Дело № 2-116/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 февраля 2017 года город Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе
председательствующего судьи Кочегаровой Д.Ф.,
при секретаре Тетериной М.С.,
с участием представителя истца по доверенности Паньковой К.А., представителя ответчика по доверенности Боброва А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по исковому заявлению СНТ «Коллективный сад № «Энергетик» при а/о «Пермэнерго» к Санниковой В. П. об оспаривании границ земельного участка,
у с т а н о в и л:
СНТ «Коллективный сад № «Энергетик» при а/о «Пермэнерго» обратилось в суд с иском, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ решением № исполнительного комитета Пермского городского совета депутатов трудящихся был отведен земельный участок, площадью до 2 га под коллективный плодово-ягодный сад Управлению энергетической промышленности Пермского Совнархоза. ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления администрации <адрес> № Коллективному саду № «Энергетик» перерегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по <адрес>, площадью 36 900 кв.м., о чем выдано свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ. СНТ «Коллективный сад № Энергетик» зарегистрирован главным управлением Министерства юстиции по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, о чем выдано свидетельство о регистрации юридического лица №. На заседании правления СНТ «Коллективный сад № «Энергетик» от ДД.ММ.ГГГГ. рассматривалось заявление Санниковой В.П. по расположению участка №. Поступило предложение от Санниковой В.П., по уточнению границ земельного участка №. Предложено границы изменить таким образом, чтобы земельный участок № стал смежным с земельным участком №, при этом часть общественной земли СНТ попадет в границы участка №, освободив земли СНТ «Коллективный сад № Энергетик» ниже участка №, отступив по периметру в южной части от забора СНТ № не менее 6-7 метров.
На заседании правления от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, действовавший по доверенности за Санникову В.П., известил членов правления о том, что он отмежевал участок №, поэтому председателем СНТ № ФИО3 был подписан акт согласования границ. Собственником земельного участка № в СНТ «Коллективный сад № Энергетик» является Санникова В. П., кадастровый номер земельного участка № Осенью ДД.ММ.ГГГГ Ответчик уточнила границы участка, принадлежащего ей на праве собственности. После проведения процедуры уточнения границ, сведения о границах стали публичными и были внесены в государственный кадастр недвижимости. Зимой ДД.ММ.ГГГГ Истцу стало известно местоположение границ участка Ответчика. Данные по границам, которые были внесены в государственный кадастр, не соответствовали фактическому землепользованию. Фактически границы земельного участка № были уточнены без вызова председателя, о проведении межевания участка № председателя СНТ «Коллективный сад № Энергетик» не извещали, члены правления, и собственники смежных участков так же не были уведомлены. В настоящее время земля общего пользования СНТ «Коллективный сад № Энергетик», расположенная между участками №, частично попала в границы земельного участка Ответчика. При межевании земельного участка № изменилась конфигурация участка, увеличилась площадь за счет части общественной земли СНТ, а так же границы земельного участка сместились, и первоначальное положение было изменено. Таким образом, часть земли общего пользования, площадью 333 кв.м оказалась в кольце между участками № Ранее в ДД.ММ.ГГГГ владельцы земельных участков № обращались в правление СНТ с просьбой, о выделении прилегающей к их участкам части общественной земли для организации хозяйственного, пожарного проезда, так как на эти земельные участки отсутствует проезд.
В феврале ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 приобрел по договору купли-продажи земельный участок № с кадастровым номером № в СНТ «Коллективный сад № «Энергетик» при а/о «Пермэнерго», границы участка на местности уточнены. ФИО5 так же обращался с заявлением в Администрацию Свердловского района <адрес> о выделении прилегающей городской земли и организации проезда к земельному участку №. Специалист администрация <адрес> рекомендовал обратиться с заявлением к председателю СНТ, для выделения части прилегающей общественной земли СНТ для организации проезда к участку №. СНТ «Коллективный сад № Энергетик» является юридическим лицом, осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральный закон от 15.04.1998 N 66- ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и уставом.
В соответствии с вышеуказанным законом п. 4 ст. 14 распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории, осуществляется на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).
Собраний членов коллективного сада по вопросу передачи части земель общего пользования СНТ, которая была отмежевана Ответчиком, не проводилось.
Согласно ст.11 раздел 2 п.2,1. пп. 10 Устава СНТ «Коллективный сад № Энергетик» к компетенции общего собрания членов Товарищества относится принятие решений о формировании и использовании имущества Товарищества, о создании и развитии объектов инфраструктуры. Статья 11 раздел 3 п. 5 пп.9 Устава закрепляет, что к компетенции Правления товарищества относится организация строительства, ремонта и содержания зданий, строений, сооружений инженерных сетей, дорог и других объектов общего пользования, но не выделение в собственность земель общего пользования.
Межевание земельного участка № было проведено по заказу Ответчика -ДОЛЖНОСТЬ- ФИО1, -ОРГАНИЗАЦИЯ1- Ответчик необоснованно изменил сведения о границах земельного участка так, что площадь участка увеличилась, была изменена конфигурация, и незаконно захвачена часть общественной земли.
Указанные изменения по данным межевого плана были внесены в государственный кадастр недвижимости, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером № площадью 575 кв.м., что больше площади (524 кв.м.) по свидетельству на право собственности на земельный участок. Часть территории спорного земельного участка, относилась к землям общего пользования, которую планировали использовать в качестве прохода (проезда) к участку других членов СНТ. Организовать подъезд к участку №, принадлежащий ФИО5 с другой стороны, ниже участка №, с учетом соседних земельных участков, не представляется возможным, так как ниже земельного участка № протекает река <адрес>, и находиться водоохранная зона, местность заболочена, а так же имеется забор по границам СНТ, минимальный отступ от забора СНТ, после межевания, составляет 2,1 кв.м., такое расстояние не допускает возможности проезда транспорта, в том числе и спецтехники Согласно «Своду Правил 53.13330.2011 по планировке и застройке территории садоводческих (дачных) объединений граждан...» на территории садоводческого, дачного объединения ширина улиц и проездов в красных линиях должна быть, для улиц - не менее 15 м, для проездов - не менее 9 м. Минимальный радиус закругления края проезжей части - 6,0 м. Ширина проезжей части улиц и проездов принимается для улиц - не менее 7,0 м для проездов - не менее 3,5 м.
Протоколом собрания от ДД.ММ.ГГГГ членами СНТ межевой план участка № признан недействительным. При межевании земельного участка № не были учтены фактические границы земельного участка, в связи с этим, часть общественной земли, площадью 333 кв.м. оказалась замкнутой между участками и доступ к ней имеют только собственники участков №, чем нарушают права остальных членов СНТ, так как все члены сада имеют равный доступ к землям общего пользования, а так же оплачивается земельный налог за земли общего пользования СНТ «Коллективный сад № «Энергетик».
На основании изложенного, истец просит признать недействительными результаты межевания земельного участка №, расположенного по адресу <адрес> площадью 575 кв.м. с кадастровым номером №, проведенные на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ., подготовленного кадастровым инженером ФИО1; признать недействительными и исключить из ГКН сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером №, указать, что для Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> решение суда является основанием для исключения из государственного кадастра недвижимости сведений об уточненных по результатам межевания границах земельного участка №
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, в удовлетворении исковых требований просил отказать.
Представитель департамента земельных отношений Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, извещен, ранее просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен, ранее представил письменный отзыв, согласно которому просит в удовлетворении исковых требований отказать, рассмотреть дело без его участия.
Третье лицо ФИО5 в судебное заседание не явился, извещен.
Третье лицо ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, пришел к следующему.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" земельный участок должен быть индивидуализирован на местности, при этом границы участка должны быть описаны и удостоверены, в том числе посредством проведения в отношении каждого конкретного земельного участка землеустроительных работ. Установление границ земельного участка - межевание является одним из способов его индивидуализации как объекта прав землепользования.
На основании абзаца 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В силу положений статьи 38 ФЗ N 221-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемом земельном участке или земельных участков либо о части или частях земельного участка либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу пункта 2 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ошибкой в государственном кадастре недвижимости является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
В силу статьи 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", в редакции, действовавшей в период межевания земельного участка, межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно - территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.
Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.
Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы:
определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование;
закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства;
изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
В соответствии с пунктами 14, 14.1, 14.2, 14.4 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003, при определении границ объекта землеустройства на местности, их согласовании и закреплении межевыми знаками определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей. Перед процедурой согласования границ объекта землеустройства они предварительно обозначаются на местности в соответствии с имеющимися сведениями государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной документацией и (или) иными сведениями. Согласованные границы объекта землеустройства закрепляются межевыми знаками, фиксирующими на местности местоположение поворотных точек границ объекта землеустройства. Допускается закрепление границы межевыми знаками в виде естественных или искусственных предметов, обеспечивающих закрепление поворотной точки границы на период проведения работ (временный межевой знак), или в виде искусственного предмета, закрепленного в земле или твердом покрытии и обеспечивающего постоянство местоположения на местности поворотной точки границы объекта землеустройства после проведения землеустройства (долговременный межевой знак).
В силу пунктов 16.2 - 16.4 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства допускается расхождение площади участка, указанной в правоустанавливающем документе и полученной при межевании.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. решением № исполнительного комитета Пермского городского совета депутатов трудящихся отведен земельный участок, площадью до 2 га под коллективный плодово-ягодный сад Управлению энергетической промышленности Пермского Совнархоза.
ДД.ММ.ГГГГ. на основании Постановления администрации <адрес> № Коллективному саду № «Энергетик» перерегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по <адрес>, площадью 36 900 кв.м., что подтверждается свидетельством № от ДД.ММ.ГГГГ.
СНТ «Коллективный сад № Энергетик» зарегистрирован главным управлением Министерства юстиции по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, согласно свидетельству о регистрации юридического лица №.
С земельным участком истца граничит земельный участок Санниковой В.П. № в СНТ «Коллективный сад № Энергетик», кадастровый номер земельного участка №
В силу ч. 4 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.
Частью 3 ст. 25 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч. 7 ст. 38 Закона о кадастре).
При этом на основании ч. 9 ст. 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Таким образом, при межевании земельного участка его местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, и лишь только в случае если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
По сведениям государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу<адрес>, в соответствии с ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре), является ранее учтенным земельным участком. Дата постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ (по документу - ДД.ММ.ГГГГ). Категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения гражданами садоводства и огородничества. <адрес> земельного участка № составляет 575 кв.м. По данным ГКН правообладателями земельного участка № на праве собственности является Санникова В.П.
В ГКН содержатся следующие документы, на основании которых был осуществлен ГКУ изменений указанного земельного участка, в связи с уточнением местоположения его границы и площади: заявление о постановке па ГКУ объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №; межевой план от ДД.ММ.ГГГГ., оформленный в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о доведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков».
-ОРГАНИЗАЦИЯ2- проведена проверка указанных документов на соответствие требованиям земельного законодательства РФ, на основании данных документов принято решение о внесении изменений.
По сведениям ГКН земельный участок с кадастровым номером № (далее – земельный участок №), расположенный по адресу: <адрес> согласно Закона о кадастре, является ранее учтенным земельным участком. Дата постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ (по документу - ДД.ММ.ГГГГ.). Категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для ведения гражданами садоводства и огородничества. <адрес> земельного участка № составляет 733 кв.м. По данным ГКН правообладателем земельного участка № на праве собственности является ФИО2
На основании заявления и межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ в ГКН внесены изменения в отношении земельного участка № в связи с уточнением Местоположения его границы и площади.
Разрешая требование истца в отношении признания недействительным межевания земельного участка №, и как следствие, межевого плана, суд приходит к следующему.
Нормы земельного законодательства, не предусматривают возможности отмены межевого плана или признание результатов межевания недействительными. Согласно положениям Закона о кадастре, межевание, и как результат произведенной работы по межеванию - межевой план является техническим, а не юридическим действием. Установление границ земельного участка на местности не приводит к правовым последствиям, межеванием непосредственно не создаются и не прекращаются гражданские права и обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 Закона о кадастре кадастровые работы, результатам которых является межевой план, выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона о кадастре договора подряда на выполнение кадастровых работ. Межевой план оформляется в соответствии с приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении формы межевого плана и требований подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» и передается кадастровым инженером заказчику таких работ.
С учетом изложенного, ответственность за результат кадастровых работ, выраженный в межевом плане несет исполнитель таких работ - кадастровый инженер.
Относительно доводов об исключении сведений из ГКН о земельном участке №, судом установлено следующее.
Как следует из ч. 1 ст. Закона о кадастре, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п.п. 7, 9,11-21.1, 25-30 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с п. 57 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 №42 (далее - Порядок), при внесении в Реестр новых сведений об объектах недвижимости при осуществлении учета изменений таких объектов, исправлении технических ошибок предыдущие записи, содержащие прежние значения характеристик, сохраняются в Реестре со статусом "архивные", если иное предусмотрено Порядком.
Таким образом, Законом о кадастре, Порядком предусмотрено изменение сведений о характеристиках объекта недвижимости при условии внесения в ГКН новых сведений об объектах недвижимости (т.е. учет изменений объекта недвижимости, при котором из ГКН исключаются сведения о характеристике объекта недвижимости) без внесения нового значения такой характеристики Законом о кадастре, Порядком не предусмотрен.
Согласно ч. 2 ст. 16 Закона о кадастре постановка на учет, снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 Закона о кадастре, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 Законе о кадастре, осуществляются на основании заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Согласно ч. 3 ст. 20 Закона о кадастре, с заявлениями об государственном кадастровом учете (далее – ГКУ) изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или представитель заявителя.
Исходя из вышеуказанных положений следует, что Законом о кадастре предусмотрен заявительный порядок ГКУ изменений объекта недвижимости, на основании представленного в орган кадастрового учета заявления и межевого плана.
Таким образом, поскольку Законом о кадастре предусмотрен заявительный характер ГКУ изменений объектов недвижимости с приложением необходимых документов (межевой план), требование Истца об указании в решении суда на то, что оно является основанием для ГКУ изменений объекта недвижимости не подлежит удовлетворению.
К тому же спорные земельные участки в ГКН содержатся без каких-либо наложений и пересечений, в противном случае, согласно ст. 26 Закона о кадастре это бы послужило основанием для приостановления осуществления ГКУ, а дальнейшем для отказа в ГКУ.
При таких обстоятельствах исковые требования истца нельзя признать законными и обоснованными, следовательно, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Суд разрешил дело на основе представленных доказательств, в рамках заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении искового заявления СНТ «Коллективный сад № «Энергетик» при а/о «Пермэнерго» к Санниковой В. П. о признании недействительными результатов межевания земельного участка № с кадастровым номером №; признании недействительными и подлежащими исключению из ГКН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером № – отказать в полном объеме.
Решение в апелляционном порядке может быть обжаловано сторонами в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд города Перми, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Д.Ф. Кочегарова
Мотивированное решение изготовлено 21.02.2017 года.