Дело № 2-983/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сосновый Бор 14 июля 2016 года
Сосновоборский городской суд Ленинградской области в составе
председательствующего судьи Н.П. Ворониной,
с участием представителя истца Липатова А.С., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Сергеевой П.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску войсковой части №3705 к ФИО2, ФИО4, ФИО5 и ФИО3 о признании утратившим право пользования жилым помещением и права быть зарегистрированным по адресу дислокации войсковой части,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к ответчикам с названными требованиями. В обоснование исковых требований указано, что ответчики ФИО2 и ФИО4 проходили военную службу по контракту в воинской части, в настоящее время они исключены из списков воинской части. Ответчики ФИО2 и ФИО4 и их несовершеннолетние дети ФИО5 и ФИО3 зарегистрированы по адресу воинской части в связи с фактическим отсутствием жилых помещений. Ответчики до настоящего времени не снялись с регистрационного учета.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске доводам, просил удовлетворить заявленные требования.
Ответчики ФИО2, ФИО4 в судебное заседание не явились, извещались по адресам, указанным в иске по месту регистрации. Причин уважительности неявки ответчики суду не сообщили, дело слушанием отложить не просили.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков. В силу положений ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, при возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой "за истечением срока хранения", неявка лица в суд по указанным основаниям признается его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела. На основании абзаца 2 п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу о надлежащем извещении ответчиков о месте и времени судебного заседания. Неявка ответчиков является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, что не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьям 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 названного Федерального закона военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Из анализа приведенной нормы права следует, что место регистрации по адресу дислокации воинской части, то есть место нахождения административного здания, не может быть признано адресом проживания военнослужащего, поскольку никакого жилого помещения в нем он фактически не занимает ввиду отсутствия такового на территории войсковой части.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Жилищное законодательство, как определено в статье 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирует отношения, в том числе, по поводу возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов; пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда; пользования общим имуществом собственников помещений; отнесения помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда.
Согласно статье 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).
Согласно ст. 6 ч.3 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 23 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и пунктом 16 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, днем прекращения военной службы увольняемого военнослужащего считается день исключения его из списков личного состава части и снятия его со всех видов довольствия.
Из приведенных выше норм, устанавливающих военнослужащему по контракту, поступившему на военную службу до получения им жилого помещения, право регистрироваться по месту жительства по адресу воинской части, где этот военнослужащий проходит службу, следует, что указанное право дано лишь лицу, проходящему военную службу по контракту в указанной воинской части и лишь до момента получения им жилого помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Необходимо констатировать, что с момента обеспечения жилым помещением либо утерей связи с воинской частью или военной службой в целом, лицо теряет право быть зарегистрированными по месту жительства по адресу воинской части.
В данном случае жилищные правоотношения между войсковой частью №3705 и ответчиками ФИО2, ФИО4 и их несовершеннолетними детьми не возникли, регистрация ответчиков по месту дислокации войсковой части не повлекла для них возникновения каких-либо жилищных прав, которые могут быть прекращены по решению суда, поскольку период регистрации военнослужащего по адресу воинской части, по существу, ограничен периодом до предоставления ему жилого помещения.
Из материалов дела следует и установлено судом, что ФИО2 приказом № с/ч командира войсковой части №3705 от ДД.ММ.ГГГГ зачислена в списки личного состава, приказом № с/ч от ДД.ММ.ГГГГ исключена из списков. Ответчик ФИО4 приказом № с/ч командира войсковой части №3705 от ДД.ММ.ГГГГ зачислен в списки личного состава, приказом № с/ч от ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков. Согласно представленной войсковой частью справке ФИО2 прописана постоянно, без права с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. Совместно с ФИО2 зарегистрированы ФИО4 (муж) и дети ФИО5 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) и ФИО3 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения).
Таким образом, судом установлено, что ответчики ФИО2 и ФИО4 военнослужащими не являются, в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ и организациями, входящими в его структуру, не состоят.
В соответствии со ст. 56 ГПК ПРФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу с ч.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательство по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу пункта 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Таким образом, право несовершеннолетних детей производно от прав их родителей, поскольку лица, не достигшие возраста 14 лет, не могут самостоятельно реализовывать свои права, в том числе на вселение в жилое помещение и проживание в нем.
Учитывая, что спорное помещение было предоставлено ответчикам на период прохождения военной службы, суд приходит к выводу о признании ФИО2, ФИО4 и их несовершеннолетних детей утратившими права пользования спорным помещением и снятии их с регистрационного учета в силу пп. "е" п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 в ред. от 05.02.2016) в связи с увольнением с военной службы.
Поскольку регистрация ответчиков по адресу войсковой части 3705 является лишь административным актом, ответчики исключены из списков личного состава войсковой части и сняты со всех видов довольствия, доказательств постановки ФИО2 или ФИО4 на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий суду не представлено, то у суда имеются правовые основания для удовлетворения требований истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 3705 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░2, ░░░4, ░░░5 ░ ░░░3 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 3705: <░░░░░> <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░2, ░░░4, ░░░5 ░ ░░░3 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> <░░░░░>, ░/░ 3705.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░