Дело Уа-2899/2018
копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 27 марта 2018 года
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Ерохиной А.Л.,
при секретаре Ильиной И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску А1 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об оспаривании отказа и возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Федорова Н.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска № Ф-18983 от 02 ноября 2017 года в предоставлении земельного участка, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав истца путем принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1211 кв.м. и предоставлении земельного участка в собственность Федоровой Н.В. Требования мотивированы тем, что она, являясь многодетной матерью, обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении в собственность указанного выше земельного участка для ведения садоводства, однако 02 ноября 2017 года ей было отказано в предоставлении земельного участка в связи с тем, что на испрашиваемом участке находятся объекты инженерного обеспечения (подземные сети водопровода – 3 шт., смотровой колодец, подземные ЛЭП 0,4 кв. – 2 шт., септик – 2 шт.), часть участка расположена в охранной зоне инженерных сетей, через испрашиваемый участок проходит проезд к смежным участкам, в границах участка произрастают деревья (преимущественно хвойных пород). Истец считает данный отказ незаконным, так как факт нахождения на испрашиваемом земельном участке объектов инженерного обеспечения, растительности не может являться ограничением для предоставления его в собственность и использования в целях индивидуального жилищного строительства, а доводы об использовании земельного участка для прохода на соседние участки не имеет правового значения в связи с расположением участка в зоне Ж-1.
Административный истец Федорова Н.В. и её представитель Чигодайкин Г.П. в судебном заседании исковые требования поддержали, пояснили, что надлежащим ответчиком считают Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска.
Представитель административного ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска Аксаментов Д.М., действующий на основании доверенности от 09 января 2018 года, в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что документов, подтверждающих нахождение на испрашиваемом земельном участке инженерных объектов предоставить не может.
Административные ответчики заместитель Главы города – руководитель департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска Павлович Н.Н., заместитель руководителя департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска Сторожук А.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
В соответствии со ст. 154 КАС РФ, с учетом мнения сторон, суд находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Административный истец обратился с требованиями об оспаривании решений органов местного самоуправления, наделенных публичными полномочиями по предоставлению земельного участка в собственность, в связи с чем требования подлежат рассмотрению в порядке КАС РФ.
В силу ч. 2 ст. 14 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» от 4 декабря 2008 года № 7-2542 многодетные граждане, зарегистрированные по месту жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.
Порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается главой 3.1 настоящего Закона.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 29.1 данного Закона многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а в случае, если испрашивается земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, или земельный участок, который может быть образован путем раздела земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет, - кадастровый номер этого земельного участка.
В судебном заседании установлено, что 02 ноября 2017 года Федорова Н.В. как многодетный гражданин, претендующий на получение для индивидуального жилищного строительства земельного участка, расположенного в Х, Х с кадастровым номером У, площадью 1211 кв.м., обратилась в Департамент с соответствующим заявлением № Ф-18983. Вместе с тем указанный орган местного самоуправления, определив, что на испрашиваемом земельном участке находятся лесные насаждения, объекты инженерного обеспечения отказал истцу в предоставлении земельного участка.
Материалы дела не содержат сведений, что зеленые насаждения, находящиеся на испрашиваемом земельном участке, относятся к рекреационной зоне либо к зоне особо охраняемых территорий, или входят в состав городских лесов. Не предоставлено информации из государственного кадастра недвижимости о наличии сведений о зонах с особыми условиями использования территории.
Доказательств принадлежности объектов инженерного обеспечения в границах испрашиваемого земельного участка на вещном праве ответчику или иному лицу Департаментом суду не представлено, в связи с чем вынесенный Департаментом отказ в предоставлении земельного участка в собственность суд находит неправомерным.
Кроме этого, объекты инженерного обеспечения являются объектами вспомогательного использования, их наличие на земельном участке не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, поскольку такие объекты не создают препятствий в использовании земельным участком по назначению.
Учитывая факт нахождения испрашиваемого земельного участка в зоне индивидуального жилищного строительства, суд находит, что отказ по мотиву того, что участок используется для прохода и проезда к соседних земельным участкам, является незаконным.
На основании изложенного суд находит оспариваемый отказ незаконным, в связи с чем считает необходимым возложить на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации Х обязанность повторно рассмотреть заявление Федоровой Н.В. № Ф-18983 от 02 ноября 2017 года о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного в Х, Х с кадастровым номером У, площадью 1211 кв.м.
Исковые требования о предоставлении земельного участка в собственность суд находит преждевременными ввиду отсутствия объекта права, который возможно идентифицировать.
Разрешая вопрос о сроке устранения нарушений в порядке ч. 3 ст. 227 КАС РФ, суд приходит к выводу об установлении административному ответчику Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска тридцатидневного срока для повторного рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка в собственность. Указанный срок является разумным и подлежит исчислению с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования А1 удовлетворить частично.
Признать отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска № Ф-18983 от 02 ноября 2017 года об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность незаконным.
Возложить на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска обязанность в тридцатидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление А1 № Ф-18983 от 02 ноября 2017 года о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, расположенного в Октябрьском районе г. Красноярска, площадью 1211 кв.м., согласно приложенной к заявлению схемы расположения земельного участка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Подписано председательствующим
Копия верна
Судья А.Л. Ерохина