РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 июня 2012 года г. Санкт-Петербург
224 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Шляхова А.В., при секретаре Ватолиной С.А., с участием заявителя Егорова В.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части.. . … Егорова В.Б. об оспаривании решения Федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГУ ЗРУЖО) об отказе в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Егоров В.Б. обратился с заявлением о признании незаконным решение заместителя начальника ФГУ ЗРУЖО от … октября 2011 года №.. . об отказе в принятии его на учет нуждающихся, в котором он просит обязать ФГУ ЗРУЖО принять его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.
В обосновании своих требований Егоров В.Б. ссылается на то, что по новому месту службы - Санкт-Петербург ни он, ни члены семьи в собственности или на условиях социального найма жилого помещения не имеют, проживает вместе с семьей в общежитии при войсковой части, ранее выделенное ему жилое помещение в г. Североморске сдал квартирным органам МО РФ, находящаяся в собственности у его супруги квартира по адресу: … была ею продана в связи с переездом к новому месту жительства и новому месту службы супруга - Санкт-Петербург.
В судебном заседании заявитель свои требования поддержал.
Представитель ФГУ Егошина А.В. просила суд рассмотреть дело без своего участия, в заявленных требованиях отказать за необоснованностью.
Выслушав заявителя, исследовав представленные доказательства, суд исходит из следующего.
Как следует из решения №.. . от … октября 2012 года заместителя начальника управления ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ … Егорову В.Б. на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК Российской Федерации, п. 4 Инструкции «О предоставлении военнослужащим-гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ, жилых помещений по договору социального найма», утвержденной приказом МО РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в связи с совершением умышленных действий, направленных на ухудшение своих жилищных условий, то есть продажа квартиры по прежнему месту военной службы - городе Североморске 8 апреля 2010 года.
С данным решением заявитель ознакомлен … октября 2011 года.
В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Таким образом, трехмесячный срок на обжалование действий должностного лица у Егорова истекал … января 2012 года.
Егоров обратился в суд с заявлением лишь … мая 2012 года, то есть пропустил трехмесячный процессуальный срок на обжалование действий должностного лица.
В обоснование уважительности причин пропуска процессуального срока заявитель ссылается на то, что не обладал достаточными знаниями в области жилищного законодательства, консультировался в адвокатских организациях, и только в середине мая 2012 года пришел к выводу о том, что его права были нарушены обжалуемым решением.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд находит, что заявитель пропустил трехмесячный срок, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ, по уважительной причине и полагает возможным его восстановить, рассмотрев заявление Егорова по существу.
Как усматривается из п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилого фонда на условиях договора социального найма.
В соответствии с разъяснениями п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как Федеральным законом "О статусе военнослужащих", так и нормами жилищного законодательства Российской Федерации.
Согласно под. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в определении от 19 апреля 2007 года N 258-0-0, следует, что по смыслу ст.53 ЖК РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и соответствующих норм законодательства субъекта РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
В целях организации в Вооруженных Силах Российской Федерации деятельности по реализации права военнослужащих на жилище Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280 утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее – Инструкция).
При этом согласно п. 4 Инструкции военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.
Как установлено в судебном заседании заявитель до перевода к новому месту военной службы- Санкт-Петербург, проходил военную службу в г.Североморске Мурманской области, где от МО РФ был обеспечен однокомнатной квартирой, которую сдал квартирным органам МО РФ … мая 2010 года. Купленная на личные средства в период брака квартира по адресу: … общей площадью 54.8 кв. метров была оформлена в собственность на его супругу- …, которая была продана … апреля 2010 года.
Из послужного списка и копии контракта о прохождении военной службы усматривается, что Егоров проходил военную службу в должности курсанта и был назначен на воинскую должность после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования в 1994 году. Первый контракт о прохождении военной службы им заключен в 1994 году.
Таким образом, согласно требований ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» заявитель и члены его семьи имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма на общих основаниях.
Согласно справки командира войсковой части.. . от … июня 2012 года Егоров вместе с семьей проживает в общежитии при войсковой части.
Разрешая спор на основании представленных суду доказательств суд приходит к выводу, что продажа квартиры производилась в результате вынужденного переезда к новому месту службы заявителя, а не с целью принятия на учет нуждающихся, поскольку Егоров, проходя военную службу в другом регионе, фактически не мог уже осуществлять свое право пользования данной квартирой.
Продавая квартиру, купленную за счет личных средств, собственник данного жилья, то есть супруга заявителя, согласно ст. 209 ГК РФ была вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Поскольку Егоров и члены его семьи не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения по новому месту военной службы суд приходит к выводу, что имеются основания для признания его и членов семьи нуждающимися в получении жилого помещения по договору социального найма согласно требований ст. 51 ЖК РФ.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение должностного лица об отказе в постановке на учет нуждающихся в получении жилья нельзя признать обоснованным, а действия должностного лица ФГУ ЗРУЖО по его принятию – законными.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ судебные расходы, связанные с уплатой заявителем государственной пошлины за подачу заявления в суд подлежат взысканию в его пользу пропорционально удовлетворенной части заявленных требований.
Руководствуясь статьями 98, 194-199, 258 ГПК РФ, -
Р Е Ш И Л:
Заявление Егорова В. Б. удовлетворить.
Признать незаконным решение заместителя начальника Федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от … октября 2011 года №.. . об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Обязать Федеральное государственное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в лице руководителя отменить данное решение и признать Егорова В.Б. и членов его семьи нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Взыскать с Федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации через довольствующий финансовый орган в пользу Егорова Владимира Борисовича 200 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский окружной военный суд через 224 гарнизонный военный суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
А.В. Шляхов