Решение по делу № 2а-969/2020 от 12.10.2020

Дело № 2а-969/2020

10RS0017-01-2020-001309-32

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 октября 2020 года г. Сортавала

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Вакуленко Л.П.,

при секретаре Ефремовой Г.Л.,

с участием прокурора Магомадова А.С.М.,

представителя административного истца Лавровой Ю.В.,

представителя административного ответчика Смирнова И.С.,

заинтересованного лица Омельчук Р.Н.,

представителя заинтересованного лица Омельчук Р.Н. – Грибовой Н.А.,

представителя заинтересованного лица Партии Справедливая Россия – Изюмова Р.Л,

представителя заинтересованного лица Центральной избирательной комиссии Республики Карелия Футрика Г.Г.,

в отсутствие административного истца Рыбиной Н.Ю., представителя заинтересованного лица политической партии «За справедливость»,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Совета Сортавальского городского поселения первого созыва по одномандатному избирательному округу № 16 Рыбиной Н.Ю. об отмене решения Территориальной избирательной комиссии г. Сортавала от 01 октября 2020 г. №215/679-3 «О регистрации кандидата в депутаты Совета Сортавальского городского поселения первого созыва по одномандатному избирательному округу № 16 Омельчук Р.Н.,

установил,

решением территориальной избирательной комиссии г. Сортавала от 11.08.2020 №200/591 «О назначении выборов депутатов Совета вновь образованного муниципального образования «Сортавальское городское поселения первого созыва» назначены на 8 ноября 2020 года выборы депутатов Совета Сортавальского городского поселения первого созыва.

Решением Территориальной избирательной комиссии г. Сортавала (далее по тексту ТИК г. Сортавала) от 01.10.2020 №215/697-3 Омельчук Р.Н. зарегистрирована кандидатом в депутаты Сортавальского городского поселения первого созыва по одномандатному избирательному округу N 16.

Рыбина Н.Ю., зарегистрированный кандидат в депутаты по тому же избирательному округу, обратилась в суд с административным исковым заявлением об отмене приведенного выше решения избирательной комиссии, считая, что в нарушение требований подпункта «в» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), а также требования пункта «в» части 14 статьи 26 Закона Республики Карелия «О муниципальных выборах в Республике Карелия» от 27 июня 2003 № 683 – ЗКР (далее по тексту - Закона Республики Карелии от 27.06.2003 №683-ЗРК) кандидат Омельчук Р.Н. не представила документов, подтверждающих смену фамилии. Вместе с тем фамилия менялась с Мошниковой на Омельчук. Кроме того, Омельчук Р.Н., являясь депутатом Хелюльского городского поселения четвертого созыва на непостоянной основе, в нарушение подпункта «в» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ и требований пункта «в» части 2.2 статьи 20 Закона Республики Карелии от 27.06.2003 №683-ЗРК не представила надлежащим образом оформленную справку в подтверждении данного факта. Представленная Омельчук Р.Н. справка за подписью Главы Хелюльского городского поселения подписана ненадлежащим лицом и не может быть признана надлежащим документом в подтверждении того, что Омельчук Р.Н. является действующим депутатом Хелюльского городского поселения. Административный истец также указывает на то, что в избирательную комиссию была представлена копия паспорта не заверенная самим кандидатом, а страницы 4 и 5 паспорта, содержащие сведения об адресе места жительства кандидата, не заверены никем, что противоречит требованиям подпункта «б» пункта 2.2 статьи 33, подпункта «в» пункта 2.4 статьи 38 и пункта 6 статьи 76 Федеральный закон N 67-ФЗ и статье 20 Закона Республики Карелии от 27.06.2003 №683-ЗРК. По мнению Рыбиной Н.Ю., приведенные выше нарушения действующего законодательства в силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ являются основанием для отмены решения избирательной комиссии о регистрации Омельчук Р.Н. При изложенных обстоятельствах административный истец просит признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии г. Сортавала от 01 октября 2020 г. №215/679-3 «О регистрации кандидата в депутаты Совета Сортавальского городского поселения первого созыва по одномандатному избирательному округу № 16 Омельчук Р.Н.».

В судебное заседание административный истец Рыбина Н.П. не явилась, извещена надлежащим образом о дне, месте и времени рассмотрения дела, ходатайства об отложении не представила.

Представитель административного истца Лаврова Ю.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, указав на то, что каждое из указанных в иске нарушений Федерального закона N 67-ФЗ и Закона Республики Карелии от 27.06.2003 №683-ЗРК является самостоятельным основанием для признания незаконным решения ТИК г. Сортавала о регистрации в качестве кандидата в депутаты Омельчук Р.Н. Принятое решение нарушает равенство прав кандидатов в депутаты, соответственно нарушает права административного истца. Просила иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии г. Сортавала Смирнов И.С. в судебном заседании иск не признал и пояснил, что у комиссии не было оснований полагать, что Омельчук Р.Н. меняла фамилию, так как все представленные документы были на имя Омельчук Р.Н. Кроме того, считает, что копию паспорта в силу действующего законодательства мог заверить и член территориальной избирательной комиссии г. Сортавала принимавший документы у кандидата. Вместе с тем не может на данный момент сказать, почему не заверены все страницы копии паспорта и кто заверял копию паспорта. Также указал на то, что члены комиссии полагали, что справка подписанная Главой Хелюльского городского поселения подтверждающая факт того, что Омельчук Р.Н. является действующим депутатом Хелюльского городского поселения осуществляющим свою деятельность на непостоянной основе, подписана надлежащим лицом. Считает, что отсутствие документов, подтверждающих смену фамилии кандидатом, не является существенным нарушением и не может повлечь отмену решения о регистрации Омельчук Р.Н. в качестве кандидата в депутаты Сортавальского городского поселения.

Заинтересованное лицо Омельчук Р.Н. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, пояснила, что не знала о необходимости предоставления справки о смене фамилии, не отрицая того факта, что в связи с заключением брака ее фамилия изменилась. Также указала на то, что является действующим депутатом Хелюльского городского поселения на непостоянной основе, о чем предоставила справку за подписью Главы Хелюльского городского поселения в избирательную комиссию. Полагает, что справка подписана надлежащим должностным лицом. Кроме того ею в избирательную комиссию был представлен паспорт, копию данного паспорта заверял член избирательной комиссии. Считает, что никаких нарушений с ее стороны не имелось. Просила в иске отказать.

Представитель заинтересованного лица Омельчук Р.Н.- Грибова Н.А. в судебном заседании с иском не согласилась и пояснила, что Омельчук Р.Н. предоставила все необходимые документы, при этом все документы были представлены на фамилию «Омельчук», иной фамилии в документах представлено не было. Согласно решению от 01.10.2020г. №216/679-3, Территориальная избирательная комиссия г. Сортавала рассмотрела документы, представленные для регистрации кандидата в депутаты Омельчук Р.Н., проверила соблюдение ею порядка выдвижения кандидата и достоверность представленных сведений и зарегистрировала Омельчук Р.Н. кандидатом в депутаты. Следовательно, у комиссии отсутствовали какие-либо основания для отказа Омельчук Р.Н. в регистрации. Считает, что справка, выданная Главой Хелюльского городского поселения, является документом подтверждающим, что Омельчук Р.Н. является депутатом Совета Хелюльского городского поселения. При подаче заявления в ТИК г. Сортавала Омельчук Р.Н. был предъявлен паспорт, член ТИК г. Сортавала, принявший заявление в ее присутствии изготовил копию паспорта и заверил ее. Считает, что нарушений пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ допущено не было, просит в иске отказать.

Представитель заинтересованного лица Партии «Справедливая Россия» Изюмов Р.Л. в судебном заседании иск не поддержал, указав, на то, что представленная Омельчук Р.Н. справка о том, что она является депутатом Совета Хелюльского городского поселения выдана не Администрацией Хелюльского городского поселения, как ошибочно указывает в своем заявлении административный истец, а Главой Хелюльского городского поселения, то есть выдана уполномоченным должностным лицом, сведения, указанные в справке достоверны, Омельчук Р.Н. является депутатом Хелюльского городского поселения, осуществляющим свою деятельность на непостоянной основе.

Представитель заинтересованного лица Центральной избирательной комиссии Республики Карелия Футрик Г.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что, как подтверждено в ходе проверки, представленный кандидатом в избирательную комиссию при выдвижении документ, подтверждающий указанные в заявлении сведения о том, что кандидат является депутатом, удостоверен не уполномоченным лицом. Омельчук Р.Н. является депутатом Хелюльского городского поселения, осуществляющим свою деятельность на непостоянной основе. Следовательно, подтвердить такого рода деятельность может уполномоченное лицо представительного органа муниципального образования. Представленная в избирательную комиссию справка о том, что Омельчук Р.Н. является депутатом Хелюльского городского поселения, осуществляющим свою деятельность на непостоянной основе, удостоверена главой Хелюльского городского поселения, который не входит в состав Совета Хелюльского городского поселения и не является должностным лицом, уполномоченным Советом на заверение служебных документов. При таких обстоятельствах полагает, что документ, подтверждающий указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения о том, что кандидат Омельчук Р.Н. является депутатом, не имеет юридической силы и не может быть принят избирательной комиссией в качестве надлежащего документа. Кроме того, при выдвижении кандидат Омельчук Р.Н. представила в избирательную комиссию справку об отсутствии судимости, выданную Информационным центром МВД по Республике Карелия от 24.08.2020 года, в которой имеются сведения о том, что ранее кандидат имела другую фамилию. При таких обстоятельствах в силу прямого действия положений пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, части 2.2 статьи 20 Закона Республики Карелия № 683-ЗРК кандидат Омельчук Р.Н. обязана была представить при выдвижении в территориальную избирательную комиссию г. Сортавала копию документа, подтверждающего сведения о смене фамилии. В соответствии с подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является, в том числе, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата. Полагал административный иск обоснованным.

Выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом N 67-ФЗ.

Решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных поименованным законом, иным законом (пункт 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ).

Основаниями отказа в регистрации кандидата при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации являются отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с названным выше законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 и 3.1 статьи 33 этого же федерального закона, иным законом (подпункты «в», «в.2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).

Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения(ч. 2 ст.33 Федерального закона №67-ФЗ).

Согласно подпункта 2.2 пункта 2 ст. 33 ч. 2 ст.33 Федерального закона №67-ФЗ, вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются: а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы; б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.

Аналогичные положения содержатся в п. 2.2 ст. 20 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 №683-ЗРК «О муниципальных выборах в Республике Карелия».

При рассмотрении настоящего дела установлено и не оспаривается сторонами по делу, что Омельчук Р.Н. с рождения имела фамилию Мошникова, которую согласно представленной в судебное заседание справке МВД по Республике Карелии поменяла в связи с регистрацией 05.10.1981 брака.

Между тем, как усматривается из представленных документов избирательной комиссией подтверждения получения от Омельчук Р.Н. необходимых для уведомления о выдвижении кандидата документов, соответствующие копии документов о смене фамилии Омельчук Р.Н. в избирательную комиссию не представлялись, отсутствовали таковые и на момент решения вопроса о ее регистрации кандидатом.

Судом также установлено, что в представленных документах Омельчк Р.Н. копия ее паспорта не заверена кандидатом, а заверена только представителем ТИК г. Сортавала, что также противоречит требованиям подпункта «б» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона №67-ФЗ.

Согласно пункту 2 и подпункту «б» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть приведены сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа, а также приложены копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

Судом установлено, что в заявлении о согласии баллотироваться, поданном в избирательную комиссию, Омельчук Р.Н. указала, что является депутатом представительного органа муниципального образования – депутатом Хелюльского городского поселения, действующей на непостоянной основе.

При этом в подтверждении данного факта при подаче документов в избирательную комиссию Омельчук Р.Н. была представлена справка от 21.09.2020 за подписью Главы Хелюльского городского поселения.

В соответствии с частью 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

В силу ст. 25 Устава Хелюльского городского поселения, Совет Хелюльского городского поселения является представительным органом местного самоуправления Хелюльского городского поселения и обладает правами юридического лица. Организацию деятельности и руководство работой Совета Хелюльского городского поселения осуществляет Председатель Совета.

Глава муниципального образования - являясь высшим должностным лицом, подотчетен представительному органу только в качестве руководителя местной администрации.

Таким образом, статус депутата Совета Хелюльского городского поселения может быть подтвержден справкой Совета Хелюльского городского поселения за подписью Председателя Совета Хелюльского городского поселения.

Следовательно, представленная Омельчук Р.Н. справа за подписью Главы Хелюльского городского поселения является ненадлежащим документом, подтверждающим указанные в заявлении кандидатом Омельчук Р.Н. сведения о том, что она является депутатом и не соответствует требованиям подпункта «в» п. 2.2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ и требованиям п. «в» ч. 2.2 ст. 20 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 №683-ЗРК.

Доводы о том, что непредставление документов о смене фамилии Омельчук Р.Н., а также отсутствие подписи кандидата, заверяющую копию паспорта, не влияет на полноту сведений о кандидате, является несостоятельным, поскольку в силу прямого указания федерального законодательства, содержащегося в подпункте «в» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, кандидат обязан представлять копии соответствующего документа в связи с изменением фамилии, при этом в силу императивного положения подпункта «в» пункта 24 статьи 38 названного закона отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с этим законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата.

При этом суд учитывает, что невыполнение избирательной комиссией требований пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не освобождало кандидата от соблюдения установленных законом правил выдвижения и регистрации. Иное нарушало бы принцип равенства прав и обязанностей всех кандидатов, закрепленный пунктом 1 статьи 39 названного федерального закона.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требования административного истца обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии г. Сортавала от 01 октября 2020 г. №215/679-3 «О регистрации кандидата в депутаты Совета Сортавальского городского поселения первого созыва по одномандатному избирательному округу № 16 Омельчук Р.Н.».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд Республики Карелия в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Судья Л.П. Вакуленко

Мотивированное решение изготовлено 16.10.2020.

2а-969/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Рыбина Наталья Юрьевна
прокурор
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия г. Сортавала
Другие
Омельчук Раиса Николаевна
Лаврова Юлия Викторовна
Центральная избиртальная комиссия Республики Карелия
Региональное отделение Политическая партия " СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"
Всероссийская политическая партия "ПАРТИЯ За СПРАВЕДЛИВОСТЬ"
Суд
Сортавальский городской суд Республики Карелия
Судья
Вакуленко Лариса Петровна
Дело на странице суда
sortavalsky.kar.sudrf.ru
12.10.2020Регистрация административного искового заявления
12.10.2020Передача материалов судье
13.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.10.2020Судебное заседание
16.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.10.2020Дело оформлено
14.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее