Решение по делу № 2а-45/2017 (2а-520/2016;) от 19.12.2016

Дело № 2а-45/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Мордово 02 февраля 2017 года.

Мордовский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Ефимкиной О.А.,

при секретаре судебного заседания Ворониной Е.К.,

с участием заместителя прокурора Мордовского района Тамбовской области Косик А.А.,

представителя административного истца Худяков Р.И. – Москалев С.Ю..,

представителя административного ответчика территориальной избирательной комиссии Мордовского района Тамбовской области Шеина Н.В.,

представителя административных ответчиков территориальной избирательной комиссии Мордовского района Тамбовской области и участковой избирательной комиссии избирательного участка № 315 Плужников А.В.,

представителя избирательной комиссии Тамбовской области и административного ответчика участковой избирательной комиссии избирательного участка № 315 Черкасов А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску административного истца Худяков Р.И. к административным ответчикам территориальной избирательной комиссии Мордовского района Тамбовской области и участковой избирательной комиссии избирательного участка № 315 об отмене решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № 315 на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 178 «Тамбовская область-Рассказовский одномандатный избирательный округ» и принятии решения о повторном подсчете голосов избирателей,

У С Т А Н О В И Л:

Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016г. № 291 «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва» в соответствии с ч.2 ст.5 Федерального закона от 22 февраля 2014г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» на 18 сентября 2016г. назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.

Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ» по выборам депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва от 1 августа 2016г. № 12/26 кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ» зарегистрирован Худяков Р.И., выдвинутый Всероссийской политической партией «Родина».

Худяков Р.И., зарегистрированный кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, обратился в Мордовский районный суд Тамбовской области с административным исковым заявлением об отмене решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № 315, оформленного протоколом №1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ» и принятии решения о повторном подсчете голосов избирателей.

В обоснование заявленных требований административный истец Худяков Р.И. указал в административном исковом заявлении, что 18 сентября 2016г. в единый день голосования состоялись выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, но участковой избирательной комиссией избирательного участка № 315 при подсчете голосов избирателей были допущены существенные нарушения действующего законодательства о выборах, которые повлияли на определение результатов выборов. Процедура подсчета неиспользованных бюллетеней участковой избирательной комиссией избирательного участка № 315 была нарушена. Полистной подсчет неиспользованных избирательных бюллетеней в присутствии всех членов комиссии, наблюдателей и иных лиц не проводился. Осуществленный подсчет неиспользованных бюллетеней пачками, сформированными накануне выборов, либо путем загибания их уголков, противоречил основополагающему принципу подсчета голосов избирателей и фактически лишил других членов избирательной комиссии, наблюдателей и иных лиц возможности убедиться в достоверности действий, производимых с неиспользованными бюллетенями. Рассортированные по пачкам отдельно по каждому кандидату (списку кандидатов) бюллетени подсчитывались одновременно всеми членами участковой избирательной комиссии. При этом подсчет ими производился не путем перекладывания бюллетеней по одному из одной части пачки в другую, как это указано в законе, а путем загибания уголков избирательных бюллетеней, что недопустимо. При данном порядке подсчета голосов присутствовавшие лица не могли видеть отметку избирателя в каждом избирательном бюллетене, равно как у них не было возможности визуально наблюдать правильность подсчета голосов.

По мнению административного истца, указанные нарушения подсчета бюллетеней по смыслу закона не допускаются и являются существенными. При таких обстоятельствах выявить действительную волю избирателей невозможно. Протокол и соответствующее решение участковой избирательной комиссии избирательного участка № 315 об итогах голосования подлежат отмене. Суд, в случае отмены решения комиссии об итогах голосования, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей.

По мнению административного истца, указанные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей. Следствием нарушений стало неправильные итоги голосования на указанном избирательном участке. Просит суд отменить решение участковой избирательной комиссии избирательного участка № 315 на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ» и принять решение о повторном подсчете голосов избирателей.

Представитель административного истца по доверенности в порядке передоверия от ДД.ММ.ГГГГг., бланк , Москалёв С.Ю. требования административного истца Худяков Р.И. в судебном заседании поддержал полностью по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Москалёв С.Ю. пояснил в судебном заседании, что действительная воля избирателей на избирательном участке № 315 не была установлена. Членами УИК избирательного участка № 315 совершено три существенных нарушения. Первое, нарушена процедура сортировки бюллетеней по кандидатам. Бюллетени по кандидатам в депутаты Тамбовской областной Думы и бюллетени по кандидатам в депутаты Государственной Думы сортировались одновременно и всеми членами УИК. На видеозаписи, предоставленной им суду, видно, что члены УИК одновременно сортируют бюллетени зеленого и розового цвета, раскладывая их по кандидатам. Действия эти выполняются членами комиссии молча, для визуального осмотра бюллетени не показываются. Также молча, не показывая бюллетени для визуального осмотра наблюдателям и членам УИК с правом совещательного голоса, присутствующим при подсчете голосов избирателей, несколько членов УИК одновременно раскладывают бюллетени по кандидатам в депутаты Государственной Думы. Второе, нарушена процедура подсчета голосов избирателей. На видеозаписи, предоставленной им суду, видно, что бюллетени считаются «скопом», одновременно несколькими членами УИК, и считаются одновременно как бюллетени по кандидатам в депутаты Тамбовской областной Думы, так и бюллетени по кандидатам в депутаты Государственной Думы. Бюллетени по кандидатам в депутаты Государственной Думы считаются одновременно несколькими членами УИК. При этом только бюллетени одной пачки из семи пачек были посчитаны путем перекладывания по одному, все остальные пачки бюллетеней были посчитаны путем загибания уголка, присутствующим не было видно их содержание. Подсчет надлежащим образом только части бюллетеней, не обеспечивает правильности подсчета голосов избирателей и достоверности итогов голосования. Увеличение объектов для наблюдения рассеивает внимание наблюдающих, на это и был направлен одновременный подсчет бюллетеней нескольких пачек по нескольким видам выборов одновременно всеми членами УИК. Есть активные способы воспрепятствовать наблюдению за правильностью и законностью подсчета голосов избирателей, это удаление из помещения, выключение света и другие способы, а есть пассивные способы воспрепятствовать наблюдению за правильностью и законностью подсчета голосов избирателей, это отвлечение внимания. Так как бюллетени по выборам депутатов Государственной Думы и Тамбовской областной Думы считали одновременно несколько человек, никому их не показывая, и несколько пачек сразу, то это затруднило для присутствующих лиц обзор и наблюдение. Третье, нарушена процедура внесения сведений об итогах голосования в увеличенную форму протокола. После подсчета каждой пачки бюллетеней сведения должны быть оглашены и занесены в протокол и в увеличенную форму протокола. На видеозаписи видно, что никакого поочередного оглашения результатов не было. На видеозаписи, предоставленной суду, не видно, чтобы кто-нибудь удалялся от стола для внесения сведений в увеличенную форму протокола. Результаты выборов по федеральному и региональному уровням председатель УИК объявила одновременно. Итоговое заседание УИК не проводилось. В конце председатель огласила результат и позволила всем разойтись. Подписание протокола об итогах голосования с такими нарушениями является основанием для признания протокола недействительным. Пассивность наблюдателей не освобождает членов УИК от выполнения ими своих действий в соответствии с Законом. Ссылка ответчиков на отсутствие жалоб на нарушения, допущенные УИК, не может свидетельствовать о том, что нарушений не было. Также как наличие жалоб не может свидетельствовать о том, что нарушения были. Членами УИК избирательного участка № 315 процедура подсчета голосов избирателей была нарушена на всех этапах, ответчик полностью отступил от процедур, установленных Федеральным законом № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Просит суд отменить решение УИК избирательного участка № 315, оформленное протоколом № 1 УИК об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №178 «Тамбовская область- Рассказовский одномандатный избирательный округ», и принять решение о повторном подсчете голосов избирателей.

Представитель административного ответчика участковой избирательной комиссии (УИК) избирательного участка № 315 председатель УИК избирательного участка № 315 Богданова С.А. в судебное заседание не явилась. О дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

В судебном заседании 19 января 2017г. представитель административного ответчика участковой избирательной комиссии избирательного участка № 315 председатель УИК избирательного участка № 315 Богданова С.А. требования административного истца Худяков Р.И. не признала и пояснила суду, что неиспользованные бюллетени считал один человек путем полистного перекладывания. Все видели, что это чистые неиспользованные бюллетени. Они были погашены методом отрезания левого нижнего угла и опечатаны. Все проголосовавшие бюллетени высыпали на стол и разложили по видам выборов по цветам. Она взяла пачку бюллетеней зеленого цвета по выборам депутатов в Государственную Думу, и визуально показывая видеокамере и наблюдателям бюллетень, разложила бюллетени по кандидатам. Потом подсчитали бюллетени за каждого кандидата. В конце члены УИК проголосовали, подписали протокол и выдали его копию желающим. Наблюдатели находились на расстоянии одного метра от стола и видели всё происходящее. На избирательном участке было 12 наблюдателей, велась видеосъемка. Её вёл ФИО3. На избирательном участке имелась памятка наблюдателю. Каждый мог ознакомиться с этой памяткой и со своими правами и обязанностями. Все действия УИК при подсчете голосов избирателей находились в поле зрения лиц, присутствующих при непосредственном подсчете голосов избирателей. Никаких жалоб при подсчете голосов не было. Сведения в протокол и в его увеличенную копию вносились после первого подсчета. Просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель административного ответчика территориальной избирательной комиссии Мордовского района Тамбовской области председатель территориальной избирательной комиссии Мордовского района Шеина Н.В. в судебном заседании требования административного истца Худяков Р.И. не признала и пояснила суду, что подсчет неиспользованных бюллетеней и подсчет проголосовавших бюллетеней на избирательном участке № 315 производился полистно в присутствии всех членов комиссии, наблюдателей и иных лиц, все действия УИК были видны всем присутствующим. Никаких жалоб ни от кого из присутствующих, и в том числе представителей партии «Родина» и Худяков Р.И., в день проведения выборов не поступало. Никаких обращений на нарушение избирательных прав не было. Просит суд отказать административному истцу в удовлетворении иска.

Представитель административного ответчика участковой избирательной комиссии избирательного участка № 315 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГг. и представитель административного ответчика территориальной избирательной комиссии Мордовского района Тамбовской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГг. Плужников А.В. в судебном заседании требования административного истца Худяков Р.И. не признал и пояснил суду, что факты, указанные административным истцом в административном исковом заявлении, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Просит суд отказать административному истцу в удовлетворении иска.

Представитель избирательной комиссии Тамбовской области, проинформированной в соответствии с ч.1 ст.243 КАС РФ о принятии к производству суда данного административного искового заявления, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., являясь также представителем ответчика участковой избирательной комиссии избирательного участка № 315 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГг., Черкасов А.В. в судебном заседании требования административного истца Худяков Р.И. не признал и пояснил суду, что требования административного истца необоснованны и не доказаны. Бюллетени на избирательном участке № 315 сортировались под объективом видеокамеры, было видно бюллетени и было видно отметки в них. Человек, который снимал процесс подсчета голосов избирателей, даже подсказал члену УИК, ошибочно положившему бюллетень не в ту стопку, за кого стоит отметка в данном бюллетене, он это видел. Никаких препятствий для визуального наблюдения УИК не чинила, всё было предоставлено для наблюдения. На видеозаписи, предоставленной суду административным истцом, увеличенная форма протокола ни разу не попала в кадр, поэтому нельзя сказать, что она не велась. Итоговое заседание было, все члены УИК протокол подписали. Подсчет голосов избирателей осуществлялся гласно, открыто. На избирательном участке находилась памятка наблюдателю, в которой описаны действия УИК и процедура подсчета голосов. Никто из наблюдателей и членов УИК с правом совещательного голоса вопросы по подсчету голосов избирателей не задавал, не просил пересчитать, переложить бюллетени. Механизм предъявления бюллетеня для обозрения не прописан. На видеозаписи, предоставленной суду административным истцом, видно, что члены УИК избирательного участка № 315 не совершают никаких действий, направленных на искажение воли избирателей. Нарушений, не позволяющих выявить действительную волю избирателей, ими не допущено. Просит отказать административному истцу в удовлетворении иска.

Свидетель Свидетель №1 показала в судебном заседании, что она была заместителем председателя УИК избирательного участка № 315. Неиспользованные бюллетени были посчитаны путем полистного перекладывания, подсчет осуществлялся вслух и одним человеком. Итоговая цифра была оглашена, внесена в протокол и в увеличенную форму протокола. У неиспользованных бюллетеней отрезали левый нижний уголок. Стопку бюллетеней зеленого цвета Богданова С.А. полистно разложила по кандидатам в депутаты. Потом, перекладывая, посчитала голоса за каждого кандидата. После окончания подсчета голосов всем предлагалось высказать жалобы, претензии, но их не было.

Свидетель Свидетель №2 показала в судебном заседании, что она присутствовала на избирательном участке № 315 в качестве наблюдателя от кандидата в депутаты Тамбовской областной Думы ФИО1 Неиспользованные бюллетени полистно считала секретарь УИК. Она огласила вслух итоговую цифру и её записали в большой протокол, секретарь записала в свой протокол. Секретарь погасила неиспользованные бюллетени, отрезав ножницами левый нижний угол. Стопку бюллетеней зеленого цвета по кандидатам разложила председатель УИК. Потом посчитали голоса за каждого кандидата. Претензий и нарушений не было. Всем всё было видно. Все данные были внесены в большой протокол. На избирательном участке велась видеосъемка.

Свидетель Свидетель №3 показал в судебном заседании, что он присутствовал на избирательном участке № 315 в качестве члена УИК с правом совещательного голоса от политической партии «Единая Россия». После окончания голосования председатель УИК собрала у членов УИК неиспользованные бюллетени, и достали неиспользованные бюллетени из сейфа. Они были полистно посчитаны. Огласилась итоговая цифра, она была занесена в большой протокол и в протокол секретаря УИК. У этих бюллетеней отрезали левый нижний угол. Проголосовавшие бюллетени были вывалены на стол. Все члены комиссии разложили их на 4 стопы. Стопку бюллетеней зеленого цвета раскладывала персонально по каждой фамилии председатель УИК. Потом считали голоса избирателей по каждой фамилии. Председатель предложила высказать замечания, но их не было.

Выслушав объяснения участников процесса, показания свидетелей, принимая во внимание заключение представителя избирательной комиссии Тамбовской области Черкасов А.В., полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению в виду отсутствия доказательств, свидетельствующих о существенных нарушениях законодательства, не позволяющих установить действительную волю избирателей, заключение заместителя прокурора Мордовского района Тамбовской области Косик А.А., полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, так как действительная воля избирателей была выявлена и занесена в протокол № 1 об итогах голосования, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016г. № 291 «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва» на 18 сентября 2016г. назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.

Постановление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ» по выборам депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва от 1 августа 2016г. № 12/26 подтверждает, что административный истец Худяков Р.И., выдвинутый Всероссийской политической партией «Родина», зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ» (л.д.8).

Согласно протоколу №1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ» от 19 сентября 2016г. на избирательном участке № 315 наибольшее количество голосов избирателей набрал кандидат в депутаты Государственной Думы ФИО2, за которого проголосовали 86 избирателей, за кандидата в депутаты Государственной Думы Худяков Р.И. Р.И. проголосовали 19 избирателей (л.д.13).

Данный протокол подписан 6 присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

В соответствии с реестром учета количества поступивших в участковую избирательную комиссию избирательного участка № 315 в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений) в указанный день жалоб и заявлений на нарушение прав избирателей не поступало.

Оснований сомневаться в правильности, достоверности и законности представленного суду письменного доказательства - протокола № 1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №178 «Тамбовская область- Рассказовский одномандатный избирательный округ» избирательного участка № 315 от 19 сентября 2016г. у суда не имеется.

В соответствии со ст.68 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом.

В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем - в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, затем - в органы местного самоуправления.

После окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования, в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования.

Непосредственный подсчет голосов избирателей производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии с правом решающего голоса.

При непосредственном подсчете голосов избирателей вправе присутствовать члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, указанные в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.

Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии.

В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования.

Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.

Члены участковой комиссии сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов, одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке бюллетеней члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается.

Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно.

После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по каждому кандидату (списку кандидатов). При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной частипачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные заносятся в строку 12 и последующие строки протокола об итогах голосования, а также его увеличенной формы.

После этого с рассортированными бюллетенями под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.

После ознакомления членов участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными бюллетенями проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования.

Аналогичный порядок подсчета голосов избирателей закреплен в ст.85 Федерального закона от 22 февраля 2014г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Согласно ст.85 Федерального закона от 22 февраля 2014г. № 20-ФЗ подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно, с оглашением и соответствующим внесением в увеличенные формы протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования последовательно всех результатов осуществляемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом.

После окончания голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии лиц, указанных в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени (отдельно по одномандатному избирательному округу и федеральному избирательному округу), затем оглашают и вносят в строку 6 каждого протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы (соответственно по одномандатному избирательному округу и федеральному избирательному округу) число погашенных избирательных бюллетеней. С погашенными избирательными бюллетенями и открепительными удостоверениями вправе визуально ознакомиться присутствующие при подсчете голосов лица, указанные в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона, под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Непосредственный подсчет голосов избирателей производится по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

При непосредственном подсчете голосов избирателей вправе присутствовать члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, иные лица, указанные в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона.

Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в помещении для голосования в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Все действия членов участковой избирательной комиссии должны находиться в поле зрения лиц, присутствующих при непосредственном подсчете голосов избирателей.

В первую очередь проводится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Сначала вскрываются переносные ящики для голосования с избирательными бюллетенями, которые заполнили досрочно проголосовавшие избиратели, затем с избирательными бюллетенями, которые заполнили избиратели, проголосовавшие вне помещения для голосования в день голосования. Перед вскрытием каждого переносного ящика для голосования оглашается число избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования, проверяется неповрежденность печатей (пломб) на нем, в чем председатель участковой избирательной комиссии предлагает удостовериться членам указанной комиссии, иным лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей.

Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.

Избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, сортируются на две пачки - отдельно по одномандатному избирательному округу и по федеральному избирательному округу. После этого члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса осуществляют (сначала с избирательными бюллетенями для голосования по одномандатному избирательному округу, обеспечивая при этом сохранность избирательных бюллетеней для голосования по федеральному избирательному округу, а затем с избирательными бюллетенями для голосования по федеральному избирательному округу) следующие действия. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса сортируют избирательные бюллетени, раскладывая их в отдельные пачки, по голосам избирателей, поданным за каждого зарегистрированного кандидата, каждый зарегистрированный федеральный список кандидатов, одновременно отделяя избирательные бюллетени неустановленной формы и недействительные избирательные бюллетени. При сортировке избирательных бюллетеней члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют избирательные бюллетени для визуального контроля лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей. Одновременное оглашение содержащихся в двух и более избирательных бюллетенях отметок избирателей не допускается.

После этого производится подсчет рассортированных избирательных бюллетеней установленной формы (по каждой пачке отдельно) по голосам избирателей, поданным за каждого зарегистрированного кандидата, каждый зарегистрированный федеральный список кандидатов. При этом избирательные бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете голосов избирателей, могли видеть отметку избирателя в каждом избирательном бюллетене. Одновременный подсчет избирательных бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные после оглашения вносятся в строку 19 и последующие строки каждого протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы (соответственно по одномандатному избирательному округу и федеральному избирательному округу).

После этого с рассортированными избирательными бюллетенями вправе визуально ознакомиться наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, а члены указанной комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.

После ознакомления членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей с рассортированными избирательными бюллетенями проводится согласно приложению 5 к настоящему Федеральному закону проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протоколы участковой избирательной комиссии об итогах голосования, в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Избирательные бюллетени после завершения подсчета упаковываются в отдельные пачки по голосам избирателей, поданным за зарегистрированных кандидатов, зарегистрированные федеральные списки кандидатов. В отдельные пачки упаковываются недействительные избирательные бюллетени и погашенные избирательные бюллетени.

После осуществления всех необходимых действий и подсчетов участковая избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального закона, допущенные при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписываются протоколы участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а их копии выдаются лицам, указанным в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона. Каждый протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (часы и минуты) его подписания.

Таким образом, закон не требует обязательное перекладывание неиспользованных бюллетеней из одной стопки в другую при их подсчете. В соответствии со ст.68 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» после окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования. В соответствии со ст.85 Федерального закона от 22 февраля 2014г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» после окончания голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии лиц, указанных в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени, затем оглашают и вносят в строку 6 каждого протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы число погашенных избирательных бюллетеней.

Таким образом, довод административного истца Худяков Р.И. о том, что подсчет неиспользованных бюллетеней путем загибания их уголков является нарушением избирательного законодательства, является не состоятельным.

Кроме того, данный довод административного истца и довод административного истца о том, что подсчет неиспользованных бюллетеней осуществлялся пачками, опровергнут пояснениями представителей административных ответчиков и показаниями свидетелей Свидетель №1, Свидетель №2, Свидетель №3, пояснивших суду, что неиспользованные бюллетени считали полистно, что жалоб и обращений по вопросу несоответствия закону действий членов участковой избирательной комиссии избирательного участка № 315 по подсчету и погашению неиспользованных бюллетеней не поступало.

В подтверждение довода административного истца о том, что бюллетени подсчитывались одновременно всеми членами участковой избирательной комиссии, что присутствующие лица не могли видеть отметку избирателя в каждом избирательном бюллетене, что у них не было возможности визуально наблюдать правильность подсчета голосов, что при таком подсчете невозможно выявить действительную волю избирателей, представитель административного истца предоставил суду видеозапись.

Представленная видеозапись исследована судом в судебном заседании. Оценивая данную видеозапись как доказательство по делу, суд приходит к выводу, что данная видеозапись не может быть признана убедительным доказательством, бесспорно свидетельствующим о том, что лица, присутствующие при непосредственном подсчете голосов избирателей, не могли видеть отметку избирателя в каждом избирательном бюллетене, что у них не было возможности визуально наблюдать правильность подсчета голосов, что не была выявлена действительная воля избирателей.

Показания свидетелей Свидетель №1, Свидетель №2, Свидетель №3 в той части, что стопку бюллетеней зеленого цвета по кандидатам в депутаты Государственной Думы полистно разложила председатель УИК, не согласуются с видеозаписью, согласно которой сортировку бюллетеней зеленого цвета по кандидатам в депутаты Государственной Думы проводят два члена УИК. Однако, как видно на видеозаписи, сортировка бюллетеней по кандидатам в депутаты Государственной Думы проводится открыто, под объективом видеокамеры, путем раскладывания бюллетеней лицевой стороной вверх, и лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов избирателей, обеспечен полный обзор за действиями членов комиссии, всем присутствующим предоставлена возможность визуально ознакомиться с рассортированными бюллетенями. Также на видеозаписи видно и слышно, что подсчет голосов избирателей за кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва административного истца Худяков Р.И. осуществляет один член комиссии и произносит фразу «за Худяков 19». Согласно протоколу № 1 УИК об итогах голосования на избирательном участке № 315, за Худяков Р.И. действительно проголосовали 19 избирателей.

Таким образом, несмотря на нарушения, допущенные членами УИК избирательного участка № 315 при сортировке бюллетеней по кандидатам, при процедуре подсчета голосов избирателей, на той же видеозаписи видно, что подсчет голосов избирателей осуществляется открыто, наблюдателям и членам УИК с правом совещательного голоса предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом, им обеспечен полный обзор за действиями членов комиссии и наблюдатели вправе визуально ознакомиться с бюллетенями, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета, все действия членов УИК находятся в поле зрения видеокамеры и лиц, присутствующих при непосредственном подсчете голосов избирателей. Жалоб о том, что они что-то не видят, не слышат, желают удостовериться в тех фактах, которые их интересуют либо вызывают у них сомнение, от лиц, присутствующих при непосредственном подсчете голосов избирателей, не поступало.

При таких обстоятельствах у суда нет оснований сомневаться в правильности этого подсчета.

Протокол № 1 УИК избирательного участка № 315 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 178 «Тамбовская область -Рассказовский одномандатный избирательный округ» и данные реестра УИК об отсутствии жалоб в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей объективно подтверждает тот факт, что лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов избирателей, были понятны действия членов УИК по подсчету голосов избирателей и эти действия сомнения у них не вызывали. Если бы были какие либо сомнения у членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей, то они могли обратиться к членам УИК и удостовериться в тех фактах, которые их интересовали либо вызывали у них сомнение.

Поэтому у суда нет оснований подвергать сомнению протокол №1 об итогах голосования и данные реестра об отсутствии жалоб в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей.

Доводы представителя административного истца о том, что итоги подсчета голосов избирателей не оглашались и не вносились в увеличенную форму протокола, представителем административного истца не доказаны и не нашли своего подтверждения.

Согласно ч.2 ст.239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, вправе оспаривать в суде решения избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Согласно ч.15 ст.239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности.

В соответствии с ч.3 ст.100 Федерального закона от 22 февраля 2014г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования в случае:

нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчетом голосов избирателей, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах депутатов Государственной Думы, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Аналогичная норма закреплена в ст.77 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии с п.1.2 ст.77 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:

нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

В разъяснениях, данных в п.39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011г. № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», судам разъяснено, что основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах "б", "в", "г" пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

Исходя из положений пунктов 1.2, 9 ст.77 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ, в случае отмены решения комиссии об итогах голосования, результатов выборов, референдума суд вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, - признать недействительными итоги голосования, результаты выборов, референдума. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц суд не вправе осуществлять подсчет голосов и определять результаты выборов, референдума, поскольку в силу положений пункта 1 статьи 70, пункта 11 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ решение этих вопросов относится к компетенции соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума. В этом случае в решении указывается на необходимость проведения комиссией повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума.

Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении от 22.04.2013г. № 8-П, судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15.01.2002г. № 1-П, в котором указано, что отмена итогов голосования, результатов выборов связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей и которые тем самым привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.

Решая вопрос об отмене итогов голосования, результатов выборов, в силу ст.3 Конституции Российской Федерации, согласно которой высшим непосредственным выражением власти народа являются свободные выборы, и ч.2 ст.32 Конституции Российской Федерации, согласно которой граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, суд не вправе ограничиваться формальным определением достоверности результатов, волеизъявления избирателей, принявших участие в голосовании, а должен установить, что обнаруженные существенные нарушения в ходе выборов привели к искажению воли избирателей или воспрепятствовали ее адекватному отражению в итогах голосования. В противном случае не обеспечивается эффективная судебная защита избирательных прав граждан и реализация конституционного принципа свободных и равных выборов.

Следовательно, механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом. Таким образом, основаниями для удовлетворения требований об отмене решения об итогах голосования могут служить только доказательства наличия таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.

Возможность отмены решения о результатах выборов допускается законом только в том случае, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей, то есть между нарушениями, предусмотренными законом, и невозможностью с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей должна существовать прямая причинная связь.

Само по себе нарушение отдельных избирательных процедур избирательными комиссиями, если это не повлекло серьезных, неустранимых нарушений избирательных прав граждан, не может рассматриваться как достаточный повод для отмены результатов волеизъявления избирателей.

Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст.84 КАС РФ, учитывая, что произвольное вмешательство суда в выборный процесс только исходя из формальных оснований приведет к умалению значения формируемых выборных органов и нивелирует волеизъявление избирателей, являющихся высшим носителем суверенной государственной власти в Российской Федерации, суд считает, что, несмотря на нарушение участковой избирательной комиссией избирательного участка № 315 отдельных избирательных процедур, это не повлекло серьезных, неустранимых нарушений избирательных прав граждан, и действительная воля избирателей, а также результаты волеизъявления избирателей, были установлены достоверно. Веских оснований полагать, что при подсчете голосов избирателей и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено, нет.

Убедительных доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что действительная воля избирателей на избирательном участке № 315 не установлена или установлена неверно, суду не представлено.

В соответствии ч.2 ст.244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Требования, предъявляемые к протоколу участковой избирательной комиссии об итогах голосования, установленные ст.84 Федерального закона от 22 февраля 2014г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и ст.67 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», УИК избирательного участка № 315 выполнены.

Обжалуемый протокол № 1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 315 содержит сведения, предусмотренные указанными статьями, подписан всеми присутствовавшими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверен печатью участковой избирательной комиссии.

На основании изложенного и, оценивая все собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд находит требования об отмене решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № 315 на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №178 «Тамбовская область-Рассказовский одномандатный избирательный округ», оформленное протоколом №1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке № 315, и принятии решения о повторном подсчете голосов избирателей, не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 244 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Худяков Р.И. в удовлетворении исковых требований к административным ответчикам территориальной избирательной комиссии Мордовского района Тамбовской области и участковой избирательной комиссии избирательного участка № 315 об отмене решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № 315 на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 178 «Тамбовская область-Рассказовский одномандатный избирательный округ» и принятии решения о повторном подсчете голосов избирателей, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Мордовский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий судья Ефимкина О.А.

Мотивированное решение составлено 07 февраля 2017 года.

Председательствующий судья Ефимкина О.А.

2а-45/2017 (2а-520/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Худяков Р.И.
Ответчики
Участковая избирательная комиссия №315
Территориальная избирательная комиссия Мордовского района
Другие
Косенков М.Ю.
Плужников А.В.
Избирательная комиссия Тамбовской области
Коновальцев Артем Сергеевич
Шеина Н.В.
Суд
Мордовский районный суд Тамбовской области
Дело на сайте суда
mordovsky.tmb.sudrf.ru
19.12.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
19.12.2016[Адм.] Передача материалов судье
19.12.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
19.12.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.12.2016[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
29.12.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.01.2017[Адм.] Судебное заседание
01.02.2017[Адм.] Судебное заседание
02.02.2017[Адм.] Судебное заседание
02.02.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее