УИД 32RS0031-01-2024-000322-19
Дело № 2-271/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2024 года г. Трубчевск
Трубчевский районный суд Брянской области в составе
председательствующего Зарубо И.В.,
при секретаре Мамыкиной О.А.,
с участием истца Филипповой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Филипповой Г.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области, Клиентской службе фонда социального страхования Российской Федерации в Трубчевском районе Брянской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Филиппова Г.В. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что она в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ во время учебы проживала в общежитии по <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала на территории <адрес>. Указанное место проживания относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
ДД.ММ.ГГГГ Филиппова Г.В. обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области (далее – ОСФР по Брянской области) с заявлением о назначении ей пенсии по возрасту с уменьшением возраста на <данные изъяты> года на основании Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Решением ОСФР по Брянской области Филипповой Г.В. отказано в назначении пенсии со снижением возраста выхода на пенсию на <данные изъяты>. В период проживания не засчитан период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку не имеется сведений о постоянном проживании Филипповой Г.В. на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. ОСФР по Брянской области засчитывает период проживания Филипповой Г.В. на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяц <данные изъяты> дней, что дает ей право на снижение возраста выхода на пенсию на <данные изъяты> год, в связи чем, на момент обращения с заявлением у Филипповой Г.В. отсутствовало право на назначение досрочной пенсии по старости.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Филиппова Г.В. просит суд признать незаконным решение ОСФР по Брянской области об отказе в назначении пенсии по старости досрочно и признать за собой право на досрочное назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на <данные изъяты>; обязать ОСФР по Брянской области назначить Филипповой Г.В. пенсию по старости с учетом уменьшения пенсионного возраста на <данные изъяты> года, с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске, и просила их удовлетворить. Пояснила, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в <данные изъяты> совхозе-техникуме по специальности «<данные изъяты>», и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ во время учебы была зарегистрирована и проживала в общежитии по <адрес>-В <адрес>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в <адрес>.
Представитель ОСФР по Брянской области, представитель Клиентской службы Пенсионного фонда России в Трубчевском районе Брянской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте, дате и времени рассмотрения дела.
Представитель ОСФР по Брянской области представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Указанное ходатайство судом удовлетворено.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в рассмотрении дела.
В возражениях представитель ОСФР по Брянской области указал, что при обращении с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, были представлены справка № от ДД.ММ.ГГГГ, выданная администрацией Трубчевского муниципального района и справка № от ДД.ММ.ГГГГ, выданная Трубчевским совхоз-техникумом, согласно которым в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Филиппова Г.В. во время обучения в Трубчевском совхоз-техникуме проживала в общежитии по <адрес>В <адрес>. Сведений о постоянном проживании Филипповой Г.В. на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом во время обучения в совхоз-техникуме не имеется. Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ также следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Филиппова Г.В. проживала по адресу: <адрес>, территория которого с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Таким образом, период проживания Филипповой Г.В. на территории зоны проживания с льготным социально экономическим статусом составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяц <данные изъяты> дней, в связи с чем, Филиппова Г.В. не имеет право на пенсию с уменьшением возраста выхода на пенсию на <данные изъяты> года. Представитель ОСФР по Брянской области просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав Филиппову Г.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Исходя из положений ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии устанавливаются законом.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных техногенных катастроф.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях») право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном ст.ст. 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в ч. 1.1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст. 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Применительно к ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» следует учитывать статью 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно положениям ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Таким образом, для приобретения права на пенсию по старости по нормам статьи 10 Федерального закона № 166 от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» необходимо проживание на указанной территории с момента катастрофы 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года, а также установление продолжительности такого проживания (для права на снижение пенсионного возраста на 1 год, а также дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания).
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 5 апреля 1993 года № 557-р «Об изменении и дополнении Перечня, утвержденного распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р», г. Трубчевск был отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 года № 1582 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», г. Трубчевск исключен из перечня населенных пунктов, находящихся в границах проживания с льготным социально-экономическим статусом с 1 февраля 1998 года.
В силу п. 1 ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Филиппова Г.В. обратилась в ОСФР по Брянской области с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением возраста выхода на пенсию в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1.
Решением ОСФР по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Филипповой Г.В. включен в период проживания на территории г. Трубчевска, относящегося к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> лет <данные изъяты> месяц <данные изъяты> дней).
Период проживания Филипповой Г.В. на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не засчитан в период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, поскольку не имеется сведений о постоянном проживании Филипповой Г.В. на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем, у истца отсутствует право на назначение досрочной пенсии по старости.
Согласно ч. 1 ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В соответствии со ст. 265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, имеющие юридические значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Трубчевским филиалом аграрного колледжа ФГБОУ ВО Брянский ГАУ, Филиппова Г.В. проходила обучение на очном отделении Трубчевского ордена ФИО1 совхозе-техникуме по специальности «Ветеринария» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ о зачислении № от ДД.ММ.ГГГГ, приказ об окончании № от ДД.ММ.ГГГГ).
По окончании совхоз-техникума Филипповой Г.В. выдан диплом серии № от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный №.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Трубчевским филиалом ФГБОУ ВО Брянский ГАУ, Филиппова Г.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>-В. Основания проживания: домовая книга № по <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ года.
Из домой книги № по <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ года, усматривается, что Филиппова Г.В. была зарегистрирована на период обучения в общежитии совхоз-техникума с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией Трубчевского муниципального района, Филиппова Г.В. постоянно проживала и была зарегистрирована в общежитии по <адрес>-В <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Так же, в указанной справке содержатся сведения о проживании Филипповой Г.В. на территории <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке формы № от ДД.ММ.ГГГГ, местом жительства Филипповой Г.В. значится адрес: <адрес>-В (общежитие).
Таким образом, представленные суду доказательства, а именно: справки из Трубчевского филиала ФГБОУ ВО Брянский ГАУ, сведения из домовой книги общежития, справка формы № от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 во время обучения проживала в общежитии по адресу: <адрес>-В, подтверждают, что в указанный период Филиппова Г.В. действительно проживала на территории г. Трубчевска, отнесенного к территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Таким образом, в период проживания Филипповой Г.В. на территории г. Трубчевска, относящегося к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, подлежит включению период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня.
Данные доказательства являются относимыми, допустимыми и в своей совокупности достаточными для установления факта постоянного проживания истца в указанный период в зоне со льготным социально-экономическим статусом.
При этом суд считает необходимым отметить, что положения п. 109 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России № 538н от 4 августа 2021 года, о подтверждении постоянного проживания в соответствующей зоне, допускают подтверждение соответствующих обстоятельств открытым перечнем документов о проживании, а не только документами регистрирующих органов.
Установление данного факта необходимо Филипповой Г.В. для реализации пенсионных прав, при этом, установить данный факт для истца, кроме как в судебном порядке, не представляется возможным.
ОСФР по Брянской области не оспаривает и засчитывает период проживания Филипповой Г.В. в зоне с льготным социально-экономическим статусом с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> лет <данные изъяты> месяц <данные изъяты> дней), а с учетом установления в настоящем решении суда факта проживания истца на территории г. Трубчевска в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня), общая продолжительность проживания истца на указанной территории составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, что дает Филипповой Г.В. право на снижение пенсионного возраста на <данные изъяты> года.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что истец приобрел право на снижение пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на <данные изъяты> года, в связи с чем, требования Филипповой Г.В. подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика не могут служить основанием к отказу истцу в признании за ним права на получение льготной пенсии, в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом.
При этом, суд обращает внимание, что указанная в просительной части искового заявления ссылка на примечание к ст. 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в качестве основания для снижения общеустановленного возраста выхода на пенсию, применению не подлежит, ввиду следующего.
Из примечания к статье 35 указанного Закона РФ следует, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Судом установлено, что Филиппова Г.В. проживала на территории г. Трубчевска, относящегося к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, тогда как для применения примечания к ст. 35 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 необходим период проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом с 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Принимая во внимание, что право на получение пенсии возникло у Филипповой Г.В. с момента достижения возраста <данные изъяты> лет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, и данное право нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, тогда как факт обращения к ответчику имел место до достижения истцом пенсионного возраста, суд полагает, что пенсия по старости Филипповой Г.В. должна быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ (по достижению возраста <данные изъяты> лет).
Поскольку Клиентская служба социального фонда России в Трубчевском районе Брянской области является представительством ОСФР по Брянской области, в соответствии с положениями ч. 3 ст. 55 ГК РФ, данное лицо не является самостоятельным юридическим лицом, тем самым не обладает какой-либо самостоятельной гражданской правоспособностью и дееспособностью, и не может самостоятельно выступать в качестве ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Филипповой Г.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области, Клиентской службе фонда социального страхования Российской Федерации в Трубчевском районе Брянской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости – удовлетворить.
Установить факт постоянного проживания Филипповой Г.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории зоны со льготным социально-экономическим статусом в <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Филипповой Г.В. право на досрочное назначение пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», со снижением общеустановленного пенсионного возраста на <данные изъяты> года.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области назначить Филипповой Г.В. пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, с уменьшением пенсионного возраста на <данные изъяты> года.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Трубчевский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 28 мая 2024 года.
Председательствующий И.В. Зарубо