47RS0018-02-2020-002710-39
Дело №2а-705/2021 28 января 2021 года
в г.Тосно Ленинградской области
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Тосненский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Леоненко Е.А.,
при помощнике судьи Закировой Е.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Агентство Финансового Контроля» к судебному приставу-исполнителю Тосненского районного отдела судебных приставов Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ленинградской области Самсоновой А.Н., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ленинградской области об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя, устранении нарушений.
Установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Агентство Финансового Контроля» (далее-истец) обратилось в Тосненский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Тосненского районного отдела судебных приставов Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ленинградской области Самсоновой А.Н., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ленинградской области (далее-ответчик) об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя, устранении нарушений.
В обоснование административного иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Самсоновой А.Н. возбуждено исполнительное производство № По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность перед ООО "АФК" должником Тимашкова С.Б. не погашена и составляет <данные изъяты> коп.
В соответствии со ст. 12 ФЗ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Самсоновой А.Н., на основании ст. 6, 14, 68, 98, 99 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве» было вынесено постановление об удержании из доходов должника и копия исполнительного документа направлена по месту предполагаемых удержаний. В соответствии с ч. 3 ст. 98 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве», лица, выплачивающие должнику заработанную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. Однако, в нарушение ч. 3 ст.98 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве», денежные средства из доходов не удерживаются, на расчетный счет взыскателя не поступают. Административный истец считает, что судебный пристав-исполнитель Тосненское районное отделение судебных приставов УФССП России по Ленинградской области Самсонова А.Н. проявляет бездействие в реализации предоставленных ей полномочий, предусмотренных ч. 2 ст. 12 ФЗ № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», которая наделяет его правом удержания и перечисления денежных средств. Таким образом, судебный пристав допускает факт волокиты при исполнении решения суда, а также нарушение прав взыскателя ООО "АФК" на своевременное и правильное исполнение исполнительного документа, в чем выражается его бездействие.
В целях восстановления нарушенных прав административный истец просил обязать принять меры принудительного своевременного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе
В заседание суда административный истец, административные ответчики: представитель Управления ФССП России по <адрес>, судебный пристав-исполнитель <адрес> отделения судебных приставов УФССП Россиии по <адрес>, заинтересованное лицо ФИО3 не явились, извещены судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание, ходатайств об отложении судебного заседания не представили, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.
Изучив материалы дела, изучив материалы дела и представленные доказательства, оценив доказательства в их совокупности в соответствии с КАС РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Статья 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусматривает, что постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
По смыслу статьи 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Частью 1 статьи 12, статьей 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ "О судебных приставах" установлено, что судебный пристав в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в производстве Тосненского районного отдела УФССП России по ленинградской области находится исполнительное производство №, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ на основании судебного приказа, вынесенного мировым судьей судебного участка №10 Ново-Савинского района г.Казани Республики Татарстан в рамках приказного производства № в пользу взыскателя ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» в отношении должника, предмет исполнения задолженность в размере <данные изъяты>., уплаченной государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
19 апреля 2016 года мировым судьей судебного участка №10 Ново-Савинского района г.Казани Республики Татарстан вынесено определение о замене стороны в исполнительном производстве взыскателя ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» на «АФК».
14 мая 2020 года вынесено постановление об окончании и возвращении ИД взыскателю по причине невозможности установления местонахождения должника и его имущества, в соответствии с п.3 ч.1 ст. 46, ст.ст. 6,14 ФЗ «Об исполнительном производстве», которое отменено постановлением от 10 ноября 2020 года.
10 ноября 2020 года вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходов должника.
07 октября 2020 года на основании постановления судебного пристава-исполнителя обращено взыскание на заработную плату.
11 ноября 2020 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об объединении исполнительного производства в сводное по должнику, в связи с чем, с Тимошковой С.Б. производятся удержания по исполнительным документам, с перераспределением сумм в счет погашения задолженности.
Обращаясь в суд, административный истец указал, что по настоящее время со стороны судебных приставов-исполнителей допускается бездействие, выражающееся в не принятии полного комплекса мер по принудительному исполнению требований исполнительного документа.
Судом при обозрении материалов исполнительного документа установлено, что судебным приставом-исполнителем Самсоновой А.Н., в чьем производстве находилось исполнительное производство, не было допущено бездействие, нарушившее права ООО «АФК», как взыскателя.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения.
Перечень исполнительных действий, которые судебный пристав-исполнитель вправе совершать в процессе исполнения требований исполнительных документов, приведен в статье 64 ФЗ Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Так, согласно части 1 статьи 64 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Из содержания данной нормы права следует, что указанный в ней перечень исполнительных действий не является исчерпывающим. То есть судебный пристав-исполнитель имеет право и обязан совершить все возможные действия для исполнения исполнительного документа.
Как следует из представленных суду копий материалов исполнительных производств, судебным приставом-исполнителем был принят комплекс мер к установлению имущества должника и установления его местонахождения.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).
Материалами исполнительного производства, подтверждается, что в настоящее время со стороны должника производятся платежи в счет погашения задолженности, что также подтверждает, что комплекс мер, принимаемый судебным приставом-исполнителем, имеет положительный результат в виде постепенного исполнения требований исполнительного документа.
Доводы административного истца о том, что судебным приставом-исполнителем не принят весь комплекс мер принудительного исполнения, в том числе отраженный взыскателем в заявлении о возбуждении исполнительного производства, не может служить основанием удовлетворения заявления, поскольку совершенные судебными приставами-исполнителями действия и вынесенные постановления при исполнении исполнительного документа, свидетельствуют об отсутствии бездействия судебного пристава-исполнителя, а выбор конкретных мер принудительного исполнения законодательно относится к прерогативе судебного пристава-исполнителя, которым принимается решение о принятии тех или иных мер по своему усмотрению.
Более того, из материалов исполнительного производства следует, что судебными приставами-исполнителями при осуществлении возложенных на него задач предпринимал предусмотренные главой 7 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и главой III Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ "О судебных приставах" действия, направленные на правильное и своевременное исполнение исполнительного документа.
Таким образом, суд пришел к выводу, что неисполнение требований исполнительного документа связано не с бездействием судебных приставов-исполнителей, а уклонением должника от исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.
Частью 1 статьи 65 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что судебный пристав-исполнитель в ходе исполнительного производства объявляет исполнительный розыск должника, его имущества при условии, что совершенные им иные исполнительные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не позволили установить местонахождение должника, его имущества.
Также суд не усматривает правовых оснований в удовлетворении административного иска об оспаривании бездействия начальника УФССП по Ленинградской области, выразившегося в отсутствии контроля за осуществлением действий судебных приставов-исполнителей Тосненского районного отдела УФССП России по Ленинградской области по исполнительному производству.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ "О судебных приставах" старший судебный пристав возглавляет структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или службы судебных приставов субъекта Российской Федерации.
Частью 2 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ "О судебных приставах" определены полномочия старшего судебного пристава, в том числе, он организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов.
Непосредственное осуществление функции по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц в силу положений части 2 статьи 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Судебный пристав-исполнитель является самостоятельным должностным лицом и несет ответственность за проступки и правонарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 19 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ "О судебных приставах").
Исходя из положений пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ "О судебных приставах" формой контроля за решением, действием (бездействием) судебного пристава-исполнителя со стороны вышестоящего должностного лица является проверка таких решений, действий (бездействия) в порядке подчиненности на основании заявлений сторон исполнительного производства, иных заинтересованных лиц.
Из приведенных норм закона следует, что судебный пристав-исполнитель является самостоятельным должностным лицом, которое наделено правом совершать исполнительные действия в пределах полномочий и мер, предоставленных ему Федеральным законом "Об исполнительном производстве", чьи действия (бездействия) могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства.
Старшим судебным приставом осуществляется контроль за ходом исполнительного производства в пределах прав и обязанностей, определенных действующим законодательством.
Поскольку материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих доводы административного истца о наличии бездействия судебных приставов-исполнителей Тосненского отдела УФССП России по Ленинградской области по исполнительному производству, то отсутствуют основания полагать, что имело место бездействие со стороны Управления УФССП России по Ленинградской области в части ненадлежащего контроля за деятельностью судебных приставов-исполнителей.
При этом, Федеральный закон от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" содержит нормы, конкретизирующие, какие виды постановлений судебного пристава-исполнителя, актов о совершении исполнительных действий должны быть в обязательном порядке направлены сторонам исполнительного производства.
В то же время частью 1 статьи 50 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
Таким образом, действующее законодательство не обязывает судебного пристава-исполнителя извещать взыскателя о каждом произведенном судебным приставом-исполнителем исполнительном действии, поскольку это не будет способствовать своевременному исполнению исполнительных документов, а право взыскателя знать о ходе исполнительного производства реализуется посредством его ознакомления с материалами исполнительного производства, заявления ходатайств, в том числе и об участии в совершении исполнительных действий и направлении в его адрес конкретных постановлений.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Решил:
В удовлетворении административного иска ООО «Агентство Финансового Контроля» к судебному приставу-исполнителю Тосненского районного отдела судебных приставов Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ленинградской области Самсоновой А.Н., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ленинградской области об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя, устранении нарушений- отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (05 февраля 2021 года) путем подачи апелляционной жалобы через Тосненский городской суд.
Судья: Леоненко Е.А.