Дело № 88а-13037/2021
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
18 августа 2021 года г. Санкт-Петербург
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В.,
судей: Зеленского А.М., Терентьевой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений города Мурманска на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 27 января 2021 года по административному делу № 2а-7521/2019 по административному исковому заявлению Тузов Ю.В. о признании незаконным постановления администрации города Мурманска об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
По первой инстанции решение вынесено Октябрьским районным судом города Мурманска от 25 декабря 2019 года,
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тузов Ю.В., действуя через своего представителя на основании доверенности Смирнова В.А., обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления администрации города Мурманска от 12 ноября 2019 г. № 3757 об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка.
В обоснование заявленных требований указал, что владеет земельным участком с кадастровым номером № на основании договора аренды от 21 ноября 2016 г., заключенного на срок с 21 ноября 2016 г. по 21 ноября 2019 г.
По окончанию строительства 1 марта 2019 г. им зарегистрировано право собственности на индивидуальный жилой дом, расположенный на указанном земельном участке.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 39.3, пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации 22 марта 2019 г. административный истец обратился в Комитет имущественных отношений г.
Мурманска (далее - КИО г. Мурманска) с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в собственность
По результатам рассмотрения заявления администрацией города Мурманска принято постановление от 12 ноября 2019 г. № 3757 об отказе в предоставлении Тузову Ю.В. в собственность за плату земельного участка, которое административный истец полагает незаконным, нарушающим его права.
Просил суд признать незаконным отказ администрации города Мурманска, изложенный в постановлении от 12 ноября 2019 г. № 3757, обязать администрацию города Мурманска предоставить Тузову Ю.В. земельный участок с кадастровым номером № в собственность за плату, подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка, направив его заявителю для подписания.
Решением Октябрьского районного суда города Мурманска от 25 декабря 2019 г. административное исковое заявление Тузова Ю.В. оставлено без удовлетворения.
Это решение оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 11 ноября 2020 года от 27 мая 2020 года.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 11 ноября 2020 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 11 ноября 2020 года от 27 мая 2020 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 27 января 2021 года решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 25 декабря 2019 г. отменено, принято по делу новое решение.
Административное исковое заявление Тузов Ю.В. об оспаривании постановления администрации города Мурманска удовлетворено.
Признано незаконным постановление администрации города Мурманска от 12 ноября 2019 года № 3757 «Об отказе гражданину Тузов Ю.В. в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером № по проезду Снежному».
Администрация города Мурманска обязана организовать рассмотрение по существу в установленном порядке заявлений Тузова Ю.В. от 22 марта 2019 года и от 15 октября 2019 года о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №.
На вступившее в законную силу определение суда апелляционной инстанции Комитет имущественных отношений города Мурманска подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос о его отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судом норм материального и права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между администрацией города Мурманска и Тузовым Ю.В. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Договор аренды № 12536 заключен на срок с 21 ноября 2016 г. по 21 ноября 2019 г. для завершения строительства индивидуального жилого дома (степень готовности объекта 10%), имеющего адрес: <адрес>.
1 марта 2019 г. за Тузовым Ю.В. зарегистрировано право собственности на индивидуальный жилой дом площадью 20,2 кв.м с кадастровым номером №, расположенный на указанном земельном участке с кадастровый номером №.
22 марта 2019 г. Тузов Ю.В. обратился в КИО г. Мурманска с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в собственность на основании пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, в котором указал вид права на земельный участок в собственность, цель использования земельного участка - под индивидуальный жилой дом.
Письмом от 1 апреля 2019 г. указанное заявление возвращено административному истцу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 1 октября 2019 г. действия КИО города Мурманска по возвращению заявления Тузова Ю.В. о предоставлении земельного участка признаны незаконными. На КИО города Мурманска возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Тузова Ю.В. от 22 марта 2019 г. о предоставлении земельного участка с приложенными документами в соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения заявления администрацией города Мурманска вынесено постановление от 12 ноября 2019 г. № 3757, которым Тузову Ю.В. отказано в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером № в связи с невозможностью предоставления земельного участка на заявленном виде права.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из правомерности оспариваемого постановления.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Муврманского областного суда не согласилась с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Положениями пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
На основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 39.14 - 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Аналогичные положения указаны в пункте 89 Порядка управления, распоряжения и использования земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Мурманск, а также земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования город Мурманск, утвержденного решением Совета депутатов города Мурманска от 27.03.2015г. № 10-130 (в редакции от 01.02.2019г.) (далее - Порядок № 10-130).
В качестве обоснования отказа в предоставлении земельного участка на заявленном виде права в оспариваемом постановлении администрации города Мурманска указано, что площадь земельного участка, испрашиваемого Тузовым Ю.В. для использования под индивидуальный жилой дом, превышает в 58 раз площадь объекта недвижимости «индивидуальный жилой дом», документы, подтверждающие необходимость предоставления земельного участка площадью 1180 кв.м для эксплуатации объекта недвижимости площадью 20,2 кв.м, отсутствуют.
Действительно, в соответствии с пунктом 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Вместе с тем, как установлено судом и следует из материалов дела, в заявлении Тузова Ю.В. о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № указана цель использования земельного участка: «под индивидуальный жилой дом» (л.д. 36).
Согласно выписке из ЕГР11 об объектах недвижимости, в границах испрашиваемого земельного участка расположены объекты недвижимости с кадастровым номером № и с кадастровым номером № (л.д. 73-79).
Из комиссионного акта обследования земельного участка от 14 июня 2019 г. следует, что ранее в пределах земельного участка находился объект незавершенного строительства с кадастровым номером №, площадью 200 кв.м., и согласно акту обследования земельного участка от 17 ноября 2016 г. объект представлял собой бетонный столбчатый фундамент. На момент проведения обследования фундамент на участке не обнаружен (демонтирован). В границах земельного участка расположен индивидуальный жилой дом с кадастровым номером № площадью 20,2 кв.м (л.д. 80-84).
Таким образом, из материалов дела следует, что административный истец истребует земельный участок е кадастровым номером № под использование принадлежащего ему индивидуального жилого дома с кадастровым номером №
Вместе с тем, приведенная в оспариваемом постановлении ссылка на несоразмерность земельного участка с кадастровым номером № площади индивидуального жилого дома не предусмотрена законом в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка на заявленном виде права.
Данное толкование закона дано в Кассационном определении судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 11 ноября 2020 года и с силу части 4 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являлось обязательным для Мурманского областного суда.
Согласно пункту 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Решением Совета депутатов города Мурманска от 1 ноября 2011 г. №41- 547 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования город Мурманск, из подпункта 2 пункта 1.1.1 которого следует, что индивидуальный жилой дом - дом, пригодный для постоянного проживания и предназначенный для проживания одной семьи, высотой не выше трех надземных этажей.
Пунктом 9.3.2.1. указанных Правил (в редакции решения Совета депутатов г. Мурманска от 27 июня 2018 г. № 48-381) установлены следующие предельные размеры земельных участков в жилых зонах для объектов индивидуального жилищного строительства: минимальная площадь
земельных участков - 400 кв. м; максимальная площадь земельных участков - 600 кв. м.
В данном случае, площадь испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером № составляет 1180 кв.м, что превышает максимальную площадь земельных участков, установленную пунктом 9.3.2.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования город Мурманск.
Однако данное обстоятельство самостоятельным основанием для отказа в предоставлении земельного участка Тузову Ю.В. в собственность не являлось, что так же указано в Кассационном определении судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 11 ноября 2020 года.
При этом на момент предоставления Тузову Ю.В. земельного участка по договору аренды действовали Правила землепользования и застройки муниципального образования город Мурманск в иной редакции, согласно которой предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Мурманской области (решение Совета депутатов города Мурманска от 31.03.2016 N 24- 365)
Согласно пункту 7.9.4 Правил землепользования и застройки муниципального образования город Мурманск земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Поскольку иные основания для отказа в предоставлении земельного участка, как того предписывает часть 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в постановлении администрации города Мурманска от 12 ноября 2019 года № 3757 не указаны, оно отменено как незаконное.
Из содержания пункта 89 Порядка № 10-130 и объяснений представителя заинтересованного лица следует, что вопрос рассмотрения заявления о предоставления земельного участка в собственность граждан относится к компетенции структурного подразделения администрации города Мурманска, уполномоченного в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом (Комитет имущественных отношений г. Мурманска), которое осуществляет подготовку проектов договора купли- продажи земельного участка их подписание, подготовку проекта постановления администрации города Мурманска о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в предоставлении земельного участка и направление его заявителю.
Следовательно, в целях устранения нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, на основании пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного ответчика - администрацию г. Мурманска возложена обязанность организовать рассмотрение по существу в установленном порядке заявлений Тузова Ю.В. о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №.
Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлении суда апелляционной инстанции. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 27 января 2021 года по административному исковому заявлению Тузов Ю.В. о признании незаконным постановления администрации города Мурманска об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату, возложении обязанности устранить допущенные нарушения оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета имущественных отношений города Мурманска - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 27 января 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 31 августа 2021 года.
Председательствующий:
Судьи: