Дело № 2-3517/2022
44RS0001-01-2022-004213-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 ноября 2022 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе
Председательствующего судьи Комисаровой Е.А.,
С участием прокурора Тимошенко М.В.,
При секретаре Приказчиковой Н.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куликова И.В. к Министерству финансов РФ, УФСИН России по Костромской области, ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области о взыскании компенсации морального вреда,
Установил:
Куликов И.В. обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ, ФСИН России, УФСИН России по Костромской области, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области о взыскании компенсации морального вреда за нарушение должностными лицами ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области его прав, законных интересов и условий содержания, тем самым причинивших ему страдания и ограничения превышающие тот уровень который неизбежно присущ при лишении свободы., мотивируя свои требования тем, что он с 17 марта 2020 года отбывает наказание в ФКУ ИК-1 г. Костромы. Находясь на стационарном лечении в туберкулезно-легочном отделении ФКУЗ МСЧ-44 с диагнозом туберкулез легких, помимо этого он страдает такими тяжелыми заболеваниями как ВИЧ-инфекции 4Б стадии, а также гепатит С. То есть является очень тяжело больным человеком, а также инвалидом 3 группы с 2019 года. 6 июля 2022 года при личном досмотре его и принадлежащих ему вещей один из сотрудников ФКУ ИК-1 приказал ему раздеться и передать ему нижнее белье. Он беспрекословно разделся, а по поводу нижнего белья сказал, что в кабинете для досмотра находится пятеро сотрудников и что ем стыдно до гола при таком количестве людей и попросил его позволить ему зайти за ширму, которая находилась в метре от него, на что сотрудник, проводивший обыск ответил ему что у него есть минута или ко нему будет применена физическая сила. По прошествии одной минуты трое или четверо сотрудников схватили его за руки и за ноги перевернули лицом вниз и ударили о бетонный пол после чего сорвали с него нижнее белье, тем самым причинили ему острую физическую боль до помутнения рассудка и унизили его честь и достоинство. Они совершили это без каких-либо на то законных оснований. Он является больным человеком и какое-нибудь сопротивление не оказывал, да и не мог. После этого инцидента он был водворен в штрафной изолятор на 15 суток, на общем положении, то есть без учета того, что он туберкулезно больной и что он должен содержаться в совсем иных условиях, для того чтобы не подвергать опасности свое здоровье и здоровье других осужденных, так как он состоит на бецелярном учете. В камере 27 штрафного изолятора, в которой он провел 30 суток с учетом того, что ему добавили еще 15 суток то есть с <дата> по <дата>, были нарушены все условия и нормы содержания туберкулезно больных, а именно 1) в камере не было вентиляции, 2) в камере, где он находился отсутствовала лампа ультрафиолетовго света для проведения кварцевания, оно должно проводиться не реже раза в день, 3) в камере отсутствовала горячая вода; 4) его несколько суток не выводили на прогулку; 5) первые 4 суток по водворению в ШИЗО его не водили в душ; 6) на его неоднократные просьбы вызвать врача было полное игнорирование со стороны сотрудников ФКУ ИК-1. В связи с полным нарушением его условий содержания как туберкулезно-больного ему пришлось прервать курс лечения прописанного ему лечащим врачом. В связи с вышеизложенным ему был причинен вред здоровью и страдания, превышающие уровень, который неизбежно присущ при лишении свободы. В связи с этим просит взыскать с Министерства финансов в лице ФСИН России в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 300 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены сотрудники ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области Сурогин С.А., Сорвачев Р.С., ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России.
Куликов И.В. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, просил рассматривать дело в его отсутствие.
Представитель ФСИН России, УФСИН России по Костромской области, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области Мусина Н.В. иск не признала, поддержала доводы письменных возражений.
Министерство финансов РФ явку представителя не обеспечило, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть в отсутствие представителя.
Представитель ФКУЗ МСЧ-4 ФСИН России Акишина Д.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала письменные возражения.
Третьи лица Сурогин С.А. и Сорвачев Р.С. в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены, просили рассматривать дело в их отсутствие, ранее в судебном заседании возражали против удовлетворения иска.
Изучив материалы дела, выслушав представителей ответчика и третьего лица, обозрев материалы личного дела осужденного Куликова И.В., а также видеозапись проведения личного обыска Куликова И.В. от 6 июля 2022 года, выслушав заключение прокурора, полагавшей иск оставить без удовлетворения, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Статьей 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу пп. 3 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314 ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Надлежащим ответчиком по настоящему делу является Российская Федерация в лице ФСИН России.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Куликов И.В., 19 сентября 1985 года рождения отбывал наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области с <дата> по <дата>. Освобожден <дата> по отбытию наказания.
<дата> в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области проводился общий обыск. В рамках данного мероприятия осужденные, содержащиеся в отряде № 18 были доставлены в дежурную часть, с целью проведения полного личного обыска. В 07 час. 40 минут в помещение для приема/отправки этапа для проведения обыска осужденных был доставлен осужденный Куликов И.В. для проведения полного личного обыска. В 07.41 час. старшим лейтенантом Сурогиным С.А. было предъявлено осужденном Куликову И.В. требование о предоставлении нижнего белья для обыска, при этом снятие белья предложено сделать за ширмой, находящейся в помещении. Осужденный Куликов И.В. отказался выполнить требование сотрудника колонии. В 7.41 час. Сурогин С.А. предупредил осужденного Куликова И.В. о возможном применении физической силы, в случае отказа выполнения законного требования сотрудника администрации, была дана 1 минута для снятия белья. Однако требование сотрудника колонии Куликовым И.В. выполнено не было. По истечении предоставленного осужденному Куликову И.В. времени Сурогин С.А. дал приказ на применение физической силы в отношении данного осужденного. В это же время Сурогин С.А. выполнил расслабляющий удар рукой, после чего Сурогин С.А. и прапорщик внутренней службы Сорвачев Р.С. применили боевой прием загиб обеих рук за спину в отношении осужденного Куликова И.В. Применение физической силы обеспечило выполнение сотрудниками администрации колонии возложенных на них обязанностей, а именно произвести обыск нижнего белья осужденного Куликова И.В.
В соответствии с Актом от <дата>, подписанным фельдшером больницы Ш.И., инспекторами ОБ Сурогиным С.А. и С.И., осужденный Куликов И.В. отказался от медицинского осмотра, проводимого по факту применения физической силы.
Указанные обстоятельства объективно подтверждаются материалами видеофиксации с видеорегистратора сотрудника колонии, рапортами сотрудников ФКУ ИК-1 А.М., П.А., М.С., С.И., С.Р., С.С., Актами о применении физической силы от <дата>
В соответствии с частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее по тексту - УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Положениями статьи 11 УИК РФ установлено, что осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (часть 2); выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания (часть 3)
Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность (часть 6).
Согласно положениям ст. 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания. (ч. 1)
Режим создает условия для применения других средств исправления осужденных. (ч. 2)
В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.(ч. 3)
Осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных - досмотру. Личный обыск проводится лицами одного пола с осужденными. Обыск жилых помещений при наличии в них осужденных допускается в случаях, не терпящих отлагательства. (ч. 5)
Порядок производства обысков и досмотров определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации. (ч. 7)
В целях обеспечения основных обязанностей осужденных, выполнения норм законодательства Российской Федерации по исполнению наказаний на администрацию учреждений возлагается право требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, и соблюдения Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295, действующих в юридически значимый период (далее ПВР ИУ)
Осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных - досмотру. Личный обыск проводится лицами одного пола с осужденными. Обыск жилых помещений при наличии в них осужденных допускается в случаях, не терпящих отлагательства. Запрещенные вещи, а также вещи, имеющиеся у осужденных сверх установленного веса, изымаются в момент обнаружения, о чем составляется акт. (п. 49 ПВР ИУ)
Порядок проведения обысков и досмотров в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы и прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования утвержден Приказом Минюста от 20.03.2015 N 64-дсп. Наличие грифа "ДСП" не предполагает ознакомление осужденных с данным приказом, однако не исключает необходимость осужденных исполнять положения Порядка проведения обысков.
В соответствии со ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В целом Европейский Суд по правам человека находит, что цель личных обысков, установленная процедура и ограничения, предусмотренные циркуляром 1986 года и Уголовно-исполнительным кодексом, являются допустимыми.
Из положений статей, 28, 28.1, 29 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" следует, что сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом и федеральными законами.
Сотрудник уголовно-исполнительной системы не несет ответственности за вред, причиненный осужденным, лицам, заключенным под стражу, и иным лицам при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Законом и федеральными законами, и признано правомерным. (ст. 28 Закона)
При применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудник уголовно-исполнительной системы обязан:
1) предупредить о намерении их применения, предоставив достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением случаев, если промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность жизни или здоровью персонала, иных лиц, осужденных или лиц, заключенных под стражу, может повлечь иные тяжкие последствия или если такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным либо невозможным. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников уголовно-исполнительной системы, являющийся старшим подразделения (группы);
2) обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным, лицам, заключенным под стражу, и иным лицам, безотлагательное предоставление пострадавшим медицинской помощи и проведение необходимых мероприятий по фиксированию медицинскими работниками полученных указанными лицами телесных повреждений;
3) доложить непосредственному начальнику и начальнику учреждения уголовно-исполнительной системы в письменной форме в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия о каждом случае их применения.
В случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в отношении осужденных, лиц, заключенных под стражу, или иных лиц при конвоировании доклад начальнику караула осуществляется незамедлительно с последующим уведомлением в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента их применения начальника специального подразделения по конвоированию посредством телефонной, факсимильной или подвижной радиотелефонной связи.
Начальник учреждения уголовно-исполнительной системы (специального подразделения по конвоированию) обеспечивает подготовку и направление прокурору материалов по факту применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Применение сотрудником уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при наличии возможности фиксируется переносным видеорегистратором либо иными штатными аудиовизуальными средствами фиксации.
Сотрудник уголовно-исполнительной системы при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления.
О каждом случае причинения осужденному, лицу, заключенному под стражу, или иному лицу телесных повреждений либо наступления их смерти в результате применения сотрудником уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия незамедлительно уведомляется прокурор с последующим направлением ему в течение 24 часов с момента их применения указанных в части третьей настоящей статьи материалов.
В составе подразделения (группы) сотрудник уголовно-исполнительной системы применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы), за исключением заведомо незаконных приказов и распоряжений. (ст. 28.1 Закона)
Сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не смогли обеспечить выполнение возложенных на него обязанностей, в следующих случаях:
1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;
2) для задержания осужденного или лица, заключенного под стражу;
3) для пресечения неповиновения или противодействия законным требованиям сотрудника уголовно-исполнительной системы.
Сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия. (ст. 29 Закона)
Как следует из заключения служебной проверки комиссии УФСИН России по Костромской области по проведению проверок по фактам применения к подозреваемым, обвиняемым, осужденным и лицам, находящимся на принудительном лечении, физической силы и специальных средств, обстоятельства применения сотрудниками ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области физической силы в отношении осужденного Куликова И.В., указанные в соответствующих рапортах, актах, являются объективно изложенными.
Действия сотрудников ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области при применении в отношении осужденного Куликова И.В. физической силы соответствуют требования Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и являются обоснованными.
Согласно п. в ч. 1 ст. 115 УИК РФ за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры взыскания: …водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток.
Согласно Рапорта начальника отряда № 18 6 июля 2022 года в 9 час. 43 мин. в коридоре дежурной части ФКУ ИК-1 им было выявлено, что осужденный отряда № 18 Куликов И.В., 1985 года рождения допустил нарушение установленного порядка отбывания наказания, а именно употреблял нецензурные и жаргонные слова в присутствии сотрудника администрации, чем нарушил гл. 3 п. 17 ПВР ИУ.
6 июля 2022 года начальником ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области вынесено постановление в отношении осужденного Куликова И.В. о водворении в штрафной изолятор на 15 суток за нарушение установленного порядка отбывания наказания, выразившееся в том, что <дата> в 9 час. 43 мин. в коридоре дежурной части ФКУ ИК-1 осужденный отряда № Куликов И.В., <дата> года рождения допустил нарушение установленного порядка отбывания наказания, а именно употреблял нецензурные и жаргонные слова в присутствии сотрудника администрации.
Перед помещением в штрафной изолятор <дата> в 14 час. Куликов И.В. был осмотрен дежурным врачом в помещении медчасти. Согласно медицинского заключения Куликов И.В. жалоб не предъявляет, состояние удовлетворительное, по состоянию здоровья может содержаться в ШИЗО.
12 июля 2022 года Врио начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области вынесено постановление в отношении осужденного Куликова И.В. об объявлении дисциплинарного штрафа в размере 2000 рублей за нарушение установленного порядка отбывания наказания, выразившегося в том, что <дата> в 07.42 час. в помещении приема и отправки этапа не выполнил законные требования работника УИС, а именно категорически отказался предоставить нижнее белье для обыска, тем самым оказал неповиновение, в связи с чем была применена физическая сила, чем нарушил положения главы 3 пункта 16 ПВР ИУ, что согласно ст. 116 УИК РФ является злостным нарушением УПОН.
Вышеуказанные Постановления о применении меры взыскания Куликовым И.В. не обжалованы, не отменены и незаконным не признаны.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1).
Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 7).
Статьями 2,70 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ определено, что функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения возложены на лечащего врача. Именно лечащим врачом определяются все необходимые диагностические и лечебные мероприятия, в том числе и кратность назначения лекарственных препаратов, определение показаний к стационарному лечению.
Согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 23 марта 2012 года № 252н «Об утверждении Порядка возложения на фельдшера, акушерку руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты», на фельдшеров филиалов приказом начальника медико-санитарной части возложены отдельные функции лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним.
Медико-санитарное обеспечение осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-1 осуществляется силами и средствами филиала « Медицинская часть № 1» ФКУЗ МСЧ-4 ФСИН России, а также филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России в соответствии с действующими лицензиями на оказание медицинской и фармацевтической деятельности.
Как следует из информации, предоставленной ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России Куликов И.В. находился под наблюдением туберкулезного легочного отделения филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России.
При первичном осмотре <дата> при сборе анамнеза указал: двухсторонний инфильтративный туб. легких. МБТ (+), ВИЧ инфекция ХВГЦ, до задержания травма головы, на стационарном лечении не находился.
<дата> поступил в туберкулезное легочное отделение филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-44 и проходил стационарное лечение и обследование с диагнозом: инфильтративный туберкулез верхней доли правого легкого в фазе распада. Туберкулез Б6 справа в фазе инфильтрации, МБТ+. ГДУ I. А 15.0 ЦВВК от <дата>. Сопутствующий: ВИЧ-инфекция 4Б ст., фаза прогрессирования на фоне перерыва АРВТ, ХВГЦ.
За период лечения и наблюдения в туберкулезном легочном отделении филиала «Больница» по поводу имеющихся заболеваний назначалось лечение: по 1 режиму химиотерапии. После получения результатов чувствительности бактерий туберкулеза (установлена устойчивость к ряду противотуберкулезных препаратов), комиссией ЦВВК от <дата> установлен диагноз МЛУ и назначено лечение по IV режиму химиотерапии. ЦВВК от <дата> установлено закрытие полости в верхней доле правого легкого, заполнением, туберкулез Б2 правого легкого в фазе полного рассасывания. Снят с бац. учета. Диагноз тот же МБТ (-) А 16.0.
Согласно пункту 14 Приказа Минюста РФ от 9 августа 2011 года № 282 «Об утверждении Порядка проведения медицинского осмотра перед переводом осужденных в помещения камерного типа, одиночные камеры, а также водворением в штрафные и дисциплинарные изоляторы и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в указанных помещениях по состоянию здоровья», основанием для вынесения медицинского заключения о невозможности нахождения осужденного в помещении камерного типа, едином помещении камерного типа, одиночной камере, штрафном или дисциплинарном изоляторе является заболевание, травма либо иное состояние, требующее оказания неотложной помощи.
5 июля 2022 года предъявил жалобы на слабость, одышку при нагрузке, периодические боли в правом подреберье. Объективно: состояние удовлетворительное, кожный поров физиологической окраски, все основные показатели организма в пределах нормы.
6 июля 2022 года перед водворением в ШИЗО, осмотрен врачом-фтизиатром, заболеваний, травм либо иных состояний, требующих оказания неотложной помощи специалистом не установлено, медицинских противопоказаний к водворению в ШИЗО не выявлено.
<дата> смотрен врачом-фтизиатром в ШИЗО, жалобы прежни. По результатам осмотра состояние удовлетворительное, показатели организма в пределах нормы, по органам без динамики, от приема АБТ отказался, мотивируя тем, что негде «полежать».
<дата> осмотрен врачом-фтизиатром в ШИЗО, жалобы на слабость, одышку при нагрузке, головные боли (затылок). АБТ не принимает. Состояние удовлетворительное, показатели организма в пределах нормы, по органам без динамики.
<дата> осмотрен врачом-фтизиатром в ШИЗО, жалобы прежние, АБТ не принимает, проведена беседа о приверженности к лечению
<дата> осмотре врачом-фтизиатром в ШИЗО, предъявлял жалобы на редкий кашель. По результатам осмотра состояние удовлетворительное, показатели организма в пределах нормы, дыхание везикулярное, хрипов нет.
<дата> осмотрен врачом-фтизиатром в ШИЗО, жалобы и объективные данные прежние. АБТ не принимает по той же причине (со слов осужденного, «ему негде полежать»).
<дата> по окончании срока наказания выведен из ШИЗО в туберкулезно-легочное отделение. Прием АБТ продолжен по той же схеме.
По данным медицинского наблюдения, за весь период содержания Куликова И.В. в ШИЗО состояний, требующих оказания неотложной медицинской помощи, у него не зафиксировано, прием терапии был прерван Куликовым И.В. добровольно, при этом последствия прерывания приема медицинских препаратов разъяснено.
На основании вышеуказанных решений о применении дисциплинарных взысканий Куликов И.В. содержался в камере № 27 ШИЗО в период с 6 июля по 21 июля и с 21 июля по <дата>. Вопреки доводам административного истца об угрозе здоровья других осужденных в период отбытия дисциплинарного взыскания он находился в одиночной камере, в которой устанавливаются передвижные лампы ультрафиолетового цвета, лампа для кварцевания расположена в том числе непосредственно над входом в камеру у воздуховода, соединенного с камерой.
Вентиляция в камерах ШИЗО – естественная (обеспечивается пластиковым окном размером 1м.х0,5м., открывающимися для проветривания внутрь помещения), и вытяжная (с выходом в воздуховод).
Все камеры в ШИЗО имеют типовую структуру и виды благоустройства. Водоснабжение осуществляется от центральной городской сети, наличие горячего водоснабжения в указанных помещениях нормативно-правовыми актами не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 159 Правил внутреннего распорядка (действовавших до 17 июля 2022 года) при приеме осужденных в ШИЗО, ПКТ, ЕГЖТ, одиночные камеры проводится обыск осужденных, санитарная обработка, также включающая в себя помывку, после чего осужденные переодеваются в одежду, закрепленную за этими помещениями.
Пунктом 166 указанных Правил предусмотрено, что помывка осужденных в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах осуществляется покамерно в душевой, оборудованной в указанных помещениях.
Согласно ч. 1 ст. 118 УИК РФ осужденным к лишению свободы, водворенным в штрафной изолятор, запрещаются свидания, телефонные разговоры, приобретение продуктов питания, получение посылок, передач и бандеролей. Они имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью один час.
Доводы истца о не проведении санитарной обработки при помещении в ШИЗО, невыводах на прогулку опровергаются представленными ответчиком доказательствами: показаниями свидетелей, третьих лиц. Фиксация данных мероприятий в виде письменного учета не предусмотрена, прогулка осуществляется в соответствии с распорядком дня, при этом при отказе осужденного его на прогулку не выводят. Помывка осуществляется два раза в неделю.
В силу п. 1 ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Согласно ст. 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно ст. 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ).
Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).
В случаях, предусмотренных законом, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда (пункт 1 статьи 1070, статья 1079, статьи 1095 и 1100 ГК РФ).
Судам следует учитывать, что моральный вред, причиненный правомерными действиями, компенсации не подлежит. (п. 13)
В соответствии с п. 11 постановления Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» установленная ст. 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Исходя из приведенных правовых норм и разъяснений действующего законодательства, истец в силу ст. 56 ГПК РФ обязан представить суду доказательства, подтверждающие факт причинения ему физических и нравственных страданий, на которые он ссылается в обоснование своих исковых требований, и размер вреда.
При принятии решения суд учитывает сформировавшуюся правовую позицию Европейского суда по правам человека, согласно которой «бесчеловечным обращением» с осужденными являются случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. Лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.
Оценив представленные в дело доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о недоказанности факта причинения истцу вреда в результате неправомерных действий (бездействия) исправительного учреждения и его должностных лиц, выразившихся в применении физической силы.
Материалами дела, заключением служебной проверки по факту применения физической силы в отношении осужденного Куликова И.В., подтверждается наличие оснований для проведения полного обыска и факт неповиновения Куликова И.В. законным требованиям сотрудников уголовно-исполнительной системы, с учетом изложенного суд приходит к выводу о соблюдении порядка применения физической силы, отсутствии вреда здоровью истца, причиненного неправомерными действиями сотрудников колонии, отсутствии нарушенных прав истца в связи с ненадлежащими условиями содержания.
В данном случае отсутствует совокупность приведенных в Постановлениях Европейского Суда обстоятельств, имеющих актуальное значение для применения положений Конвенции «О защите прав человека и основных свобод», которые позволили бы признать нарушение прав истца. Не доказано наличие недостатков в условиях содержания в исправительном учреждении, а также их влияние на здоровье и психическое состояние истца. Факт причинения вреда здоровью истца неправомерными действиями сотрудников ФКУ ИК-1 не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Соответственно, отсутствуют основания для возникновения у ответчиков обязанности по возмещению истцу морального вреда.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Куликова И.В. к Министерству финансов РФ, УФСИН России по Костромской области, ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области о взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца через Свердловский районный суд г. Костромы.
Судья