Дело № 12-132/2020
УИД 21 М80026-01-2020-000743-82
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
4 июня 2020 года | пос. Кугеси |
Судья Чебоксарского районного суда Чувашской Республики Афанасьев Э.В., рассмотрев жалобу представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, администрации Чебоксарского района Чувашской Республики – Хорасёва Николая Евгеньевича, на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Чебоксарского района Чувашской Республики от 17 апреля 2020 года (составление мотивированного постановления) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – администрации Чебоксарского района Чувашской Республики,
установил:
Вышеуказанным постановлением администрация Чебоксарского района Чувашской Республики признана виновной в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и им назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
В адрес Чебоксарского районного суда Чувашской Республики поступила жалоба на данное постановление, в котором податель жалобы выражает несогласие с ним, считая его незаконным и подлежащим отмене, а производство по делу подлежащим прекращению в связи с отсутствием состава данного административного правонарушения. В обоснование подателем жалобы указано, что в производстве Верховного Суда Чувашской Республики находится дело № (№) по иску заместителя прокурора Чебоксарского района к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства на участке указанной в предписании и представлении автомобильной дороги путем установки шумозащитных экранов, по которому ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии в г.Новочебоксарск привлечено в качестве заинтересованного лица. Далее указано, что исковое заявление прокуратуры Чебоксарского района к администрации Чебоксарского района об обязании принять меры по устранению санитарно-эпидемиологического законодательства именно путем установки шумозащитных экранов было обусловлено, в том числе, вынесенным в адрес администрации Чебоксарского района представлением ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии в г. Новочебоксарск (дело в суде первой инстанции - №), и по данному делу определением Верховного Суда Чувашской Республики от 27.11.2019 была назначена судебная строительная экспертиза и на разрешение эксперта, в том числе, поставлен вопрос о возможности установки акустических шумозащитных экранов в зоне жилой застройки индивидуальных жилых домов под №, №, №, № по <адрес> Чебоксарского района Чувашской Республики, а также какими по размеру должны быть акустические шумозащитные экраны, а на данный момент производство по делу № (№) приостановлено. Также податель жалобы указывает, что 10.03.2020 в их адрес поступило экспертное заключение по вышеуказанному делу и без данного заключения эксперта установка шумозащитных экранов была бы невозможной, поскольку обязательным условием при их установке в данном случае является наличие характеристик шумозащитного экрана, необходимого к установке для соблюдения допустимого уровня шума на конкретном участке автомобильной дороги, а поскольку заключение эксперта было получено ими 10.03.2020, а также дело № (№) все еще рассматривается в Верховном Суде Чувашской Республики, выполнить предписание ТО Управления Роспотребнадзора по ЧР в г. Новочебоксарск от 19.08.2019 под № об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований в установленный срок было невозможно. Далее податель жалобы указывает, что они письмом от 3.02.2020 в адрес ТО Управления Роспотребнадзора по ЧР в г. Новочебоксарск просили продлить срок для проведения мероприятий по снижению шума от автомобильного транспорта, проезжающего по автомобильной дороге в обход г. Новочебоксарск к полигону твердых бытовых отходов на два месяца после вступления в силу окончательного решения по делу № (№). Также указано, что определением мирового судьи судебного участка № Чебоксарского района Чувашской Республики от 10.04.2020 администрации Чебоксарского района отказано в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания, при этом указанное определение администрации Чебоксарского района направлено не было, оно было получено администрацией только 30.04.2020 вместе с постановлением по делу об административном правонарушении от 17.04.2020. Также в жалобе указано, что они не согласны с тем, что данное дело относится к категории дел безотлагательного характера, к которым относят дела об избрании, продлении, отмене или изменении меры пресечения, о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни.
На судебном заседании представитель администрации Чебоксарского района Чувашской Республики Павлова Н.В. жалобу поддержала и просила его удовлетворить по изложенным в ней основаниям.
На судебное заседание представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии в г. Новочебоксарск, надлежаще и своевременно извещённый, не явился, о причинах не известил.
Выслушав пояснения явившихся лиц и исследовав материалы дела, судья приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей лицом единолично. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья проверяется на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В силу требований ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Также ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
Пунктом 16.1 названного выше Постановления разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет.
Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административном правонарушении).
Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Как следует из обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении от 17 апреля 2020 года, данным постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Чебоксарского района Чувашской Республики администрация Чебоксарского района Чувашской Республики признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение законного предписания Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике в г. Новочебоксарск под № от 19.08.2019 в срок до 3.02.2020, а именно – не выполнила мероприятия по снижению шума от автомобильного транспорта, проезжающего по автомобильной дороге в обход г. Новочебоксарск к полигону твердых бытовых отходов через <адрес> Чебоксарского района Чувашской Республики.
Как установлено мировым судьёй и подтверждается материалами дела, 19 августа 2019 года начальником Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике в адрес администрации Чебоксарского района Чувашской Республики вынесено предписание под №, в котором в срок до 3 февраля 2020 года предписано провести по снижению шума от автомобильного транспорта, проезжающего по автомобильной дороге в обход г. Новочебоксарск к полигону твердых бытовых отходов через <адрес> Чебоксарского района Чувашской Республики.
Указанное предписание вынесено в связи с тем, что должностным лицом административного органа также установлено, что по результатам измерений эквивалентный уровень шума с учётом значений расширенной неопределенности в дневное время суток при проезде грузового специального транспорта для перевозки ТБО, в зоне жилой застройки вышеуказанных индивидуальных жилых домов под №, № и № (на расстоянии 4 м от домов), составляет, соответственно, 66, 2 +/- 0, 8 дБА, 67, 8 +/- 0, 8 дБА, 66, 5 +/- 0, 8 дБА, при санитарной норме не более 55 дБА, что не соответствует требованиям п.6.3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» и приложению № 3 СанПиН 2.1.2.2801-10 Изменения и дополнения №1 к СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Также согласно протоколу измерений максимальный уровень шума с учетом значений расширенной неопределенности в дневное время суток, при проезде грузового специального транспорта для перевозки ТБО, в зоне жилой застройки в <адрес> Чебоксарского района Чувашской Республики у индивидуального жилого дома № (на расстоянии 4 м от дома) составляет 72, 81 +/- 0, 8 дБА, у дома № (на расстоянии 4 м от дома) составляет 73, 2 +/- 0, 8 дБА, у дома № (на расстоянии 4 м от дома) составляет 71 +/- 0, 8 дБА, при санитарной норме не более 70 дБА, что не соответствует требованиям п.6.3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» и приложению № 3 СанПиН 2.1.2.2801-10 «Изменения и дополнения №1 к СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Также эквивалентный уровень шума с учетом значений расширенной неопределенности в дневное время суток в жилых комнатах домов по <адрес> Чебоксарского района Чувашской Республики, а именно дома под № составляет 45, 1 +/- 0,8 дБА, дома под № составляет 45, 2 +/- 0, 8 дБА, дома под № составляет 44, 6 +/- 0,8 дБА при санитарной норме не более 40 дБА, что также не соответствует требованиям п.6.3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» и приложению № 3 СанПиН 2.1.2.2801-10 «Изменения и дополнения №1 к СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Также установлено, что между дорожным покрытием объездной автомобильной дороги и прилегающими зонами жилой застройки с обеих сторон дороги не выполнены мероприятия по снижению шума от проезжающего автотранспорта, таких как экранирование дороги с использованием шумопоглощающего материала, посадка деревьев и кустарников на обочине дорожного покрытия, так, согласно санитарно-эпидемиологическому заключению № от 19.03.2008 не предусмотрены шумозащитные мероприятия по обе стороны вдоль дороги.
Учитывая вышеизложенное и то, что проведение мероприятий направленных на уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, в том числе проведение лабораторных исследований с целью подтверждения величины санитарного разрыва, возложена на администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики, но последними не обеспечено, в том числе, выполнение мероприятий по снижению шума от автомобильного транспорта, что является нарушений требований п. 6.3. СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» и приложению №3 СанПиН 2.1.2.2801-10 «Измерения и дополнения №1 к СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Так, на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 названного Федерального закона).
При этом в силу требований ст. 11 вышеуказанного Федерального закона, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Также актом проверки под № от 28.02.2020 установлено, что указанное выше предписание в срок не исполнено.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу и изученными мировым судьёй в судебном заседании доказательствами, а именно протоколом об административном правонарушении под № от 13.03.2020, в котором изложено существо правонарушения; актом проверки под № от 28.02.2020, которым подтверждено нарушение санитарно-эпидемиологических требований на автодороге в обход г. Новочебоксарск; копией самого предписания под № от 19.08.2019; распоряжением об организации проверки от 13.02.2020; выпиской о направлении 25.02.2020 копии распоряжения администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, а также иными материалами, изученным мировым судьёй. которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Данное обстоятельство означает, что у администрации Чебоксарского района Чувашской Республики имелась реальная возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, но ими не были приняты все зависящие от них меры по их соблюдению.
При этом собранные доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности соответствуют требованиям Кодекса РФ об административных правонарушениях, при рассмотрении дела должностным лицом им дана оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, в связи с чем привлечение администрации Чебоксарского района Чувашской Республики к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях соответствует фактически установленным по делу обстоятельствам, так как вышеуказанные деяния действия администрации Чебоксарского района Чувашской Республики образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В связи с этим по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьёй 17 апреля 2020 года вынесено оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении, согласно которому администрация Чебоксарского района Чувашской Республики как юридическое лицо подвергнуто административному наказанию в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в сумме 10000 рублей в минимальном размере.
При этом доводы жалобы и представителя лица, привлекаемого к административной ответственности на судебном заседании, которые фактически сводятся к тому, что без экспертного заключения установка шумозащитных экранов, что явилось бы надлежащим исполнением вышеуказанного предписания, была невозможна, а данное заключение поступило к ним только 10.03.2020, признаются необоснованными, так как из анализы содержания указанного выше предписания не следует, что исполнение требований этого предписания обусловлено только установкой шумозащитных экранов, так как в данном предписании указано на проведение мероприятий по снижению шума от автомобильного транспорта, проезжающего по автомобильной дороге в обход г. Новочебоксарск к полигону твердых бытовых отходов через <адрес> Чебоксарского района Чувашской Республики, а не только на установку шумозащитных. Также при этом необходимо отметить, что администрация Чебоксарского района Чувашской Республики при необходимости исполнения указанного выше предписания могло самостоятельно и заранее заказать и получить данное экспертное заключение, не дожидаясь назначения соответствующей экспертизы по гражданскому делу.
Также доводы подателя жалобы о том, что определением мирового судьи судебного участка № 2 Чебоксарского района Чувашской Республики от 10.04.2020 администрации Чебоксарского района Чувашской Республики отказано в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания, при этом указанное определение администрации Чебоксарского района направлено не было, оно было получено администрацией только 30.04.2020 вместе с постановлением по делу об административном правонарушении от 17.04.2020, признаются необоснованными, так как не исключают виновность администрации Чебоксарского района Чувашской Республики в совершении данного административного правонарушения и никоим образом не нарушают их права и законные интересы, учитывая, что указанное определение отдельному обжалованию не подлежит.
Также доводы подателя жалобы о том, что они не согласны с тем, что данное дело относится к категории дел безотлагательного характера, к которым относят дела об избрании, продлении, отмене или изменении меры пресечения, о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни, признаются необоснованными по следующим основаниям.
Так, действительно, согласно п. 3 Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации Президиума Совета судей Российской Федерации от 8.04.2020 под № 821 судам рекомендовано рассматривать дела и материалы безотлагательного характера, в том числе о защите конституционных прав граждан на свободу и личную неприкосновенность, охрану здоровья и собственности (об избрании, продлении, отмене или изменении меры пресечения; о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни; об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 - 5 статьи 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста; об обеспечении иска и другие), дела в порядке приказного и упрощенного производства, дела, всеми участниками которых заявлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, если их участие при рассмотрении дела не является обязательным.
Однако исходя из положений п. 4 указанного Постановления, судам предоставлено право самостоятельного принятия решения о рассмотрении дела, не указанного в п. 3 данного постановления, что и было сделано в настоящем случае мировым судьёй согласно определения от 10 апреля 2020 года.
Также при этом необходимо отметить, что вышеуказанное предписание от 19 августа 2019 года под № вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, с соблюдением порядка его вынесения, в установленном законом порядке предписание не обжаловалось, не признано судом незаконным и не отменено, данное предписание содержит конкретные требования и достаточный срок их выполнения, который является разумным.
Основанием для привлечения администрации Чебоксарского района Чувашской Республики к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ послужил зафиксированный в протоколе об административном правонарушении факт невыполнения в установленный срок указанного выше законного предписания должностного лица административного органа.
Также несогласие администрации Чебоксарского района Чувашской Республики и его представителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и сделанными на их основании мировым судьёй выводами не могут повлечь отмену или изменение оспариваемого постановления, так как не свидетельствует о том, что мировой судья допустил существенные нарушения КоАП РФ и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Также протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований, предусмотренных КоАП РФ и, в связи, с чем считать его недостоверным доказательством также оснований не имеется.
Постановление по настоящему делу об административном правонарушении вынесено с надлежащим извещением лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформлено в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ. При этом право администрации Чебоксарского района Чувашской Республики на защиту при производстве по делу не нарушено.
Неустранимых сомнений, которые бы в силу требований ст. 1.5 КоАП РФ толковались в пользу администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, по делу не установлено.
Порядок и срок привлечения администрации Чебоксарского района Чувашской Республики к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел срока давности привлечения к административной ответственности.
Процессуальные нарушения требований КоАП РФ, которые могли бы послужить основанием для отмены обжалуемого постановления, не выявлены.
Таким образом, мировой судья с необходимой полнотой исследовало обстоятельства дела и дало надлежащую оценку имеющимся доказательствам.
С учетом изложенного, правовых оснований для удовлетворения жалобы, отмены либо изменения постановленного по делу акта, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Чебоксарского района Чувашской Республики от 17 апреля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации в отношении в отношении юридического лица – администрации Чебоксарского района Чувашской Республики оставить без изменения, а жалобу представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, администрации Чебоксарского района Чувашской Республики –Хорасёва Николая Евгеньевича, без удовлетворения.
Судья: Афанасьев Э.В.