Дело № 33-2702/2023
Судья: Решетова И. В. (дело № 2-2369/2022 )
УИД 68RS0001-01-2022-002388-08
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 июля 2023 года г. Тамбов
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ковешниковой Е.А.
судей Арзамасцевой Г.В., Дрокиной С.Г.
при ведении протокола помощником судьи Харченко Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вязововой Людмилы Владимировны к Сарминой Виктории Валерьевне об установлении факта нахождения на иждивении, о признании права собственности в порядке наследования,
по апелляционной жалобе Сарминой Виктории Валерьевны в лице представителя по доверенности Малышева Сергея Анатольевича на решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 28 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Ковешниковой Е.А., судебная коллегия
установила:
Вязовова Л.В., обратилась в суд с иском к Сарминой В.В., в котором с учетом уточнения исковых требований, просила установить факт ее нахождения на иждивении у родного брата Сармина В.В., умершего 05.09.2021 г., отказать в признании права собственности Сарминой В.В. на ? долю квартиры, расположенной по адресу: *** порядке наследования; признать за ней право собственности, как иждивенца, на ? долю ***, расположенной по адресу: ***А, на ? долю денежных средств на рублевых вкладах (счетах), открытых в ПАО Сбербанк на имя Сармина В.В.; признать за ней право собственности на квартиру, расположенную по адресу: ***, оставленную ей по завещанию матерью Сарминой В.Н.
Исковые требования обоснованы тем, что после смерти Сарминой Веры Нестеровны, 26.01.1927 года рождения, умершей 29.05.2021 г., открылось наследство по завещанию и по праву наследственной трансмиссии. С заявлением о вступлении в наследство по завещанию обратилась она, и на наследство по праву наследственной трансмиссии претендует Сармина В.В. (дочь Сармина Валерия Владимировича). После смерти Сармина Валерия Владимировича, 20.11.1953 года рождения, умершего 05.09.2021 г., было заведено наследственное дело № 203/2021. С заявлением о принятии наследства по закону обратилась его дочь – Сармина В.В., а также она, как нетрудоспособный иждивенец.
Истец ссылается на то, что она совместно с матерью Сарминой В.Н. и братом Сарминым В.В. проживала в ***, расположенной по адресу: ***, принадлежащей Сарминой В.Н. Все время до момента смерти матери и брата, они проживали одной семьей, вели совместное хозяйство. При этом, брат Сармин В.В., поскольку являлся пенсионером Вооруженный Сил Российской Федерации, имел доход в виде военной пенсии, которая в значительной степени превышала доход Сарминой В.Н. и Вязововой Л.В. вместе, в связи с чем, он всегда помогал денежными средствами, то есть, по сути они находились у него на иждивении. Единственный доход Вязововой Л.В. представлял собой пенсионные выплаты, которые едва превышали 10 000 руб.
Вязавова Л.В. указала, что при жизни Сармин В.В. не намеревался вступать в наследство после матери Сарминой В.Н. на обязательную долю в наследстве. С 2012 г. он участвовал в долевом строительстве жилого дома, расположенного по адресу: ***А и имел денежные вклады в ПАО Сбербанк.
Полагает, что нотариус неправомерно выделил ответчику (дочери Сармина В.В.) долю в квартире, расположенной по адресу: ***, в порядке наследственной трансмиссии, поскольку право наследника принять часть наследства в качестве обязательной доли не переходит к его наследникам.
Поскольку при жизни брата Сармина В.В. она длительное время, в том числе в течение последнего года перед его смертью, находилась у него на иждивении, брат за свои деньги приобретал для общего пользования бытовые приборы, давал деньги на продукты питания, оплачивал коммунальные платежи за квартиру, давал деньги на оплату медицинских услуг, полагала, что имеет право на включение в состав наследников брата, как иждивенец.
Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 28 сентября 2022 года исковые требования Вязововой Л.В. удовлетворены.
Установлен факт нахождения Вязововой Л.В. на иждивении родного брата Сармина Валерия Владимировича, 20.11.1953 года рождения, умершего 05.09.2021 г.
За Вязововой Л.В. признано право собственности на ? долю ***, расположенную по адресу: ***, общей площадью 45,54 кв. м; а также на ? долю денежных средств, находящуюся на рублевых вкладах, открытых на имя Сармина Валерия Владимировича в подразделении 8594/077 ПАО Сбербанк на счете № 40817810761007337031 и на счете № 42305810861007343192.
Сармина В.В. признана не имеющей право на долю в наследстве, открывшемся после смерти Сарминой Веры Нестеровны, 26.01.1927 года рождения, умершей 29.05.2021 г. в порядке наследственной трансмиссии.
За Вязововой Людмилой Владимировной, признано право собственности на ***, общей площадью 59,3 кв. м, расположенную по адресу: ***.
В удовлетворении заявления представителя Сарминой В.В. – Малышева С.А. о взыскании судебных расходов отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 16 января 2023 г. постановлено:
решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 28 сентября 2022 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Вязововой Людмилы Владимировны к Сарминой Виктории Валерьевне об установлении факта нахождения на иждивении, о признании права собственности в порядке наследования – отказать.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 6 июня 2023 г. постановлено:
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 16 января 2023 года в части разрешения иска Вязововой Л.B. о признании права собственности на 1/4 долю квартиры по адресу *** порядке наследования и признании Сарминой В.В. не имеющей право на долю в наследстве после смерти Сарминой В.Н. в порядке наследственной трансмиссии отменить, в указанной части дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 16 января 2023 года оставить без изменения.
В апелляционной жалобе представитель Сарминой В.В. по доверенности Малышев С.А. ставит вопрос об отмене данного решения суда, и просил принять по делу новое решение, которым отказать истцу в удовлетворении исковых требований, считая решение суда незаконным и необоснованным.
Ссылаясь на статьи 1148, 1153, 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», автор жалобы полагает, что вывод суда о том, что Сармин В.В. не принял наследство после смерти матери, а его дочь, вступившая в наследство после смерти отца, не имеет право наследования на обязательную долю отца в квартире не основан на законе, поскольку Сармин В.В. постоянно проживал в квартире, принадлежащей его матери, оплачивал коммунальные платежи, в том числе и после ее смерти. То обстоятельство, что Сармин В.В. не обратился к нотариусу после смерти матери для принятия наследства, не свидетельствует о его отказе от наследства в виде обязательной доли на данное недвижимое имущество.
В возражениях на апелляционную жалобу Вязовова Л.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив и оценив фактические обстоятельства дела, их правовую квалификацию, в пределах доводов жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела видно и судом первой инстанции установлено, что 29.05.2021 г. умерла Сармина Вера Нестеровна, 26.01.1927 года рождения. После ее смерти к нотариусу с заявлением о вступлении в право наследования по завещанию обратилась Вязовова Л.В. (дочь наследодателя, истец по настоящему делу).
На наследство по праву наследственной трансмиссии претендует Сармина В.В. (дочь Сармина Валерия Владимировича), умершего 05.09.2021 г.
После смерти Сармина В.В. к нотариусу с заявлением о принятии наследства по закону обратилась его дочь – Сармина В.В., а также сестра наследодателя – Вязовова Л.В., как нетрудоспособный иждивенец.
Сармина В.Н. вместе со своими детьми: Сарминым В.В. и Вязововой Л.В. длительное время – с 2007 г. проживали в квартире, расположенной по адресу: ***, принадлежащей на праве собственности Сарминой В.Н.
Наследниками первой очереди по закону после смерти Сарминой В.Н. являются ее дети: Сармин В.В. и Вязовова Л.В.
При этом, Сармина В.Н. при жизни распорядилась принадлежащей ей квартирой, расположенной по адресу: ***, составив завещание ***8 от 11.11.2011 г. на имя Вязововой Л.В.
Наследниками первой очереди после смерти Сармина В.В. являются дети: Сармина В.В. (ответчик) и Сармин В.В. (третье лицо).
Истец Вязовова Л.В. является сестрой наследодателя Сармина В.В. (т. 1, л. д. 23, 26, 27), нетрудоспособной ко дню открытия наследства (т.1, л.д.15).
Разрешая требования истца об отказе в признании за Сарминой В.В. права собственности на ? долю квартиры, расположенной по адресу: ***, и признании за ней (истцом) права собственности по завещанию на всю квартиру и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что фактически требования истца сводятся к тому, чтобы признать Сармину Викторию Валерьевну, не имеющей право на долю в наследстве, открывшемся после смерти Сарминой Веры Нестеровны, в порядке наследственной трансмиссии.
При этом, учитывая положения пункта 1 статьи 1152, пункта 1 статьи 1156, пункта 1 статьи 1149 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд указал, что право на обязательную долю в наследстве является правом наследника по закону (из числа указанных в п. 1 ст. 1149 ГК РФ лиц), которое он может реализовать путем обращения к нотариусу с заявлением о выделе обязательной доли в наследстве. Со смертью обязательного наследника право на обязательную долю в наследстве прекращается и не может переходить к другим лицам, в том числе в порядке наследственной трансмиссии.
В связи с чем, доводы стороны ответчика, что Сармин В.В. фактически вступил в права наследования, продолжая проживать в спорной квартире, суд нашел не состоятельными, указав, что Сармин В.В. с заявлением к нотариусу о выделении ему обязательной доли в наследственном имуществе, оставшемся после смерти матери Сарминой В.Н., не обращался. А поскольку Сарминой В.Н. было оставлено завещание на имя дочери ФИО6 о передаче ей квартиры, расположенной по адресу: ***, Сармин В.В. имел право наследования доли в спорной квартире после смерти матери только с учетом выделения ему права на обязательную долю.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что ответчик Сармина В.В. не имеет права на обязательную долю в спорной квартире, на которую имел право ее отец Сармин В.В. и, следовательно, права на долю в наследстве, открывшемся после смерти Сарминой Веры Нестеровны, 26.01.1927 года рождения, умершей 29.05.2021 г. в порядке наследственной трансмиссии.
В соответствии со ст. 1149 ГК РФ несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, подлежащие призванию к наследованию на основании пунктов 1 и 2 статьи 1148 настоящего Кодекса, наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля), если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ст. 1156 ГК РФ если наследник, призванный к наследованию по завещанию или по закону, умер после открытия наследства, не успев его принять в установленный срок, право на принятие причитавшегося ему наследства переходит к его наследникам по закону, а если все наследственное имущество было завещано - к его наследникам по завещанию (наследственная трансмиссия). Право на принятие наследства в порядке наследственной трансмиссии не входит в состав наследства, открывшегося после смерти такого наследника.
Право наследника принять часть наследства в качестве обязательной доли (статья 1149) не переходит к его наследникам.
В соответствии с п.8.4 Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав (утв. решением Правления ФНП от 25.03.2019, протокол N 03/19) право наследника (трансмитента) на обязательную долю в наследстве к его наследникам (трансмиссарам) в порядке наследственной трансмиссии не переходит, поскольку такое право принадлежит только лицам, исчерпывающий перечень которых указан в законе (ст. 1149 ГК РФ).
Обстоятельства того, что Сармин В.В. успел при жизни фактически принять наследство после смерти матери Сарминой В.Н. противоречит обстоятельствам дела, свидетельствующих, что Сармин В.В. умер 05 сентября 2021г., т.е. спустя три месяца после смерти матери Сарминой В.Н., умершей 29 мая 2021г. Из материалов наследственного дела, заведенного после смерти Сарминой В.Н., следует, что с заявлением о принятии наследства по завещанию обратилась Вязовова JI.B.. Сармин В.В. заявлений о принятии наследства после смерти матери не подавал.
Наследство после смерти Сармина В.В., умершего 05.09.2021г., по закону приняла его дочь Сармина В.В., подав нотариусу соответствующее заявление, в котором указала перечень наследственного имущества, в который входила и спорная квартира по адресу адресу ***.
Таким образом, принятие Сарминой В.В. наследства по закону после смерти отца Сармина В.В. не свидетельствует о возможности включения в наследственную массу 1/4 доли квартиры по адресу ***, поскольку право наследника принять часть наследства в качестве обязательной доли в силу положений ст. 1156 ГК РФ к Сарминой В.В. не перешло.
Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не опровергаются доводами апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 28 сентября 2022 года в части признания Сарминой В.В. не имеющей право на долю в наследстве, открывшемся после смерти Сарминой Веры Несторовны, 26.01.1927 года рождения, умершей 29.05.2021г. в порядке наследственной трансмиссии, признании за Вязавовой Людмилой Владимировной право собственности на ***, общей площадью 59,3 кв.м., расположенную по адресу: *** оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07.08.2023года.