Решение по делу № 33а-2233/2017 от 12.05.2017

Судья Доржиева С.Л.

Дело № 33а-2233/2017

поступило 12.05.2017 г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 июля 2017 г. г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Тубденовой Ж.В., судей Казанцевой Т.Б., Гончиковой И.Ч., при секретаре Абзаевой В.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Роскомнадзора по Республике Бурятия к Следственному управлению Следственного комитета РФ по Республике Бурятия, к старшему следователю следственного отдела по Железнодорожному району г. Улан-Удэ Следственного управления Следственного комитета РФ по Республике Бурятия Бубееву С.Б. о признании незаконным представления

по апелляционной жалобе старшего следователя следственного отдела по Железнодорожному району г.Улан-Удэ Следственного управления Следственного комитета РФ по Республике Бурятия Бубеева С.Б. на решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 21 марта 2017г., которым постановлено:

Административное исковое заявление Управления Роскомнадзора по Республике Бурятия удовлетворить.

Признать незаконным представление старшего следователя следственного отдела по Железнодорожному району г. Улан-Удэ СУ СК России по Республике Бурятия Бубеева С.Б. от 13.01.2017г. об устранении причин и условий, способствующих совершению преступления, внесенное Руководителю Управления Роскомнадзора по Республике Бурятия.

Заслушав доклад судьи Казанцевой Т.Б., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Управления Роскомнадзора по РБ Норбоеву О.О., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Обращаясь в суд, Управление Роскомнадзора по РБ просило признать незаконным представление об устранении причин и условий, способствующих совершению преступления, выданное старшим следователем СО по Железнодорожному району г.Улан-Удэ СУ СК России по РБ Бубеевым С.Б. 13.01.2017г., и обязать устранить нарушение интересов Управления отменой представления.

В обоснование требований истец указал, что в представлении, выданном в порядке ч.2 ст.158 УК РФ, следователь требует принять меры к усилению контроля за ведением единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», позволяющий идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» и активизировать деятельность по взаимодействию с провайдерами хостинга, оказывающими услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет», для соблюдения порядка получения доступа к содержащейся в ней информационной продукции. Представление является незаконным, так как на управление возложены обязанности, не относящиеся к его полномочиям. Формирование и ведение Единого реестра осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Управление Роскомнадзоа по РБ является территориальным органом, полномочиями по ведению и формированию Единого реестра не наделено.

В судебном заседании и.о. руководителя Управления Роскомнадзора по РБ Серебренников К.В. и представитель Норбоева О.О. поддержали исковые требования, дополнительно пояснив, что полномочия Управления Роскомнадзора по РБ регламентированы Положением, утвержденным приказом №18 от 25.01.2016г., ведение Единого реестра доменных имен к полномочиям Управления не относится. Указанная в представлении деятельность осуществляется федеральным органом, при этом на территории Республики Бурятия провайдеры хостинга деятельность также не осуществляют.

Старший следователь СО по Железнодорожному району СУ СК РФ по РБ Бубеев С.Б., представляющий также по доверенности интересы СУ СК РФ по РБ, требования не признал, пояснив, что Управлению Роскомнадзора по РБ предложено активизировать взаимодействие с провайдерами хостинга по предоставлению услуги по доступу в сеть «Интернет», т.е. с лицами, которые размещают информацию в сети «Интернет». О принятых мерах административный орган должен был сообщить до 20.02.2017г. При отсутствии полномочий Управление Роскомнадзора по РБ вправе было направить данное представление в Центральный аппарат в г.Москва.

Обжалуемым решением административный иск удовлетворен.

В апелляционной жалобе старший следователь СО по Железнодорожному району г.Улан-Удэ СУ СК РФ по РБ Бубеев С.Б. просит отменить решение и отказать в удовлетворении требований. В обоснование жалобы заявитель указал на неверный вывод суда об отсутствии у территориального подразделения Роскомнадзора полномочий по исполнению требований следователя и ненадлежащее исполнение Управлением Роскомнадзором требований закона.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции старший следователь СО по Железнодорожному району г.Улан-Удэ СУ СК РФ по РБ Бубеев С.Б. не явился, извещен надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Управления Роскомнадзора по РБ Норбоеву О.О., возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

Исходя из содержания ч.2 ст.73, ч.2 ст.158 УПК РФ, следователю в случае установления в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельств, способствовавших совершению преступления, предоставлено право внести в соответствующую организацию или должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона.

Обжалуемым по настоящему делу представлением старшего следователя следственного отдела по Железнодорожному району г. Улан-Удэ СУ СК России по Республике Бурятия Бубеева СБ., принятого по результатам расследования уголовного дела №<...> в отношении <...> (привлекаемого к уголовной ответственности по ст. <...> УК РФ), руководителю Управления Роскомнадзора по Республике Бурятия рекомендовано принять меры к усилению контроля за ведением единой автоматизированной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», позволяющий идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; усилить взаимодействие с провайдерами хостинга, оказывающими услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет», для соблюдения порядка получения доступа к содержащейся к ней информационной продукции.

Из представления следует, что совершение преступления стало возможным в связи с ослаблением контроля о стороны сотрудников Службы за выявлением, пресечением, применением мер, направленных на недопущение нарушений законодательства в установленных сферах, относящихся к компетенции службы в соответствии с Положением «О федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций», утв. постановлением Правительства РФ № 228 от 16.03.2009г.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, проанализировав нормы, устанавливающие компетенцию Управления Роскомнадзора по РБ, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое представление нарушает права и законные интересы административного истца, так как обязывает его совершить действия, не входящие в его компетенцию.

Как установлено положениями ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации), в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единый реестр, в который в том числе включаются указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основаниями для включения в реестр данных сведений являются решения уполномоченных Правительством РФ федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством РФ, в отношении распространяемых посредством сети Интернет. Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.2 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012г. №1101 формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Приказом Роскомнадзора от 21.02.2013г. №170 утвержден Порядок взаимодействия оператора единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» с провайдером хостинга.

Согласно п.18 указанного Порядка до привлечения в установленном порядке оператора реестра к ведению реестра его функции выполняет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009г. №228, Роскомнадзор осуществляет функции по созданию, формированию и ведению единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (п. 5.1.7); устанавливает порядок взаимодействия оператора единого реестра с провайдером хостинга и порядок получения доступа к содержащейся в едином реестре информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п. 5.2 (1) 8); имеет право в порядке и случаях, которые установлены законодательством Российской Федерации, применять в установленной сфере ведения меры профилактического и пресекательного характера, направленные на недопущение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в этой сфере и (или) ликвидацию последствий таких нарушений (п. 6.5).

В соответствии с п. 5.1.1.6. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утверждённого постановлением Правительства от 16.09.2009г. №228, на Роскомнадзор возложено осуществление государственного контроля и надзора в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, а именно за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, установленных: к производству и выпуску средств массовой информации; к вещанию телеканалов, радиоканалов, телепрограмм и радиопрограмм; к распространению информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе информационно-телекоммуникационной сети Интернет) и сетей подвижной радиотелефонной связи.

Таким образом, Управление Роскомнадзора по РБ является территориальным органом Роскомнадзора и не наделено полномочиями по ведению и формированию Единого реестра.

С учетом вышеизложенного суд обоснованно указала, что представлением старшего следователя Бубеева С.Б. на Управление Роскомнадзора незаконно возложена обязанность о принятии мер к усилению контроля за ведением единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», позволяющий идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено» и активизировать деятельность по взаимодействию с провайдерами хостинга, оказывающими услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет» для соблюдения порядка получения доступа к содержащейся в ней информационной продукции.

При таких обстоятельствах, руководствуясь приведенными нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности представления старшего следователя Бубеева С.Б.

Доводы жалобы о том, что на Управление Роскомнадзора по РБ возлагается обязанность по контролю за соблюдением требований законодательства РФ в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, к распространению информации посредством информационно-телекоммуникационных сечей (в том числе сети Интернет) и сетей подвижной радиотелефонной связи подлежат отклонению.

В соответствии с п.п. 72-75 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, утвержденного приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 10 апреля 2013г. №81, зарегистрированного в Минюсте РФ, основанием к проведению мероприятий по контролю (надзору) в сети Интернет (не в сфере СМИ) является поступление в Роскомнадзор обращений физических или юридических лиц, содержащих сведения о наличии на сайте в сети Интернет нарушений требований законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

К обращению, указанному в пункте 72 Регламента, должно быть приложено экспертное заключение, соответствующее требованиям статей 17 и 18 Федерального закона от 29 декабря 2010г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее - Федеральный закон №436-ФЗ), составленное по результатам проведения экспертизы информационной продукции и содержащее выводы о наличии в информационной продукции информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, либо о несоответствии информационной продукции определенной категории информационной продукции, либо о несоответствии знака информационной продукции определенной категории информационной продукции.

В течение 3 рабочих дней с момента поступления обращения Роскомнадзор проверяет наличие доступа к информации, размещенной на сайте в сети Интернет, указанном в поступившем обращении. При наличии доступа к информации, содержащейся на сайте в сети Интернет, Роскомнадзор проверяет соблюдение требований, предусмотренных ч.2 ст.11 и ч.1 ст.14 Федерального закона № 436-ФЗ.

Таким образом, положение о полномочиях Роскомнадзора о контроле к распространению информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе информационно-телекоммуникационной сети Интернет) относится к осуществлению государственного контроля и надзора в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, а именно за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Функциями самостоятельного мониторинга Роскомнадзор и Управление не наделены, в том числе полномочиями по оперативно-розыскной деятельности, так как Федеральным законом от 29 декабря 2010г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федеральным законом от 26 декабря 2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утверждённого постановлением Правительства РФ от 16.03.2009г. №228, Управление осуществляет мониторинг только СМИ и не осуществляет мониторинг общего Интернет-пространства.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих безусловную отмену решения, судом допущено не было, потому основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 21 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий: Ж.В. Тубденова

Судьи: Т.Б. Казанцева

Гончикова И.Ч.

33а-2233/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Роскомнадзора по РБ
Ответчики
СУ СК РФ по РБ
Бубеев С.Б.
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Казанцева Татьяна Борисовна
Дело на сайте суда
vs.bur.sudrf.ru
07.06.2017[Адм.] Судебное заседание
05.07.2017[Адм.] Судебное заседание
26.07.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2017[Адм.] Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее