Решение по делу № 33-6001/2024 от 31.10.2024

            Дело № 33-6001/2024

          (номер дела, присвоенный в суде первой инстанции №2-6045/2024

        УИД 72RS0025-01-2024-005514-57)

        АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

        г. Тюмень                         02 декабря 2024 года

        Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

        председательствующего судьи:         Чесноковой А.В.,
        судей:        при секретаре:         Малининой Л.Б., Шараповой Н.Ф.,        Матвеевой О.А.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика УМВД России по Тюменской области на решение Центрального районного суда города Тюмени от 22 августа 2024 года, которым постановлено:

«Исковые требования Ч.А.В. (СНИЛС <.......>) удовлетворить.

Признать незаконным заключение служебной проверки УМВД России по Тюменской области (ИНН <.......>), проведенной в отношении Ч.А.В., по результатам которой прекращено предоставление мер социальной поддержки как ветерану боевых действий и аннулировано удостоверение ветерана боевых действий.

Признать незаконными действия УМВД России по Тюменской области о прекращении назначенной Ч.А.В. ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной статьей 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах».

Возложить на ОСФР по Тюменской области обязанность (ИНН <.......>) возобновить Ч.А.В. (СНИЛС <.......>) ежемесячную денежную выплату, иных доплат, полагающихся гражданину, имеющему статус «Ветеран боевых действий» с момента прекращения выплат».

     Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Малининой Л.Б., судебная коллегия

            у с т а н о в и л а:

Ч.А.В. обратился в суд с иском с учетом дополнений к Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области (далее по тексту УМВД России по Тюменской области) и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области (далее по тексту ОСФР по Тюменской области), в котором просил:

- признать незаконным (недействительным) заключение служебной проверки в отношении Ч.А.В., по результатам которой прекращено предоставление мер социальной поддержки как ветерану боевых действий и аннулировано удостоверение ветерана боевых действий;

- признать незаконными действия УМВД России по Тюменской области о прекращении, назначенной Ч.А.В. ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст.23.1 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах»;

- возложить на ОСФР по Тюменской области обязанности возобновить ежемесячную денежную выплату с момента прекращения ее выплаты, иных доплат, полагающихся гражданину, имеющему статус «Ветеран боевых действий».

Исковые требования мотивированы тем, что Ч.А.В. проходил службу в органах внутренних дел с 18.02.1987 по 04.08.2005, уволен в связи с выходом на пенсию по выслуге лет по ограниченному состоянию здоровья.

В период прохождения службы истец был откомандирован в составе сводного отряда УВД Тюменской области в город Владикавказ в целях обеспечения режима чрезвычайного положения для охраны общественного порядка с 14.11.1993 по 18.12.1993, с 21.02.1995 по 22.03.1995. Находясь в служебных командировках, истец в составе оперативно-следственной группировки МВД РФ, принимал непосредственное участие в выполнении задач по нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка на части территорий Республики Северная Осетия и Ингушской Республики в зоне ликвидации последствий конфликта. На период нахождения истца в командировках распространяются установленные законодательством льготы.

17.04.2003 истцу выдано удостоверение, подтверждающее статус участника вооруженных конфликтов и выполнение задач в условиях чрезвычайного положения при вооруженных конфликтах на территории России и Республик бывших СССР.

14.03.2005 истцу выдано удостоверение серии <.......> Ветерана боевых действий, подписанное начальником ГУВД Тюменской области, дающее право на получение льгот, установленных п.1 ст.16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах», на основании чего истцу производилась ежемесячная денежная выплата как ветерану боевых действий, установленная статьей 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах», а также выплата пенсии за выслугу лет в повышенном размере в порядке, предусмотренном пунктом «г» статьи 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-I.

С ноября 2023 года выплата пенсии за выслугу лет начала производиться без повышающей надбавки, а с марта 2024 года прекратилась выплата ежемесячной денежной выплаты по решению УМВД России по Тюменской области по результатам служебной проверки, с которой истец не ознакомлен и не согласен.

Истец полагает, что присвоение звания ветеран боевых действий и выдача соответствующего удостоверения произведены ему обосновано за участие в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, ответчиком не оспорено и недействительным не признана.

Также указывает, что факт участия истца в выполнении задач в зоне чрезвычайного положения при выполнении задач по нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка на территориях Республики Северная Осетия и Ингушской Республики в зоне ликвидации последствий конфликта, не опровергнут, ввиду чего у УМВД России по Тюменской области не имелось оснований для отмены мер социальной поддержки, установленных законодательством для ветеранов боевых действий.

В связи с чем, за защитой нарушенных прав, истец обратился в суд (л.д.78-80).

Протокольным определением в качестве третьих лиц привлечены Управление социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района, Департамент социального развития Тюменской области, ГУ МВД России по г. Москве (ЦПО ГУ МВД России по г. Москве).

В судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика УМВД России по Тюменской области, Ш.М.В. исковые требования не признала.

    Иные лица в суд первой инстанции не явились при надлежащем извещении.

    Судом постановлено вышеуказанное решение, не согласившись с которым ответчик УМВД России по Тюменской области, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, на нарушение норм материального и процессуального права, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

    Указывает, что в ходе служебной проверки было установлено, что удостоверение Ветерана боевых действий, было выдано истцу необоснованно, поскольку последний не принимал участие в боевых действиях. Сам по себе факт выполнения сотрудником МВД России служебных обязанностей по занимаемой им должности в Республике Северная Осетия и Республики Ингушетия без доказательств его непосредственного участия в боевых действиях не может служить основанием для выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий». Поскольку УМВД России по Тюменской области выдало истцу указанное удостоверение, то в случае выявления необоснованного факта его выдачи, вправе организовать работу по исправлению ошибки, т.е. аннулировать и изъять удостоверение и прекратить предоставление социальных гарантий.

     Не согласен с выводами суда о фактическом участии истца в боевых действиях, поскольку не подтверждаются приказами об участии в боевых действиях.

    Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда oblsud.tom.sudrf.ru (раздел «Судебное делопроизводство»).

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика УМВД России по Тюменской области П.М.С. апелляционную жалобу поддержала.

            Представитель ответчика ОСФР по Тюменской области Х.А.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просила принять решение на усмотрение судебной коллегии.

            Иные лица участвующие в деле в суд апелляционной инстанции не явились при надлежащем извещении, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали в связи с чем, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

        Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает следующее.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Ч.А.В. проходил службу в органах внутренних дел с 18.02.1987 по 04.08.2005, уволен в связи с выходом на пенсию по выслуге лет по ограниченному состоянию здоровья.

        В период прохождения службы истец был откомандирован в составе сводного отряда УВД Тюменской области в город Владикавказ в целях обеспечения режима чрезвычайного положения для охраны общественного порядка на месяц с 21.02.1995 по 22.03.1995. в период с 14.11.1993 по 18.12.1993, с 20.02.1995 по 20.03.1995

Истец находился в служебных командировках в составе оперативно-следственной группы УВД Тюменской области, в г. Владикавказ приданного Временному Государственному комитету Российской Федерации по ликвидации последствий Осетино-Ингушского конфликта октября-ноября 1992 года, непосредственно участвовал в выполнении задач по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на части территорий Республики Северная Осетия и Ингушской Республики, что подтверждается выпиской из списка сотрудников, приказом МВД России от 15.02.1995 №137, справками руководителя оперативно-следственной группы МВД Российской Федерации в зоне чрезвычайного положения в Северо-Осетинской и Ингушской Республике (л.д. 10, 15, 16-17, 47, 49, 50, 51-52).

В справке, подписанной руководителем оперативно-следственной группы МВД России в зоне чрезвычайного положения Северо - Осетинской ССР и Ингушской Республике, указано, что <.......> Ч.А.В. находился в служебной командировке в период с 20.02.1995 г. по 20.03.1995 г. в составе оперативно-следственной группировки МВД РФ, в зоне действия чрезвычайного положения на территории Северо - Осетинской ССР и Ингушской Республики, выполнял обязанности по обеспечению режима чрезвычайного положения, охране общественного порядка, пресечению правонарушений и раскрытию преступлений, защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения. На период нахождения истца в указанной командировке распространяются установленные законодательством льготы: льготный расчет выслуги лет (один месяц за три месяца службы), выплачиваются оклады в двойном размере за указанный период времени нахождения в командировке, единовременное денежное пособие, дополнительный отпуск и иные гарантии, предоставляемые действующими в то время законодательными и нормативными актами. (л.д.17)

Аналогичная справка выдана истцу за период с 14.11.1993 по 18.12.1993 нахождения его в командировке в зоне действия чрезвычайного положения на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики.(л.д.16)

17.04.2003 Ч.А.В. выдано удостоверение, подтверждающее статус участника вооруженных конфликтов и выполнение задач в условиях чрезвычайного положения при вооруженных конфликтах на территории России и Республик бывших СССР (л.д.16).

14.03.2005 Ч.А.В. выдано удостоверение «Ветеран боевых действий» <.......>, предоставляющее право на льготы, установленные п.1 ст.16 Федерального закона «О ветеранах» (л.д.21-22).

18.12.2023 Центром финансового обеспечения УМВД России по Тюменской области направлено письмо на имя начальника УРЛС УМВД России по Тюменской области о проверке правомерности выдачи удостоверения ветерана боевых действий Ч.А.В.

В ходе проведения служебной проверки вынесено заключение о том, что удостоверение участника боевых действий РМ <.......> выдано истцу 14.03.2005 необоснованно. Установлено, что указанное удостоверение выдано УК и ВР ГУВД по Тюменской области на основании списка для оформления удостоверения ветерана боевых действий сотрудников Среднеуральского УВДТ МВД России, подписанного начальником Среднеуральского УВДТ МВД России <.......> А.В.А., приказа УВД Тюменской области от 15.02.1995 №137 «Об откомандировании сотрудников УВД Тюменской области в г. Владикавказ» в период с 21 февраля по 22 марта 1995 года, справок на имя Ч.А.В. о том, что он в периоды с 14 ноября 1993 года по 18 декабря 1993 года и с 20 февраля по 20 марта 1995 года находился в служебной командировке в составе оперативно-следственной группы МВД РФ приданной Временному Государственному комитету РФ по ликвидации последствий Осетино-ингушского конфликта, которые не входят в Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, утвержденный ФЗ от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», в связи с чем усматривается нарушение п.3.2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 07.05.2004 №282 «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий». Таким образом комиссия пришла к выводу о том, что факт участия истца в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта в период с 14.11. по 18.11.1993 г. по 20.02. по 18.03.1995 г. не имел место быть, а потому основания для выдачи истцу удостоверение участника боевых действий, отсутствовали. (л.д. 54-60, 71-76)

УМВД России по Тюменской области 13.02.2024 в ОСФР по Тюменской области направлено уведомление о признании удостоверения ветерана боевых действий РМ <.......>, выданного на имя Ч.А.В. необоснованно выданным и указывалось на необходимость прекращения мер социальной поддержки, как ветерану боевых действий. ОСФР по Тюменской области выплата ежемесячной денежной выплаты прекращена с 01.03.2024 (л.д. 13,14).

С 01.06.2005 Ч.А.В. являлся получателем ежемесячной денежной выплаты, установленной в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», однако на основании письма УМВД России по Тюменской области связи с необоснованной выдачей удостоверения Ч.А.В. выплата прекращена с 01.03.2024.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствуясь Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», Постановлением Правительства РФ от 19.12.2003 N 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий», приказом МВД России от 07.05.2004 №282 «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий», проанализировав доказательства по делу, в том числе представленные истцом фотографии с изображением военной техники и лиц, с военным обмундированием и оружием, пришел к выводу о фактическом участии Ч.А.В. в боевых действиях. При этом также суд указал, что по заключению служебной проверки не признана необоснованной выдача истцу удостоверения, истец является пенсионером МВД, длительный период времени получает меры социальной поддержки как добавку к пенсии и перерасчет которой в сторону уменьшения не допускается, в том числе в связи с выявлением ошибок в её начислении, бремя неблагоприятных последствий, связанных с допущенной ответчиком в данном случае ошибки не должно быть возложено на истца при отсутствии его виновных действий.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции ввиду следующего.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.

Федеральный закон «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункт 1 статьи 3).

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному Федеральному закону (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»).

В разделе III этого перечня к числу территорий и периодов ведения боевых действий отнесены в том числе: выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года; выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.

Согласно подпунктам 1 - 5 пункта 1 статьи 13 Федерального закона «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, предоставление жилых помещений, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» МВД России разработана и утверждена приказом от 7 мая 2004 г. N 282 Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (действовала в период выдачи удостоверения, в настоящее время утратила силу).

Данная инструкция, как указано в ее пункте 1, определяет порядок выдачи в системе МВД России удостоверений ветерана боевых действий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, иных государственных органов, правопреемником которых является МВД России, из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах».

В подпункте 2.2 пункта 2 Инструкции указано, что удостоверения ветерана боевых действий оформляются и выдаются сотрудникам МВД России через кадровые подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне по месту дислокации таких подразделений при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел.

Из приведенных нормативных положений следует, что наделение гражданина статусом ветерана боевых действий с выдачей соответствующего удостоверения является результатом совершения ряда действий, в том числе связанных с установлением уполномоченным органом на основании представленных документов права гражданина на приобретение этого статуса. Решение о выдаче гражданину удостоверения ветерана боевых действий, являющегося документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки, принимается уполномоченными государством органами на основе полной и всесторонней оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение такого статуса, и в строгом соответствии с установленными требованиями.

Исходя из пунктов 1, 5, 13, 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел. При этом МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел. В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. В состав органов внутренних дел входят в том числе: центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России, образовательные, научные, медицинские (в том числе санаторно-курортные) организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, загранаппарат МВД России, организации культуры, физкультурно-спортивные организации, редакции печатных и электронных средств массовой информации, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.

Таким образом, МВД России и его территориальные органы, одним из которых является УМВД по Тюменской области, в силу приведенных правовых норм, в том числе Федерального закона «О ветеранах» и Постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий», уполномочены производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России и обязаны осуществлять действия, направленные на реализацию требований законодательства о недопустимости необоснованной выдачи данных удостоверений.

Чрезвычайное положение на территории Республики Северная Осетия-Алания и Республики Ингушетия было введено с 2 ноября 1992 года в связи с осетино-ингушским конфликтом октября - ноября 1992 года и отменено 6 февраля 1995 года.

Из ответов Военного комиссариата города Владикавказа Республики Северной Осетии -Алании от 25.11.2024 <.......> и ФКУ Военного комиссариата Тюменской области на запрос суда апелляционной инстанции, следует, что сведения, подтверждающие участие истца в боевых действиях, а именно приказы руководителя регионального оперативного штаба о том, что он лично был привлечен для участия в боевых действиях или в специальных операциях по ликвидации незаконных вооруженных формирований, в запрашиваемый период, отсутствуют.

Учитывая, что в ходе рассмотрения дела не нашли подтверждение доказательства о выполнении истцом задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а именно доказательства подтверждающие участие истца в боевых действиях, - приказы руководителя регионального оперативного штаба о том, что он лично был привлечен для участия в боевых действиях или в специальных операциях по ликвидации незаконных вооруженных формирований, основания для удовлетворении заявленных требований отсутствовали.

Сам по себе факт выполнения истцом как сотрудником МВД России служебных обязанностей по занимаемой им должности в Республике Северная Осетия и Республики Ингушетия без доказательств его непосредственного участия в боевых действиях не может служить основанием для выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий».

При изложенных обстоятельствах заслуживают внимание доводы апелляционной жалобы ответчика, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Ч.А.В. к УМВД Российской Федерации по Тюменской области и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области в полном объеме.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

    определила:

        решение Центрального районного суда города Тюмени от 22 августа 2024 года отменить, вынести новое решение, которым

        В удовлетворении исковых требований Ч.А.В. к Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области, отказать в полном объеме.

            Председательствующий:

    Судьи коллегии:

    Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 09.12.2024 г

33-6001/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Чаплыгин Андрей Викторович
Ответчики
УМВД России по ТО
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по ТО
Другие
ГУ МВД России по г.Москве (ЦПО ГУ МВД России по г.Москве)
Департамент социального развития Тюменской области
Управление социальной защиты населения г.Тюмени и Тюменского района
Суд
Тюменский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.tum.sudrf.ru
31.10.2024Передача дела судье
25.11.2024Судебное заседание
02.12.2024Судебное заседание
10.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.12.2024Передано в экспедицию
02.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее