11RS0012-01-2024-000861-31 Дело № 2-416/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Можеговой Т.В.
при секретаре Кныш Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
24 октября 2024 года гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера» к Озманяну В.Ш. о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, неустойки, судебных расходов
установил:
ООО «Региональный оператор Севера» обратилось в суд к Озманяну В.Ш. с иском о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) по договору № от 11.01.2021 за период с 01.04.2021 по 30.06.2024 в размере 73 199,38 рублей и за период с 18.08.2023 по 31.05.2024 в размере 76 347,69 рублей, неустойки по состоянию на 27.08.2024 - 24 153,20 рублей, также взыскать неустойку за период с 28.08.2024 по дату фактического исполнения обязательств в размере 1/130 ключевой ставки ЦБРФ за каждый день просрочки, начисленной на сумму 76 347,69 рублей. В обоснование иска указано, что ответчик имеет во владении и пользовании недвижимое имущество, расположенное по адресу: Республика Коми, Прилузский район, с. <адрес>. Собственники ТКО обязаны заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО, при этом, отсутствие договора как подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором. Истец в период с 01.04.2021 по 30.06.2024 оказывал услуги по обращению с ТКО. Однако ответчик свои обязательства по оплате оказанных услуг не исполнил надлежащим образом, в связи с чем, возникла задолженность, за взысканием которой истец вынужден обратиться в суд.
В ходе производства по делу исковые требования уточнены: истец просит взыскать с Озманяна В.Ш. задолженность по оплате за оказанные услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в общей сумме 65 671,64 рублей, неустойку по состоянию на 27.08.2024 в размере 18 334,29 рублей, а также неустойку за период с 28.08.2024 по дату фактического исполнения обязательств в размере 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки, начисленной на сумму долга в размере 65 671,64 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины.
В судебном заседании представитель истца не присутствует, извещены надлежащим образом о месте и дате слушания дела, при подаче иска ходатайствовали о рассмотрении дела без участия их представителя.
Ответчик Озманян В.Ш. в судебном заседании не присутствует, надлежащим образом извещался судом о времени и месте рассмотрения дела, ранее заявил о своем не согласии с заявленными требованиями, при этом заявил ходатайство о пропуске срока исковой давности.
Суд счел возможным рассмотреть дело по правилам статьи 167 ГПК РФ при имеющейся явке лиц.
Исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Согласно части 5 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.
Преамбулой Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.
Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) определено, что обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Согласно статье 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее - Закон № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1). Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей, и определяется в территориальной схеме обращения с отходами (пункты 7, 8).
При этом, под региональным оператором по обращению с ТКО в силу абзаца 27 статьи 1 Закона № 89-ФЗ понимается юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются, и места накопления которых находятся в зоне деятельности данного регионального оператора.
Таким образом, Федеральным законом об отходах предусмотрена обязанность регионального оператора обеспечить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории конкретной зоны деятельности в соответствии с региональной программой и территориальной схемой в области обращения с отходами.
Такая обязанность возложена на ООО «Региональный оператор Севера», который является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Коми (соглашение от 22.06.2018, заключенное с Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми).
Пункт 1 статьи 13 Закона № 89-ФЗ устанавливает, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пункт 6 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление ТКО осуществляется в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).
В соответствии с пункт 6 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление ТКО осуществляется в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее по тесту - Правила № 1156).
Согласно пункту 2 Правил № 1156 потребителями являются собственники ТКО или уполномоченные ими лица, заключившие или обязанные заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО. Обязанность потребителей осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО установлена пунктом 9 Правил № 1156.
Пунктом "в" части 8(1) Правил № 1156 установлено, что региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Пунктом 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным постановлением № 1156 (далее - типовой договор). Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Таким образом, вопросы установления права собственности на отходы так же, как и вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с отходами, возложенных на образователя отходов действующим природоохранным законодательством, регулируются хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений.
Выпиской из ЕГРН от 30.09.2024, имеющейся в материалах дела, установлено, что Озманян В.Ш. с 09.04.2018 является собственником недвижимого имущества - здания, расположенного по адресу: Республика Коми, Прилузский район, д. Тупеговская,<адрес>, кадастровый №.
При таких обстоятельствах Озманян В.Ш., как собственник нежилого здания, обязан заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, если такие договоры не заключены арендаторами или субарендаторами помещений в указанном нежилом здании.
Разделом I(1) Правил № 1156 урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с положениями пункта 8(4) Правил № 1156 договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается при направлении региональным оператором соответствующего предложения потребителю либо в случае непосредственного направления потребителем заявки на заключение договора.
Из пунктов 8(11), 8(12) указанных Правил следует, что потребитель обязан в течение 15 рабочих дней со дня получения соответствующего предложения регионального оператора подписать договор на осуществление обращения с ТКО либо представить мотивированный отказ от его подписания. В случае непредставления мотивированного отказа от подписания договора в установленный срок, такое соглашение считается заключенным на условиях типового договора на обращение с ТКО.
При этом, юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО (пункт 6 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8(11) данных правил потребитель (собственник ТКО или уполномоченное им лицо) в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договорас приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
В пунктах 8(12), 8(15), 8(17) Правил обращения с ТКО предусмотрено, что договор считается заключенным на условиях типового договора в следующих случаях: (1) уклонение потребителя от заключения конкретного договора; (2) неурегулирование возникших у сторон разногласий по его условиям; (3) ненаправление потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.
То есть заключение договора возможно как способами, приведенными в пунктах 2, 3 статьи 434 ГК РФ, так и путем применения норм, содержащихся в указанных пунктах Правил № 1156, когда при наступлении поименованных в них обстоятельств договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, определенной региональным оператором на основании установленного тарифа.
Согласно положениям пункта 8(17) Правил № 1156 договор оказания услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и требуемые документы в указанный срок.
Судом установлено, что на официальном сайте регионального оператора в сети "Интернет" была опубликована публичная оферта, адресованная всем собственникам объектов, расположенных в зоне деятельности регионального оператора.
Также из материалов дела следует, что Озманяном В.Ш. 23 мая 2019 года в адрес ООО «Ухтажилфонд» (прежнее наименование истца) подана заявка на заключение договора на вывоз твердых коммунальных отходов.
С учетом изложенного, договор с региональным оператором об оказании услуг по обращению с ТКО считается заключенным региональным оператором со всеми потребителями, находящимися в зоне его действия, даже при отсутствии подписанного сторонами договора в виде единого документа (п. п. 1, 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)).
Согласно выписке из ЕГРИП от 21.08.2024 Озманян В.Ш.в период с 23.04.2015 по 18.01.2023 являлся индивидуальным предпринимателем (ОГРНИП 315110100003500), с основным видом деятельности: разведение свиней.
Поскольку представленный договор о 11.01.2021 № между сторонами не подписан, согласно положений п. 8(18) Правил обращения с ТКО, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 12 типового договора предусмотрено, что стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», исходя из нормативов накопления ТКО.
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации № 269, Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Приказом Минстроя России от 28 июля 2016 г. № 524/пр (далее - Методические рекомендации), приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 30.12.2016 № 20/24-Т установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Коми.
Из представленных документов Филиала «ППК Роскадастр» по Республике Коми установлено, что площадь здания, расположенного по адресу: Республика Коми, Прилузский район, <адрес> составляет 274 кв.м.
В соответствии с пунктом 1 приложения к приказу № 20/21-Т для категории объекты офисные и бытовые помещения предприятий и организаций установлен норматив накопления твердых коммунальных отходов 0,1 куб.м в год для 1 кв.м общей площади или 0,00833 куб.м в месяц за 1 кв.м. общей площади.
Из представленного суду расчета задолженности усматривается, что объём ТКО и, соответственно, размер платы за услуги за обращение с ТКО определен применительно к нежилому зданию по адресу: Республика Коми, Прилузский район, <адрес>, исходя из нормативов для офисных и бытовых помещений предприятий и организаций2,28242 куб.м/месяц и площади нежилого помещения 274 кв.м.
Согласно пункту 3.12 ГОСТ 30772-2001 отходы потребления – это остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации.
Примечания. 1. К отходам потребления относят полуфабрикаты, изделия (продукцию) или продукты, утратившие свои потребительские свойства, установленные в сопроводительной эксплуатационной документации.
2. К отходам потребления относят в основном твердые, порошкообразные и пастообразные отходы (мусор, стеклобой, лом, макулатуру, пищевые отходы, тряпье и др.), образующиеся в населенных пунктах в результате жизнедеятельности людей.
3. В последние годы к отходам потребления относят не только отходы потребления от домовладений (их иногда называют твердыми бытовыми отходами - ТБО), но и отходы, образующиеся в офисах, торговых предприятиях, мелких промышленных объектах, школах, больницах, других муниципальных учреждениях. Для указанных отходов часто используется термин "муниципальные отходы".
Из Приказа Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 30.12.2016 № 20/24-Т следует, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Коми установлены применительно к объектам общественного назначения, организациям транспортной инфраструктуры, учебно-воспитательных учреждений, учреждений, предоставляющих услуги в области развлечений, отдыха, искусства и спорта, предприятий службы быта, садоводческих и огороднических товариществ, домовладений и исчисляется исходя из расчетной единицы (1 кв.м, 1 место, 1 человек (сотрудник, ребенок, учащийся, посетитель, проживающий, член товарищества).
Таким образом, по смыслу приведённого правового регулирования, нормативный объём накопления твердых коммунальных отходов определяется от вида деятельности собственника таких отходов.
ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. № 607-ст) предусмотрено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение (пункт 7.8). Производитель отходов - это любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, которые производят отходы, или, если эти лица неизвестны, лицо, которое владеет данными отходами или на чьей территории они расположены (пункт 7.18).
Ответчиком Озманяном В.Ш. представлен договор аренды имущества от 09.01.2024, по условиям которого, Озманян В.Ш. (арендодатель) предоставил ООО «ИиКо» во временное владение и пользование, в том числе здание котельной, кадастровый №, площадью 274 кв.м., расположенное по адресу Республика Коми, Прилузский район, <адрес>. Согласно п. 4.1 договора, последний вступает в силу с момента подписания и действует до декабря 2024 года.
Актом приема-передачи имущества к договору аренды имущества от 09.01.2024 установлено, что ООО «ИиКо» принял от Озманяна В.Ш. имущество в виде здания котельной, кадастровый №, площадью 274 кв.м., расположенное по адресу Республика Коми, Прилузский район, <адрес>
В тоже время исходя из отзыва истца, ООО «ИиКо» с заявкой на заключение договора на вывоз ТКО на основании договора аренды от 09.01.2024 к истцу не обращался, сведения о нахождении спорного помещения по адресу <адрес> у истца также отсутствовали.
Согласно разъяснений, изложенных в пункте 7 «Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023), в отсутствие договора между арендатором и региональным оператором обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО лежит на собственнике такого объекта недвижимости.
Региональный оператор не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется помещениями в здании и многоквартирных домах, в том числе на основании договора аренды, если такое лицо само не обратится к нему с заявкой о заключении договора. Следовательно, по общему правилу, региональный оператор вправе при направлении имущественных притязаний об оплате оказанных услуг ориентироваться на данные публично достоверного ЕГРН о собственнике имущества (статья 210 ГК РФ).
При этом учитывая, что размер платы зависит от категории потребителей услуги по обращению с ТКО (пункт 3 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ, подпункт "б" пункта 4 Правил № 1390), способных оказывать различное негативное воздействие на окружающую среду, а также исходя из принципа платности природопользования (абзац седьмой статьи 3 Закона об охране окружающей среды), региональный оператор вправе взимать плату по нормативу накопления отходов, соответствующему фактическому виду деятельности, осуществляемой в спорном объекте недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона об отходах региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 (1) Правил № 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении ТКО, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Таким образом, презюмируется, что собственником ТКО является собственник объекта недвижимости.
В этот период ответчик владел нежилым помещением на праве собственности, и, исходя из положений подпункта «в» пункта 8(1) и пункта 8(2) Правил № 1156 являлся лицом, обязанным к заключению договора на обращение с твердыми коммунальными отходами.
Исходя из взаимосвязи положений части 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ и подпункта «в» пункта 8(1) Правил № 1156, обязанность по оплате услуг на обращение с ТКО возлагается на любое лицо, владеющее нежилым помещением, независимо от его правового статуса.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что применительно к рассматриваемому объекту деятельность осуществлялась Озманяном В.Ш. и, соответственно, последний являлся собственником ТКО, образовавшихся в периоды с 02 декабря 2021 по 17 августа 2023 годы, а также с 18 августа 2023 по 31 мая 2024 годы.
Вместе с тем, ответчиком заявлено ходатайство о применении срока исковой давности.
Рассматривая данное ходатайство, суд руководствуется следующим.
Согласно пункту 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, которая в силу положений статьи 56 ГПК РФ, несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности.
Статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно пункту 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года.
На основании ч. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В п. 17, 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» указано, что в силу пункта 1 статьи 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству. Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По смыслу статьи 204 ГК РФ начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности продолжается лишь в случаях оставления заявления без рассмотрения либо прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным абзацем вторым статьи 220 ГПК РФ, пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, с момента вступления в силу соответствующего определения суда либо отмены судебного приказа.
Из материалов дела следует, что ООО РОС к мировому судье за выдачей судебного приказа не обращалось.
С учетом того, что ООО РОС обратилось с настоящим иском в суд 24.09.2024, то период взыскания задолженности составит с 25.09.2021 по 30.06.2024 (24.09.2024-3 года).
С учетом изложенного, суд полагает возможным требования ООО РОС, заваленные к Озманяну В.Ш., удовлетворить, взыскав с последнего задолженность за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору № от 11.01.2021 в размере 65 671,64 рубля.
Пунктом 6 Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, предусмотрено, что потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. Согласно пункту 20 Типового договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
В настоящем случае истец заявил требование о взыскании договорной неустойки за несвоевременную уплату заказчиком платежей, установленных договором, начислив неустойку на дату направления иска ДД.ММ.ГГГГ в размере 18 334,29 рублей.
Из материалов дела следует, что когда у ответчика имелась просрочка по исполнению обязательства по уплате истцу денежных средств за оказанные услуги, законодателем был введен специальный мораторий.
Постановлением № с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (за исключением лиц, указанных в пункте 2 данного постановления).
На основании пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 № 44 «О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Мораторий, введенный постановлением № 497 на начисление, в том числе неустойки (пени, штрафа) за неисполнение возникших до моратория денежных обязательств, распространяется на всех юридических лиц, граждан, индивидуальных предпринимателей независимо от того, обладают ли такие лица признаками неплатежеспособности и может ли быть в их отношении введена процедура банкротства.
Введение моратория направлено на обеспечение таких элементов публичного порядка Российской Федерации как стабильность экономики, поддержание всех субъектов экономической деятельности, в том числе государственных органов и учреждений.
При этом возникновение долга по причинам, не связанным с теми, в связи с которыми введен мораторий, не имеет значения. Освобождение от ответственности направлено на уменьшение финансового бремени на должника в тот период его просрочки, когда она усугубляется объективными, непредвиденными и экстраординарными обстоятельствами. Данный правовой подход изложен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.04.2021 № 305-ЭС20-23028.
Между тем, исходя из предоставленного истцом расчета неустойки, истцом исключен период моратория с 01.04.2022 по 02.10.2022.
Следовательно, требования истца о взыскании с ответчика неустойки по состоянию на 27.08.2024 размере 18 334,29 подлежат удовлетворению.
Также подлежит взысканию неустойка в размере 1126,93 рублей: в том числе по договору № от 06.20.2024 за период с 28.08.2024 по 24.10.2024 (день вынесения решения суда) в размере 66,82 руб., исходя из расчета (2032,20 х 57 х 0,05769).
Следовательно, размер общий нестойки составит 18 401,11 руб.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании с Озманяна В.Ш. неустойки по день фактической оплаты долга.
Как разъяснено в пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Законом или договором может быть установлен более короткий срок для начисления неустойки, либо ее сумма может быть ограниченна (например, пункт 6 статьи 16.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО).
Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве). В случае неясности судебный пристав-исполнитель, иные лица, исполняющие судебный акт, вправе обратиться в суд за разъяснением его исполнения, в том числе по вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника (статья 202 ГПК РФ, статья 179 АПК РФ).
При этом день фактического исполнения нарушенного обязательства, в частности, день уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета неустойки.
Таким образом, суд находит обоснованными требования истца о взыскании неустойки, начиная со 25.10.2024 (следующий день после вынесения решения суда) по дату фактической оплаты задолженности от суммы задолженности 65 671,64 рублей, в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 указанного кодекса. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в этой статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Из платёжных поручений № от 30.08.2024, № от 06.03.2023, № от 06.03.2023, № от 06.03.2023, № от 06.03.2023, № от 06.03.2023 следует, что истцом при подаче иска уплачена государственная пошлина в размере 4210рублей.
Отсюда, с ответчика в пользу истца надлежит взыскать судебные расходы, исходя из размера удовлетворенных требований в размере 4000 рублей.
Излишне уплаченную государственную пошлину в размере 210 рублей истец вправе возвратить в порядке ст. 333.40 НК РФ.
Таким образом, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст. 56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера» (ИНН 1102055018) к Озманяну В.Ш. (<данные изъяты>) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, неустойки, судебных расходов - удовлетворить.
Взыскать с Озманяна В.Ш. пользу Общества с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера» задолженность за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору № от 11.01.2021 с 25.09.2021 по 30.06.2024 в размере 65 671 рублей 64 копейки, неустойку за период с 27 августа 2024 года по 24 октября 2024 года включительно в размере 18 401 рубль 11 копеек, судебные расходы в виде расходов по уплату государственной пошлины в размере 4000 рублей; всего взыскать 88 072 (Восемьдесят восемь тысяч семьдесят два) рубля 75 копеек.
Взыскать с Озманяна В.Ш. в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера» неустойку, начисляемую на сумму невыплаченной задолженности в размере 65 671 рубль 64 копейки из расчета 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день фактической оплаты, за каждый день просрочки, начиная со 25 октября 2024 года по день фактической оплаты задолженности.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения.
Вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Председательствующий Т.В. Можегова