Решение по делу № 2-79/2022 (2-1722/2021;) от 16.07.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

резолютивная часть решения оглашена: 19.05.2022 г.

мотивированное решение изготовлено: 19.05.2022 г.

г. Усть-Лабинск

Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи                                 Колойда А.С.,

при секретаре                                Алейниковой А.В.,

с участием представителей истца                               Мандрина А.Н.,

                                                                                        Сидорович Д.Е.,

представителя ответчика АО «НЭСК» Усть-Лабинский участок

АО «НЭСК» «Тимашевскэнергосбыт»                       Чуйко Ф.И.,

представителя АО «НЭСК-электросети»

«Усть-Лабинскэлектросеть»                                         Логуновой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ООО «Управляющая организация «МАН», Томазова В.В., Гайворонской А.Н., Ткачман О.В., Юдиной Л.П., Федоровой Н.С., Окшиной Е.А., Арутюнова С.Г., Чалых Э.В., Мачиной Н.И. к АО «НЭСК» Усть-Лабинский участок АО «НЭСК» «Тимашевскэнергосбыт», АО «НЭСК-электросети» «Усть-Лабинскэлектросеть» о признании незаконным актов и обязании устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

В Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края с исковым заявлением обратились ООО «Управляющая организация «МАН», Томазов В.В., Гайворонская А.Н., Ткачман О.В., Юдина Л.П., Федорова Н.С., Окшина Е.А., Арутюнов С.Г., Чалых Э.В., Мачина Н.И. к АО «НЭСК» Усть-Лабинский участок АО «НЭСК» «Тимашевскэнергосбыт», АО «НЭСК-электросети» «Усть-Лабинскэлектросеть» о признании незаконным актов и обязании устранить нарушения, в котором просили:

признать недействительными показания коллективных (общедомовых) приборов учёта электроэнергии за период с 01 сентября 2018 года по 30 июня 2021г. по следующим многоквартирным домам расположенным по адресу <адрес>

признать незаконными действия АО "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" по начислению оплаты за коммунальные ресурсы потреблённые для целей содержания и ремонта общего имущества на основании данных коллективных (общедомовых) приборов учёта за период с 01 сентября 2018 года по установки, принятия учета подключенных к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) применительно к следующим многоквартирным домам: <адрес>

обязать АО "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" произвести перерасчет объёмов электроэнергии и начисленной платы за коммунальный ресурс электроэнергия потребляемой для целей содержания и использования общего имущества (ОДН) за период с 01 сентября 2018 года по 30 июня 2021г. согласно нормативам утверждённым приказом Региональной энергетической комиссии Краснодарского края от 18 мая 2017 г. N 3/2017 (ч.1 ст. 157, ч. 9.3 ст. 156 ЖК РФ), по следующим многоквартирным домам расположенным по адресу <адрес> Расположенным в городе Усть-Лабинске Краснодарского края, и производить расчет по указанным нормативам потребления до установки, принятию в эксплуатацию и вводу в эксплуатацию новых коллективных (общедомовых) приборов учета подключенных к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) и присоединения к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности);

признать не принятыми в эксплуатацию, не допущенными в эксплуатацию и не введёнными в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учёта, с момента их установки, применительно к следующим многоквартирным домам расположенным в Краснодарском крае городе Усть-Лабинске по адресам: <адрес>

признать незаконными, с момента их издания (составления), Акты о проведении установки (замены) элементов узла учёта электрической энергии и проверки схем их подключения в электроустановках до и выше 1000 В, применительно к следующим многоквартирным домам расположенным в Краснодарском крае городе Усть- Лабинске по адресам: <адрес>

признать незаконными действия АО "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" по принятию и допуску к расчётам (принятие к коммерческому учёту) коллективных (общедомовых) приборов учёта, с момента их установки, применительно к многоквартирным домам расположенным в Краснодарском крае городе Усть-Лабинске по адресам: <адрес>

считать вышедшими из строя коллективные (общедомовые) приборы учёта с 01 сентября 2018 года, применительно к многоквартирным домам расположенным в Краснодарском крае городе Усть-Лабинске по адресам: <адрес>

обязать АО "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" производить расчёты и начисление платы за коммунальный ресурс электроэнергия потребляемой для целей содержания и ремонта общего имущества в соответствии с нормативами потребления утверждёнными Приказом региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18 мая 2017 г. N 3/2017-нп "Об установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" (ч.1 ст. 157, ч. 9.3 ст. 156 ЖК РФ), по следующим многоквартирным домам расположенным в Краснодарском крае городе Усть-Лабинске: <адрес>. Расчёты и начисления платы за коммунальные ресурсы потребленные для целей содержания и ремонта общего имущества по указанным многоквартирным домам по нормативам потребления (Приказ региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18 мая 2017 г. N 3/2017-нп) до момента установки на границе балансовой принадлежности многоквартирного дома (наружная стена многоквартирного дома), принятию в эксплуатацию и вводу в эксплуатацию, а также подключению к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) новых коллективных (общедомовых) приборов учета интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности);

обязать АО "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края"(ИНН 2308091759, ОГРН 1032304155102), в срок не позднее шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу установить на границе балансовой принадлежности многоквартирных домов (наружная стена многоквартирного дома), принять в эксплуатацию и ввести в эксплуатацию, а также присоединить к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) новые коллективные (общедомовые) приборы учёта интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) по следующим многоквартирным домам расположенным в Краснодарском крае в городе Усть-Лабинске по адресам: <адрес>

В дальнейшем, истцы неоднократно через своего представителя уточняли исковые требования и просили суд:

признать недействительными показания коллективных (общедомовых) приборов учёта электроэнергии за период с 01 сентября 2018 года по день вынесения решения суда включительно, по следующим многоквартирным домам расположенным по адресу <адрес>

признать незаконными действия АО "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" (ИНН 2308091759, ОГРН 1032304155102) по начислению платы за коммунальный ресурс электроэнергия потреблённой и потребляемой для целей содержания и использования общего имущества (общедомовые нужды) исходя из объёма электроэнергии рассчитанной по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учёта электроэнергии начиная с 01 сентября 2018 года по день вынесения решения суда, и запретить АО "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" (ИНН 2308091759, ОГРН 1032304155102) использовать показания общедомовых (коллективных) приборов учета электроэнергии для расчетов за потреблённую и потребляемую электроэнергию для целей содержания и использования общего имущества (ОДН) до наступления совокупности следующих моментов: установки на границе балансовой принадлежности многоквартирного дома (внешняя граница наружной стены многоквартирных домов) новых коллективных (общедомовых) приборов учёта интеллектуальной системы учета электрической энергии (измерительных комплексов); допуска в эксплуатацию новых коллективных (общедомовых) приборов учёта интеллектуальной системы учета электрической энергии(измерительных комплексов); последующего ввода в эксплуатацию новых коллективных (общедомовых) приборов учёта интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности); присоединения и подключения новых коллективных (общедомовых) приборов учёта (измерительных комплексов) к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности); присоединения новых интеллектуальных коллективных (общедомовых) приборов учёта (измерительных комплексов) с общедомовой системой электроснабжения, - применительно к следующим многоквартирным домам: <адрес>;

обязать АО "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" произвести перерасчет объёмов электроэнергии и начисленной платы за коммунальный ресурс электроэнергия потребляемой для целей содержания и использования общего имущества (ОДН) за период с 01 сентября 2018 года по день вынесения решения суда согласно нормативам утверждённым приказом Региональной энергетической комиссии Краснодарского края от 18 мая 2017 г. N 3/2017 (ч.1 ст. 157, ч. 9.3 ст. 156 ЖК РФ), по следующим многоквартирным домам расположенным по адресу <адрес>

обязать АО "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" (ИНН 2308091759, ОГРН 1032304155102) внести исправления и корректировки в бухгалтерском учёте, а также внести исправления в первичные учётные документы бухгалтерского учёта и произвести их корректировку в части произведения расчётов объёмов электроэнергии и начислений объёмов электроэнергии в её стоимостном выражении исходя из нормативов потребления утверждённых утверждённым приказом Региональной энергетической комиссии Краснодарского края от 18 мая 2017 г. N 3/2017 (ч.1 ст. 157, ч. 9.3 ст. 156 ЖК РФ) за период с 01 сентября 2018 года по день вынесения решения суда включительно применительно ко всем многоквартирным домам указанным в решении суда. Обязать АО "НЭСК" (ИНН 2308091759, ОГРН 1032304155102) отразить в бухгалтерском учёте расчёты и начисления, коммунального ресурса электроэнергия потребляемого для целей содержания общего имущества (ОДН), по нормативам потребления утверждённым приказом Региональной энергетической комиссии Краснодарского края от 18 мая 2017 г. N 3/2017 (ч.1 ст. 157, ч. 9.3 ст. 156 ЖК РФ), за период с 01 сентября 2018 года по день вынесения решения суда включительно применительно ко всем многоквартирным домам указанным в решении суда;

обязать АО "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" (ИНН 2308091759, ОГРН 1032304155102) производить расчёты и начисления платы за коммунальный ресурс электроэнергия потребляемого для целей содержания и использования общего имущества (общедомовые нужды) по указанным многоквартирным домам исходя из нормативов потребления утверждённых Региональной энергетической комиссией Краснодарского края до совокупности следующих моментов: установки на границе балансовой принадлежности многоквартирного дома (внешняя граница наружной стены многоквартирных домов) новых коллективных (общедомовых) приборов учёта интеллектуальной системы учета электрической энергии (измерительных комплексов); допуска в эксплуатацию новых коллективных (общедомовых) приборов учёта интеллектуальной системы учета электрической энергии(измерительных комплексов); последующего ввода в эксплуатацию новых коллективных (общедомовых) приборов учёта интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности); присоединения и подключения новых коллективных (общедомовых) приборов учёта (измерительных комплексов) к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности); присоединения новых интеллектуальных коллективных (общедомовых) приборов учёта (измерительных комплексов) с общедомовой системой электроснабжения;

признать не принятыми, не допущенными в эксплуатацию и не введёнными в эксплуатацию коллективные (общедомовые) приборы учёта (измерительные комплексы) с момента их установки (период с 2010 года по 2021 год), применительно к следующим многоквартирным домам расположенным в Краснодарском крае городе Усть-Лабинске по адресам: <адрес>

признать незаконными и недействительными с момента их составления «Акты о проведении установки (замены) элементов узла учёта электрической энергии и проверки схем их подключения в электроустановках до и выше 1000 В», а также «Акты о проведении установки (замены) элементов системы учёта электрической энергии и проверки схем их подключения в электроустановках до и выше 1000 В», составленные в разное время в период с 2010 по 2021 года, согласно которым устанавливались коллективные (общедомовые) приборы учёта и трансформаторы тока Т-0,66 (измерительные комплексы), применительно к следующим многоквартирным домам расположенным в Краснодарском крае городе Усть- Лабинске по адресам: <адрес>

признать незаконными действия АО "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" (ИНН 2308091759, ОГРН 1032304155102) по принятию и допуску к расчётам (принятие к коммерческому учёту) коллективных (общедомовых) приборов учёта с момента их установки (согласно Актам о проведении установки элементов узла учёта электрической энергии, Актам о проведении установки элементов системы учёта электрической энергии) составленные в разное время в период с 2010 по 2021 года, применительно к многоквартирным домам расположенным в Краснодарском крае городе Усть-Лабинске по адресам: <адрес>

считать вышедшими из строя коллективные (общедомовые) приборы учёта (измерительные комплексы) с 01 сентября 2018 года, применительно к многоквартирным домам расположенным в Краснодарском крае городе Усть-Лабинске по адресам: <адрес>

обязать АО "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" (ИНН 2308091759, ОГРН 1032304155102) производить расчёты и начисление платы за коммунальный ресурс электроэнергия потребляемой для целей содержания и использования общего имущества (ОДН) исходя и в соответствии с нормативами потребления утверждёнными Приказом региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18 мая 2017 г. N 3/2017-нп "Об установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" (ч.1 ст. 157, ч. 9.3 ст. 156 ЖК РФ), по следующим многоквартирным домам расположенным в Краснодарском крае городе Усть-Лабинске: <адрес>, до момента установки на границе балансовой принадлежности многоквартирного дома (внешняя граница наружной стены многоквартирного дома), допуска в эксплуатацию и ввода в эксплуатацию, а также обязательного последующего присоединения новых коллективных (общедомовых) приборов учёта к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности);

обязать АО "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края"(ИНН 2308091759, ОГРН 1032304155102), в срок не позднее шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу применительно к следующим многоквартирным домам расположенным в Краснодарском крае в городе Усть-Лабинске по адресам: <адрес>, выполнить следующие действий,, мероприятий и работы: установить на границе балансовой принадлежности многоквартирного дома (внешняя граница наружной стены многоквартирных домов) новые коллективные (общедомовые) приборы учёта интеллектуальной системы учета электрической энергии (измерительные комплексы); допустить в эксплуатацию новые коллективные (общедомовые) приборы учёта интеллектуальной системы учета электрической энергии (измерительные комплексы); осуществить ввод в эксплуатацию новые коллективные (общедомовые) приборы учёта интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности); присоединить и подключить новые коллективные (общедомовые) приборы учёта (измерительные комплексы) к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности); присоединить новые интеллектуальные коллективные (общедомовые) приборы учёта (измерительные комплексы) с общедомовой системой электроснабжения.

В обоснование искового заявления истцы указали, что Томазов В.В., Гайворонская А.Н., Ткачман О.В., Юдина Л.П., Федорова Н.С., Окшина Е.А., Арутюнов С.Г., Чалых Э.В., Мачина Н.И. являются жильцами многоквартирных домов расположенным по следующим адресам: <адрес>, а ООО «Управляющая организация «МАН» является обслуживающей организацией данных многоквартирных домов.

Истцы указали, что считают вышедшими из строя коллективные (общедомовые) приборы учёта (измерительные комплексы), в связи с чем не согласны с расчётами и начислениями платы за коммунальные ресурсы электроэнергии потребляемой, в связи с чем для защиты своих прав вынуждены обратиться в суд.

Томазов В.В., Гайворонская А.Н., Ткачман О.В., Юдина Л.П., Федорова Н.С., Окшина Е.А., Арутюнов С.Г., Чалых Э.В., Мачина Н.И. не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представители истцов Мандрин А.Н. и Сидорович Д.Е. в судебном заседании уточненное исковое заявление поддержали, просили удовлетворить его в полном объеме.

Представитель ответчика АО «НЭСК» Усть-Лабинский участок АО «НЭСК» «Тимашевскэнергосбыт» Чуйко Ф.И. в судебном заседании исковые требования не признал и просил суд в удовлетворении отказать в полном объеме.

Представитель АО «НЭСК-электросети» «Усть-Лабинскэлектросеть» Логунова Н.А. в судебном заседании исковые требования не признала и просила суд в удовлетворении отказать в полном объеме.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, находит иск не подлежащим удовлетворению.

Согласно ч.1 ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Статьей 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом. При этом использование других способов защиты права допускается Гражданским кодексом Российской Федерации только при наличии прямого указания закона.

Из материалов дела следует, что Томазов В.В., Гайворонская А.Н., Ткачман О.В., Юдина Л.П., Федорова Н.С., Окшина Е.А., Арутюнов С.Г., Чалых Э.В., Мачина Н.И. являются жильцами многоквартирных домов расположенным по следующим адресам: <адрес>, а ООО «Управляющая организация «МАН является обслуживающей организацией данных многоквартирных домов на протяжении длительного периода времени, в разные периоды времени: 2018г. и 2021г. являлась управляющей организацией многоквартирных домов.

Первично ОДПУ были установлены в МКД в разные периоды, начиная с 2009 года. Управляющими организациями в обозначенные периоды были разные компании, но у большинства из них один учредитель – Мандрин Н.М. (копии выписок в деле имеются). Таким образом, истец ООО «УО «МАН» аффилирован с ООО «МАН», ООО «Согласие» и утверждение истца, что ООО «УО «МАН» узнало о существовании установленных в многоквартирных домах общедомовых приборов учета электрической энергии в мае 2021 года (начало управления в спорных МКД) – не нашло своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящего дела.

До 01.09.2014 такая модель управления многоквартирными домами - непосредственное управление с привлечением организации-подрядчика - действительно допускалась нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 1.2 статьи 164), однако впоследствии исключена законодателем в связи с введением требования об обязательном лицензировании деятельности управляющих компаний.

Сохранение в такой ситуации ранее действовавшего порядка нивелировало бы введенное законодателем требование о лицензировании, позволяя осуществлять деятельность по управлению домами без получения лицензии, поэтому сохранение ранее заключенных договоров как договоров на техническое обслуживание, не возлагающих на управляющую компанию функции исполнителя коммунальных услуг противоречит нормам действующего законодательства.

В данном случае действительная воля собственников помещений на момент принятия решения о заключении с ООО УО МАН договоров на оказание услуг по содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов была направлена именно на привлечение последнего для управления домами.

Таким образом, несмотря на указание в протоколах общих собраний собственников помещений спорных многоквартирных домов на выбор непосредственной формы управления, фактически собственники согласовали выбор управляющей организации и реализовали данный способ управления.

Следовательно, на истца, как на управляющую компанию собственниками помещений многоквартирных домов возложен статус исполнителя услуги по содержанию и текущему ремонту спорных многоквартирных домов.

Направление ответчиком в адрес истца оферты на заключение договора энергоснабжения повлекло признание данного договора заключенным спустя 30 дней по правилам абзаца 2 пункта 11 Правил N 124. Соответствующая правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.06.2020 по делу N А53-15644/2019.

В силу подпункта "е" пункта 31 Правил N 354 снятие показаний ОДПУ является обязанностью организации как исполнителя коммунальных услуг, который обязан ежемесячно снимать их показания и заносить в журнал учета показаний коллективных ОДПУ. Пункт 1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6, предусматривает обязанность потребителя обеспечить учет электроэнергии.

Истцы не представили доказательств исполнения указанной обязанности, и того, что содержащиеся в представленных Ответчиком актах сведения о количестве потребленной спорными домами электроэнергии являются недостоверными. Доказательства потребления иных объемов электроэнергии не представлены.

Особенности непосредственного способа управления установлены в части 8 статьи 155, частях 2.1 и 9.1 статьи 161, пунктах 1 и 3 части 8 статьи 161.1, части 10 статьи 162, статье 164 ЖК РФ из которых следует, что собственники как потребители коммунальных услуг вступают в прямые непосредственные правоотношения с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими в многоквартирные дома коммунальные ресурсы. В отличие от опосредованных способов управления каждый собственник помещения в многоквартирном доме является стороной договора с ресурсоснабжающей организацией. Аналогичным образом собственники вступают в непосредственные отношения с лицом, выполняющим работы (услуги) по содержанию общедомового имущества.

Из системного толкования приведенных норм права следует, что осуществление юридическим лицом на постоянной основе деятельности по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома предполагает, что такое лицо осуществляет данный вид деятельности в качестве управляющей организации, для чего в установленном порядке получает лицензию.

Недопустимым является толкование приведенных норм права, предполагающее осуществление деятельности, тождественной по своему объему и содержанию деятельности управляющих организаций, но без получения лицензии и со ссылкой на статус привлеченной собственниками обслуживающей организацией.

Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование осуществляется в том числе в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены данным федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Упомянутые в части 1 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации договоры являются договорами на оказание отдельных видов услуг (например, уборка мест общего пользования и придомовой территории, техническое обслуживание инженерных коммуникаций и пр.), выполнение отдельных видов работ (ремонт и замена коммуникаций, текущий ремонт мест общего пользования и пр.) более узкого содержания, предполагающими привлечение узко специализированных исполнителей для решения конкретных задач, даже если таковые будут привлечены на определенный период. По смыслу приведенной нормы права условия взаимодействия с таким исполнителем должны каждый раз согласовываться с собственниками помещений.

В отличие от этого, статус управляющей организации предполагает решение всего круга вопросов, возникающих в ходе управления домом, что исключает необходимость для собственников помещений непосредственно участвовать в разрешении каждого конкретного вопроса.

В ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 ЖК РФ, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.

Именно в силу своего комплексного характера деятельность управляющих организацией подвержена императивному регулированию, в том числе с учетом статуса исполнителя услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и (или) исполнителя коммунальных услуг.

Ссылка на избрание непосредственной формы управления основана на непонимании норм действующего законодательства, так как учитывая одновременное принятие собственниками решения и о непосредственном управлении, и о привлечении управляющей организации, следует исходить из оценки реальной направленности и фактической реализации воли сторон.

Таким образом, несмотря на указание в протоколах общих собраний собственников помещений МКД на выбор непосредственной формы управления, фактически собственники согласовали выбор управляющей организации и реализовали данный способ управления.

Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 9 пункта 2 Информационного письма от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, суды должны иметь в виду следующее.

Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент (потребитель) обязуется оплачивать принятую энергию.

Таким образом, компания является лицом, обязанным оплачивать обществу стоимость потребленного коммунального ресурса на ОДН за спорный период.

Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Общий объем электрической энергии, потребленной на ОДН спорных МКД, определен истцом как разница показаний общедомовых приборов учета и электроэнергии, потребленной жилыми и нежилыми помещениями многоквартирных домов

Из содержания ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ следует, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать всем установленным требованиям, в том числе Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правилам изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, установленным Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества).

То есть с момента выбора способа управления многоквартирным домом управляющей организацией именно она в силу закона является полномочным представителем собственников помещений во взаимоотношениях с ресурсоснабжающими организациями и лицом, обязанным перед ресурсоснабжающими организациями во всех правоотношениях, охватываемых понятием "управление многоквартирным домом".

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных мероприятий по энергосбережению, включенных в утвержденный в установленном законодательством порядке перечень мероприятий, к которым относится обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (п.п. "и", "к" п. 11 Правил содержания общего имущества).

Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов; расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета.

Закон об энергосбережении обязал собственников помещений в многоквартирных домах обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию до 01.07.2012. Многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых ресурсов (п. 5 ст. 13).

Следовательно, проведение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, которые обязательны в силу Закона об энергосбережении для собственников помещений в многоквартирном доме, обязательны и для управляющей компании.

Согласно пункту 7 статьи 9 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу пункта 11 статьи 2 Закона об энергосбережении лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.

Частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, до 1 июля 2012 года обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.

Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений в зависимости от способа управления многоквартирным домом, в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.

В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме. Согласно части 3 указанной статьи в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.

Как следует из статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 28 и 31 Правил N 491, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность"( далее по тексту –Правила), в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.

При этом, в силу статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), положений Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), статьи 12 Закона N 261-ФЗ, в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома; обязанность по установке, обслуживанию (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) и замене общедомового прибора учета в МКД, собственниками которого избран способ управления - управляющей организацией, лежит на управляющей организации с последующим возмещением расходов собственниками помещений.

Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении, в том числе своевременного ремонта общедомовых приборов учета и их замены (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2019 г. N 05АП-1813/2019)

Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (подпункт "ж").

Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении, а также и нормативным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.

Жилищное законодательство и нормы Закона об энергосбережении относят мероприятия по энергосбережению в состав работ по содержанию МКД, обязанность по установке общедомовых приборов учета ресурсов в МКД возложена на лиц, ответственных за их содержание.

В отсутствие установленных общедомовых приборов учета объем поставленного в МКД коммунального ресурса определяется расчетным способом.

Расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункт 2 статьи 13 Закона об энергосбережении).

Применение расчетных способов должно приводить к определению такого количественного значения энергетических ресурсов, которое явно выше количественного значения, определяемого при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (решение Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 N АКПИ13-205).

В жилищном законодательстве средством стимулирования к установке общедомовых приборов учета является применение повышающих коэффициентов к нормативу потребления.

На основании пункта 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ об энергосбережении собственники (или управляющие организации, как лица, ответственные за общее имущество многоквартирного дома) помещений в МКД, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно пункту 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем управляющие организации возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.

Согласно пункту 3 статьи 9 Закона N 261-ФЗ государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления, в том числе, обязанности по учету используемых энергетических ресурсов.

Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов - части 1, 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ.

В силу части 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 01.07.2012 собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Согласно части 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Частью 12 статьи 13 установлено, что до 01.07.2013 организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. На основании части 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Для определения управляющей организации относительно к "МДК 2-04.2004. Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда". "Управляющая организация - организация, уполномоченная собственником жилищного фонда осуществлять управление жилищным фондом с целью его надлежащего использования и обслуживания, а также обеспечения потребителей жилищно-коммунальными услугами".

Деятельность управляющих организаций регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (далее - ЖК РФ), который также дает определение управляющей организации: юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирным домом (ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ)

В Постановлении Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" дано определение управляющей организации, а именно: «управляющая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют управление многоквартирным домом на основании результатов конкурса.

Действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, при этом работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома. Обязанность по установке общедомовых приборов учета в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома (Определение Верховного Суда РФ от 05.03.2019 N 304-ЭС19-865 по делу N А75-5287/2018)

Проведение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, которые обязательны в силу Закона об энергосбережении для собственников помещений в многоквартирном доме, обязательны и для управляющей компании. Данная правовая позиция отражена и в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 20.09.2016 N АПЛ16-403, от 20.07.2015 N 302-КГ15-9608, Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 10.11.2015 N 309-АД15-13996.

Согласно пункту 7 статьи 9 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу пункта 11 статьи 2 Закона об энергосбережении лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.

Принятие собственниками решения о внесении потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации не влияет на статус исполнителя коммунальных услуг, и лицом, обязанным перед ресурсоснабжающей организацией по оплате всего объема потребляемых энергоресурсов, в том числе и на общедомовые нужды, остается именно исполнитель (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2015).

Принятие собственниками помещений многоквартирных жилых домов в порядке, установленном ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, решения о внесении платы напрямую ресурсоснабжающим организациям означает только установление нового способа исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг перед исполнителем в лице товарищества собственником жилья и УК и не освобождает последнее от погашения сформировавшейся задолженности, в том числе в части оплаты стоимости тепловой энергии, потребленной на общедомовые нужды, так как в данном случае не происходит перемены лиц в спорном обязательстве. С учетом изложенного ответчик как исполнитель коммунальных услуг с учетом целей его функций и обязанностей обязан оплачивать ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы, поставленные в многоквартирный жилой дом.

Управляющие организации в силу ст. 161, 162 ЖК РФ должны предоставлять жителям многоквартирных домов весь комплекс коммунальных услуг, в том числе закупать электроэнергию для мест общего пользования многоквартирных жилых домов, и не могут осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу по энергоснабжению (Определение Верховного Суда РФ от 11.07.2017 N 41-КГ17-18).

Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных приборов учета, в том числе, электрической энергии, их надлежащей эксплуатации, входит в обязанности управляющей организации (часть 2 статьи 162 Кодекса, подпункт "к" пункта 11 Правил N 491). Выполнение таких работ для управляющей компании является обязательным в силу закона (Определение Верховного Суда РФ от 08.02.2021 N 305-ЭС20-22812 по делу N А41-101798/2019).

На управляющую компанию, как исполнителя коммунальных услуг, возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.08.2019 N 304-ЭС19-11770 по делу N А27-5620/2018).

В соответствии с п. 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из: вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях».

Проведение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, которые обязательны в силу Закона об энергосбережении для собственников помещений в многоквартирном доме, обязательны и для управляющей компании.

Потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, приобретаются и оплачиваются управляющей организацией. При этом независимо от того, кому вносят платежи собственники и наниматели помещений многоквартирного жилого дома, лицом, обязанным произвести расчеты с ресурсоснабжающей организацией за ресурс, израсходованный на ОДН, остается управляющая организация (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2016 N 303-ЭС16-1270).

Истцами не представлено и документально не подтверждено ни одного доказательства принятых мер по повышению энергетической эффективности.

В соответствии с пунктом 6.7.1 «ГОСТ Р 56192-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания общего имущества многоквартирных домов. Общие требования" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 27.10.2014 N 1444-ст) исполнитель, осуществляющий управление многоквартирным домом в соответствии с пунктом 5.1 ГОСТ Р 56038, должен определить ответственного и порядок ведения, пополнения и актуализации технической документации. В зависимости от определенного порядка, вести документацию самостоятельно или поручить исполнителю, предоставляющему услуги содержания, передав последнему техническую документацию.

В рамках управления многоквартирным домом в соответствии с ГОСТ Р 56038 и предоставления коммунальных услуг исполнитель обеспечивает в том числе: установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета, индивидуальных, общего (квартирного) или комнатного прибора учета в соответствии с ГОСТ 8.156, Правилами предоставления коммунальных услуг, Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", Приказом Минпромторга России от 21.01.2011 N 57 "Об утверждении методических рекомендаций по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии", Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод". Класс точности общедомового прибора учета должен соответствовать классу точности приборов учета, установленных в помещениях, принадлежащих собственникам, и наоборот (п. 7.2 ГОСТ Р 51617-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования", утв. Приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 544-ст).

Место установки общедомового прибора учета определяет границу эксплуатационной ответственности сторон договора ресурсоснабжения, если иное не установлено соглашением с собственниками помещений (п. 8 Правил содержания общего имущества). При этом внешней границей сетей, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены МКД, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

В соответствии с пунктом 16 Приложения А к "ГОСТ Р 56192-2014 в состав работ, выполнение которых обеспечивает оказание услуги содержания общего имущества многоквартирного дома, включается в том числе, установка и поверка общедомовых электрических приборов учета осуществляется в целях надлежащего содержания электрооборудования, в том числе установка и поверка общедомовых электрических приборов учета.

Вместе с тем согласно части 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013г.

Федеральным законом от 26.07.2019 N 241-ФЗ в часть 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ внесены изменения, из нее исключены слова "до 01.01.2013" и она дополнена словами "на многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов, которых превышает 70% и которые не включены в соответствии с жилищным законодательством в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в связи с принятием нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации решения об их сносе или реконструкции, на многоквартирные дома, которые включены в программу реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, и в которых мероприятия, выполняемые в соответствии с указанной программой, должны быть реализованы в течение трех лет".

Из буквального содержания вышеуказанных положений Закона N 261-ФЗ следует, что обязанность по установке общедомовых приборов учета отсутствует, в том случае, если соответствующий дом являлся ветхим, аварийным, подлежащим сносу или капитальному ремонту в срок до 1 января 2013 года, а с учетом положений Закона N 241-ФЗ - вне зависимости от даты, до которой дом подлежит сносу или капитальному ремонту, а также в отношении многоквартирных домов, физический износ основных конструктивных элементов, которых превышает 70% и которые не включены в соответствии с жилищным законодательством в региональную программу капитального ремонта общего имущества в связи с принятием решения об их сносе или реконструкции и на многоквартирные дома, которые включены в программу реновации жилищного фонда.

Вышеприведенные нормы не содержат запрета на установку приборов учета в ветхих и аварийных объектах, а лишь указывают на отсутствие обязанности собственников по их установке и, соответственно, оплате стоимости приборов учета и расходов по их установке, если она проведена иным лицом. Такие объекты могут быть оснащены ресурсоснабжающими и сетевыми организациями за счет собственных средств приборами учета, если подтверждена техническая возможность их установки в соответствии с Критериями N 627. Ухудшение эксплуатационных характеристик здания, отдельных его частей и инженерных систем, послуживших основанием для признания такого объекта в установленном порядке аварийным, приводящее к невозможности обеспечения точной фиксации потребления энергоресурсов и обслуживания приборов учета, исключает использование показаний приборов учета в таких многоквартирных домах. Истцами не предоставлены в материалы дела заключения о признании многоквартирных домов ветхими или аварийными.

Таким образом, спорные общедомовые приборы учета могли быть установлены истцами за счет собственных средств в зависимости от того, возложена ли на собственников жилых помещений обязанность по оснащению дома приборами учета. Соответственно наличие или отсутствие такой обязанности определяется на основании положений части 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ в зависимости от отнесения домов к категории домов, подлежащих капитальному ремонту.

Бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 39 и часть 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При управлении многоквартирным жилым домом управляющей организацией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на содержание общедомового имущества, подлежат возмещению управляющей организацией, которая, впоследствии, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения. На управляющую организацию тем самым возложена обязанность приобрести у ресурсоснабжающей организации весь объем ресурса, необходимый для содержания общего имущества дома.

Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом в целях содержания общего имущества многоквартирного дома (на общедомовые нужды), оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, изложен в пунктах 21, 21 (1) Правил N 124, пунктах 40, 44 и 45 Правил N 354.

В силу подпункта "а" пункта 21 (1) Правил N 124 в случаях, когда ресурсоснабжающей организацией с гражданами заключены прямые договоры энергоснабжения, объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного жилого дома, оборудованного коллективным прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного общедомового прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном жилом доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами N 354.

Жилищное законодательство допускает возможность ограничения обязательств управляющей организации по оплате объема и стоимости коммунального ресурса, подаваемого в многоквартирный жилой дом, в следующих случаях, когда ресурсоснабжающая организация признается исполнителем соответствующей коммунальной услуги: 1) наличие предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 176-ФЗ) решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги; 2) наличие договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 Закона N 176-ФЗ; 3) в случаях, предусмотренных в части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, - при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном жилом доме решения о заключении с ресурсоснабжающей организацией прямых договоров ресурсоснабжения.

Иные отношения ресурсоснабжающей организации с собственниками помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме, являются одной из форм расчетов между управляющей и ресурсоснабжающей организациями в силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" и не влекут возникновения у ресурсоснабжающей организации статуса исполнителя соответствующей коммунальной услуги.

Неподписание представителем Истца актов допуска ОДПУ в эксплуатацию само по себе не является подтверждением неточности их показаний. Если истец считал, что на процедуре допуска прибора учета принимало участие, не уполномоченное на то лицо, истец мог воспользоваться правом инициировать повторную процедуру допуска приборов учета в эксплуатацию. Кроме того, для неприменения показаний прибора учета недостаточна ссылка на отсутствие допуска приборов учета в эксплуатацию; только в совокупности с иными документами, свидетельствующими о недостоверности приборов учета можно сделать вывод о неприменении их показаний. При этом одним из основных обстоятельств, входящих в предмет доказывания по настоящему делу, является факт корректности работы общедомовых приборов учета в заявленный период и возможность их использования в качестве расчетных. Истец не доказал, что участие при допуске в эксплуатацию приборов учета представителя управляющей компании, повлияло или могло повлиять на правильность (корректность) работы приборов учета.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.09.2020 по делу N А32-27868/2017, от 18.02.2021 по делу N А61-583/2020, от 01.04.2021 по делу N А61-5314/2019.

Истцы не предоставили надлежащие акты уполномоченных органов (экспертные заключения) о том, что ОДПУ по вышеперечисленным МКД вышли из строя и выдают неверные показания, о проведении экспертизы не ходатайствовали, на проведении совместного осмотра установленных ОДПУ не настаивали, искажение объемов, учитываемых электрооборудованием, находящимся на балансе Потребителей в соответствии с Актами разграничения балансовой принадлежности не установлено.

Заявленное истцами требование об установке интеллектуальных общедомовых приборов учета на внешней границе наружной стены МКД в течении 6 месяцев не может быть удовлетворено, так как, согласно Постановления Пленума Верховного суда РФ от 19.12.2003г. № 23 «О судебном решении» Решение должно быть исполнимым и не должно вызывать затруднений при исполнении.

Истцами не изменена техническая документация (акты технологического присоединения и акты разграничения балансовой принадлежности), не проведено обследование иных мест установки. Ни в адрес гарантирующего поставщика, ни в адрес сетевой организации заявлений о внесении изменений в техническую документацию по присоединению и проведении обследования МКД о наличии технической возможности установки ОДПУ на внешней границе здания МКД не поступало. Истец требует установку приборов учета на внешней стене зданий МКД, при этом сам не готов технически к данной процедуре. В настоящее время без изменения технической документации интеллектуальный ОДПУ возможно установить лишь на прежнем месте установки, определенном в актах технологического присоединения и актах разграничения балансовой принадлежности, подписанных истцами.

Если одна сторона в подтверждение своих доводов приводит убедительные доказательства, а другая с ними не соглашается, не представляя документы, подтверждающие свою позицию, возложение на сторону, представившую надлежащие доказательства, дополнительного бремени опровержения документально неподтвержденной позиции процессуального оппонента будет противоречить состязательному характеру судопроизводства.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

С учетом предусмотренного статьей 12 ГПК РФ принципа состязательности сторон и положений части 1 статьи 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования ООО «Управляющая организация «МАН», Томазова В.В., Гайворонской А.Н., Ткачман О.В., Юдиной Л.П., Федоровой Н.С., Окшиной Е.А., Арутюнова С.Г., Чалых Э.В., Мачиной Н.И. к АО «НЭСК» Усть-Лабинский участок АО «НЭСК» «Тимашевскэнергосбыт», АО «НЭСК-электросети» «Усть-Лабинскэлектросеть» о признании незаконным актов и обязании устранить нарушения, не обоснованы и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 45 ГК РФ, ст.ст. 56, 68, 167, 194-199, 276-280 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление ООО «Управляющая организация «МАН», Томазова В.В., Гайворонской А.Н., Ткачман О.В., Юдиной Л.П., Федоровой Н.С., Окшиной Е.А., Арутюнова С.Г., Чалых Э.В., Мачиной Н.И. к АО «НЭСК» Усть-Лабинский участок АО «НЭСК» «Тимашевскэнергосбыт», АО «НЭСК-электросети» «Усть-Лабинскэлектросеть» о признании незаконным актов и обязании устранить нарушения, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Усть-Лабинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья:            подпись            Колойда А.С.

2-79/2022 (2-1722/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Юдина Любовь Прокопьевна
Арутюнов Сергей Григорьевич
ООО МАН
Томазов Виктор Владимирович
Окшина Елена Александровна
Чалых Элеонора Владимировна
Ткачман Оксана Васильевна
Мачина Надежда Ильинична
Гайворонская Алла Николаевна
Фёдорова Надежда Савельевна
Ответчики
АО "НЭСК" "Усть-Лабинскэнергосбыт" Усть-Лабинский участок АО "НЭСК" "Тимашевскэнергосбыт"
АО "НЭСК-электросети" "Усть-Лабинскэлектросеть"
Суд
Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края
Судья
Колойда А.С.
Дело на сайте суда
ust-labinsky.krd.sudrf.ru
16.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.07.2021Передача материалов судье
20.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.08.2021Подготовка дела (собеседование)
05.08.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.08.2021Предварительное судебное заседание
20.09.2021Судебное заседание
06.10.2021Судебное заседание
20.10.2021Судебное заседание
11.11.2021Судебное заседание
03.12.2021Судебное заседание
30.12.2021Судебное заседание
31.01.2022Судебное заседание
25.02.2022Судебное заседание
05.04.2022Предварительное судебное заседание
20.04.2022Судебное заседание
21.04.2022Судебное заседание
27.04.2022Судебное заседание
04.05.2022Судебное заседание
11.05.2022Судебное заседание
13.05.2022Судебное заседание
16.05.2022Судебное заседание
19.05.2022Судебное заседание
19.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее