административное дело №а-517/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 августа 2019 года пос. Кавказский, КЧР
Прикубанский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего – судьи Хубиева Ш.М.,
при секретаре судебного заседания Коджаковой Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в расположении Прикубанского районного суда ФИО 1 Республики административное дело по административному исковому заявлению ООО МФК «ОТП Финанс» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по ФИО 1, судебному приставу-исполнителю Адрес отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по ФИО 1 Р.А. о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью МКФ «ОТП Финанс» (далее - ООО МФК «ОТП Финанс») обратилось в Прикубанский районный суд ФИО 1 Республики с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит: признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП Адрес УФССП России по ФИО 1 Р.А., в части нарушения сроков рассмотрения заявления о проверке бухгалтерии ГУ УПФР.
Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП Адрес УФССП России по ФИО 1 Р.А., выразившиеся в неприменении мер принудительного характера в отношении имущества должника направленных на исполнение требований исполнительного документа.
Обязать судебного пристава-исполнителя ОСП Адрес УФССП России по ФИО 1 Р.А., принять меры принудительного характера в отношении имущества должника направленных на исполнение требований исполнительного документа, а именно принять меры по фактическому окончанию исполнительного производства, направить постановление из пенсии должника, принять меры принудительного характера к должнику (объяснения, график явку, выход в адрес регистрации/проживания должника, составления акта ареста имущества),направить запрос в УФМС с целью получения информации о месте жительства должника, направить запрос в органы ЗАГСа для получения сведения об акте гражданского состояния, отобрать объяснения у соседей, а также главы администрации, в случае отсутствии информации о месте нахождения должника объявить в розыск должника и принадлежащего ему имущества.
Административный иск обоснован тем, что дата в Адрес отдел судебных приставов предъявлялся исполнительный документ 2-213/19 выданный дата мировым судьей судебного участка № Прикубанского судебного района КЧР о взыскании задолженности по кредитному договору 00.00 с должника ФИО 2, дата года рождения, зарегистрированной по адресу: КЧР, Адрес .
дата возбужденно исполнительное производство №-ИП.
Согласно информации, полученной с официального сайта ФССП России вышеуказанное исполнительное производство в настоящее время находится на исполнении у судебного пристава - исполнителя Джамбаева Р.А.
Должник Зайпулаева А. А. достигла пенсионного возраста, однако постановления об обращении взыскания на пенсию должника вынесено было. Денежные средства в счет погашения задолженности в пользу АО «ОТП Банк» в период с момента возбуждения до настоящего момента не поступают.
Незаконность бездействия судебного пристава - исполнителя заключается в следующем: меры принудительного характера, предусмотренные законодательством об исполнительном производстве, направленные на исполнение требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем длительное время не предпринимаются, требования исполнительного документа не исполняются, постановление об удержании из заработной платы должника по настоящее время не направлено; в рамках исполнительного производства постановление с момента возбуждения исполнительного производства проверка имущественного положения по месту жительства/регистрации судебным приставом-исполнителем не осуществлялась, соответствующий акт совершения исполнительных действий взыскателю не направлялся.
Административный ООО МФК «ОТП Финанс», административные ответчики - Управление Федеральной службы судебных приставов по ФИО 1, судебный пристав-исполнитель Адрес отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по ФИО 1 Р.А., заинтересованное лицо – Зайпулаева А.А., были извещены о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили. Представитель административного истца ООО МФК «ОТП Финанс» в письменном ходатайстве, представленном в суд, просил рассмотреть дело в их отсутствие, судебный пристав-исполнитель Адрес отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по ФИО 1 Р.А., в письменном ходатайстве, представленном в суд, просил рассмотреть дело в его отсутствии.
Административное дело рассмотрено в отсутствие вышеуказанных лиц по правилам ст. 150 КАС РФ.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов исполнительного производства №-ИП
дата мировым судьей судебного участка № Прикубанского судебного района ФИО 1 Республики вынесен судебный приказ о взыскании с должника ФИО 2 в пользу ООО МФК «ОТП Финанс» задолженности по договору № от дата в размере 00.00 рублей и расходов по оплате государственной пошлины в размере 00.00 рублей.
дата на основании указанного судебного приказа судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов Адрес возбуждено исполнительное производство №-ИП. в отношении должника Зайпулаевой А.А.
В соответствии со ст.3 КАС РФ, задачами административного судопроизводства являются:
1) обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений;
2) защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;
3) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел;
4) укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В ст. 12 Федерального закона РФ N 118-ФЗ "О судебных приставах" закреплено, что судебный пристав-исполнитель обязан и вправе принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно ст. 64 Федерального закона от дата N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, в том числе: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);
производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию.
Согласно ст. 80 Федерального закона от дата N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника. Арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества.
В соответствии с ч. 2 ст. 68 Федерального закона от дата N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства после истечения срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве" обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых правоотношений, является мерой принудительного исполнения.
В случае отсутствия (недостаточности) у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина (п. 3 ч. 1 ст. 98 Федерального закона "Об исполнительном производстве")
Частью 1 ст. 69 Федерального закона от дата N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его реализацию, осуществляемую должником самостоятельно, или принудительную реализацию либо передачу взыскателю.
Согласно п. 1 ст. 67 указанного Федерального закона, при неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта или являющимся судебным актом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.
Согласно ст. 30 Федерального закона от дата N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства; если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения; срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства; копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику.
В соответствии с Инструкцией по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов (утверждена приказом Федеральной службы судебных приставов от дата N 682) постановление о возбуждении исполнительного производства направляется должнику регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату (пункт 4.8.3.4).
Согласно абзацу 3 пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в полном объеме (часть 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Обсуждая довод административного иска о незаконности бездействия судебного пристава-исполнителя, выразившегося в части нарушения сроков рассмотрения заявления о проверке бухгалтерии ГУ УПФР, суд считает его необоснованным.
Согласно сведениям, имеющимся в материалах исполнительного производства, судебным приставом-исполнителем исполнительное производство №-ИП возбужденно дата г., дата вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (об обращении взыскания на пенсию), дата вынесено постановление об объединении ИП в сводное по должнику.
Сведений об осуществлении попыток проверки имущественного положения должника Зайпулаевой А.А. с выходом по месту ее жительства материалы исполнительного производства не содержат, что свидетельствует о незаконности бездействия судебного пристава-исполнителя.
Кроме того, материалы дела и исполнительного производства не содержат сведений о своевременном направлении в адрес взыскателя процессуальных документов, вынесенных в рамках исполнительного производства.
Судебным приставом-исполнителем не приведено доказательств принятия исчерпывающих мер по исполнению требований исполнительного документа. Доказательств того, что исполнение было невозможно по причинам, не зависящим от судебного пристава-исполнителя, материалы дела также не содержат.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии со стороны судебного пристава-исполнителя бездействия, выразившегося в не проведении проверки имущественного положения по месту жительства должника.
Таким образом, судом установлено, что бездействие судебного пристава-исполнителя по неисполнению решения суда, выразившиеся в непринятии мер по своевременному, полному и правильному исполнению судебного акта о взыскании задолженности с должника Зайпулаевой А.А. имело место.
Неиспользование судебным приставом-исполнителем предоставленных ему законом прав, в своей совокупности привело к нарушению прав и законных интересов взыскателя на принудительное исполнение судебного акта.
Основываясь на установленных обстоятельствах, суд полагает, что срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный ст. 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен, поскольку оспариваемое бездействие судебного пристава-исполнителя по своей правовой природе является длящимся нарушением прав административного истца.
В соответствии с п.п. 7 и 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются физические лица - при подаче в суд: административных исковых заявлений действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве административных ответчиков. В связи с изложенным вопрос о распределении судебных расходов разрешению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое ООО МФК «ОТП Финанс» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по ФИО 1, судебному приставу-исполнителю Адрес отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по ФИО 1 Р.А. о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов Адрес Управления Федеральной службы судебных приставов по ФИО 1 Р.А. по исполнительному производству №-ИП от дата в отношении должника Зайпулаевой А.А. выразившееся в не проведении проверки имущественного положения по месту жительства должника.
Обязать судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов Адрес Управления Федеральной службы судебных приставов по ФИО 1 Р.А. устранить допущенные нарушения законодательства об исполнительном производстве, принять предусмотренные Федеральным законом "Об исполнительном производстве" меры к исполнению требований исполнительного документа, в рамках исполнительного производства 12328/19/09007-ИП от дата в отношении должника Зайпулаевой А.А.
В удовлетворении административных исковых требований в остальной части - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда ФИО 1 Республики в течение одного месяца со дня его принятия через Прикубанский районный суд ФИО 1 Республики.
Председательствующий по делу
Судья Хубиев Ш.М.
административное дело №а-517/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 августа 2019 года пос. Кавказский, КЧР
Прикубанский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего – судьи Хубиева Ш.М.,
при секретаре судебного заседания Коджаковой Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в расположении Прикубанского районного суда ФИО 1 Республики административное дело по административному исковому заявлению ООО МФК «ОТП Финанс» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по ФИО 1, судебному приставу-исполнителю Адрес отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по ФИО 1 Р.А. о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью МКФ «ОТП Финанс» (далее - ООО МФК «ОТП Финанс») обратилось в Прикубанский районный суд ФИО 1 Республики с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит: признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП Адрес УФССП России по ФИО 1 Р.А., в части нарушения сроков рассмотрения заявления о проверке бухгалтерии ГУ УПФР.
Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП Адрес УФССП России по ФИО 1 Р.А., выразившиеся в неприменении мер принудительного характера в отношении имущества должника направленных на исполнение требований исполнительного документа.
Обязать судебного пристава-исполнителя ОСП Адрес УФССП России по ФИО 1 Р.А., принять меры принудительного характера в отношении имущества должника направленных на исполнение требований исполнительного документа, а именно принять меры по фактическому окончанию исполнительного производства, направить постановление из пенсии должника, принять меры принудительного характера к должнику (объяснения, график явку, выход в адрес регистрации/проживания должника, составления акта ареста имущества),направить запрос в УФМС с целью получения информации о месте жительства должника, направить запрос в органы ЗАГСа для получения сведения об акте гражданского состояния, отобрать объяснения у соседей, а также главы администрации, в случае отсутствии информации о месте нахождения должника объявить в розыск должника и принадлежащего ему имущества.
Административный иск обоснован тем, что дата в Адрес отдел судебных приставов предъявлялся исполнительный документ 2-213/19 выданный дата мировым судьей судебного участка № Прикубанского судебного района КЧР о взыскании задолженности по кредитному договору 00.00 с должника ФИО 2, дата года рождения, зарегистрированной по адресу: КЧР, Адрес .
дата возбужденно исполнительное производство №-ИП.
Согласно информации, полученной с официального сайта ФССП России вышеуказанное исполнительное производство в настоящее время находится на исполнении у судебного пристава - исполнителя Джамбаева Р.А.
Должник Зайпулаева А. А. достигла пенсионного возраста, однако постановления об обращении взыскания на пенсию должника вынесено было. Денежные средства в счет погашения задолженности в пользу АО «ОТП Банк» в период с момента возбуждения до настоящего момента не поступают.
Незаконность бездействия судебного пристава - исполнителя заключается в следующем: меры принудительного характера, предусмотренные законодательством об исполнительном производстве, направленные на исполнение требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем длительное время не предпринимаются, требования исполнительного документа не исполняются, постановление об удержании из заработной платы должника по настоящее время не направлено; в рамках исполнительного производства постановление с момента возбуждения исполнительного производства проверка имущественного положения по месту жительства/регистрации судебным приставом-исполнителем не осуществлялась, соответствующий акт совершения исполнительных действий взыскателю не направлялся.
Административный ООО МФК «ОТП Финанс», административные ответчики - Управление Федеральной службы судебных приставов по ФИО 1, судебный пристав-исполнитель Адрес отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по ФИО 1 Р.А., заинтересованное лицо – Зайпулаева А.А., были извещены о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили. Представитель административного истца ООО МФК «ОТП Финанс» в письменном ходатайстве, представленном в суд, просил рассмотреть дело в их отсутствие, судебный пристав-исполнитель Адрес отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по ФИО 1 Р.А., в письменном ходатайстве, представленном в суд, просил рассмотреть дело в его отсутствии.
Административное дело рассмотрено в отсутствие вышеуказанных лиц по правилам ст. 150 КАС РФ.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов исполнительного производства №-ИП
дата мировым судьей судебного участка № Прикубанского судебного района ФИО 1 Республики вынесен судебный приказ о взыскании с должника ФИО 2 в пользу ООО МФК «ОТП Финанс» задолженности по договору № от дата в размере 00.00 рублей и расходов по оплате государственной пошлины в размере 00.00 рублей.
дата на основании указанного судебного приказа судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов Адрес возбуждено исполнительное производство №-ИП. в отношении должника Зайпулаевой А.А.
В соответствии со ст.3 КАС РФ, задачами административного судопроизводства являются:
1) обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений;
2) защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;
3) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел;
4) укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В ст. 12 Федерального закона РФ N 118-ФЗ "О судебных приставах" закреплено, что судебный пристав-исполнитель обязан и вправе принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно ст. 64 Федерального закона от дата N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, в том числе: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);
производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию.
Согласно ст. 80 Федерального закона от дата N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника. Арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества.
В соответствии с ч. 2 ст. 68 Федерального закона от дата N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства после истечения срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве" обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых правоотношений, является мерой принудительного исполнения.
В случае отсутствия (недостаточности) у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина (п. 3 ч. 1 ст. 98 Федерального закона "Об исполнительном производстве")
Частью 1 ст. 69 Федерального закона от дата N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его реализацию, осуществляемую должником самостоятельно, или принудительную реализацию либо передачу взыскателю.
Согласно п. 1 ст. 67 указанного Федерального закона, при неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта или являющимся судебным актом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.
Согласно ст. 30 Федерального закона от дата N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства; если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения; срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства; копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику.
В соответствии с Инструкцией по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов (утверждена приказом Федеральной службы судебных приставов от дата N 682) постановление о возбуждении исполнительного производства направляется должнику регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату (пункт 4.8.3.4).
Согласно абзацу 3 пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в полном объеме (часть 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Обсуждая довод административного иска о незаконности бездействия судебного пристава-исполнителя, выразившегося в части нарушения сроков рассмотрения заявления о проверке бухгалтерии ГУ УПФР, суд считает его необоснованным.
Согласно сведениям, имеющимся в материалах исполнительного производства, судебным приставом-исполнителем исполнительное производство №-ИП возбужденно дата г., дата вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (об обращении взыскания на пенсию), дата вынесено постановление об объединении ИП в сводное по должнику.
Сведений об осуществлении попыток проверки имущественного положения должника Зайпулаевой А.А. с выходом по месту ее жительства материалы исполнительного производства не содержат, что свидетельствует о незаконности бездействия судебного пристава-исполнителя.
Кроме того, материалы дела и исполнительного производства не содержат сведений о своевременном направлении в адрес взыскателя процессуальных документов, вынесенных в рамках исполнительного производства.
Судебным приставом-исполнителем не приведено доказательств принятия исчерпывающих мер по исполнению требований исполнительного документа. Доказательств того, что исполнение было невозможно по причинам, не зависящим от судебного пристава-исполнителя, материалы дела также не содержат.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии со стороны судебного пристава-исполнителя бездействия, выразившегося в не проведении проверки имущественного положения по месту жительства должника.
Таким образом, судом установлено, что бездействие судебного пристава-исполнителя по неисполнению решения суда, выразившиеся в непринятии мер по своевременному, полному и правильному исполнению судебного акта о взыскании задолженности с должника Зайпулаевой А.А. имело место.
Неиспользование судебным приставом-исполнителем предоставленных ему законом прав, в своей совокупности привело к нарушению прав и законных интересов взыскателя на принудительное исполнение судебного акта.
Основываясь на установленных обстоятельствах, суд полагает, что срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный ст. 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен, поскольку оспариваемое бездействие судебного пристава-исполнителя по своей правовой природе является длящимся нарушением прав административного истца.
В соответствии с п.п. 7 и 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются физические лица - при подаче в суд: административных исковых заявлений действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве административных ответчиков. В связи с изложенным вопрос о распределении судебных расходов разрешению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое ООО МФК «ОТП Финанс» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по ФИО 1, судебному приставу-исполнителю Адрес отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по ФИО 1 Р.А. о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов Адрес Управления Федеральной службы судебных приставов по ФИО 1 Р.А. по исполнительному производству №-ИП от дата в отношении должника Зайпулаевой А.А. выразившееся в не проведении проверки имущественного положения по месту жительства должника.
Обязать судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов Адрес Управления Федеральной службы судебных приставов по ФИО 1 Р.А. устранить допущенные нарушения законодательства об исполнительном производстве, принять предусмотренные Федеральным законом "Об исполнительном производстве" меры к исполнению требований исполнительного документа, в рамках исполнительного производства 12328/19/09007-ИП от дата в отношении должника Зайпулаевой А.А.
В удовлетворении административных исковых требований в остальной части - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда ФИО 1 Республики в течение одного месяца со дня его принятия через Прикубанский районный суд ФИО 1 Республики.
Председательствующий по делу
Судья Хубиев Ш.М.