Судья Ветрова С.В. Дело № 33-1605
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«26» августа 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Веремьевой И.Ю.,
судей Болонкиной И.В., Ворониной М.В.,
при секретаре Костиной М.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Марковой ФИО10 на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 27 мая 2019 года, которым исковые требования Марковой ФИО11 к государственному учреждению – управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Костроме Костромской области о включении периодов в стаж работы и назначении пенсии удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Болонкиной И.В., выслушав Маркову О.В. и ее представителя Гурусову Л.В., которые поддержали доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Маркова О.В. обратилась в суд с иском к государственному учреждению – управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Костроме Костромской области (далее – ГУ – УПФ РФ в г.Костроме Костромской области) о признании решения ГУ – УПФ РФ в г.Костроме Костромской области от 27.12.2018 года №153280/18 об отказе в назначении пенсии незаконным. Просила обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды ее работы: с 19.08.1992 года по 21.10.1992 года – в малом предприятии профилактории «Строитель» в должности медицинской сестры подводного душа-массажа; с 09.08.1995 года по 27.09.2001 года – в санатории-профилактории АООТ «Костромской завод «Мотордеталь» (ОАО «Костромской завод «Мотордеталь») в должности медицинской сестры кабинета массажа; с 19.08.1993 года по 28.02.1995 года в санатории-профилактории при Костромском сельскохозяйственном институте «Караваево» в должности медицинской сестры по массажу; с 29.08.2002 года по 25.08.2003 года в ЛПУ «Санаторий им.Ивана Сусанина» в должности массажиста медицинского центра «Медарт»; с 01.04.2016 года по 30.06.2016 года, с 01.01.2018 года по 08.01.2018 года в ОГБУЗ «Городская больница г.Костромы» в должности медицинской сестры по массажу в физиотерапевтическом отделении поликлиники взрослых №4; с 16.06.2008 года по 04.07.2008 года, с 15.04.2013 года по 18.05.2013 года, с 02.04.2018 года по 03.05.2018 года – курсы повышения квалификации и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 27.06.2018 года.
Решением Свердловского районного суда г.Костромы от 27 мая 2019 года исковые требования Марковой О.В. удовлетворены частично.
На государственное учреждение – управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Костроме Костромской области возложена обязанность включить Марковой О.В. в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, периоды работы:
- с 19.08.1992 года по 21.10.1992 года в должности медицинской сестры подводного душа-массажа в МП профилакторий «Строитель»;
- с 09.08.1995 года по 31.10.1999 года в должности медицинской сестры по массажу в санатории-профилактории АООТ «Костромской завод «Мотордеталь»;
- с 19.08.1993 года по 28.02.1995 года в должности медицинской сестры по массажу в санатории-профилактории при Костромском сельскохозяйственном институте «Караваево» в должности медицинской сестры по массажу как 1 год работы за 1 год 3 месяца;
- с 01.04.2016 года по 30.06.2016 года, с 01.01.2018 года по 08.01.2018 года в ОГБУЗ «Городская больница г.Костромы» в должности медицинской сестры по массажу в физиотерапевтическом отделении поликлиники взрослых №4;
- с 16.06.2008 года по 04.07.2008 года, с 15.04.2013 года по 18.05.2013 года, с 02.04.2018 года по 03.05.2018 года – курсы повышения квалификации.
В апелляционной жалобе Маркова О.В. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении периодов ее работы в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, с 01.11.1999 года по 27.09.2001 года в должности медицинской сестры по массажу в санатории-профилактории АООТ «Костромской завод «Мотордеталь» и с 29.08.2002 года по 25.08.2003 года в должности массажиста в ЛПУ «Санаторий имени Ивана Сусанина» медицинского центра «Медарт», принять в указанной части новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что у нее уже на момент обращения в пенсионный орган был необходимый стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения. Не согласна с выводом суда о том, что с учетом спорных периодов специальный стаж на заявленную дату составляет лишь 27 лет 05 месяцев 15 дней. Направление деятельности санатория-профилактория АООТ «Костромской завод «Мотордеталь» и ЛПУ «Санаторий имени Ивана Сусанина» медицинского центра «Медарт» является многопрофильным, в санатории направлялись лица, в том числе с ортопедическими заболеваниями, которые относятся к заболеваниям опорно-двигательного аппарата, в связи с чем можно сделать вывод о том, что данные учреждения предназначены для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (ч.2 ст.327.1 ГПК РФ).
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в обжалуемой части.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Маркова О.В. 27 июня 2018 года обратилась в ГУ – УПФ РФ в г.Костроме Костромской области с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 частью 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ – УПФ РФ в г.Костроме Костромской области от 27 декабря 2018 года Марковой О.В. отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Специальный стаж истца согласно решению составил 20 лет 07 месяцев 19 дней, общий стаж – 32 года 09 месяцев 18 дней.
При этом ответчиком в специальный стаж истца не включены периоды:
с 19.08.1992 года по 21.10.1992 года в должности медицинской сестры подводного душа-массажа в малом предприятии-профилактории «Строитель»;
с 09.08.1995 года по 27.09.2010 года в санатории-профилактории АООТ «Костромской завод «Мотордеталь» (ОАО «Костромской завод «Мотордель») в должности медицинской сестры кабинета массажа;
с 19.08.1993 года по 28.02.1995 года в санатории-профилактории при Костромском сельскохозяйственном институте «Караваево» в должности медицинской сестры по массажу;
с 29.08.2002 года по 25.08.2003 года в ЛПУ «Санаторий имени Ивана Сусанина» в должности массажиста медицинского центра «Медарт»;
с 01.04.2016 года по 30.06.2016 года, 01.01.2018 года по 08.01.2018 года в ОГБУЗ «Городская больница г.Костромы» в должности медицинской сестры по массажу в физиотерапевтическом отделении поликлиники взрослых №4,
с 16.06.2008 года по 04.07.2008 года, с 15.04.2013 года по 18.05.2013 года, с 02.04.2018 года по 03.05.2018 года – курсы повышения квалификации.
Решение суда Маркова О.В. обжалует лишь в части отказа в удовлетворении исковых требования о включении периодов ее работы в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, с 01.11.1999 года по 27.09.2001 года в должности медицинской сестры по массажу в санатории-профилактории АООТ «Костромской завод «Мотордеталь», с 29.08.2002 года по 25.08.2003 года в должности массажиста в ЛПУ «Санаторий имени Ивана Сусанина» медицинского центра «Медарт».
Судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части на основании части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Положениями статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В силу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частями 2, 3 статьи 30 данного Закона определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2). Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3).
В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статьи 30 указанного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 г. правовому регулированию (постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464) в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком,, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) (абзац пятый пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464).
В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, были поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
С 1 ноября 1999 г. был введен в действие новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066.
Этим Списком к учреждениям здравоохранения, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, были отнесены, в частности, санатории (курорты) (в том числе детские): для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические (пункт 21 Списка, раздел «Наименование учреждений»), к должностям - должность медицинской сестры по массажу.
Аналогичное правовое регулирование предусмотрено и пунктом 21 раздела «Наименования учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.
Из приведенных выше нормативных положений, регулирующих спорные отношения, следует, что с 1 ноября 1999 г. только медицинским работникам, работающим в санаториях определенного профиля, поименованного в указанных списках, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Таким образом, с 1 ноября 1999 г. изменилось правовое регулирование пенсионного обеспечения медицинских работников санаториев (курортов), которое стало предусматривать включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу в том числе медицинских сестер в санаториях (курортах) только определенного профиля - для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологических больных. Работа по медицинским специальностям в санаториях (курортах) иных, помимо перечисленных в указанном перечне профилей, после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066, а именно после 1 ноября 1999 г., не включается в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Разрешая спор и отказывая во включении периодов работы Марковой О.В. в должности медицинской сестры кабинета массажа в санатории-профилактории АООТ «Костромской завод «Мотордеталь» (ОАО «Костромской завод «Мотордеталь») с 01.11.1999 года по 27.09.2001 года и с 29.08.2002 года по 25.08.2003 года в должности массажиста медицинского центра «Медарт» в ЛПУ «Санаторий имени Ивана Сусанина» в специальный стаж, суд, исследовав представленные доказательства, руководствуясь вышеприведенными нормами, пришел к правильному выводу о том, что в указанные периоды истица работала в санаториях, профиль которых не поименован в указанных списках. При этом суд правомерно исходил из того, что доказательств о характере деятельности санатория профилактория АООТ «Костромской завод «Мотордеталь» (ОАО «Костромской завод «Моторделаь») и ЛПУ «Санаторий имени Ивана Сусанина» в спорный период, такой как лечение всех форм туберкулеза, больных с последствиями полиомиелита, гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические, в материалы дела не представлены.
Довод апелляционной жалобы о том, что направление деятельности санатория-профилактория АООТ «Костромской завод «Мотордеталь» и ЛПУ «Санаторий имени Ивана Сусанина» медицинского центра «Медарт» является многопрофильным, не может явиться поводом к отмене решения.
В соответствии с пунктом 5.2.11.15 приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. № 522 «О ведении государственного реестра курортного фонда Российской Федерации» медицинская специализация (профиль) санатория определяется в соответствии с приложением к лицензии на медицинскую деятельность.
Между тем согласно государственной лицензии и приложений к ней №000053, выданной 31.03.1999 года сроком на три года санаторию профилакторию ОАО «Костромской завод Мотордеталь», не следует, что данный санаторий имеет такие профили деятельности, как лечение туберкулеза всех форм, лечение больных с последствиями полиомиелита, гематологических больных, больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, больных ревматизмом и психоневрологических больных, то есть перечисленных в пункте 21 списков, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 и от 29 октября 2002 г. № 781 соответственно (л.д.213-214).
Согласно Уставу «Санаторий имени Ивана Сусанина» предметом деятельности учреждения является создание, развитие и обеспечение функционирования лечебно-оздоровительного комплекса необходимого для реабилитации и оздоровления граждан с заболеваниями почек и мочевыводящих путей, органов кровообращения и дыхания нетуберкулезного характера, органов пищеварения, нервная система (л.д.169-170).
Согласно информации, предоставленной из территориального орана Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Костромской области, в спорный период АНО «Санаторий имени Ивана Сусанина» лицензия на осуществление медицинской деятельности не выдавалась (л.д.198, 202).
Довод жалобы о том, что в санаторий-профилакторий АООТ «Костромской завод «Мотордеталь» и ЛПУ «Санаторий имени Ивана Сусанина» направлялись лица, в том числе с ортопедическими заболеваниями, данные учреждения предназначены для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, является несостоятельным, поскольку материалами дела не подтвержден.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда в обжалуемой части не имеется.
Вместе с тем, подлежит исправлению описка, допущенная судом в описательной части решения на второй странице в первом абзаце. Следует указать «Маркова», а не «Киселева», как указал суд.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 27 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Марковой ФИО12 – без удовлетворения.
Исправить описку в описательной части решения на второй странице в первом абзаце. Следует указать «Маркова», а не «Киселева», как указал суд.
Председательствующий:
Судьи: