УИД 63RS0009-01-2022-001894-27
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№88-11295/2024
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
кассационного суда общей юрисдикции
24 июня 2024 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рипка А.С.
судей Назейкиной Н.А, Якимовой О.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Торхова Андрея Владимировича на решение Жигулёвского городского суда Самарской области от 11 января 2023 года, апелляционное определение Самарского областного суда от 14 марта 2024 года по гражданскому делу № 2-87/2023 по исковому заявлению Муниципального образования городской округ Жигулевск, представляемого администрацией городского округа Жигулевск, к Торхову Андрею Владимировичу об освобождении земельных участков
Заслушав доклад судьи Рипка А.С., объяснения Торхова А.В. и его представителя Пятакова Г.Н., действующего на основании доверенности от 03.04.2023, представителя Администрации г.о. Жигулевск Тищенко С.И., действующей на основании доверенности от 19.12.2023, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация городского округа Жигулевск обратилась в суд с иском к Торхову А.В. о возложении обязанности освободить земельные участки с кадастровым номером №, площадью 71,4 кв.м, и с кадастровым номером №, площадью 63 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>, путем приведения в первоначальное состояние, а именно, демонтировать торговый павильон и передать его по акту приема-передачи администрации городского округа Жигулевск Самарской области в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивированы тем, что 08.10.2012 между муниципальным образованием городской округ Жигулевск и Торховым А.В. заключен договор № 945 аренды земельного участка, площадью 71,4 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, под торговый павильон.
01.03.2013 между муниципальным образованием городской округ Жигулевск и Торховым А.В. заключен договор № 182 аренды земельного участка, площадью 63 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, под расширение торгового павильона.
Согласно пункта 1.1 договора № 945 срок аренды земельного участка установлен с 05.09.2012 по 05.09.2017.
Согласно пункта 1.1 договора № 182 срок аренды земельного участка установлен с 17.01.2013 по 17.01.2018.
Пунктом 5.2 договоров установлено, что арендатор обязан после окончания срока действия договора передать участок арендодателю в состоянии и качестве не хуже первоначального.
21.02.2022 администрацией в адрес ответчика направлено уведомление исх. № 1478П о расторжении договоров аренды земельных участков.
Таким образом, администрация городского округа Жигулевск Самарской области отказалась от договоров, реализовав свое право на односторонний отказ от договора, предусмотренный абзацем 2 пункта 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации.
02.06.2022 администрацией в адрес ответчика направлено требование исх. № 4852Э об освобождении земельных участков в связи с прекращением договоров аренды земельных участков, переданных по договорам, в течение 20 календарных дней с момента получения требования.
21.07.2022 административной комиссией администрации городского округа Жигулевск Самарской области произведен осмотр земельных участков с кадастровыми номерами № и №, расположенных по адресу: <адрес>. В ходе осмотра установлено, что торговый павильон до настоящего времени ответчиком не демонтирован.
Заочным решением Жигулевского городского суда Самарской области от 14 сентября 2022 года по гражданскому делу №2-1364/2022 исковые требования администрации городского округа Жигулевск к Торхову Андрею Владимировичу удовлетворены.
Определением Жигулевского городского суда Самарской области от 24 октября 2022 года заочное решение Жигулевского городского суда от 14 сентября 2022 года по гражданскому делу № 2-1364/2022 отменено, производство по делу возобновлено.
Решением Жигулёвского городского суда Самарской области от 11 января 2023 года исковые требования Муниципального образования городской округ Жигулевск, представляемого администрацией городского округа Жигулевск, к Торхову Андрею Владимировичу об освобождении земельных участков удовлетворены. Суд обязал Торхова Андрея Владимировича в течение месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу освободить земельные участки с кадастровым номером № площадью 71,4 кв.м., и с кадастровым номером № площадью 63 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, путем приведения их в первоначальное состояние, а именно: демонтировать торговый павильон с территории земельных участков и передать их по акту приема-передачи администрации городского округа Жигулевск.
Апелляционным определением Самарского областного суда от 14 марта 2024 года решение Жигулёвского городского суда Самарской области от 11 января 2023 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Торхова Андрея Владимировича – без удовлетворения.
В кассационной жалобе Торхова Андрея Владимировича ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
От Администрации г.о. Жигулевск поступили возражения на кассационную жалобу от 17.04.2024, от 20.05.2024, от 07.06.2024.
От Торхова А.В. поступили дополнения к кассационной жалобе.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, 08.10.2012 на основании постановления администрации городского округа Жигулевск от 05.09.2012 № 1846 «О заключении договора аренды земельного участка на новый срок» между муниципальным образованием городской округ Жигулевск, представляемого администрацией городского округа Жигулевск и Торховым А.В. был заключен договор № 945 аренды земельного участка, по условиям которого арендодатель сдал, а арендатор принял во временное владение и пользование сроком на пять лет с 05.09.2012 по 05.09.2017 земельный участок площадью 71,4 кв.м, отнесенный к землям населенных пунктов, имеющий кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, для целей, не связанных со строительством, под торговый павильон (п. 1.1 договора). В соответствии с пунктом 5.3 раздела 5 договора аренды арендатор обязан после окончания срока действия договора передать участок арендодателю в состоянии и качестве не хуже первоначального. Обязательства по договору прекращаются с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 8.1 раздела 8 договора). Государственная регистрация договора аренды произведена 30.10.2012.
01.03.2013 между муниципальным образованием городской округ Жигулевск, представляемым администрацией городского округа Жигулевск Самарской области и Торховым А.В. был заключен договор № 182 аренды земельного участка, по условиям которого арендодатель сдал, а арендатор принял во временное владение и пользование сроком на пять лет с 17.01.2013 по 17.01.2018 земельный участок площадью 63 кв.м, отнесенный к землям населенных пунктов, имеющий кадастровый номер №, расположенный по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, город Жигулевск, МКР Г-1, около жилого дома 24, для целей, не связанных со строительством, под расширение торгового павильона (п. 1.1 договора). В соответствии с пунктом 5.3 раздела 5 договора аренды № 182 арендатор обязан после окончания срока действия договора передать участок арендодателю в состоянии и качестве не хуже первоначального. Обязательства по договору прекращаются с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 8.1 раздела 8 договора). Государственная регистрация договора аренды указанного земельного участка произведена 19.03.2013.
21.02.2022 администрацией городского округа Жигулевск в адрес Торхова А.В. направлено уведомление исх. № 1478П о расторжении договоров аренды земельных участков № 945 от 08.10.2012 и № 182 от 01.03.2013 в соответствии со статьёй 610 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть по истечении трех месяцев с момента получения настоящего уведомления, а также об освобождении земельных участков и передаче их администрации городского округа Жигулевск в состоянии и качестве пригодном для дальнейшего использования.
По данным отчета об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором №, 25.02.2022 зафиксирована неудачная попытка вручения почтового отправления, 25.03.2022 отправление возвращено в адрес администрации городского округа Жигулевск.
30.05.2022 администрация городского округа Жигулевск обратилась в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области с заявлением о государственной регистрации прекращения ограничения права и (или) обременения (аренда) объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером №, в связи с расторжением договора № 945 аренды земельного участка от 08.10.2012, а также с заявлением о государственной регистрации прекращения ограничения права и (или) обременения (аренда) объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером №, в связи с расторжением договора № 182 аренды земельного участка от 01.03.2013.
Записи о государственной регистрации обременения объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером №, и земельного участка с кадастровым номером № в Едином государственном реестре недвижимости погашены 30.05.2022.
02.06.2022 администрацией городского округа Жигулевск в адрес Торхова А.В. направлено требование исх. № 4852Э об освобождении земельных участков с кадастровыми номерами № и №, расположенных по адресу: <адрес>, в связи с прекращением договоров аренды земельных участков и погашением соответствующих записей в Едином государственном реестре недвижимости, в течение 20 календарных дней с момента получения требования и о возврате их в состоянии и качестве не хуже первоначального, а именно: демонтировать конструкцию торгового павильона, убрать мусор и письменно уведомить об этом администрацию городского округа Жигулевск.
По данным отчета об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором №, 04.06.2022 зафиксирована неудачная попытка вручения почтового отправления, 05.07.2022 отправление возвращено в адрес администрации городского округа Жигулевск.
21.07.2022 административной комиссией администрации городского округа Жигулевск был осуществлен осмотр территории городского округа Жигулевск. В результате осмотра было установлено, что до настоящего времени оба земельных участка продолжают использоваться в предпринимательских целях Торховым А.В., на вышеназванных земельных участках располагается нежилое одноэтажное здание (павильон), в который имеется несколько входов, в котором осуществляется продажа пенных напитков (пиво), на момент осмотра велась деятельность по их продаже. Комиссия пришла к выводу о том, что по состоянию на 21.07.2022 Торховым А.В. не освобождены два земельных участка с кадастровыми номерами № и №, расположенных по адресу: <адрес>, требование исх. № 4852Э от 02.06.2022 Торховым А.В. не исполнено.
Из представленных ФКП «Росреестра по Самарской области» по запросу суда выписок из ЕГРН от 10.08.2022 следует, что в Едином государственном реестра прав недвижимости чьи-либо права на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 71,4 кв.м, и на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 63 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>, не зарегистрированы. Земельный участок с кадастровым номером № относится к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под торговый павильон. Земельный участок с кадастровым номером № относится к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под расширение торгового павильона.
Разрешая исковые требования, руководствуясь положениями ст.ст. 209, 304, 309, 310, 610, 622 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 60, 62 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", исходя из того, что арендные отношения между сторонами прекращены, в настоящее время Торхов А.В. спорные земельные участки занимает без законных оснований для размещения торгового павильона, суды пришли к выводу об удовлетворении исковых требований администрации городского округа Жигулевск.
С данными выводами судов первой и апелляционной инстанции не может согласится суд кассационной инстанции исходя из следующего.
На основании пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1). Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 данной статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Кроме того, статьей 6 Закона N 381-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют полномочия по разработке и принятию законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности, органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли (части 1 и 2).
Из указанного следует, что действующее земельное законодательство отдает приоритет в регулировании данных отношений Закону N 381-ФЗ, в соответствии с положениями которого органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий и в рамках указанного закона должны быть определены условия и порядок размещения таких объектов.
Самарской Губернской Думой принят Закон Самарской области от 05.07.2010 № 76-ГД "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области".
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Самарской области от 05.07.2010 N 76-ГД "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно части 4 статьи 5 Закона Самарской области от 05.07.2010 N 76-ГД "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на основании договоров аренды земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 11, абзацем вторым части 12, частями 13 и 14 настоящей статьи.
Согласно части 5 статьи 5 Закона Самарской области от 05.07.2010 N 76-ГД "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области" при наличии оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду для размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов осуществляется на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на основании договоров на размещение нестационарных торговых объектов.
В соответствии с частью 8 статьи 5 Закона Самарской области от 05.07.2010 N 76-ГД "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области" договор на размещение нестационарных торговых объектов заключается по итогам аукциона, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
Частью 13 статьи 5 Закона Самарской области от 05.07.2010 N 76-ГД "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области" предусмотрено, что арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по заключенному до 1 января 2018 года договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, используемого в целях размещения нестационарного торгового объекта, имеет право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта в границах арендованного земельного участка без проведения аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым части 12 настоящей статьи.
Согласно абзацу 2 части 12 статьи 5 Закона Самарской области от 05.07.2010 N 76-ГД "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области" в случае исключения из схемы размещения нестационарных торговых объектов нестационарного торгового объекта, по отношению к которому действует договор на размещение нестационарного торгового объекта или договор аренды земельного участка для размещения соответствующего нестационарного торгового объекта, владелец соответствующего нестационарного торгового объекта имеет право заключения договора на размещение иного нестационарного торгового объекта, включенного в схему размещения нестационарных торговых объектов того же муниципального образования, без проведения аукциона.
Как было указано выше в соответствии с Законом Самарской области от 05.07.2010 N 76-ГД "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области" право на осуществление хозяйственной деятельности в установленном схемой месте предоставляется либо:
1) путем организации открытых аукционов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов;
2) предоставления преимущественного права хозяйствующим субъектам, имеющим действующий договор аренды земельного участка с установленным сроком в месте, установленном схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Как было установлено судами и не оспаривалось сторонами ответчик на основании договора аренды земельного участка осуществлял деятельность в спорном НТО.
Судами не проверен факт включения спорного объекта в Схему НТО, в случае исключения из схемы – дату исключения и причины.
Таким образом, у ответчика, при наличии условий, отраженных в статьи 5 Закона Самарской области от 05.07.2010 N 76-ГД "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области" имелось преимущественное право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта.
В случае же не заключения вышеуказанного договора, уполномоченным органом местного самоуправления должен был быть организован открытый аукцион на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта.
Однако, судами данные обстоятельства, имеющие существенное значения для рассмотрения настоящего спора исследованы не были.
Выводы, сделанные в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции от 27.11.2023 по делу № А55-39679/2022, основаны, в том числе, и на том основании, как указал арбитражный апелляционный суд, что решением Жигулевского городского суда Самарской области от 11.01.23 г. по гражданскому делу N 2-87/2023 суд обязал Торхова А.В. освободить и передать по акту приема-передачи в Администрацию земельные участки с кадастровым номером № площадью 71,4 кв. м и с кадастровым номером № площадью 63 кв. м, расположенные по адресу: <адрес>.
В материалах дела не имеется и истцом не представлены доказательства отмены решения Жигулевского городского суда Самарской области от 11.01.23 г. по гражданскому делу N 2-87/2023 судом вышестоящей инстанции.
В связи с чем судебная коллегия считает выводы судов об удовлетворении заявленных требований об обязании ответчика освободить земельный участок от торгового павильона преждевременными, сделанными без установления всех имеющих значение для правильного рассмотрения спора обстоятельств и правильного применения норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, что привело к принятию неправильного судебного акта.
Поскольку для разрешения спора суду необходимо исследовать и оценить доказательства с целью установления всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания по настоящему делу, а суд кассационной инстанции в силу статей 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации такими полномочиями не наделен, судебные акты суда первой и апелляционной инстанций по данному делу подлежат отмене на основании части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении судам с учетом изложенной в настоящем определении позиции надлежит дать мотивированную оценку, основанную на исследованных доказательствах праву Торхова А.В. на осуществление хозяйственной деятельности в спорном НТО, определить, имеются ли условия, отраженных в статьи 5 Закона Самарской области от 05.07.2010 N 76-ГД "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области" предоставляющие Торхову А.В. преимущественное право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта, при этом выполнить требования процессуального законодательства о всестороннем, полном и объективном исследовании и оценке доказательств по делу, установлении фактических обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела.
Ходатайство Торхова А.В. о приостановлении производства по делу оставить без удовлетворения, ввиду отсутствия процессуальных оснований.
В связи с окончанием кассационного производства определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 4 апреля 2024 года о приостановлении исполнения обжалованных судебных актов подлежит отмене в силу части 3 статьи 379.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
ходатайство Торхова А.В. о приостановлении производства по делу оставить без удовлетворения.
Решение Жигулёвского городского суда Самарской области от 11 января 2023 года, апелляционное определение Самарского областного суда от 14 марта 2024 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Отменить приостановление исполнения судебных актов, произведенное определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 4 апреля 2024 года.
Председательствующий А.С. Рипка
Судьи Н.А.Назейкина
О.Н. Якимова