Дело № 2а-1111/2020
18RS 0009-01-2020-001596-74
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июля 2020 года г. Воткинск
Воткинский районный суд УР в составе судьи Акуловой Е.А.,
при секретаре Поносовой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Воткинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети Интернет на сайтах <***> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Воткинский межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился с административным иском к неустановленному лицу о признании информации, распространяемой в сети Интернет на сайтах <***> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Исковые требования обоснованы тем, что в рамках мониторинга Интернет-сайтов, содержащих запрещенную к распространению информацию, при исполнении законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, выявлены Интернет-ресурсы, расположенные по адресам: <***>, которые содержат информацию о способах покупки различных не соответствующих действительности справок (медицинское заключение о возможности стать усыновителем, справка от фтизиатра, медицинские книжки, справки об освобождении от физкультуры, справки о манту, медотвод от прививок, справки в лагерь и др.) на территории Российской Федерации и Удмуртской Республики.
Лица (владельцы сайтов), действия которых послужили поводом для подачи указанного административного искового заявления, не установлены. Вход на указанные сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет – пользователь. Информация на сайтах распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует. На сайтах <***> размещена информация о возможности приобретения путем заполнения заявки или осуществления телефонного звонка не соответствующих действительности медицинского заключения о результатах медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить, взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, справок об освобождении от физкультуры, медицинских книжек, справок для лагеря, иных справок и документов, использование которых влечет определенные юридические последствия, предоставляет права либо освобождает от обязанностей.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная с использованием средств вычислительной техники. Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст. 146, ст. 127 Семейного кодекса Российской Федерации при установлении опеки и попечительства, усыновлении детей необходимо предоставление справки об отсутствии заболеваний, при наличии которых устройство детей в указанных формах невозможно.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 13.1 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. №189, руководитель общеобразовательной организации обеспечивает наличие медицинских книжек на каждого работника и своевременное прохождение ими периодических медицинских, обследований.
Помимо этого, согласно ч.8 ст. 55 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 9 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 г. № 293, прием в дошкольную образовательную организацию осуществляется на основании медицинского заключения.
Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. п. 10.23, 11.3, 11.6 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, утвержденных, постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189, с учетом справок о здоровье учащихся Происходит распределение учащихся на основную, подготовительную и, специальную группы для занятий физической культурой. Также установлены требования к обязательному предъявлению учащимися для допуска к занятиям справок от врачей-педиатров после перенесенного заболевания, в том числе чесоткой и педикулезом. В соответствии с п. 2 Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха, утвержденного Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.06.2018 г. № 327н, в оздоровительные организации направляются несовершеннолетние, не имеющие медицинских противопоказаний для пребывания в них.
Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм размещение в сети Интернет информации о возможности приобретения недостоверных справок об отсутствии судимости, недостоверных медицинских заключений, медицинских книжек, справок об отсутствии реакции Манту и иных справок и документов нарушает права детей на охрану их жизни и здоровья.
Статьей 324 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконное приобретение или сбыт официальных документов. Статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за использование заведомо подложного документа. Статьей 19.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт. Информация, размещенная на сайтах в сети Интернет <***> способствует совершению правонарушений в сфере образования детей, их воспитания, использование поддельных справок, полученных с использованием указанного Интернет- ресурса, может привести к грубым нарушениям прав детей на охрану их жизни и здоровья. На момент проверки указанные Интернет-ресурсы в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» не внесены. В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1. Федерального закона № 149-ФЗ основанием для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В соответствии с Правилами, создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федераций запрещено», утв. постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 органом, уполномоченным на внесение указанных сведений в названный реестр является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства об охране жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско - правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности, в связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации. Как следует из п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав, граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Представитель административного истца – помощник Воткинского межрайонного прокурора Бузанаков А.М. в судебном заседании административный иск поддержал, просил его удовлетворить по основаниям, изложенным выше.
Заинтересованное лицо – представитель Управления Роскомнадзора по Удмуртской Республике на судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, что подтверждается имеющимся в материалах дела почтовым уведомлением, от руководителя данного лица в электронном виде поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие Управления Роскомнадзора по Удмуртской Республике. В заявлении руководителя Управления Роскомнадзора по Удмуртской Республике указано, что указанные Воткинским межрайонным прокурором УР Интернет-ресурсы в Едином реестре доменных имен не значатся.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица.
Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав представленные доказательства, и, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с Федеральным законом от 08 марта 2015 г. № 22-ФЗ с 15 сентября 2015 года введен в действие КАС РФ, регулирующий порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении, в том числе судами общей юрисдикции, административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (ч. 1 ст. 1 КАС РФ).
Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2.2. ч. 3 ст. 1 КАС РФ).
В соответствии с ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Осуществляя публичные полномочия в сфере контроля за распространением информации в СМИ, в том числе и в сети «Интернет», запрещенной к распространению, прокурор обратился в суд с данным административным исковым заявлением, действуя, как субъект публичных правоотношений в рамках предоставленных ему полномочий.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ) в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
Из материалов дела усматривается, что Воткинской межрайонной прокуратурой осуществлен мониторинг сети «Интернет», по результатам которого на страницах сайтов в сети «Интернет»: <***> выявлено наличие информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Информация, размещенная в сети Интернет на сайтах: <***> содержит информацию о способах покупки различных справок, в том числе, медицинских, не соответствующих действительности, использование которых влечет определенные юридические последствия, предоставляет права либо освобождает от обязанностей.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона № 149-ФЗ, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Часть 6 указанной статьи запрещает распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 19.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделку штампа, печати, бланка, их использование, передачу либо сбыт.
Статьей 324 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконное приобретение или сбыт официальных документов.
Статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за использование заведомо подложного документа.
По мнению административного истца, распространение информации на вышеуказанных сайтах способствует совершению правонарушений в сфере образования детей, их воспитания, использование поддельных справок, полученных с использованием указанного Интернет - ресурса, может привести к грубым нарушениям прав детей на охрану их жизни и здоровья.
Требования административного истца основаны, в том числе, на положениях ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 13.1 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189, в соответствии с которыми руководитель общеобразовательной организации обеспечивает наличие медицинских книжек на каждого работника и своевременное прохождение ими периодических медицинских, обследований.
Кроме того, прием ребенка в дошкольную образовательную организацию осуществляется на основании медицинского заключения, допуск учащихся к занятиям после перенесенного заболевания, распределение учащихся на основную, подготовительную и специальную группы для занятий физической культурой происходит с учетом справок о здоровье учащихся, что урегулировано ч.8 ст. 55 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 9 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 г. № 293, ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. п. 10.23, 11.3, 11.6 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, утвержденных, постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189.
При этом, в оздоровительные организации несовершеннолетние направляются только в случае отсутствия медицинских противопоказаний, согласно п. 2 Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха, утвержденного Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.06.2018 г. № 327н.
Таким образом, суд соглашается с доводами административного истца о том, что информация, размещенная на сайтах в сети Интернет https://1sprawka.co, https://cpravky-spb.com, https://ru-spravku.com, способствует совершению правонарушений в сфере образования детей, их воспитания, использование поддельных справок, полученных с использованием вышеуказанных Интернет- ресурсов, может привести к грубым нарушениям прав детей на охрану их жизни и здоровья.
Также, суд находит обоснованной ссылку административного истца на положения ст. 146, ст. 127 Семейного кодекса Российской Федерации, поскольку для подтверждения отсутствия заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (взять под опеку) ребенка, заявители представляют в суд медицинское заключение, а возможность приобретения недостоверных справок не способствует обеспечению интересов несовершеннолетних.
Как установлено судом, доступ к вышеуказанным сайтам открыт для неопределенного круга лиц, возможность просмотра ничем не ограничена, что подтверждено административным истцом.
Статьей 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании вышеизложенного, суд полагает, что сайты <***> содержат информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в связи с чем, приходит к выводу о том, что административное исковое заявление Воткинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети Интернет на сайтах <***> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, подлежит удовлетворению.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Закона о защите информации).
По сведениям, предоставленным административным истцом, и проверенным судом с использованием сайта https://blocklist.rkn.gov.ru/, информация, размещенная на сайтах <***> запрещенной ранее не признавалась, владельцев сайтов установить не представилось возможным.
В соответствии с положениями ст. 265.5 КАС РФ, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Согласно ст. 265.4 КАС РФ судебные расходы не подлежат распределению судом.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, ст.265.5 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Воткинского межрайонного прокурора в интересах Российсой Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети Интернет на сайтах <***> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации - удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую в сети «Интернет» на сайтах <***>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Копию решения суда направить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи – Управление Роскомнадзора по Удмуртской Республике.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики. В этот же срок на решение суда прокурором может быть подано апелляционное представление.
Решение в окончательной форме изготовлено 15 июля 2020 года.
Судья Е.А. Акулова