Решение по делу № 2-10/2015 (2-1424/2014;) от 17.10.2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 февраля 2015 года г. Краснотурьинск

Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Лопаевой Г.И.,

с участием представителей истца: Кольздорфа М.А., действующего по доверенности от <данные изъяты>, Герцог Т.И., действующей по доверенности от <данные изъяты>, Вершинной О.В., действующей по доверенности от <данные изъяты>, Силантьевой А.В., действующей по доверенности от <данные изъяты>

ответчика Соловьевой Л.К., её представителей ООО «Форма» Фетисова А.В., Малкова Д.В. действующих по доверенности № <адрес обезличен> от <данные изъяты>,

адвоката Вершинина И.В., представляющего интересы ответчика Гараевой Н.Ш., представившего удостоверение и ордер <данные изъяты>,

третьих лиц Ерошенко А.А., Шмидта Ю.В., Вольфа А.Ф., представителя Росреестра Шатова С.Н., действующего на основании доверенности от ,

при секретаре Делимовой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации городского округа Краснотурьинск к Гараевой Н. Ш., Соловьевой Л. К., Соловьевой И. С. о признании незаконным свидетельства на право собственности на землю, прекращение ранее зарегистрированного право собственности, признании недействительными договоров купли продажи земельного участка, прекращение ранее зарегистрированного право собственности и обязании вернуть земельный участок муниципальному образованию «город Краснотурьинск»

у с т а н о в и л:

Администрация городского округа Краснотурьинск обратилась в суд с иском к Гараевой Н.Ш., Соловьевой Л.К.Соловьевой И.С. о признании недействительным Свидетельство на право собственности на землю серии <данные изъяты>, выданное Гараевой Н.Ш. <данные изъяты>, прекратить ранее зарегистрированное право собственности у Гараевой Н.Ш. и аннулировать запись о государственной регистрации ее права на земельный участок, расположенный по адресу: <данные изъяты>; признать недействительным договор купли-продажи земельного участка от <дата обезличена> года, заключенный между Гараевой Н.Ш. и Соловьевой Л.К. в силу его ничтожности; Прекратить ранее зарегистрированное право собственности у Соловьевой Л.К. и аннулировать запись о государственной регистрации ее права на спорный земельный участок; признать недействительным договор купли-продажи земельного участка от <дата обезличена> года, заключенный между Соловьевой Л.К. и Соловьевой И.С. в силу ею ничтожности; прекратить право собственности Соловьевой И.С. и аннулировать запись о государственной регистрации ее права. обязать, Соловьеву И.С. вернуть земельный участок муниципальному образованию «город Краснотурьинск».

<данные изъяты>

При проверке данной информации было установлено, что почтовый адрес: «город <данные изъяты> на территории городского округа Краснотурьинск жилому строению, либо иному объекту недвижимости, в том числе, земельному участку не присваивался (подтверждается ответом на запрос СОГУП «Областной Центр недвижимости» - филиал «Северное БТИ» от 26.11.2013 № 1621). Согласно карте зонирования территории городского округа Краснотурьинск, спорный земельный участок находится в территориальной зоне (Т-2) зона торговых комплексов и не предназначена под индивидуальную жилую застройку. В связи с чем, Комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации городского округа Краснотурьинск было отказано Соловьевой Л.К. в выдаче градостроительного плана.    

<данные изъяты>

В соответствии с законодательством Российской Федерации, а также Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» установлен порядок выдачи свидетельств на право собственности па землю, согласно п. 9 которого заявителем подавалось соответствующее заявление в органы местной администрации, которое подлежало рассмотрению в течение месяца и по результатам рассмотрения которого выдавилось решение (выписка из решения) органа местной администрации о предоставлении, продаже земельного участка в собственность, о переоформлении права на землю, выделе земельного участка либо об отказе в этих действиях.

<данные изъяты>

В силу Постановления Главы администрации города Краснотурьинска от 06.12.1991 года №1 «О прекращении полномочий исполнительного комитета Краснотурьинского городского Совета народных депутатов» исполнительный комитет Краснотурьинского городского Совета народных депутатов реорганизован в администрацию города Краснотурьинска.

В ст. 22 Закона РФ от 24.12.1992 «Об основах федеральной жилищной политики» (в редакций от 08,07.1999), действовавшей до 01.03.2005 (принятия Федерального закона от 29.12.2004 № 169-ФЗ «О введении в действие жилищного кодекса РФ»), предусматривалось, что застройщик имеет право на получение или приобретение в установленном порядке земельных участков для строительства жилья в зонах, предусмотренных градостроительной документацией. Органы местного самоуправления с учетом специфики регионов и городов обязаны предоставить в пользование, аренду, собственность или продать земельные участки для жилищного строительства в срок не более одного месяца для физических лиц и двух месяцев для юридических лиц с момента их обращения. При этом земельный участок, отведенный под жилищное строительство, должен быть использован по назначению в сроки, устанавливаемые органами местного самоуправления. При превышении установленного срока к застройщику органами местного самоуправлений применяются санкции, предусмотренные законодательством.

<данные изъяты>

Указом Президента РФ, как уже выше указывалось, был установлен порядок выдачи свидетельств и их форма, а Постановлением Главы администрации г.Краснотурьинска №136 от 20.02.1995 были утверждены всего лишь районы возможной приватизации земель в пределах городской черты согласно схемы планировочных ограничений в целях реализации Указа Президента РФ от 14.06.1992 № 631 «Об утверждении порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности».

Данное обстоятельство подтверждается пояснительной запиской к Схеме планировочных ограничений промышленных территорий г. Краснотурьинска, выполненном Уральским ПромстройНИИпроект в 1994 году по заказу Администрации города Краснотурьинска. При этом схема планировочных ограничений в постановлении № 136 от 20.02.1995 указана в качестве приложения к нему, в котором были рассмотрены зоны г. Краснотурьинска. Генплан города на момент разработки данной схемы был 1966 года и не отвечал действительности. Люди обращались в Администрацию за приватизацией земельных участков, однако генплан морально устарел, в связи с чем, Администрацией было принято решение о разработке данного проекта, и на заседании утверждался этот проект. Вопросы по индивидуальной жилищной застройке не рассматривались. Выделялись селитебные территории. Это практически жилые кварталы, в эти зоны входили необходимые территорий общего пользования, общегородские территории, площадки, необходимые для организации досуга, детских игр и т.д. Данные территории нормируются СНиПом, они не выделялись.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В. силу п. 2 Порядка оформления и выдачи свидетельств на право собственности на землю утв. Комитетом по земреформе и земресурсам Свердловской области от 15.02.1994 свидетельство на право собственности на землю могло быть выдано только на основании решения местной администрации. В п. 4 вышеуказанного Порядка оформления и выдачи свидетельств указано, что свидетельства выдавались комитетом после регистрации прав собственности в регистрационной (поземельной) книге, однако Гараевой Н.Ш. ни поземельная книга, ни доказательства наличия в данной книге записи о выдаче ей свидетельства не представлены.

В п. 7 Порядка оформления и выдачи свидетельств на право собственности на землю, утв. Комитетом по земреформе и земресурсам Свердловской области от 15.02.1994 указано, что при описании границ земельного участка в обязательном порядке указывается его кадастровый номер, кадастровая оценка в балло-гектарах, категория земель к которой он относится основное целевое назначение использования земель. Однако в свидетельстве на право собственности на землю от <дата обезличена> и приложении к нему (план границ) на спорный земельный участок - не указан кадастровый номер, что также свидетельствует о недействительности данного свидетельства, как правоподтверждаюшего документа.

Более того, достаточно четко прослеживается необходимость соблюдения п.12 Порядка, то есть какие данные должны присутствовать на чертеже границ (приложение к свидетельству1). В представленном приложении к оспариваемому свидетельству отсутствуют следующие данные: элементы гидрографической сети (реки, озера), границы и кадастровые номера земельных участков других собственников, владельцев и пользователей, границы и номера территорий (зон) на которых введены ограничения в использовании или установлен особый режим.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Вышеуказанные факты и обстоятельства также подтверждают доводы истца о том, что решение о предоставлении Гараевой Н.Ш. спорного земельного участка органом местной администрации не принималось, соответственно ей никогда (в том числе, <дата обезличена> года) не выдавалось свидетельство на право собственности на землю.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В последующем, Гараева Н.Ш. спорный земельный участок на основании договора купли-продажи земельного участка от <дата обезличена> года, заключенного между ней и Соловьевой Л.К. продала последней за <данные изъяты> рублей.

В результате оформления спорного земельного участка на основании недействительного свидетельства на право собственности на землю от <дата обезличена> и последующей его продажи Соловьевой Л.К., нарушены права и законные интересы городского округа Краснотурьинск, так как недополучен необходимый доход от реализации участка в установленном законном порядке. Кроме того нарушены права неопределенного круга лиц, проживающих возле спорного земельного участка, поскольку она является территорией общего пользования и использовалась, как спортивная площадка.Земельный участок (спорный) подлежит возвращению в распоряжение муниципального образования «город Краснотурьинск».

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Представитель истца Вершинина О.В., также поддержав исковые требования Администрации городского округа Краснотурьинск, в ходе судебного заседания в их обоснование пояснила, что на чертеже границ земельного участка, который является неотъемлимой частью оспариваемого Свидетельства на право собственности на землю, выданного Гараевой Н.Ш. <дата обезличена> Горкомземом города Краснотурьинска, в соответствии с требованиями Порядка оформления и выдачи свидетельств на право собственности на землю от <данные изъяты>, показываются поворотные точки границ, их номера, меры линий и румбы внешних границ (при наличии), элементы гидрографической сети (реки, озера) и линейные объекты (дороги, валы, каналы и др.), являющиеся границами земельного участка, границы и кадастровые номера земельных участков других собственников, владельцев и пользователей, расположенных в границах предоставляемого участка, границы и номера территорий (зон), на которых введены ограничения в использовании или установлен особый режим использования земель, а также границы территорий, обременяемые правами иных физических и юридических лиц по использованию обремененных частей земельного участка. В случаях, когда размеры земельных участков устанавливались по данным натурных промеров или графически без определения координат поворотных точек, на чертеже границ показываются только меры линий между точками. Чертеж границ соответственно, подписывается должностным лицом соответствующего комитета.

Представленный же Соловьевой Л.К. план к свидетельству, не подписан уполномоченным лицом, сам план по форме не соответствует требованиям к нему предъявляемым, не содержит перечень смежеств, данных о натурных измерениях участка, в чертеже границ не сделана поясняющая надпись: с использованием каких планово- картографических и других материалов он изготовлен и характеризующая точность изготовления чертежа, при этом, исполнителем указан специалист <ФИО>18, никогда не работавшая в Горкомземе. Отсутствуют и инвентарные сведения о данном земельном участке в Бюро технической инвентаризации, что подтверждает доводы иска о незаконности Свидетельства на право собственности на земельный участок, границы которого не были определены на момент его выдачи и позже. При отсутствии же границ земельного участка, он не может быть предметом гражданских правоотношений.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

На основании изложенного. Вершинина О.В. также просит суд удовлетворить иск Администрации городского округа Краснотурьинск.

Ответчик Соловьева И.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена путем направления судебной повестки по месту жительства. Соловьева И.С. обратилась в суд с ходатайством о рассмотрении дела в ее отсутствие.

С учетом мнения участников судебного процесса, отсутствия ходатайств об отложении судебного заседания, надлежащего извещения ответчика о времени и месте судебного заседания, суд в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации определил рассмотреть данное гражданское дело и в отсутствие ответчика Гараевой Н.Ш., допустив к участию в деле ее представителя – адвоката Вершинина И.В.

<данные изъяты>

Ответчик Соловьева Л.К. в судебном заседании исковые требования Администрации городского округа Краснотурьинск не признала, пояснив, что она является полноправным собственником земельного участка, расположенного по адресу: город <адрес обезличен>., что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права собственности от 03.07.2012, которое выдано на основании договора купли-продажи с Гараевой Н.Ш. от 06.06.2012. Поскольку данная сделка прошла государственную регистрацию в ФГЪУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», по её мнению, она является законной и, соответственно, не может быть ничтожной, что подтверждается положениями п. 1 ст. 131, п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 2, ст.20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Третье лицо представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (Управления Росреестра по Свердловской области) Шатов С.Н. в судебном заседании пояснил, что в силу своей компетенции установленной п. 3 ст. 9 Закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Управление не вправе оспаривать чьи-либо права и сделки, поэтому заявленных истцом требований и совершенной между ними сделки купли-продажи спорного земельного участка Управление оставляет на усмотрение суда, кроме того сообщил, что на территории города Краснотурьинский филиал Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Свердловской области был создан 01.09.1999, а с 01.01.2005 филиал был реорганизован в отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области.

<данные изъяты>

Свидетель <ФИО>22 в судебном заседании пояснила, что <дата обезличена> специалистом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области <ФИО>26 было принято решение о внесении сведений о ранее учтенном земельном участке - по адресу: город <данные изъяты> в государственный кадастр недвижимости на основании заявления Гараевой Н.Ш. от <дата обезличена> и свидетельства на право собственности на землю от <дата обезличена> в связи с отсутствием оснований для отказа во внесении сведений, которые предусмотрено Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Свидетель <ФИО>28 в судебном заседании пояснил, что он работает кадастровым инженером и проводил межевание земельных участков. К нему обратилась Гараева, он выехал на место, посмотрел участок, подготовил предварительную схему и стал собирать документы. Он не обнаружил в гос.кадастре данного земельного участка и обратился в архитектуру, где установил, что не возможно оформить так как на данной территориальной зоне не предусмотрено индивидуальное жилищное строительство. Данную информацию он довел до сведения Соловьевой Л.К.

Свидетель <ФИО>29 в судебном заседании пояснила, что ранее она работала в 1995 году председателем комитета по архитектуре и градостроительству администрации города Краснотурьинска.

Представленная на обозрение схема планировочных ограничений и пояснительная записка к ней - это проект 1994 года по заданию Администрации, в котором были рассмотрены зоны г. Краснотурьинска. Генплан города на момент разработки данной схемы был 1966 года и не отвечал действительности. Люди обращались в Администрацию за приватизацией земельных участков, однако генплан морально устарел, в связи с чем, Администрацией было принято решение о разработке данного проекта, и на заседании утверждался этот проект. Вопроса о выделении земельных участков под индивидуальное жилищное строительство конкретным гражданам не рассматривался, данная разработка (схема планировочных ограничений) выявляла зоны возможной приватизации земель с учетом планировочных ограничений, которых было много. Вопросы по индивидуальной жилищной застройке не рассматривались. Выделялись селитебные территории. Это практически жилые кварталы, в эти зоны входили необходимые территорий общего пользования, общегородские территории, площадки, необходимые для организации досуга, детских игр и т.д. Данные территории нормируются СНиПом, они не выделялись.

Заслушав участников судебного процесса, допросив свидетелей, исследовав собранные материалы дела, суд приходит к следующему выводу:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

При этом, как усматривается из вышеуказанного договора отчуждаемый земельный участок принадлежал продавцу на основании Постановления Главы администрации города Краснотурьинска от 20.02.1995, что подтверждается Свидетельством на право собственности на землю серии <данные изъяты>, выданным Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству города Краснотурьинска, регистрационная запись от 30.08.1999.

Истцом оспариваются как права ответчиков Гараевой Н.Ш.,Соловьевой Л.К. Соловьевой И.С.на указанный земельный участок, так и сама сделка по его отчуждению от 06.06.2012.и от <дата обезличена>

Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 (в редакции Указов Президента РФ от 24.12.93 N 2287, от 25.01.99 N 112) «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» было определено, что земельные участки и все, что прочно с ними связано, относятся к недвижимости. Совершение сделок с земельными участками регулируется гражданским законодательством с учетом земельного, лесного, природоохранительного, иного специального законодательства и настоящего Указа (п.1). Данным же Указом был установлена форма Свидетельств на право собственности на землю, выданная Гараевой Н.Ш. (п.3), которые в соответствии с Указом Президента РФ от 25.01.1999 N 112 «О признании утратившими силу и об изменении некоторых актов Президента Российской Федерации» выдавались и признавались действительными и после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219 «Об утверждении правил ведения единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В п.9 Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 был установлен порядок выдачи свидетельств на право собственности на землю, согласно которому заявителем подавалось соответствующее заявление в органы местной администрации, которое подлежало рассмотрению в месячный срок с момента его подачи. По результатам его рассмотрения выдавалось решение (выписка из решения) органа местной администрации о предоставлении, продаже земельного участка в собственность, о переоформлении права на землю, выделе земельного участка либо об отказе в этих действиях.

При отсутствии чертежа границ земельного участка соответствующий комитет по земельным ресурсам и землеустройству должен был в месячный срок после государственной регистрации права собственности на землю произвести установление и оформление границ земельного участка и выдать собственнику копию чертежа границ участка.

Согласно п.2 Порядка оформления и выдачи свидетельств на право собственности на землю, утвержденного Первым заместителем Председателя Роскомзема 15.02.1994, свидетельство выдавалось гражданам и юридическим лицам при первичном предоставлении земельного участка на основании решения местной администрации, а при купле - продаже земельных участков и в других случаях перехода права собственности на землю - на основании договора купли - продажи (купчей) или иных документов, подтверждающих переход права собственности на землю.

При этом, выдача свидетельств осуществлялась соответствующим комитетом и сельскими (поселковыми) администрациями после регистрации комитетом прав собственности на землю в регистрационной (поземельной) книге. В свидетельстве указывался номер регистрационной записи и дата, когда она произведена в поземельной книге (п.4).

Кроме того, в соответствии с требованиями вышеуказанного Порядка оформления и выдачи свидетельств на право собственности на землю на второй странице свидетельства кроме даты выдачи свидетельства, должны указываться юридических документы, на основании которых граждане и юридические лица приобретают право собственности на землю, форма собственности, местоположение земельного участка и его общая площадь.

В зависимости от размера и целевого использования земельного участка площадь его указывается в гектарах либо в квадратных метрах.

При выдаче свидетельства на земельный участок гражданам наряду с паспортными данными указывается адрес постоянного местожительства.

Адрес (местоположение) земельного участка определяется по его географическому положению относительно ближайших административных и хозяйственных центров (сельский Совет, колхоз, совхоз, акционерное общество, кооператив, товарищество, производственный участок, ферма, полевой стан и др.), населенных пунктов, урочищ(п.6).

При описании земельного участка в обязательном порядке указывается его кадастровый номер, кадастровая оценка в балло-гектарах, категория земель, к которой он относится, основное целевое назначение использования земель(п.7).

В п. 12 Порядка оформления и выдачи свидетельств на право собственности на землю предусмотрено, что на чертеже границ земельного участка показываются поворотные точки границ, их номера, меры линий и румбы внешних границ (при наличии), элементы гидрографической сети (реки, озера) и линейные объекты (дороги, валы, каналы и др.), являющиеся границами земельного участка, границы и кадастровые номера земельных участков других собственников, владельцев и пользователей, расположенных в границах предоставляемого участка, границы и номера территорий (зон), на которых введены ограничения в использовании или установлен особый режим использования земель, а также границы территорий, обременяемые правами иных физических и юридических лиц по использованию обремененных частей земельного участка. В случаях, когда размеры земельных участков устанавливались по данным натурных промеров или графически без определения координат поворотных точек, на чертеже границ показываются только меры линий между точками.

При этом, чертеж границ подписывается должностным лицом соответствующего комитета, указанным в пункте 9 настоящего Порядка (председателем (заместителем председателя) соответствующего комитета либо руководителем кадастрового бюро, имеющим на это полномочия).

В ч.1 ст. 80 Земельного кодекса РСФСР, который утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации», и действовал на момент выдачи Гараевой Н.Ш. вышеуказанного свидетельства, законодатель также предусмотрел, что земельные участки для кооперативного, а также индивидуального дачного, гаражного и жилищного строительства предоставляются местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией.

В ст. 22 Закона Российской Федерации от 24..12.2992 «Об основах федеральной жилищной политики» (в редакции от 08.07.1999) предусматривалось, что застройщик имеет право на получение или приобретение в установленном порядке земельных участков для строительства жилья в зонах, предусмотренных градостроительной документацией. Органы местного самоуправления с учетом специфики регионов и городов обязаны предоставить в пользование, аренду, собственность или продать земельные участки для жилищного строительства в срок не более одного месяца для физических лиц и двух месяцев для. юридических лиц с момента их обращения.

При этом, земельный участок, отведенный под жилищное строительство, должен быть использован по назначению в сроки, устанавливаемые органами местного самоуправления. При превышении установленного срока к застройщику органами местного самоуправления применяются санкции, предусмотренные законодательством.

Данная норма действовала до 01.03.2005 (принятие Федерального закона от 29.12.2004 N 169-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ").

Из анализа вышеуказанного законодательства, регламентировавшего порядок передачи физическим лицам земельных участков в собственность и выдачу свидетельств на право собственности на землю, следует, что на август 1999 года основанием для получения физическим лицом права собственности на землю для индивидуального жилищного строительства являлось решение органа местной администрации о предоставлении (продаже) земельного участка в собственность, которое принималось на основании соответствующего заявления гражданина.

<данные изъяты>

При этом, если Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 № 1767 был установлен порядок выдачи свидетельств на право собственности на землю, то Постановлением Главы администрации г. Краснотурьинска от <дата обезличена> лишь утверждались районы возможной приватизации земель в пределах городской черты согласно схемы планировочных ограничений в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 14.06.1992 № 631 «Об утверждении порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности», что также подтверждается представленной Вершининой О.В. Пояснительной запиской к Схеме планировочных ограничений промышленных территорий г.Краснотурьинска, выполненной УральскимПромстройНИИпроект в 1994 году по заказу Администрации города Краснотурьинска.

Соответственно, вышеуказанные нормативно-правовые акты не были приняты на основании заявления Гараевой Н.Ш. и не определяли земельный участок, который может быть предоставлен ей на праве частной собственности для индивидуального жилищного строительства.

<данные изъяты>

При этом, земельный участок, на который указывает ответчик, и который расположен между жилыми домами и по <адрес обезличен>, не может ему принадлежать поскольку:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В журналах регистрации поступивших заявлений от граждан о предоставлении земельных участков, в том числе под строительство индивидуальных жилых домов, отсутствуют сведения об обращении Гараевой Н.Ш. в адрес Администрации городского округа Краснотурьинск о формировании и предоставлении ей в собственность земельного участка по <адрес обезличен> в городе Краснотурьинске.

<данные изъяты>

До <дата обезличена> сведения в государственном кадастре недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 66:50:0532002:101, расположенном по адресу: <данные изъяты>, отсутствовали.

В СОГУП «Областной Центр недвижимости» - филиал «Северное БТИ» отсутствует документация по земельному участку и жилому дому, расположенным по адресу: <данные изъяты>

Приватизация спорного участка не могла основываться на Постановлении Главы администрации г. Краснотурьинска № 136 от 20.02.1995 «Об утверждении районов возможной приватизации земель», так как действие постановления распространяется на земельные участки при «приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности» (основание – указ Президента РФ от 14.06.1992 № 631).

В соответствии с Картой градостроительного зонирования территории города Краснотурьинска (раздел 2 Правил землепользования и застройки городского округа Краснотурьинск, утвержденных решением Думы городского округа Краснотурьинск от 24.12.2009 №159 в редакции решения от 22.12.2011 №357) указанный участок находится в территориальной зоне ОД(С-1) «зона торговых комплексов». Градостроительными регламентами (раздел 3 Правил землепользования и застройки) для зоны ОД(С-1) основным видом разрешенного использования земельных участков являются «торговые комплексы», а такой вид использования как «индивидуальные жилые дома с приусадебными участками» не является разрешенным.

Кроме того по информации Краснотурьинского отдела «ФКП Росреестра» информация о рассматриваемом земельном участке была передана в налоговые органы после внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, то есть в 2012 году, следовательно и начисление налога на недвижимость (земельный участок) не могло быть осуществлено ранее. Представленная информация от МИФНС подтвердила начисление и оплату налога на рассматриваемый земельный участок лишь в 2013 году.

Кроме того, как установлено в суде и не оспорено ответчиками, предоставление данного земельного участка Гараевой Н.Ш. Горкомземом осуществлялось при отсутствии каких-либо картографических материалов по границам населенного пункта. При этом, земельный участок Гараевой Н.Ш. в инвентаризационных материалах отсутствует, так как инвентарная карточка на данный участок не заводилась.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Земельный кодекс РСФСР предусматривал предоставление земельных участков для использования под определенные цели и использование земельных участков по целевому назначению (ст.53).

При этом, в ст. 76 Кодекса была дана характеристика земель общего пользования, к которым в городах, поселках и сельских населенных пунктах были отнесены земли, используемые в качестве путей сообщения (площади, улицы, переулки, проезды, дороги, набережные), для удовлетворения культурно - бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи), полигонов для захоронения неутилизированных промышленных отходов, полигонов бытовых отходов и мусороперерабатывающих предприятий и других земель, служащих для удовлетворения нужд города, поселка, сельского населенного пункта.

На землях общего пользования разрешается возведение капитальных строений и сооружений в соответствии с целевым назначением этих земель, а также временных строений и сооружений облегченного типа (палатки, киоски и т.п.).

В ч.2 ст. 80 Земельного кодекса РСФСР также было предусмотрено, что к землям общего пользования относятся земли, занятые охранными зонами, дорогами, проездами, другими сооружениями и объектами общего пользования.

Из Инвентаризационного плана кадастрового квартала <данные изъяты>, также представленного представителем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен> на судебный запрос, следует, что между земельными участками и по <адрес обезличен> расположена спортивная площадка.

<данные изъяты>

Соответственно, кроме решения органа местного самоуправления о предоставлении Гараевой Н.Ш. на праве собственности конкретного земельного участка, в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству заявитель должна была представить и решение органа местного самоуправления об изменении категории земель, к которым относится спорный земельный участок, поскольку его председатель не обладал такими полномочиями. Из смысла ст.ст. 76, 80 Земельного кодекса РСФСР данными полномочиями обладали лишь органы местного самоуправления.

<данные изъяты>

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В соответствии с п.1 ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ:

акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

Представление предусмотренного абзацем вторым пункта 2 ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ документа не требуется в случае, если право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии со ст. 30 «Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001г.в п.1.2 предоставление земельных участков наделены органы местного самоуправления, которые вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которым в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

В соответствии с законом Свердловской области № 85-ОЗ от 12 июля 2007 года определены границы Городского Округа Краснотурьинск, где спорный участок находится в одном из районов города Краснотурьинск. Дума городского Округа Краснотурьинск от 24 мая 2012 года приняло решение за № 34 «Об утверждении положения об особенностях регулирования земельных отношений на территории Городского Округа Краснотурьинск», где в положении указано, что регулирования земельных отношений на территории ГО Краснотурьинск в том числе распространяется на земельные участки находящиеся в собственности ГО Краснотурьинск, а также земельные участки, расположенные на его территории, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с действующим законодательством возложены на органы местного самоуправления.

Управление и распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории ГО Краснотурьинск осуществляет администрация ГО Краснотурьинск. Администрация ГО Краснотурьинск утверждает порядок действий администрации ГО Краснотурьинск по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

К полномочиям администрации ГО Краснотурьинск в лице Главы ГО Краснотурьинск по управлению и распоряжению земельными участками на территории ГО Краснотурьинск относится : управление и распоряжение земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенными в границах ГО Краснотурьинск. Как установлено в суде, спорный земельный участок находится в границах ГО Краснотурьинск, а использование всех земельных участков, находящихся на территории ГО Краснотурьинск, независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки, должно осуществляться в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков, установленными Правилами землепользования и застройки ГО Краснотурьинск, с учетом исключений, установленных законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В ходе рассмотрения дела по существу со стороны ответчиков было сделано заявление о пропуске срока исковой давности.

В силу общего правила статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.

Поскольку выдача Гараевой Н.Ш. свидетельства на право собственности на землю осуществлялась государственным органом по земельным ресурсам и землеустройству, участие Администрации городского округа Краснотурьинск, иных органов местного самоуправления в выдаче Гараевой Н.Ш. указанного свидетельства в суде не установлено.

Наряду с этим, в соответствии с пунктом 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 07 мая 2013 года N 100-ФЗ, действовавшей в период разрешения настоящего спора) срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.

Действующая с <дата обезличена> редакция Гражданского кодекса Российской Федерации содержит аналогичные нормы.

Поскольку в суде установлено, что исполнение сделки по отчуждению спорного земельного участка началось не ранее 2012 года, оснований считать пропущенным срок исковой давности, предусмотренный вышеприведенной специальной нормой не имеется.

<данные изъяты>

Сведения о предоставлении данного земельного участка Гараевой Н.Ш. до июля 2012 года отсутствовали не только у истца, но в БТИ, государственном кадастре недвижимости и в налоговой службе. Иного ответчиками суду не представлено.

В соответствии же со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

<данные изъяты>

Оспаривая право Гараевой Н.Ш. на спорный земельный участок, Администрация городского округа Краснотурьинск также заявила требование о признании недействительной сделки купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1122 кв.м. в городе Краснотурьинске и применении последствий недействительности указанной сделки.

<данные изъяты>

Суд считает данные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе рассмотрения иска Администрации городского округа Краснотурьинск об оспаривании зарегистрированного права Гараевой Н.Ш. на спорный земельный участок было установлено, что Гараева Н.Ш. не имела законных оснований для получения Свидетельства на право собственности на землю и соответственно государственной регистрации права на спорный земельный участок.

Статья 15 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности на новую вещь, изготовленную и созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии со ст. 549 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).

Поскольку Гараева Н.Ш. не имела права на спорный земельный участок как на момент получения Свидетельства на право собственности на землю в августе 1999 года, так и на момент заключения спорной сделки с Соловьевой Л.К. в июне 2012 года, Гараева Н.Ш., выступая по данной сделке в качестве продавца, не имела и права передавать его покупателю, поскольку не являлась его собственником, как и в последующем Соловьева Л.К..

При этом, в ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В силу ч.1 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

В виду того, что сделка, на основании которой Соловьева Л.К., а в последующем и Соловьева И.С. приобрела право собственности на спорный земельный участок, ничтожна, то и запись в ЕГРП о регистрации данного права подлежит исключению.

Не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика о том, что Соловьева Л.К.и Соловьева И.С. является добросовестными приобретателями, поскольку в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю (п. 1 ст. 302) на праве собственности с момента регистрации, за исключением предусмотренных ст. 302 Гражданского кодекса Российской Федерации случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество от добросовестного приобретателя. К ним относятся случаи, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли, а также если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, что и установлено в ходе рассмотрения данного гражданского дела.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации в п. 38 Постановления № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 « некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» приобретатель признается добросовестным, если докажет, что при совершении сделки он не знал и не должен был знать о неправомерности отчуждения имущества продавцом, в частности принял все разумные меры для выяснения правомочий продавца на отчуждение имущества.

Приобретатель не может быть признан добросовестным, если на момент совершения сделки по приобретению имущества право собственности в ЕГРП было зарегистрировано не за отчуждателем или в ЕГРП имелась отметка о судебном споре в отношении этого имущества. В то же время запись в ЕГРП о праве собственности отчуждателя не является бесспорным доказательством добросовестности приобретателя.

Ответчик может быть признан добросовестным приобретателем имущества при условии, если сделка, по которой он приобрел владение спорным имуществом, отвечает признакам действительной сделки во всем, за исключением того, что она совершена неуправомоченным отчуждателем.

Собственник вправе опровергнуть возражение приобретателя о его добросовестности, доказав, что при совершении сделки приобретатель должен был усомниться в праве продавца на отчуждение имущества.

Как установлено в суде, Свидетельство на право собственности на землю, явившееся основанием для подтверждения права Гараевой Н.Ш. на спорный земельный участок, не содержало акта органа местного самоуправления о предоставлении ей земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1122 кв.м. в городе Краснотурьинске в собственность. Указанное обстоятельство являлось явным и могло быть проверено приобретателем перед совершением сделки.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

иск Администрации городского округа Краснотурьинск к Гараевой Н. Ш., Соловьевой Л. К., Соловьевой И. С. о признании незаконным свидетельства на право собственности на землю, прекращение ранее зарегистрированное право собственности, признании недействительными договоров купли продажи земельного участка, прекращение ранее зарегистрированное право собственности и обязании вернуть земельный участок муниципальному образованию «город Краснотурьинск» - удовлетворить.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

прекратить ранее зарегистрированное право собственности у Соловьевой Л. К. и аннулировать запись о государственной регистрации ее права на спорный земельный участок;

признать недействительным договор купли-продажи земельного участка от <дата обезличена> года, заключенный между Соловьевой Л. К. и Соловьевой И. С..

прекратить право собственности Соловьевой И. С. и аннулировать запись о государственной регистрации ее права.

обязать, Соловьеву И. С. вернуть земельный участок муниципальному образованию <данные изъяты>

<данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда Свердловской области в течение месяца с момента постановления решения в окончательной форме.

Председательствующий: Судья (подпись) Лопаева Г.И.

Решение в окончательной форме изготовлено с помощью компьютерной техники 24 февраля 2015 года.

СОГЛАСОВАНО

Судья: Г.И. Лопаева

2-10/2015 (2-1424/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация ГО Краснотурьинск
Ответчики
Соловьева И.С.
Соловьева Л.К.
Краснотурьинский отдел УФС государственной регистрации, кадастра и картографии Свердловской области
Гараева Н.Ш.
Другие
Вершинин Игорь Валерьевич
Суд
Краснотурьинский городской суд Свердловской области
Дело на сайте суда
krasnoturinsky.svd.sudrf.ru
17.10.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
17.10.2014Передача материалов судье
22.10.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.11.2014Подготовка дела (собеседование)
25.11.2014Подготовка дела (собеседование)
25.11.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.12.2014Судебное заседание
22.01.2015Производство по делу возобновлено
13.02.2015Судебное заседание
17.02.2015Судебное заседание
24.02.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.02.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее