Дело № 2-2232/2024
УИД 91RS0003-01-2024-001372-79
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июля 2024 года г. Симферополь
Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Каралаш З.Ю.,
при секретаре Панфиловой А.И.,
с участием помощника прокурора Маркелова И.Г.,
представителя ответчика Павловой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Симферопольского района Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних Коваленко Алины Александровны, Коваленко Галины Александровны, Коваленко Анастасии Александровны, Коваленко Дарьи Александровны, законного представителя несовершеннолетних Коваленко Александры Владимировны к Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым об установлении факта постоянного проживания, признании права,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности прокурора <адрес> Республики Крым обратился в суд с исковым заявлением в котором просит установить факт постоянного проживания на территории Республики Крым ФИО5, несовершеннолетних ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Признать за ФИО5 право на получение удостоверения «Родителя многодетной семьи».
Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения право на получение удостоверений «Ребенок из многодетной семьи».
Требования мотивирует следующим.
<адрес> Республики Крым проведена проверка по обращению ФИО5 о несогласии с отказом в назначении мер социальной поддержки. Установлено, что ФИО5 является матерью несовершеннолетних ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым на обращение истца с заявлением о предоставлении государственной услуги «Выдача удостоверения «Родителя многодетной семьи» и удостоверения «Ребенка из многодетной семьи», сообщило ФИО5, что поданные ею документы не подтверждают факт постоянного проживания на территории Республики Крым. Однако проверкой установлено, что семья постоянно проживает на территории Республики Крым.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Республики Крым поддержал требования.
В судебное заседание истец не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика возражала против удовлетворения исковых требований.
Судом дело рассмотрено в соответствии со ст.167 ГПК РФ при данной явке лиц.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Судом по делу установлено, что истец ФИО5 является матерью несовершеннолетних ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из ответа Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО5 следует, что рассмотрен пакет документов, предоставленный истцом с целью получения государственной услуги «Выдача, продление действия и замена «Удостоверение родителя многодетной семьи» и «Удостоверение ребенка из многодетной семьи». Представленные документы не подтверждают факт постоянного проживания на территории Республики Крым. В связи с чем принято решение об отказе в услуге «Выдача удостоверения «Родителя многодетной семьи» и удостоверений «Ребенка из многодетной семьи».
Согласно части 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов (статья 265 ГПК РФ).
В соответствии со статьей 267 ГПК РФ в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
Из содержания приведенных положений процессуального закона следует, что одним из обязательных условий для установления факта, имеющего юридическое значение, является указание заявителем цели, для которой необходимо установить данный факт в судебном порядке, а именно зависит ли от установления указанного факта возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав заявителя, заявителем также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения надлежащих документов, удостоверяющих этот факт, или невозможность их восстановления.
Поскольку целью установления факта постоянного проживания указано на возможность получения детьми удостоверений многодетной семьи, дающих право на меры социальной поддержки, то вопрос об установлении данного факта может быть рассмотрен в судебном порядке.
Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлено, что законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми. В целях единообразного применения настоящего федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" правительствам субъектов Российской Федерации предписано определить категорию семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, и установить для многодетных семей меры социальной поддержки.
Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки многодетным семьям в <адрес> регулируются Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 «О социальной поддержке многодетных семей в <адрес>» (далее Закон №-ЗРК/2014).
В силу ч.1 ст. 3 Закона №-ЗРК/2014 документом, подтверждающим статус и права многодетной семьи на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, является удостоверение многодетной семьи установленного образца, выданное исполнительным органом государственной власти Республики Крым в сфере образования.
Из положений ст. 1 Закона №-ЗРК/2014 следует, что действие Закона распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в <адрес>.
Согласно Закону №-ЗРК/2014 многодетной семьей является семья, в которой воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет, включая усыновленных и принятых под опеку (попечительство), а при обучении детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по очной форме по основным общеобразовательным программам, профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 59 утвержден Порядок выдачи удостоверений многодетной семьи, где закреплено, что удостоверения выдаются Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым родителю и ребенку из многодетной семьи бесплатно по установленной форме.
При этом суд отмечает, что указанным Порядком не предусмотрено предоставления доказательств постоянной регистрации детей из многодетной семьи по месту проживания. Пунктом 4 Положения не закреплена обязанность по предоставлению такого документа.
Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-I) определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-I).
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-I).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-I граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
При этом, регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из приведенного нормативного правового регулирования отношений, связанных с порядком присвоения лицам статуса многодетной семьи и выдачи удостоверений многодетной семьи, а также из смысла названных норм Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и положений Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи следует, что право лиц, имеющих троих и более детей, на присвоение статуса многодетной семьи и выдачу удостоверения многодетной семьи связано с фактом совместного проживания этих лиц с детьми на территории Республики Крым. Вместе с тем регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеют регистрацию по месту пребывания: <адрес>. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Согласно справок директора МБОУ «Кольчугинская школа № имени ФИО6» <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ обучаются в указанном общеобразовательном учреждении.
Согласно справок МБОУ «Винницкая школа» <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 действительно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО11 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучались в указанном образовательном учреждении.
В соответствии со свидетельством о заключении брака серии 1-НО № ФИО1 и ФИО12 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, после заключения брака жене присвоена фамилия ФИО13.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что факт постоянного проживания несовершеннолетних ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, законного представителя несовершеннолетних ФИО5 на территории Республики Крым нашел свое подтверждение, отсутствие регистрации их места жительства на территории <адрес> не может основанием для отказа в выдаче удостоверения, другие основания для отказа в выдаче удостоверений Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым не приведены, в связи с чем исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
р е ш и л :
Исковые требования исполняющего обязанности прокурора <адрес> Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, законного представителя несовершеннолетних ФИО5 к Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым об установлении факта постоянного проживания, признании права, удовлетворить.
Установить факт постоянного проживания несовершеннолетних ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, законного представителя несовершеннолетних ФИО5 на территории Республики Крым.
Признать за несовершеннолетними ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения право на получение удостоверений «Ребенок из многодетной семьи».
Признать за ФИО5 право на получение удостоверения «Родителя многодетной семьи».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий З.Ю. Каралаш
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ