Решение по делу № 2а-1973/2020 от 04.03.2020

Дело № 2а-1973/2020 УИД 18RS003-01-2020-00979-12 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 июля 2020 года г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

судьи Шешукова Д.А.

при секретаре Бальзиной А.Н.,

с участием, административного истца – Сапарова И.,, представителя административного истца – Смирновой Н.В., представителя административного ответчика – Галиевой Э.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сапарова И. к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о признании незаконным решения о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Сапаров И. (далее – административный истец) обратился с административным иском в суд к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике (далее – административный ответчик, МВД по УР) о признании незаконным решения о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации, мотивируя свои требования следующим.

12.02.2020 Министерством внутренних дел по Удмуртской республике в отношении административного истца принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию до 08.09.2024 и о возложении обязанности выехать из Российской Федерации в течение трех дней с момента получения соответствующего уведомления. Принятое решение нарушает законные права и интересы, гарантированные действующим законодательством, в том числе право на уважение семейной и личной жизни, гарантированное статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку лишает административного истца возможности общения с ребенком, являющимся гражданином Российской Федерации. Административный истец длительное время проживает на территории Российской Федерации, обеспечен жильем. Проживает с гражданской женой Зориной С.М. и несовершеннорлетней дочерью Сапаровой И.И. Воспитанием ребенка занимается административный истец, мать девочки злоупотребляет спиртными напитками. С учетом изложенного, административный истец просил признать незаконным принятое в отношении него решение о неразрешении на въезд на территорию Российской Федерации от 12.02.2020, возложить обязанность устранить допущенные нарушения.

В судебном заседании административный истец, а также его представитель в судебном заседании доводы иска поддержали в полном объеме, просили удовлетворить иск. На вопросы суда административный истец пояснил следующее. Раз в год, примерно на месяц или два он ездит в Узбекистан к своей жене и детям. В настоящее время мать Сапаровой И.И. с ними не проживает, так как злоупотребляет спиртными напитками. ее место нахождения не известно. Административный истец не трудоустроен. но ему начисляется пенсия и помогают дети из Узбекистана, средний размер дохода около 50000 руб. в месяц. Воспитанием и содержанием своей дочери занимается только он, потому что у нее нет бабушки и дедушки. У нее есть сестра, которой около 27 лет и у нее трое детей, сестра также злоупотребляет спиртными напитками. Фактически, кроме административного истца, у Сапаровой И.И. больше никого нет.

Представитель административного ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, суду представила письменные возражения, доводы которых поддержала в полном объеме.

Допрошенная в судебном заседании свидетель Швецова Г.В. суду пояснила, что является тренером Сапаровой И.И. Воспитанием и содержанием девочки занимается только Сапаров И. Он ее приводит на занятия и забирает. Мать Сапаровой И.И. свидетель никогда не видела.

Допрошенная в судебном заседании свидетель Балтачева Р.Ш. суду пояснила, что является классным руководителем Сапаровой И.И. Воспитанием и содержанием девочки занимается только Сапаров И. Он ее приводит в школу и встречает. Мать Сапаровой И.И. свидетель никогда не видела. Сапарова И.И. не отвечает на вопросы о своей матери. посокльку не хочет говорить о ней.

Выслушав административного истца, его представителя, представителя административного ответчика, свидетелей, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Административный истец, гражданин Республики Узбекистан, в Российскую Федерацию въехал из указанной республики 18.11.2018, поставлен на миграционный учет 23.11.2019 сроком пребывания до 16.02.2019, убыл с территории Российской Федерации 08.09.2019. Таким образом находился на территории Российской Федерации непрерывно 204 суток.

В связи указанным решением ведущего специалиста – эксперта отдела иммиграционного контроля УВМ МВД по УР Гребенщикова Д.А. № 78, утвержденным 12.02.2020 Министром внутренних дел по УР, административному истцу запрещен въезд в Российскую Федерацию сроком на 5 лет до 08.09.2024 на основании п.п. 13 ч. 1 ст.27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке вы­езда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Административный истец проживает по адресу: <адрес> вместе со своей дочерью – Сапаровой И.И. <дата> года рождения.

По указанному адресу ранее проживала его гражданская жена Зорина С.М.

Воспитанием дочери занимается административный истец, что также подтверждается характеристикой МБОУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр «Грация»

Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании, подтверждаются представленными письменными доказательствами, а также показаниями свидетелей, сторонами по делу не оспариваются.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от 25.07.2012 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Согласно ст. 4 данного закона иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В соответствии с п.п. 13 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации не выехали из Российской Федерации и находились в Российской Федерации непрерывно свыше ста восьмидесяти суток, но не более двухсот семидесяти суток со дня окончания предусмотренного федеральным законом срока временного пребывания в Российской Федерации, - в течение пяти лет со дня выезда из Российской Федерации

В пунктах 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2013 № 21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней» указано: как следует из положений Конвенции и Протоколов к ней в толковании Европейского Суда, под ограничением прав и свобод человека (вмешательством в права и свободы человека) понимаются любые решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также иных лиц, вследствие принятия или осуществления (неосуществления) которых в отношении лица, заявляющего о предполагаемом нарушении его прав и свобод, созданы препятствия для реализации его прав и свобод.

При этом в силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, положений Конвенции и Протоколов к ней любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели).

Несоблюдение одного из этих критериев ограничения представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке.

Судам при рассмотрении дел всегда следует обосновывать необходимость ограничения прав и свобод человека исходя из установленных фактических обстоятельств. Обратить внимание судов на то, что ограничение прав и свобод человека допускается лишь в том случае, если имеются относимые и достаточные основания для такого ограничения, а также если соблюдается баланс между законными интересами лица, права и свободы которого ограничиваются, и законными интересами иных лиц, государства, общества (Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 28.12.2016 № 25-КГ16-16).

В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02 марта 2006 года N 55-О «По жалобе гражданина Грузии Тодуа Кахабера на нарушение его конституционных прав пунктом 7 статьи 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разъяснено, что, оценивая нарушение тех или иных правил пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации как противоправное деяние, а именно как административный проступок, и, следовательно, требующее применения мер государственного принуждения, в том числе в виде высылки за пределы Российской Федерации, отказа в выдаче разрешения на временное пребывание или аннулирования ранее выданного разрешения, уполномоченные органы исполнительной власти и суды обязаны соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации требования справедливости и соразмерности, которые, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Как установлено судом и следует из материалов дела, административный истец с 2009 года проживает на территории Российской Федерации, в настоящее время проживает по адресу: <адрес> вместе со своей дочерью – Сапаровой И.И. <дата> года рождения, воспитанием которой занимается исключительно он.

Конституционным Судом Российской Федерации принято постановление от 17.02.2016 № 5-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», частей 1 и 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подпункта 2 части первой статьи 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с жалобой гражданина Республики Молдова М. Цуркана», согласно которому суды, рассматривая дела, связанные с нарушением иностранными гражданами режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, должны учитывать обстоятельства, касающиеся длительности проживания иностранного гражданина в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в российское гражданство. Уполномоченные органы обязаны избегать формального подхода при рассмотрении вопросов, касающихся в том числе и неразрешения въезда в Российскую Федерацию.

Оспариваемое решение принято исключительно на основании невыезда за пределы территории Российской Федерации административного истца в установленном порядке.

При этом суду представлено заключение начальника ОДН ОП № 4 УМВД России по г. Ижевску о признании несовершеннолетней Сапаровой И.Т. находящейся в социально опасном положении, поскольку после выезда административного истца мать Сапаровой И.И. отсутствовала по месту жительства, ребенок в ночь с 04.10.2019 на 05.10.2019 находилась одна. в связи с чем была помещена ДИО ГКБ № 6.

Применительно к настоящему спору и к установленным по делу обстоятельствам, нарушение административным сицом миграционного законодательства, по мнению суда, несоразмерно с последствиями принятого ответчиком решения, поскольку фактически принятым решением допускается оставление несовершеннолетнего ребенка в социально опасном положении.

Иных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости принятия решения о неразрешении на въезд истца в Российскую Федерацию, в судебном заседании не установлено.

Принимая во внимание приведенные выше положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, позицию Конституционного Суда Российской Федерации, разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации и учитывая установленные по делу обстоятельства длительного проживания гражданина Республики Узбекистан Сапарова И. на территории Российской Федерации, фактический единоличный уход за несовершеннолетней Сапаровой И.И., суд приходит к выводу о том, что принятым административным ответчиком в отношении Сапарова И. решением от 12.02.2019 о неразрешении въезда в Российскую Федерацию созданы существенные препятствия для реализации прав и свобод Сапарова И. на личную семейную жизнь, создают угрозу жизни и здоровья несовершеннолетней Сапаровой И.И., в связи с чем требования административного иска подлежат удовлетворению.

Иное решение фактически привело к нарушению прав и законных интересов не только административного истца, но и создало бы реальные препятствия к реализации права несовершеннолетнего Сапаровой И.И. на воспитание.

Срок для обращения в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным истцом не пропущен.

Само по себе признание судом оспариваемого решения незаконным устраняет нарушение прав административного истца, в связи с чем отдельного разрешения требований о возложении обязанности устранить допущенные нарушения не требуется.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление Сапарова Исмоила к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о признании незаконным решения о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации удовлетворить.

Признать незаконным решение Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике от 12.02.2020 о неразрешении въезда в Российскую федерацию в отношении Сапарова Исмоила.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Ижевска.

В окончательной форме решение изготовлено14.07.2020.

Судья Д.А. Шешуков

2а-1973/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Сапаров Исмоил
Ответчики
МВД по УР
Суд
Октябрьский районный суд г. Ижевск Удмуртской Республики
Судья
Шешуков Дмитрий Андреевич
Дело на странице суда
oktyabrskiy.udm.sudrf.ru
04.03.2020Регистрация административного искового заявления
05.03.2020Передача материалов судье
05.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
05.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.03.2020Судебное заседание
29.05.2020Производство по делу возобновлено
29.05.2020Судебное заседание
03.07.2020Судебное заседание
08.07.2020Судебное заседание
14.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее