Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
<данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты>
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Власовой М.Г.,
при секретаре Железном А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <данные изъяты> – 38/2016 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «МУЛЬТИПРОМ» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «МУЛЬТИПРОМ» (далее – ООО «МУЛЬТИПРОМ») обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности 10-ти земельных участков, расположенных в <данные изъяты>.
Обосновывая свои требования, административный истец указывает, что установленная в результате государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость названных земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, что влечет увеличение налогового бремени и нарушает его (истца) права плательщика земельного налога исчисляемого из кадастровой стоимости земельных участков.
Административный истец просил суд установить кадастровую стоимость принадлежащих ему земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной в представленном им отчете об оценке по состоянию на <данные изъяты> (дату кадастровой оценки).
В ходе судебного разбирательства, в связи с оспариванием административным ответчиком - Министерством имущественных отношений <данные изъяты> достоверности величины рыночной стоимости земельных участков, определенной в отчете об оценке, судом дважды назначалась экспертиза (в том числе повторная) для определения действительной рыночной стоимости данных участков (т. 2 л.д. 108-109, 235 - 238).
По результатам повторной экспертизы рыночная стоимость спорных земельных участков была определена в размере отличном от размера рыночной стоимости определенного в отчете об оценке и по результатам первоначальной судебной экспертизы.
В судебном заседании представитель административного истца – Решетников Д.О. уточнил заявленные требования, просит суд установить кадастровую стоимость принадлежащих его доверителю земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на <данные изъяты> по результатам повторной экспертизы, а именно:
земельного участка с кадастровым номером 50:64:0010201:62, площадью 5828 кв.м. в размере 18988 732 рубля;
земельного участка с кадастровым номером 50:64:0010201:76, площадью 2122 кв.м. в размере 6913880 рублей;
земельного участка с кадастровым номером 50:64:0010201:86, площадью 1 580 кв.м. в размере 5147940 рублей;
земельного участка с кадастровым номером 50:64:0010201:90, площадью 9998 кв.м. в размере 32575385 рублей;
земельного участка с кадастровым номером 50:64:0010201:98, площадью 6979 кв.м. в размере 22738909 рублей;
земельного участка с кадастровым номером 50:64:0010201:100, площадью 375 кв.м. в размере 1221821 рубль;
земельного участка с кадастровым номером 50:64:0010201:103, площадью 1299 кв.м. в размере 4232389 рублей;
земельного участка с кадастровым номером 50:64:0010201:106, площадью 243 кв.м. в размере 791740 рублей;
земельного участка с кадастровым номером 50:64:0010201:107, площадью 248 кв.м в размере 808031 рубль;
земельного участка с кадастровым номером 50:64:0010201:109, площадью 1133 кв.м. в размере 3691530 (три миллиона шестьсот девяносто одна тысяча пятьсот тридцать) рублей (т. 3 л.д. 134 – 135).
Представитель заинтересованного лица – филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <данные изъяты> – Ластовская М.Е. не высказала своей позиции по существу спора, оставив его разрешение на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица – администрации городского округа <данные изъяты> – Дормашов С.Л. не возражал против удовлетворения уточненных требований административного истца.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку в суд своих представителей.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке (ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Суд, выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу положений п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), кадастровая стоимость устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ организации, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, указанных в п. 3 данной статьи.
В силу положений п. 3-7, 16-23 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО <данные изъяты>)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты> (в редакции Приказа Минэкономразвития России от <данные изъяты> <данные изъяты>) при проведении государственной кадастровой оценки основным методом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является метод массовой оценки.
Пункт 3 ст. 66 ЗК РФ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленного в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного земельного участка.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в ст. 24.18 Федерального закона от <данные изъяты> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» ( с последующими изменениями).
В соответствии с абз. 1, 37 названной нормы результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде только в случае отклонения комиссией соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости затрагивает права и обязанности юридического лица - собственника данного земельного участка.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4 ст. 24.18). Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз. 2 ст. 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 8 ФСО <данные изъяты>).
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности»).
Судом установлено, что ООО «Мультипром» является собственником 10-ти земельных участков, с вышеназванными кадастровыми номерами и площадью, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под размещение производственной базы, расположенных по адресу: <данные изъяты>, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права (т. 1 л.д. 37 - 46).
Судом также установлено, что распоряжениями Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов <данные изъяты>» была определена, в том числе, кадастровая стоимость принадлежащих административному истцу земельных участков.
Кадастровая стоимость спорных земельных участков указанным распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> была установлена по состоянию на <данные изъяты> (дату формирования перечня земельных участков, подлежащих кадастровой оценке).
Постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> все полномочия Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости переданы Министерству имущественных отношений <данные изъяты>.
Как усматривается из кадастровых справок, кадастровая стоимость принадлежащих административному истцу земельных участков составляет от 930634,11 рублей до 38 290040,46 в зависимости от площади (от243 кв.м. до 9998 кв.м.).
Перед обращением в суд данная кадастровая стоимость предварительно была оспорена административным истцом в Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> (дата обращения Комиссию по почте – <данные изъяты>). Решением данной Комиссии от <данные изъяты> заявление ООО «МУЛЬТИПРОМ» о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков было отклонено (т. 1 л.д. 33 – 36, т. 2 л.д. 5 – 9). Таким образом, обязательный досудебный порядок разрешения спора административным истцом соблюден.
Согласно заключению эксперта Государственного бюджетного учреждения <данные изъяты> городское бюро технической инвентаризации (ГБУ МосгорБТИ) Бушкова А. Ю., которому судом было поручено проведение повторной экспертизы по определению действительной рыночной стоимости спорных земельных участков, рыночная стоимость данных земельных участков определена в размерах указанных в уточненных требованиях административного истца и колеблется от 791740 рублей до 32575385 рублей (т. 3 л.д. 5 - 111).
Суд, исследовав названное экспертное заключение, приходит к выводу о том, что оснований не доверять ему у суда не имеется. Эксперт Бушков А.Ю. предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности, что подтверждается соответствующими документами (т. 3 л. д. 108 – 111). Экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного земельного участка, и соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности
Выводы эксперта Бушкова А.Ю. лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Исходя из изложенного, оценив представленные доказательства в совокупности, суд находит требования административного истца об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков равной их рыночной стоимости в размере, определенном по результатам повторной экспертизы, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «МУЛЬТИПРОМ» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость 10-ти земельных участков, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под размещение производственной базы, расположенных по адресу: <данные изъяты>, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на <данные изъяты> в размере:
земельного участка с кадастровым номером 50:64:0010201:62, площадью 5828 кв.м. – 18988 732 (восемнадцать миллионов девятьсот восемьдесят восемь тысяч семьсот тридцать два) рубля;
земельного участка с кадастровым номером 50:64:0010201:76, площадью 2122 кв.м. – 6913880 (шесть миллионов девятьсот тринадцать тысяч восемьсот восемьдесят) рублей;
земельного участка с кадастровым номером 50:64:0010201:86, площадью 1 580 кв.м. – 5147940 (пять миллионов сто сорок семь тысяч девятьсот сорок) рублей;
земельного участка с кадастровым номером 50:64:0010201:90, площадью 9998 кв.м. – 32575385 (тридцать два миллиона пятьсот семьдесят пять тысяч триста восемьдесят пять) рублей;
земельного участка с кадастровым номером 50:64:0010201:98, площадью 6979 кв.м. – 22738909 (двадцать два миллиона семьсот тридцать восемь тысяч девятьсот девять) рублей;
земельного участка с кадастровым номером 50:64:0010201:100, площадью 375 кв.м. – 1221821 (один миллион двести двадцать одна тысяча восемьсот двадцать один) рубль;
земельного участка с кадастровым номером 50:64:0010201:103, площадью 1299 кв.м. – 4232389 (четыре миллиона двести тридцать две тысячи триста восемьдесят девять) рублей;
земельного участка с кадастровым номером 50:64:0010201:106, площадью 243 кв.м. – 791740 (семьсот девяносто одна тысяча семьсот сорок) рублей;
земельного участка с кадастровым номером 50:64:0010201:107, площадью 248 кв.м – 808031 (восемьсот восемь тысяч тридцать один) рубль;
земельного участка с кадастровым номером 50:64:0010201:109, площадью 1133 кв.м. – 3691530 (три миллиона шестьсот девяносто одна тысяча пятьсот тридцать) рублей.
Решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости данных земельных участков, включая дату подачи Обществом с ограниченной ответственностью «МУЛЬТИПРОМ» заявления о пересмотре его кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по <данные изъяты> – <данные изъяты>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Власова М.Г.