(№ 33-4699/2023)
УИД: 69RS0040-02-2020-002070-49
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2 ноября 2023 года г. Тверь
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе
председательствующего Серёжкина А.А.,
судей Кулакова А.В., Лозиной С.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания
Родионовой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Серёжкина А.А. гражданское дело по иску прокурора Центрального района
города Твери, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о признании незаконным бездействия по выполнению краткосрочного плана капитального ремонта на 2017-2019 годы, возложении обязанности обеспечить проведение капитального ремонта
по апелляционным жалобам Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, Правительства Тверской области, Министерства строительства Тверской области на решение Центрального районного суда г. Твери от 9 февраля 2023 года.
Судебная коллегия
установила:
прокурор Центрального района г. Твери обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, в котором с учетом последующих уточнений исковых требований просит признать незаконным бездействие Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области (далее Фонд), выразившееся в невыполнении работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных на территории Центрального района г. Твери, запланированных к реализации в 2017-2019 годах, предусмотренных региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области 24 декабря 2013 года № 690-пп и краткосрочным планом реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на
2017-2019 годы, утвержденным постановлением администрации города Твери от 08 февраля 2017 года № 129; возложить обязанность на Фонд в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение предусмотренных региональной программой определенных видов работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, указанных в просительной части уточненного искового заявления
(т. 25 л. д. 219-250, т. 26 л. д. 1-24).
В обоснование заявленных требований прокурором указано, что на основании поступающих обращений жителей города Твери прокуратурой проанализировано исполнение Фондом требований жилищного законодательства в части проведения капитального ремонта многоквартирных домов на территории Центрального района г. Твери.
Установлено, что постановлением Правительства Тверской области от
10 марта 2017 года № 62-пп утвержден краткосрочный план реализации региональной программы на 2017-2019 годы, в который включена часть многоквартирных домов, ремонт которых предусмотрен региональной программой в 2017-2019 годах.
Несмотря на истекшие сроки осуществления капитального ремонта, установленные региональной программой на 2017-2019 годы и краткосрочным планом на 2017-2019 годы Фондом должных мер по выполнению работ, предусмотренных региональной программой, не принято. Бездействие ответчика приводит к нарушению жилищных прав неопределенного круга лиц, проживающих в многоквартирных домах либо находящихся в помещениях, входящих в состав многоквартирных домов по иным основаниям. Сведения о переносе исполнения мероприятий, предусмотренных региональной программой на 2017-2019 годы, но не выполненных в установленный срок, отсутствуют.
Решением Центрального районного суда г. Твери от
09 февраля 2023 года исковые требования прокурора удовлетворены частично, признано незаконным бездействие Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, выразившееся в невыполнении работ по капитальному ремонту ряда многоквартирных домов, расположенных на территории Центрального района г. Твери, запланированных к реализации в 2017-2019 годы, предусмотренных региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на
2014-2043 годы.
Этим же решением суда на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области возложена обязанность в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение следующих работ по капитальному ремонту по следующим многоквартирным домам, расположенным в г. Твери:
- применительно к д. 23 по ул. Вольного Новгорода осуществить ремонт и утепление фасада;
- применительно к д. 14 по ул. Новоторжская осуществить ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю; ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установка, ремонт или замена в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок; ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения; ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения;
- применительно к д. 2а по ул. Пушкинская осуществить ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установка, ремонт или замена в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок; ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения; ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения;
- применительно к д. 26 по бульвару Радищева осуществить ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установка, ремонт или замена в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок;
- применительно к д. 5 по пер. Садовый осуществить ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю;
- применительно к д. 22 по пер. Садовый осуществить ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю;
- применительно к д. 1г пер. Свободный осуществить ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт и утепление фасада;
- применительно к д. 8 по ул. Советская осуществить ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю; ремонт и утепление фасада;
- применительно к д. 18 по ул. Советская осуществить ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю;ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения;
- применительно к д. 24 по ул. Советская осуществить ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установка, ремонт или замена в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок;
- применительно к д. 2 по наб. Степана Разина осуществить ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю; ремонт и утепление фасада; ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения;
- применительно к д. 37 по пер. Трудолюбия осуществить ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю;
- применительно к д. 4 по пр-ту Чайковского осуществить ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю;
- применительно к д. 7 по пр-ту Чайковского осуществить ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю;
- применительно к д. 24/2б по пр-ту Чайковского осуществить ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю.
В отношении каждого из указанных в резолютивной части судебного акта многоквартирных домов судебным актом от 09 февраля 2023 года также возложена на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области обязанность обеспечить разработку проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта, а также проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации (далее – объекты культурного наследия), являющихся многоквартирными домами, в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия.
Указанные обязанности судом постановлено обеспечить путем привлечения для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту подрядных организаций, заключения с подрядными организациями от своего имени договоров, предусматривающих установление гарантийного срока на оказанные услуги и выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг или выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок за свой счет и своими силами, контролирования качества и сроков оказания услуг и выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и работ требованиям проектной документации; осуществления приемки оказанных услуг и выполненных работ, в том числе обеспечив создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данными многоквартирными домами, и представителей собственников помещений в многоквартирных домах.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Судом разрешен вопрос о взыскании с Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в бюджет муниципального образования г. Тверь государственной пошлины в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области ставится вопрос об отмене решения суда от 09 февраля 2023 года и принятии нового решения об отказе в иске.
В обоснование жалобы указывается, что в отношении всех указанных в резолютивной части судебного акта многоквартирных домов, за исключением дома по адресу г. Тверь, пер. Садовый, д. 5, Фондом совершены действия, направленные на реализацию региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов с указанием совершения конкретных действий, что свидетельствует об отсутствии оснований для вывода о бездействии Фонда.
Многоквартирный дом по адресу г. Тверь, пер. Садовый, д. 5 в краткосрочный план проведения капитального ремонта не включен.
Правительством Тверской области в апелляционной жалобе и в дополнении к ней также указывается о необходимости отмены решения суда от 09 февраля 2023 года и принятии нового решения об отказе прокурору в иске.
В жалобе приводятся доводы о том, что многоквартирные дома, расположенные в г. Твери по адресам д. 23 по ул. Вольного Новгорода, д. 2а по ул. Пушкинская, д. 26 по бульвару Радищева, д. 22 по пер. Садовый и
д. 1г пер. Свободный включены в краткосрочный план реализации региональной программы на 2023-2025 годы, срок окончания ремонта этих домов не наступил.
Многоквартирный дом по адресу г. Тверь, пер. Садовый, д. 5 отсутствует краткосрочных планах реализации региональной программы в 2017-2019 годах и в 2020-2022 годах.
Заявитель полагает, что бездействие Фонда в отношении остальных указанных в удовлетворенной части иска домов недоказанным.
Министерством строительства Тверской области также подана апелляционная жалоба на решение суда от 09 февраля 2023 года и дополнения к жалобе, в которой приводятся доводы, аналогичные доводам вышеприведенных жалоб стороны ответчика. Отмечается, что реализация региональной программы капитально ремонта многоквартирных домов осуществляется исключительно посредством принятия краткосрочных планов, иных способов проведения капитального ремонта не предусмотрено; доказательств незаконного бездействия Фонда в материалах дела не содержится.
Судебное заседание суда апелляционной инстанции проведено с участием прокурора, представителей Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, Правительства Тверской области, Министерства строительства Тверской области.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в заседание суда апелляционной инстанции не явились. На основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Заслушав судью-докладчика, выслушав представителей Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области
Караганову Е.А., Правительства Тверской области - Травкину О.Н., Министерства строительства Тверской области - Громову С.В., поддержавших доводы жалоб, прокурора Обихода И.Д., поддержавшего возражения на жалобы, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Решением Центрального районного суда г. Твери от 18 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда
от 25 июля 2021 года, исковые требования прокурора Центрального района
г. Твери по настоящему делу удовлетворены в полном объеме.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции решение суда от 18 марта 2021 года и апелляционное определение от 29 июля 2021 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
Отменяя судебные акты нижестоящих судов, суд кассационной инстанции указал, что исходя из приведенных доводов и возражений сторон, а также норм материального права, подлежащих применению при разрешении настоящего спора, суду следовало определить в качестве имеющих значение обстоятельств включение указанных прокурором в иске многоквартирных домов в краткосрочный план реализации в 2017-2019 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденный постановлением Правительства Тверской области от 10 марта 2017 года № 62-пп, а также в краткосрочный план реализации в 2020-2022 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденный постановлением Правительства Тверской области от 14 августа 2020 года
№ 360-пп.
Разрешая спор и частично удовлетворяя уточненные исковые требования, суд первой инстанции, учитывая виды работ, предусмотренные региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Центрального района
г. Твери, включенные в краткосрочные региональные планы на
2017-2019 годы и на 2020-2022 годы, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска в отношении пятнадцати многоквартирных домов.
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда с такими выводами суда первой инстанции, за исключением вывода об удовлетворении иска о проведении капитального ремонта многоквартирного дома № 5 по пер. Садовый г. Твери, а также в части проведения капитального ремонта по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонта лифтовых шахт, машинных и блочных помещений многоквартирного дома
№ 1г по пер. Свободный г. Твери, соглашается, считает их законными и обоснованными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права, подтвержденными материалами дела.
В силу подпункта 61 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона
от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, регулирование отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Согласно пункту 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В соответствии с пунктом 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктами 2, 3, 5 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числе устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (ч. 7 ст. 168 ЖК РФ).
Положениями Закона Тверской области от 28 июня 2013 года № 43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» предусмотрено, что в целях реализации региональной программы по проведению капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения объема финансирования мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в каждом многоквартирном доме за счет средств собственников помещений многоквартирных домов и иных источников, видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта Правительство Тверской области или уполномоченный орган и органы местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Тверской области, утверждают краткосрочные планы реализации региональной программы по проведению капитального ремонта сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока
(ч. 1 ст. 16 Закона).
Постановлением Правительства Тверской области от
24 декабря 2013 года № 690-пп с последующими изменениями утверждена региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на
2014-2043 годы.
Краткосрочный план реализации в 2017-2019 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы утвержден постановлением Правительства Тверской области от
10 марта 2017 года № 62-пп с последующими изменениями, вносимыми постановлениями Правительства Тверской области от 18 августа 2017 года
№ 251-пп, от 29 декабря 2017 года № 458-пп, от 12 апреля 2019 года
№ 109-пп.
Краткосрочный план реализации в 2020-2022 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы утвержден постановлением Правительства Тверской области от
14 августа 2020 года № 360-пп с последующими изменениями, вносимыми постановлений Правительства Тверской области от 22 декабря 2021 года
№ 710-пп, от 22 июня 2022 года № 345-пп, от 20 сентября 2022 года
№ 531-пп.
Вопреки доводам апелляционной жалоб Правительства Тверской области и Министерства строительства Тверской области краткосрочным планом в 2017-2019 годах с учетом внесенных в него изменений в многоквартирных домах г. Твери предусматривалось выполнение следующих работ:
- д. 2а по ул. Пушкинская - проведение капитального ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения, теплоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, газоснабжения. Плановая дата завершения выполнения работ по капитальному ремонту - 2019 год;
- д. 26 по бульвару Радищева - проведение капитального ремонта внутридомовых инженерных систем теплоснабжения. Плановая дата завершения выполнения работ по капитальному ремонту - 2019 год.
- д. 1г пер. Свободный - разработка проектной документации, проведение проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта. Плановая дата завершения выполнения работ по капитальному ремонту - 2019 год.
Краткосрочный план на 2020-2022 годы с учетом внесенных в него изменений предусматривал в многоквартирных домах г. Твери выполнение работ:
- д. 23 по ул. Вольного Новгорода - проведение капитального ремонта по виду работ ремонт и утепление фасада. Плановая дата завершения выполнения работ по капитальному ремонту - 2020 год;
- д. 22 по пер. Садовый - проведение капитального ремонта по виду работ крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю. Плановая дата завершения выполнения работ по капитальному ремонту - 2020 год.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда в части возложения на Фонд обязанности по проведению капитального ремонта данных многоквартирных домов не имеется.
Не могут служить основанием и доводы каждой из апелляционных жалоб об отсутствии оснований для признания бездействия Фонда по выполнению работ по капитальному ремонту многоквартирных домов незаконным.
В силу вышеприведенных норм права, а также положений Закона Тверской области от 28 июня 2013 года № 43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» предусмотрено создание органами государственной власти субъекта Российской Федерации в
публично-правовых целях осуществления деятельности, направленной на обеспечение организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, регионального оператора, применительно к настоящему делу – Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области.
Предъявляя требования о признании бездействия Фонда по проведению капитального ремонта ряда многоквартирных домов незаконным, прокурор, действуя в интересах неопределенного круга - собственников помещений в таких домах, преследует опосредованный интерес данных собственников, который обосновывается наличием у собственников материально-правового требования, обусловленного недопущением причинения им ущерба как субъекту гражданско-правовых отношений, выражающемся в ненадлежащем содержании общего имущества многоквартирного дома (домов).
Согласно части 1 статьи 9 Закона Тверской области от 28.06.2013 года № 43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» целью деятельности регионального оператора является осуществление деятельности, направленной на обеспечение организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области.
В этой связи с учетом доводов исковых требований и возражений стороны ответчика на данные требования суду надлежало с соблюдением обеспечения баланса публичного интереса Фонда и частного интереса каждого из собственников жилых помещений, расположенных в спорных многоквартирных домах, определить совершение Фондом действий на предмет их соответствия регулирующим правовым нормам, предусматривающим как обеспечение надлежащей организации капитального ремонта, так и своевременность его проведения. При этом любое нарушение вышеперечисленных критериев является основанием признания бездействия Фонда незаконным.
Как установлено в ходе рассмотрения настоящего спора, по всем многоквартирным домам, в отношении которых требования прокурора удовлетворены, за исключением многоквартирного дома по адресу
г. Тверь, пер. Садовый, д. 5, предусмотренные краткосрочными планами реализации в 2017-2019 годах и в 2020-2022 годах региональной программы по проведению капитального ремонта плановые даты завершения выполнения работ по капитальному ремонту Фондом нарушены, то есть в установленные Правительством Тверской области сроки региональная программа не реализована.
Приводимые стороной ответчика в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции и в апелляционных жалобах доводы о принятии Фондом мер по реализации краткосрочных планов при проверке судом апелляционной инстанции их достаточности не могут служить оправданием отсутствия вины ответчика в нарушении установленных сроков.
Так, например, в жалобе Фонда относительно обеспечения проведения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома № 23 по
ул. Вольного Новгорода в г. Твери указывается о заключении договора на оценку технического состояния и проектирование капитального ремонта
27 сентября 2022 года, в то время как при соблюдении плановой даты завершения выполнения работ по капитальному ремонту такие работы должны быть завершены полностью не позднее 31 декабря 2020 года.
В отношении многоквартирного дома №. 22 по пер. Садовый г. Твери договор на проектирование капитального ремонта заключен
26 сентября 2022 года при плановом завершении капитального ремонта не позднее 31 декабря 2020 года.
Аналогичная ситуация установлена судебной коллегией в отношении определенных краткосрочным планом на 2017-2019 годы сроков капитального ремонта многоквартирных домов по адресам д. 2а по
ул. Пушкинская, д. 26 по бульвару Радищева, д. 1г пер. Свободный, при плановом завершении капитального ремонта которых срок истекал не позднее 31 декабря 2019 года.
В данном случае нарушение установленных правовыми актами Правительства Тверской области об утверждении краткосрочных планов реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области сроков проведения капитального ремонта в отношении рассматриваемых многоквартирных домов является достаточным основанием для вывода о признании бездействия Фонда незаконным.
Вносимые в постановления Правительства Тверской области от
10 марта 2017 года № 62-пп и от 14 августа 2020 года № 360-пп изменения указаний о переносе в рамках краткосрочных планов сроков окончания проведения капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, поименованных судом в удовлетворенной части иска, не содержали.
То обстоятельство, что многоквартирные дома в г. Твери по адресам
д. 23 ул. Вольного Новгорода, д. 2а ул. Пушкинская, д. 26 бульвар Радищева, д. 22 пер. Садовый и д. 1г пер. Свободный включены в краткосрочный план реализации региональной программы на 2023-2025 годы, утвержденный постановлением Правительства Тверской области от 29 декабря 2022 года
№ 788-пп и срок окончания ремонта этих домов в рамках этого краткосрочного плана не наступил, на законность и обоснованность выводов суда первой инстанции о нарушении ответчиком сроков проведения капитального ремонта в отношении данных домов, установленных ранее утвержденными краткосрочными планами на 2017-2019 и 2020-2022 годы, не влияет, поскольку, по своей сути, не указывает об изменении этих сроков.
В противном случае иное толкование свидетельствовало бы, что предписание норм жилищного законодательства об обязанности органов государственной власти субъекта Российской Федерации утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (ч. 7 ст. 168 ЖК РФ) являлось бы реализованным им сугубо формально, чем нарушается действительный смысл данного предписания, направленный на достижение баланса частного и публичного интересов сторон по настоящему делу.
Доводов о том, что многоквартирные дома в г. Твери по адресам д. 14 по ул. Новоторжская, дома 8, 18, 24 по ул. Советская, д. 2 по наб. Степана Разина, д. 37 по пер. Трудолюбия, дома 4, 7, 24/2б по пр-ту Чайковского не включены в краткосрочные планы на 2017-2019 годы и на 2020-2022 годы либо что предусмотренный этим планами предельный срок их капитального ремонта не истек апелляционные жалобы заявителей не содержат, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для проверки обжалуемого судебного постановления в этой части вне зависимости от доводов жалоб.
Исходя из положений части 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающих, что региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором, признание в судебном порядке бездействия Фонда по выполнению работ по капитальному ремонту многоквартирных домов незаконным и возложение на Фонд обязанности по проведению такого ремонта является надлежащим способом защиты прав неограниченного круга лиц, являющихся собственниками помещений в таких домах вне зависимости от отношений Фонда, складывающихся как с подрядными организациями, так и с поиском таковых в рамках установленных законом конкурсных процедур.
В то же время судебная коллегия полагает заслуживающим внимания доводы апелляционных жалоб об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в отношении возложения обязанности по проведению капитального ремонта расположенных в Твери многоквартирных домов № 5 по пер. Садовый и № 1г по пер. Свободный (части проведения капитального ремонта по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонта лифтовых шахт, машинных и блочных помещений), поскольку, действительно, как о том указывается в жалобах, первый дом не включен ни в один из рассматриваемых в настоящем деле краткосрочных планов, а второй дом включен в краткосрочный план на 2017-2019 годы только по виду работ в части разработки проектной документации и проведения проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта.
При таких обстоятельствах решение суда от 09 февраля 2023 года о возложении на Фонд обязанности по обеспечению проведения работ по капитальному ремонту расположенных в г. Твери многоквартирных домов
№ 5 по пер. Садовый и № 1г по пер. Свободный в части проведения капитального ремонта по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонта лифтовых шахт, машинных и блочных помещений надлежит отменить с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении данных исковых требований.
Таким образом, доводы заявителей, содержащиеся в апелляционных жалобах, выводов суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в установленном судебной коллегией объеме не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, основаны на ином толковании подлежащих применению норм материального права, расходящемся с его действительным смыслом; сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств и фактически являются позицией заявителей, в связи с чем основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке служить не могут.
Иных доводов, указывающих на обстоятельства, которые в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы послужить основаниями к отмене решения суда, апелляционные жалобы не содержат.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Центрального районного суда г. Твери от 9 февраля 2023 года о возложении на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области обязанности по обеспечению проведения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома № 5 по пер. Садовый
г. Твери, а также в части проведения капитального ремонта по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонта лифтовых шахт, машинных и блочных помещений многоквартирного дома № 1г по пер. Свободный
г. Твери отменить, принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении данных исковых требований прокурору Центрального района г. Твери отказать.
В остальной части решение Центрального районного суда г. Твери
от 9 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, Правительства Тверской области, Министерства строительства Тверской области без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено
09 ноября 2023 года.
Председательствующий А.А. Серёжкин
Судьи А.В. Кулаков
С.П. Лозина