Решение по делу № 33-1998/2016 от 24.08.2016

         Судья Колесов Р.Н.                                                                                     Дело № 33-1998     А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

                              «05» сентября 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Кулаковой И.А.,

судей Жукова И.П. и Пелевиной Н.В.,

при секретаре Дубровиной Т.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Костромы Шаталовой Надежды Николаевны на заочное решение Свердловского районного суда г. Костромы от 03 июня 2016 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Парфеньевского района Костромской области в интересах Петрова Ивана Игоревича к Администрации г. Костромы. На муниципальное образование городской округ г. Кострома в лице Администрации г. Костромы возложена обязанность предоставить Петрову Ивану Игоревичу по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение на территории г. Костромы из муниципального специализированного жилищного фонда г. Костромы с учетом нормы предоставления площади жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А., объяснения представителя Администрации г. Костромы Мальцевой И.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Петрова И.И. и прокурора Рыловой Т.В., полагавших решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Парфеньевского района Костромской области обратился в суд с иском в интересах Петрова И.И. к Администрации г. Костромы о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Иск мотивировал тем, что Петров И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его отец П.И.Л. умер 16.09.2002 года (свидетельство о смерти № 74 от 18.09.2002 года), мать Х.Е.А. умерла 08.11.2008 года (свидетельство о смерти № 41 от 14.11.2008 года). Приказом территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства по Парфеньевскому району № 71 от 08.12.2008 года в отношении несовершеннолетнего Петрова И.И., оставшегося без попечения родителей и зарегистрированного по адресу: <адрес>, установлен опекун Н.Т.А. (бабушка). После установления опеки Петров И.И. проживал совместно с опекуном по адресу: <адрес>. Постановлением администрации Парфеньевского сельского поселения № 46 от 29.12.2008 года Петров И.И. поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения. Закрепленное за Петровым И.И. жилое помещение по адресу: <адрес>, в котором истец был зарегистрирован, находилось в собственности П.В.В. Решением Нейского районного суда Костромской области от 18.10.2010 года Петров И.И. признан неприобретшим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, и снят с регистрационного учета. Петров И.И. является студентом 3 курса ОГБПОУ «Костромской лесомеханический колледж», на время обучения зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> (комната в общежитии). Приказом межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства № 3 от 20.04.2010 года № 145 Петров И.И., 08.02.1998 года рождения, включен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, в качестве нуждающегося в жилом помещении жилищного фонда Костромской области, предоставляемого по договору социального найма. Жилого помещения принадлежащего Петрову И.И. на праве собственности, либо ином законном основании на территории Костромской области не имеется. Петров И.И. приобрел право на получение жилого помещения, которое до настоящего времени не реализовано.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация Костромской области, департамент по труду и социальной защите населения Костромской области, департамент финансов Костромской области, департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, департамент имущественных и земельных отношений Костромской области.

Судом по делу постановлено указанное выше заочное решение.

В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Костромы Шаталова Н.Н. просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований прокурора. Ссылаясь на положения ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.07.1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 6 Закона Костромской области от 19.12.2005 года №348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» указывает, что проживание Петрова И.И. в г. Костроме носит временный характер и связано с обучением в ОГБПОУ «Костромской лесомеханический колледж». Вывод суда о том, что местом жительства истца является г. Кострома, основан лишь на заявлениях Петрова И.И. и не подтвержден допустимыми доказательствами.

Ссылаясь на положения ст.ст. 40, 72, 76, 132 Конституции РФ, ч. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса РФ, ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, ст. 72, 161 Бюджетного кодекса Российской Федерациист. ст. 2, 5, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»,ст. 6 Закона Костромской области от 19.12.2005 года №348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области», ст. ст. 3, 4, 10 Закона Костромской области от 23 декабря 2014 года № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» указывает, что основная ответственность за решение жилищной проблемы детей-сирот возложена на органы государственной власти Российской Федерации. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие фактическую передачу финансовых средств для обеспечения специализированным жильем истца. Полагает, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация Костромской области. Администрация Костромской области обладает необходимыми полномочиями в установленном порядке, механизм которого закреплен в нормативных правовых актах. Определение порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот относится к полномочиям администрации Костромской области. Полагает, что в случае удовлетворения исковых требований, заявленных к Администрации г. Костромы, одновременно на Костромскую область должна быть возложена обязанность по финансированию обязательств, возникающих у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему отдельных государственных полномочий.

В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель администрации Костромской области Поройкова С.В., прокурор Парфеньевского района Костромской области Орлов И.В. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представители администрации Костромской области, департамента по труду и социальной защите населения Костромской области, департамента финансов Костромской области, департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и, руководствуясь п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 3 Закона Костромской области от 29 декабря 2014 года № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» пришел к выводу о том, что Петров И.И. должен быть обеспечен жильем по месту жительства на территории г. Костромы, а обязанность по предоставлению ей жилого помещения лежит на муниципальном образовании городской округ г. Кострома в лице Администрации г. Костромы.

Данный вывод основан на материалах дела, подробно мотивирован судом с приведением положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, основания для признания его неправильным отсутствуют.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Петров И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.

Также судом установлено, что Петров И.И. собственником, нанимателем по договору социального найма либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является.

Постановлением администрации Парфеньевского сельского поселения № 46 от 29.12.2008 года Петров И.И. поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, после окончания пребывания под опекой.

Приказом межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства № 3 департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от 20.04.2010 года № 145 Петров И.И., 08.02.1998 года рождения, включен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, в качестве нуждающегося в жилом помещении жилищного фонда Костромской области, предоставляемом по договору социального найма.

Из содержания положений п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 02.07.2013 года № 185-ФЗ, вступившего в силу с 01 сентября 2013 года) и ст. 109.1 ЖК РФ (введенной в действие Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) следует, что основанием возникновения права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление специализированного жилого помещения является наличие следующих юридических фактов: нуждаемость в жилом помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, достижение возраста 18-ти лет, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение получения профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Установив по настоящему делу такие юридические факты, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора.

Право Петрова И.И. на получение жилого помещения на основании приведенной нормы Закона ответчиком не оспорено.

Доводы апелляционной жалобы о том, что надлежащим ответчиком по делу является администрация Костромской области, судебная коллегия считает несостоятельными.

Пунктами «ж», «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жилыми помещениями регулируются Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно п. 8 ст. 8 названного Федерального закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В силу ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Законом Костромской области от 29 декабря 2014 года № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (ч. 1 ст. 3 Закона).

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона Костромской области от 29 декабря 2014 года № 620-5-ЗКО государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии с частью 1 настоящей статьи, включают в себя:

1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) принятие решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет;

3) принятие решений об исключении жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда и заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров социального найма в отношении данных жилых помещений по окончании пятилетнего срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации;

4) выявление в установленном администрацией Костромской области порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации и принятии решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок.

Согласно ст. 10 Закона Костромской области от 29 декабря 2014 года № 620-5-ЗКО настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2015 года и вводится в действие ежегодно законом Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период при условии, если законом Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предусмотрено предоставление субвенций на осуществление органам местного самоуправления переданных настоящим Законом государственных полномочий.

Законом Костромской области от 26 марта 2015 года № 646-5-ЗКО «О внесении изменений в Закон Костромской области «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» введен в действие Закон Костромской области от 29 декабря 2014 года № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утверждено Приложение 40, таблица 17 «Распределение субвенций, передаваемых бюджетам городских округов в 2015 году на осуществление органами местного самоуправления городских округов полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями». Городскому округу город Кострома переданы субвенции в размере 2 926,1 тыс. рублей.

Решением Думы г. Костромы от 04 декабря 2014 года № 227 «О бюджете города Костромы на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» на финансирование расходов, связанных с осуществлением государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями - приобретение квартир предусмотрен объем бюджетных ассигнований 2891,6 тыс. руб. и 34,5 тыс. руб. - обеспечение деятельности городского округа в связи с осуществлением переданных государственных полномочий.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о возложении на Администрацию г. Костромы обязанности по предоставлению Петрову И.И. жилого помещения специализированного жилищного фонда согласуется с действующим федеральным и региональным законодательством и вопреки доводам жалобы надлежащий ответчик по делу определен судом правильно.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что Администрация г. Костромы необходимых финансовых средств для обеспечения истца специализированным жилым помещением не имеет, не может повлечь отмену судебного решения.

Возложение на органы местного самоуправления обязанности по реализации льгот, установленных федеральным законодательством, по смыслу статей 132 и 133 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию возникших дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования. Таким образом, органы местного самоуправления могут предоставлять жилые помещения из муниципального жилищного фонда с последующим возмещением данных расходов за счет субвенций на реализацию соответствующих государственных полномочий.

Доводы апелляционной жалобы о недоказанности факта проживания истца на территории г. Костромы являются необоснованными.

В силу ч. 1 ст. 6 Закона Костромской области от 19.12.2005 года № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 5 октября 2007 года № 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области», однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно ч. 1 ст. 10.1 Закона Костромской области от 05.10.2007 № 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, администрацией Костромской области по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном настоящим Законом, однократно предоставляются благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.

Таким образом, единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, федеральным законодательством и законодательством Костромской области названо место жительства этих лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В силу п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Установив, что Петров И.И. в течение трех лет проживает в г. Костроме, обучается в ОГБПОУ «Костромской лесомеханический колледж», на момент рассмотрения дела проживает по адресу: <адрес> (комната в общежитии), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что г. Кострома является постоянным жительством истца.

В целом доводы апелляционной жалобы основаны на ином толковании норм материального права и основаниями, предусмотренными статьей 330 ГПК РФ, для отмены решения суда в апелляционном порядке не являются.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 30 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации г. Костромы Шаталовой Н.Н. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-1998/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Парфеньевского района Костромской области
Петров И.И.
Ответчики
Администрация г. Костромы
Другие
Департамент финансов Костромской области
Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области
Департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области
Администрация Костромской области
Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области
Суд
Костромской областной суд
Судья
Кулакова Ирина Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.kst.sudrf.ru
05.09.2016Судебное заседание
08.09.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.09.2016Передано в экспедицию
05.09.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее