданная администрацией Трубчевского муниципального района и справка от ДД.ММ.ГГГГ, выданная Трубчевским совхоз-техникумом, согласно которым в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Филиппова Г.В. во время обучения в Трубчевском совхоз-техникуме проживала в общежитии по <адрес>В <адрес>. Сведений о постоянном проживании Филипповой Г.В. на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом во время обучения в совхоз-техникуме не имеется. Из справки от ДД.ММ.ГГГГ также следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Филиппова Г.В. проживала по адресу: <адрес>, территория которого с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Таким образом, период проживания Филипповой Г.В. на территории зоны проживания с льготным социально экономическим статусом составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяц        <данные изъяты> дней, в связи с чем, Филиппова Г.В. не имеет право на пенсию с уменьшением возраста выхода на пенсию на <данные изъяты> года. Представитель ОСФР по Брянской области просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Выслушав Филиппову Г.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Исходя из положений ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии устанавливаются законом.

Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ                                        «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных техногенных катастроф.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях») право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста                65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона       «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном ст.ст. 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в ч. 1.1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст. 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше                   50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).

Применительно к ст. 28.1 Закона Российской Федерации от                              15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» следует учитывать статью 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года                       № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста                    55 лет.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно положениям ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Таким образом, для приобретения права на пенсию по старости по нормам статьи 10 Федерального закона № 166 от 15 декабря 2001 года         «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» необходимо проживание на указанной территории с момента катастрофы                  26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года, а также установление продолжительности такого проживания (для права на снижение пенсионного возраста на 1 год, а также дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания).

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 5 апреля 1993 года                 № 557-р «Об изменении и дополнении Перечня, утвержденного распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р»,                           г. Трубчевск был отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 года № 1582     «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», г. Трубчевск исключен из перечня населенных пунктов, находящихся в границах проживания с льготным социально-экономическим статусом                           с 1 февраля 1998 года.

В силу п. 1 ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

    Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Филиппова Г.В. обратилась в ОСФР по Брянской области с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением возраста выхода на пенсию в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1.

    Решением ОСФР по <адрес> от                                              ДД.ММ.ГГГГ Филипповой Г.В. включен в период проживания на территории г. Трубчевска, относящегося к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, с ДД.ММ.ГГГГ по                                         ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> лет <данные изъяты> месяц <данные изъяты> дней).

    Период проживания Филипповой Г.В. на территории <адрес> с          ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не засчитан в период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, поскольку не имеется сведений о постоянном проживании Филипповой Г.В. на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем, у истца отсутствует право на назначение досрочной пенсии по старости.

Согласно ч. 1 ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

В соответствии со ст. 265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, имеющие юридические значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Трубчевским филиалом аграрного колледжа ФГБОУ ВО Брянский ГАУ, Филиппова Г.В. проходила обучение на очном отделении Трубчевского ордена ФИО1 совхозе-техникуме по специальности «Ветеринария» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ о зачислении от ДД.ММ.ГГГГ, приказ об окончании от ДД.ММ.ГГГГ).

По окончании совхоз-техникума Филипповой Г.В. выдан диплом серии от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный .

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Трубчевским филиалом ФГБОУ ВО Брянский ГАУ, Филиппова Г.В. в период с                  ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>-В. Основания проживания: домовая книга по <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ года.

Из домой книги по <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ года, усматривается, что Филиппова Г.В. была зарегистрирована на период обучения в общежитии совхоз-техникума с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией Трубчевского муниципального района, Филиппова Г.В. постоянно проживала и была зарегистрирована в общежитии по                   <адрес><адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по     ДД.ММ.ГГГГ. Так же, в указанной справке содержатся сведения о проживании Филипповой Г.В. на территории <адрес> в период с          ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке формы от ДД.ММ.ГГГГ, местом жительства Филипповой Г.В. значится адрес: <адрес>-В (общежитие).

Таким образом, представленные суду доказательства, а именно: справки из Трубчевского филиала ФГБОУ ВО Брянский ГАУ, сведения из домовой книги общежития, справка формы от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по                                               ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 во время обучения проживала в общежитии по адресу: <адрес>-В, подтверждают, что в указанный период Филиппова Г.В. действительно проживала на территории г. Трубчевска, отнесенного к территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Таким образом, в период проживания Филипповой Г.В. на территории г. Трубчевска, относящегося к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, подлежит включению период с                                                ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня.

Данные доказательства являются относимыми, допустимыми и в своей совокупности достаточными для установления факта постоянного проживания истца в указанный период в зоне со льготным социально-экономическим статусом.

При этом суд считает необходимым отметить, что положения п. 109 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России № 538н от 4 августа 2021 года, о подтверждении постоянного проживания в соответствующей зоне, допускают подтверждение соответствующих обстоятельств открытым перечнем документов о проживании, а не только документами регистрирующих органов.

Установление данного факта необходимо Филипповой Г.В. для реализации пенсионных прав, при этом, установить данный факт для истца, кроме как в судебном порядке, не представляется возможным.

ОСФР по Брянской области не оспаривает и засчитывает период проживания Филипповой Г.В. в зоне с льготным социально-экономическим статусом с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> лет <данные изъяты> месяц <данные изъяты> дней), а с учетом установления в настоящем решении суда факта проживания истца на территории г. Трубчевска в период с ДД.ММ.ГГГГ по                                 ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня), общая продолжительность проживания истца на указанной территории составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев                  <данные изъяты> дней, что дает Филипповой Г.В. право на снижение пенсионного возраста на <данные изъяты> года.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что истец приобрел право на снижение пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1               «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на <данные изъяты> года, в связи с чем, требования Филипповой Г.В. подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика не могут служить основанием к отказу истцу в признании за ним права на получение льготной пенсии, в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом.

При этом, суд обращает внимание, что указанная в просительной части искового заявления ссылка на примечание к ст. 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в качестве основания для снижения общеустановленного возраста выхода на пенсию, применению не подлежит, ввиду следующего.

Из примечания к статье 35 указанного Закона РФ следует, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Судом установлено, что Филиппова Г.В. проживала на территории                     г. Трубчевска, относящегося к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по                                             ДД.ММ.ГГГГ, тогда как для применения примечания к ст. 35 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 необходим период проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом с                                               26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от                                          28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Принимая во внимание, что право на получение пенсии возникло у Филипповой Г.В. с момента достижения возраста <данные изъяты> лет, то есть с                                   ДД.ММ.ГГГГ, и данное право нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, тогда как факт обращения к ответчику имел место до достижения истцом пенсионного возраста, суд полагает, что пенсия по старости Филипповой Г.В. должна быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ (по достижению возраста <данные изъяты> лет).

Поскольку Клиентская служба социального фонда России в Трубчевском районе Брянской области является представительством ОСФР по Брянской области, в соответствии с положениями ч. 3 ст. 55 ГК РФ, данное лицо не является самостоятельным юридическим лицом, тем самым не обладает какой-либо самостоятельной гражданской правоспособностью и дееспособностью, и не может самостоятельно выступать в качестве ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

        Исковое заявление Филипповой Г.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области, Клиентской службе фонда социального страхования Российской Федерации в Трубчевском районе Брянской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости – удовлетворить.

Установить факт постоянного проживания Филипповой Г.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории зоны со льготным социально-экономическим статусом в <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Признать за Филипповой Г.В. право на досрочное назначение пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации                             № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», со снижением общеустановленного пенсионного возраста на <данные изъяты> года.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области назначить                            Филипповой Г.В. пенсию по старости с                                                ДД.ММ.ГГГГ, с уменьшением пенсионного возраста на <данные изъяты> года.

        Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Трубчевский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

        Решение изготовлено в окончательной форме 28 мая 2024 года.

Председательствующий                                                                        И.В. Зарубо

2-271/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Филиппова Галина Владимировна
Ответчики
Клиентская СФР в Трубчевском районе Брянская область
ОСФР по Брянской области
Суд
Трубчевский районный суд Брянской области
Судья
Зарубо Ирина Владимировна
Дело на странице суда
trubchevsky.brj.sudrf.ru
11.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.04.2024Передача материалов судье
17.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.05.2024Подготовка дела (собеседование)
07.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.05.2024Судебное заседание
28.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее