Решение по делу № 2-6060/2023 от 11.07.2023

-72

К делу

Решение

Именем Российской Федерации

<адрес> 26 октября 2023 года

Мотивированное решение изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ

Адлерский районный суд <адрес> края в составе:

председательствующего – судьи Машевец С.Ю.,

при секретаре судебного заседания – ФИО4,

с участием представителя истца прокуратуры <адрес> – помощника прокурора <адрес>ФИО5, ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в порядке ст.45 ГПК РФ к ФИО2 о признании отсутствующим права собственности и снятии с государственного кадастрового учета,

УСТАНОВИЛ:

Истец заместитель прокурора <адрес> - прокурор <адрес> в интересах Российской Федерации обратился в Адлерский районный суд к ФИО2 о признании отсутствующим права собственности и снятии с государственного кадастрового учета.

В обосновании своих доводов истец указывает, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407005:3284 незаконно оформлен
в собственность ответчика, поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.

Так, на основании постановления Совета Министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О создании Сочинского национального парка» создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства ФИО1. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда.

В силу ст. ст. 3, 4, 29 Лесного Кодекса ФИО1 (Закон ФИО1
от ДД.ММ.ГГГГ, далее – ЛК ФИО1 1978 года, утратил силу ДД.ММ.ГГГГ) все леса, включая леса национальных парков, образуют единый государственный лесной фонд и состоят в исключительной собственности государства.

Аналогичные положения установлены ст. ст. 2, 14 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Основы лесного законодательства РФ от ДД.ММ.ГГГГ), которыми ЛК ФИО1 1978 года признан утратившим силу.

Статьями 7, 19, 56 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 22-ФЗ, далее – ЛК РФ 1997 года),
с принятием которого утратили силу Основы лесного законодательства РФ
от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что леса национальных парков находятся
в собственности Российской Федерации.

В силу п. 5 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в первоначальной редакции, далее – Федеральный закон № 33-ФЗ) собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 12 данного Федерального закона (в ред.
от ДД.ММ.ГГГГ) земельные участки и природные ресурсы, расположенные
в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности.

Аналогичное законоположение предусмотрено п. 6 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ, далее – ЗК РФ).

Таким образом, в силу названных положений законодательства земельные участки, входящие и входившие в Сочинский национальный парк, находятся в федеральной собственности.

На основании ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ
«О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ)эти земли считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации.

Границы лесничеств (основных территориальных единиц управления
в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов), входящих
в Сочинский национальный парк, в соответствии с п. 2 ст. 23, ст. ст. 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ
№ 200-ФЗ, далее – ЛК РФ), п. 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ , определяются лесоустройством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств.

Аналогичные положения были предусмотрены ст. 72 ЛК РФ 1997 года,
п. 3.8.2 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ .

В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием «Воронежлеспроект», подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка.
В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.

В частности, на основании плана лесоустройства Веселовского участкового лесничества Сочинского национального паркаДД.ММ.ГГГГ на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок
с кадастровым номером 23:49:0000000:28 категории «земли особо охраняемых природных территорий», что подтверждается информацией территориального отдела (по <адрес>) ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ,а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Роснедвижимости по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации
(далее – ГК РФ) отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 214 ГК РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка.

Исходя из п. 5 ч. 2, ч.ч. 6, 7 ст. 111, п. 3 ч. 2 ст. 23, ч. 1, п. 5 ч. 2, ч. 3
ст. 116 ЛК РФ в случае перевода и включения лесных участков в границы населенного пункта леса, находящиеся на таких землях, приобретают статус городских лесов, в которых запрещено осуществление деятельности несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Изменение границ земель городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.

Таким образом, защитные леса, составлявшие территорию Сочинского национального парка, после их включения в границы населенных пунктов города-курорта Сочи приобрели статус городских лесов, изменение целевого назначения и уменьшения площади которых не допускается. Данный вывод подтвержден Верховным Судом Российской Федерации в определении
от ДД.ММ.ГГГГ -АПГ15-5.

В силу п. 2 ст. 3, п. 2 ст. 6, пп. 1, 6 ст. 11 ЛК РФ, п. 3 ст. 3, п. 8 ст. 27,
п. 12 ст. 85 ЗК РФ, абз. 4 п. 8 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации. Аналогичная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -КГ14-9070.

Согласно заключению специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407005:3284 полностью расположен в границах земель Веселовского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года Сочинского национального парка.

Вместе с тем на спорный земельный участок ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ФИО2, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Основанием первичной государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок послужило распоряжение департамента имущественных отношений администрации
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р «О включении в реестр муниципальной собственности города-курорта Сочи земельного участка с кадастровым номером 23:49:0407005:3284, площадью 463 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество «Восход», участок ».

Правовых оснований для включения земельного участка 23:49:0407005:3284 в данный реестр не имелось.

Так, согласно распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ -р основанием для включения в реестр земельного участка 23:49:0407005:3284 послужили положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Федеральный закон № 244-ФЗ).

Однако ч. 11 ст. 1 Федерального закона № 244-ФЗ предусматривает исключительные случаи, определенные частями 8-10 данной статьи, при которых земельные участки федеральной собственности не подлежат отнесению к муниципальной собственности.

В частности, п. 4 ч. 8 ст. 1 Федерального закона № 244-ФЗ устанавливает, что к федеральной собственности относятся земельные участки, предусмотренные федеральными законами.

Спорный земельный участок образован за счет территории земельного участка федеральной собственности с кадастровым номером 23:49:0000000:28, то есть за счет земель Веселовского лесничества Сочинского национального парка, которые в силу абз. 3 п. 1 ст. 17, п. 6 ст. 95 ЗК РФ, п. 5 ст. 12 Федерального закона № 33-ФЗ, абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона
от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ находятся в собственности Российской Федерации.

Таким образом, включение земельного участка 23:49:0407005:3284
в перечень объектов муниципальной собственности, а также регистрация
на него права муниципальной собственности противоречит требованиям
ч. 11 ст. 1, п. 4 ч. 8 ст. 1 Федерального закона № 244-ФЗ.

Кроме того, проведенным прокуратурой анализом законодательства, действовавшего в период издания правоустанавливающих документов
о предоставлении земель СНТ «Восход» установлено, что территория садового товарищества отведена в пользование в нарушение положений законодательства, регламентирующих порядок принятия решения об изъятии земель Сочинского национального парка для организации коллективного садоводства, в связи с чем, правовые основания для последующего возникновения права муниципальной собственности и права собственности ФИО2 на спорный земельный участок отсутствовали.

<адрес> исполнительного комитета ФИО1 народных депутатов (далее – Адлерский РИК) от ДД.ММ.ГГГГ работникам совхоза «Восход» выделен земельный участок площадью 3 га
для организации садоводческого товарищества «Восход» за счет земель совхоза «Восход».

В дальнейшем, решением Сочинского горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ
указанные земли предоставлены в пользование СНТ «Восход» для организации коллективного садоводства.

Следовательно, территория СНТ «Восход» образована исключительно из земель совхоза «Восход».

Однако, спорный земельный участок 23:49:0407005:3284 сформирован за счет земель Веселовского лесничества Сочинского национального парка, которые не изымались из пользования национального парка в установленном законом порядке, что свидетельствует о незаконном образовании спорного участка и возникновении вещных прав на него.

Правоустанавливающие документы на земли СНТ «Восход», предусматривающие образование земельных участков за счет земель Сочинского национального парка не утверждались.

Отвод земель осуществляется в установленном законом порядке после изъятия земель у землепользователей. Изъятие земель национальных парков осуществляется только на основании постановления ФИО1.

Так, ст. 10 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от ДД.ММ.ГГГГ -VII
(в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что предоставление земельных участков
в пользование осуществляется в порядке отвода. Предоставление земельного участка, находящегося в пользовании, другому землепользователю производится только после изъятия данного участка.

Статьей 12 Земельного кодекса ФИО1, утвержденного Законом ФИО1
от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что порядок возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении земельных участков устанавливается ФИО1.

В соответствии с п.п. 14, 15, 27 Положения о порядке возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении земельных участков, утвержденного постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Положение ), действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, райисполком, горисполком рассматривает материалы о предоставлении земельных участков, обеспечивает подготовку землеустроительного дела и направляет его в ФИО1 автономной республики, крайисполком, облисполком.
К ходатайству о предоставлении земельных участков прилагается справка
о согласовании изъятия земельного участка в соответствии со статьей 35 Земельного кодекса ФИО1.

В составе материалов землеустроительного дела направляются решения райисполкома, горисполкома о необходимости предоставления земельного участка (участков) и условиях его отвода (пп. «д» п. 15 Положения ).

В пункте 16 Положения установлено, что ФИО1 автономной республики, крайисполком, облисполком рассматривает землеустроительное дело и принимает решение о предоставлении земельных участков.

В тех случаях, когда решение о предоставлении земельных участков будет приниматься ФИО1, ФИО1 автономной республики, крайисполком, облисполком докладную записку ФИО1, свое решение и землеустроительное дело направляет на заключение в Министерство лесного хозяйства ФИО1 - при изъятии земельных участков из земель государственного лесного фонда.

Следовательно, земельный участок СНТ «Восход», на котором сформирован спорный участок, отведен вопреки ст.ст. 35, 85 Закона ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Земельного кодекса ФИО1» (в ред.
от ДД.ММ.ГГГГ), ст. 29 Закона ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Лесного кодекса ФИО1» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), поскольку предоставление лесов национальных парков в пользование для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства, производилось в исключительных случаях и только по постановлению ФИО1.

Более того, вступивший в законную силу ДД.ММ.ГГГГ Земельный кодекс ФИО1, утвержденный постановлением ВС ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ , установил, что в силу ст. 25 изъятие земель, занятых лесами первой группы для государственных и общественных нужд допускается только в исключительных случаях, указанных в ст. 24 настоящего Кодекса (связанных с выполнением международных обязательств, разработкой месторождений ценных полезных ископаемых, строительством объектов культуры и истории, здравоохранения, образования, дорог, магистральных трубопроводов, линий связи, электропередачи и других линейных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов).

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в решении от ДД.ММ.ГГГГ № ГКПИ00-872 положения нормы ст. 25, в совокупности с другими нормами земельного и лесного законодательства Российской Федерации свидетельствуют фактически о том, что изъятие указанных земель лесного фонда допускается только для указанных в ней нужд и только в исключительных случаях, перечисленных в ст. 24.

Информацией ФГБУ «Сочинский национальный парк» подтверждается, что местоположение участков и площадь земель Сочинского национального парка, изъятых в установлено законом порядке соответствуют местоположению участков и площади земель, исключенного из планов лесонасаждений Нижне-Сочинского, Верхне-Сочинского, Дагомысского, Лазаревского, Макопсинского лесничеств при лесоустройстве 1997-1998 годов, как ранее изъятых из территории национального парка.

Для размещения иных садоводческих товариществ земли Сочинского национального парка в установленном законом порядке не изымались и в пользовыание не предоставлялись, о чем свидетельствует информация ФКУ «Государственный Архив Российской Федерации» об отсутствии соответствующих распоряжений ФИО1 (Правительство Российской Федерации).

Следовательно, права пользования садоводческих товариществ землями Сочинского национального парка, изъятие которых не осуществлялось, и производные от них права собственности возникли на спорные земельные участки незаконно.

В связи с этим вещные права на спорный земельный участок СНТ «Восход» возникли незаконно.

Таким образом, в нарушение названных требований законодательства
и в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, – МТУ Росимущества, в их границах был сформирован земельный участок 23:49:0407005:3284, категории земель: «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для садоводства», расположенный в <адрес>, участок .

Кроме того, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения администрации Адлерского внутригородского района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано за ФИО2

Основанием для издания распоряжения администрации Адлерского внутригородского района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р, послужило постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и протокол общего собрания членов садоводческого товарищества «Восход» от ДД.ММ.ГГГГ .

Пунктом 3 постановления от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена выдача каждому садоводу государственного акта или свидетельства на право собственности на землю, которые ФИО2 не выдавались.

Федеральный закон № 66-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, закрепляет принцип формирования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на добровольных началах (абзац пятый статьи 1) и относит к компетенции общего собрания членов такого объединения вопросы приема в его члены (п. 4 ст. 18 и подп. 2 п. 1 ст. 21).

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 18 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) (далее ФЗ-66 от ДД.ММ.ГГГГ), членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества (садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства) могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого товарищества (партнерства).

Членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения могут стать в соответствии с гражданским законодательством наследники членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в том числе малолетние и несовершеннолетние, а также лица, к которым перешли права на земельные участки в результате дарения или иных сделок с земельными участками.

Аналогичные требования закона закреплены в положениях ФЗ-66 от ДД.ММ.ГГГГ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, на момент включения ФИО2 в списки членов с/т «Восход» спорный земельный участок ей на праве собственности не принадлежал.

Опрошенная ДД.ММ.ГГГГ председатель садоводческого товарищества «Восход» ФИО6 пояснила, что Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ с/т «Восход» предоставлен земельный участок, площадью 3,1 га в <адрес> для коллективного садоводства, членами садоводческого товарищества государственные акты и свидетельства на право собственности на земельные участки из выделенного массива не получались.

С учетом изложенного, право собственности муниципального образования <адрес>, а в последующем ФИО2 на спорный земельный участок 23:49:0407005:3284 возникло незаконно.

Из акта натурного обследования спорного земельного участка, проведенного специалистами управления муниципального земельного контроля администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и составленной фототаблицы следует, что обозначенный участок не огорожен, свободен от строений,
не осваивается.

Данные обстоятельства подтверждают отсутствие владения ФИО2 и иными гражданами указанным участком.

Участок доступен для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц.

Таким образом, фактически спорный участок, расположенный в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбыл.

В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» к требованиям собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, которые не соединены с лишением владения, относятся также требования о признании права (обременения) отсутствующим. Исковая давность на такие требования не распространяется (статья 208 ГК РФ).

Верховным Судом Российской Федерации указано, что признание права собственности ответчика отсутствующим возможно только при наличии у истца права собственности, владении им имуществом и неосновательной регистрации права собственности за ответчиком, который этим имуществом не владеет (определения от ДД.ММ.ГГГГ -КГ18-15, -КГ18-17 и др.).

Учитывая изложенное, восстановление нарушенных прав Российской Федерации по настоящему спору возможно путем предъявления иска о признании права отсутствующим, так как ответчик не является фактическим владельцем земельного участка с кадастровым номером 23:49:0407005:3284.

Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) предусмотрено право прокурора обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

С учетом изложенного просит признать отсутствующим право собственности ФИО2, зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости, на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407005:3284, категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: с/т «Восход» участок , <адрес>.

Признать право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407005:3284, категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: с/т «Восход» участок , <адрес>, за Российской Федерацией.

В решении суда указать, что решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об аннулировании права ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407005:3284, категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: с/т «Восход» участок , <адрес> и о регистрации на него права собственности за Российской Федерацией.

Представитель истца в судебном заседании исковые требование поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворении исковых требований.

Представитель третьего лица-администрации муниципального образования городского округа города-курорта Сочи в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Представитель третьего лица МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес>, надлежаще уведомленный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

Представитель третьего лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Сочинский национальный парк» в судебном заседании указал об обоснованности заявленных требований и просил их удовлетворить.

Представитель третьего лица управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, уведомленный о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав представителя истца, ответчика, изучив материалы гражданского дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом.

Как установлено в суде, прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407005:3284 незаконно оформлен
в собственность ответчика, поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.

Так, на основании постановления Совета Министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О создании Сочинского национального парка» создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства ФИО1. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда.

В силу ст. ст. 3, 4, 29 Лесного Кодекса ФИО1 (Закон ФИО1
от ДД.ММ.ГГГГ, далее – ЛК ФИО1 1978 года, утратил силу ДД.ММ.ГГГГ) все леса, включая леса национальных парков, образуют единый государственный лесной фонд и состоят в исключительной собственности государства.

Аналогичные положения установлены ст. ст. 2, 14 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Основы лесного законодательства РФ от ДД.ММ.ГГГГ), которыми ЛК ФИО1 1978 года признан утратившим силу.

Статьями 7, 19, 56 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 22-ФЗ, далее – ЛК РФ 1997 года),
с принятием которого утратили силу Основы лесного законодательства РФ
от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что леса национальных парков находятся
в собственности Российской Федерации.

В силу п. 5 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в первоначальной редакции, далее – Федеральный закон № 33-ФЗ) собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 12 данного Федерального закона (в ред.
от ДД.ММ.ГГГГ) земельные участки и природные ресурсы, расположенные
в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности.

Аналогичное законоположение предусмотрено п. 6 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ, далее – ЗК РФ).

Таким образом, в силу названных положений законодательства земельные участки, входящие и входившие в Сочинский национальный парк, находятся в федеральной собственности.

На основании ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ
«О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ)эти земли считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации.

Границы лесничеств (основных территориальных единиц управления
в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов), входящих
в Сочинский национальный парк, в соответствии с п. 2 ст. 23, ст. ст. 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ
№ 200-ФЗ, далее – ЛК РФ), п. 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ , определяются лесоустройством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств.

Аналогичные положения были предусмотрены ст. 72 ЛК РФ 1997 года,
п. 3.8.2 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ .

В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием «Воронежлеспроект», подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка.
В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.

В частности, на основании плана лесоустройства Веселовского участкового лесничества Сочинского национального паркаДД.ММ.ГГГГ на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок
с кадастровым номером 23:49:0000000:28 категории «земли особо охраняемых природных территорий», что подтверждается информацией территориального отдела (по <адрес>) ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ,а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Роснедвижимости по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации
(далее – ГК РФ) отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 214 ГК РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка.

Исходя из п. 5 ч. 2, ч.ч. 6, 7 ст. 111, п. 3 ч. 2 ст. 23, ч. 1, п. 5 ч. 2, ч. 3
ст. 116 ЛК РФ в случае перевода и включения лесных участков в границы населенного пункта леса, находящиеся на таких землях, приобретают статус городских лесов, в которых запрещено осуществление деятельности несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Изменение границ земель городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.

Таким образом, защитные леса, составлявшие территорию Сочинского национального парка, после их включения в границы населенных пунктов города-курорта Сочи приобрели статус городских лесов, изменение целевого назначения и уменьшения площади которых не допускается. Данный вывод подтвержден Верховным Судом Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ -АПГ15-5.

В силу п. 2 ст. 3, п. 2 ст. 6, пп. 1, 6 ст. 11 ЛК РФ, п. 3 ст. 3, п. 8 ст. 27,
п. 12 ст. 85 ЗК РФ, абз. 4 п. 8 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации. Аналогичная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -КГ14-9070.

Согласно заключению специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407005:3284 полностью расположен в границах земель Веселовского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года Сочинского национального парка.

Вместе с тем на спорный земельный участок ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ФИО2, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Основанием первичной государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок послужило распоряжение департамента имущественных отношений администрации
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р «О включении в реестр муниципальной собственности города-курорта Сочи земельного участка с кадастровым номером 23:49:0407005:3284, площадью 463 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество «Восход», участок ».

Правовых оснований для включения земельного участка 23:49:0407005:3284 в данный реестр не имелось.

Так, согласно распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ -р основанием для включения в реестр земельного участка 23:49:0407005:3284 послужили положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Федеральный закон № 244-ФЗ).

Однако ч. 11 ст. 1 Федерального закона № 244-ФЗ предусматривает исключительные случаи, определенные частями 8-10 данной статьи, при которых земельные участки федеральной собственности не подлежат отнесению к муниципальной собственности.

В частности, п. 4 ч. 8 ст. 1 Федерального закона № 244-ФЗ устанавливает, что к федеральной собственности относятся земельные участки, предусмотренные федеральными законами.

Спорный земельный участок образован за счет территории земельного участка федеральной собственности с кадастровым номером 23:49:0000000:28, то есть за счет земель Веселовского лесничества Сочинского национального парка, которые в силу абз. 3 п. 1 ст. 17, п. 6 ст. 95 ЗК РФ, п. 5 ст. 12 Федерального закона № 33-ФЗ, абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона
от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ находятся в собственности Российской Федерации.

Таким образом, включение земельного участка 23:49:0407005:3284
в перечень объектов муниципальной собственности, а также регистрация
на него права муниципальной собственности противоречит требованиям
ч. 11 ст. 1, п. 4 ч. 8 ст. 1 Федерального закона № 244-ФЗ.

Кроме того, проведенным прокуратурой анализом законодательства, действовавшего в период издания правоустанавливающих документов
о предоставлении земель СНТ «Восход» установлено, что территория садового товарищества отведена в пользование в нарушение положений законодательства, регламентирующих порядок принятия решения об изъятии земель Сочинского национального парка для организации коллективного садоводства, в связи с чем, правовые основания для последующего возникновения права муниципальной собственности и права собственности ФИО2 на спорный земельный участок отсутствовали.

<адрес> исполнительного комитета ФИО1 народных депутатов (далее – Адлерский РИК) от ДД.ММ.ГГГГ работникам совхоза «Восход» выделен земельный участок площадью 3 га
для организации садоводческого товарищества «Восход» за счет земель совхоза «Восход».

В дальнейшем, решением Сочинского горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ
указанные земли предоставлены в пользование СНТ «Восход» для организации коллективного садоводства.

Следовательно, территория СНТ «Восход» образована исключительно из земель совхоза «Восход».

Однако, спорный земельный участок 23:49:0407005:3284 сформирован за счет земель Веселовского лесничества Сочинского национального парка, которые не изымались из пользования национального парка в установленном законом порядке, что свидетельствует о незаконном образовании спорного участка и возникновении вещных прав на него.

Правоустанавливающие документы на земли СНТ «Восход», предусматривающие образование земельных участков за счет земель Сочинского национального парка не утверждались.

Отвод земель осуществляется в установленном законом порядке после изъятия земель у землепользователей. Изъятие земель национальных парков осуществляется только на основании постановления ФИО1.

Так, ст. 10 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от ДД.ММ.ГГГГ -VII
(в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что предоставление земельных участков
в пользование осуществляется в порядке отвода. Предоставление земельного участка, находящегося в пользовании, другому землепользователю производится только после изъятия данного участка.

Статьей 12 Земельного кодекса ФИО1, утвержденного Законом ФИО1
от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что порядок возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении земельных участков устанавливается ФИО1.

В соответствии с п.п. 14, 15, 27 Положения о порядке возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении земельных участков, утвержденного постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Положение ), действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, райисполком, горисполком рассматривает материалы о предоставлении земельных участков, обеспечивает подготовку землеустроительного дела и направляет его в ФИО1 автономной республики, крайисполком, облисполком.
К ходатайству о предоставлении земельных участков прилагается справка
о согласовании изъятия земельного участка в соответствии со статьей 35 Земельного кодекса ФИО1.

В составе материалов землеустроительного дела направляются решения райисполкома, горисполкома о необходимости предоставления земельного участка (участков) и условиях его отвода (пп. «д» п. 15 Положения ).

В пункте 16 Положения установлено, что ФИО1 автономной республики, крайисполком, облисполком рассматривает землеустроительное дело и принимает решение о предоставлении земельных участков.

В тех случаях, когда решение о предоставлении земельных участков будет приниматься ФИО1, ФИО1 автономной республики, крайисполком, облисполком докладную записку ФИО1, свое решение и землеустроительное дело направляет на заключение в Министерство лесного хозяйства ФИО1 - при изъятии земельных участков из земель государственного лесного фонда.

Следовательно, земельный участок СНТ «Восход», на котором сформирован спорный участок, отведен вопреки ст.ст. 35, 85 Закона ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Земельного кодекса ФИО1» (в ред.
от ДД.ММ.ГГГГ), ст. 29 Закона ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Лесного кодекса ФИО1» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), поскольку предоставление лесов национальных парков в пользование для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства, производилось в исключительных случаях и только по постановлению ФИО1.

Более того, вступивший в законную силу ДД.ММ.ГГГГ Земельный кодекс ФИО1, утвержденный постановлением ВС ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ , установил, что в силу ст. 25 изъятие земель, занятых лесами первой группы для государственных и общественных нужд допускается только в исключительных случаях, указанных в ст. 24 настоящего Кодекса (связанных с выполнением международных обязательств, разработкой месторождений ценных полезных ископаемых, строительством объектов культуры и истории, здравоохранения, образования, дорог, магистральных трубопроводов, линий связи, электропередачи и других линейных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов).

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в решении от ДД.ММ.ГГГГ № ГКПИ00-872 положения нормы ст. 25, в совокупности с другими нормами земельного и лесного законодательства Российской Федерации свидетельствуют фактически о том, что изъятие указанных земель лесного фонда допускается только для указанных в ней нужд и только в исключительных случаях, перечисленных в ст. 24.

Информацией ФГБУ «Сочинский национальный парк» подтверждается, что местоположение участков и площадь земель Сочинского национального парка, изъятых в установлено законом порядке соответствуют местоположению участков и площади земель, исключенного из планов лесонасаждений Нижне-Сочинского, Верхне-Сочинского, Дагомысского, Лазаревского, Макопсинского лесничеств при лесоустройстве 1997-1998 годов, как ранее изъятых из территории национального парка.

Для размещения иных садоводческих товариществ земли Сочинского национального парка в установленном законом порядке не изымались и в пользовыание не предоставлялись, о чем свидетельствует информация ФКУ «Государственный Архив Российской Федерации» об отсутствии соответствующих распоряжений ФИО1 (Правительство Российской Федерации).

Следовательно, права пользования садоводческих товариществ землями Сочинского национального парка, изъятие которых не осуществлялось, и производные от них права собственности возникли на спорные земельные участки незаконно.

В связи с этим вещные права на спорный земельный участок СНТ «Восход» возникли незаконно.

Таким образом, в нарушение названных требований законодательства
и в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, – МТУ Росимущества, в их границах был сформирован земельный участок 23:49:0407005:3284, категории земель: «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для садоводства», расположенный в <адрес>, участок .

Кроме того, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения администрации Адлерского внутригородского района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано за ФИО2

Основанием для издания распоряжения администрации Адлерского внутригородского района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р, послужило постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и протокол общего собрания членов садоводческого товарищества «Восход» от ДД.ММ.ГГГГ .

Пунктом 3 постановления от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена выдача каждому садоводу государственного акта или свидетельства на право собственности на землю, которые ФИО2 не выдавались.

Федеральный закон № 66-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, закрепляет принцип формирования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на добровольных началах (абзац пятый статьи 1) и относит к компетенции общего собрания членов такого объединения вопросы приема в его члены (п. 4 ст. 18 и подп. 2 п. 1 ст. 21).

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 18 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) (далее ФЗ-66 от ДД.ММ.ГГГГ), членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества (садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства) могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого товарищества (партнерства).

Членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения могут стать в соответствии с гражданским законодательством наследники членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в том числе малолетние и несовершеннолетние, а также лица, к которым перешли права на земельные участки в результате дарения или иных сделок с земельными участками.

Аналогичные требования закона закреплены в положениях ФЗ-66 от ДД.ММ.ГГГГ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, на момент включения ФИО2 в списки членов с/т «Восход» спорный земельный участок ей на праве собственности не принадлежал.

С учетом изложенного, право собственности муниципального образования <адрес>, а в последующем ФИО2 на спорный земельный участок 23:49:0407005:3284 возникло незаконно.

Из акта натурного обследования спорного земельного участка, проведенного специалистами управления муниципального земельного контроля администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и составленной фототаблицы следует, что обозначенный участок не огорожен, свободен от строений,
не осваивается.

Данные обстоятельства подтверждают отсутствие владения ФИО2 и иными гражданами указанным участком.

Участок доступен для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц.

Таким образом, фактически спорный участок, расположенный в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбыл.

В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» к требованиям собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, которые не соединены с лишением владения, относятся также требования о признании права (обременения) отсутствующим. Исковая давность на такие требования не распространяется (статья 208 ГК РФ).

Верховным Судом Российской Федерации указано, что признание права собственности ответчика отсутствующим возможно только при наличии у истца права собственности, владении им имуществом и неосновательной регистрации права собственности за ответчиком, который этим имуществом не владеет (определения от ДД.ММ.ГГГГ -КГ18-15, -КГ18-17 и др.).

Учитывая изложенное, восстановление нарушенных прав Российской Федерации по настоящему спору возможно путем предъявления иска о признании права отсутствующим, так как ответчик не является фактическим владельцем земельного участка с кадастровым номером 23:49:0407005:3284.

Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право прокурора обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При таком положении суд считает, что исковые требования и. о. прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации к ФИО7 о признании отсутствующим права собственности и снятии с государственного кадастрового учета являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> в порядке ст.45 ГПК РФ к ФИО2 о признании отсутствующим права собственности и снятии с регистрационного учета земельного участка с кадастровым номером 23:49:0407005:3284, категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: с/т «Восход» участок , <адрес> - удовлетворить.

Признать отсутствующим право собственности ФИО2, зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости, на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407005:3284, категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: с/т «Восход» участок , <адрес>.

Признать право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407005:3284, категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: с/т «Восход» участок , <адрес>, за Российской Федерацией.

Решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об аннулировании права ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407005:3284, категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: с/т «Восход» участок , <адрес> и о регистрации на него права собственности за Российской Федерацией.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Адлерский районный суд <адрес>.

Судья С.Ю. Машевец

2-6060/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора Краснодарского края - прокурор г. Сочи
Ответчики
Зайцева Людмила Алексеевна
Другие
Управление Росреестра по КК
Администрация г. сочи
ФГБУ "Сочинский национальный парк
МТУ Росимущества в КК
СНТ Восход
Суд
Адлерский районный суд г. Сочи
Дело на странице суда
sochi-adler.krd.sudrf.ru
11.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.07.2023Передача материалов судье
18.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.07.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.10.2023Предварительное судебное заседание
26.10.2023Судебное заседание
02.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее