Решение по делу № 2-72/2018 от 20.12.2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 февраля 2018 года город Балтийск

Балтийский городской суд Калининградской области в лице судьи Дуденкова В.В.

при секретаре Черновой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-72/2018 по иску Фроловой Марии Валерьевны и Фролова Михаила Михайловича, действующих за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО25, к администрации муниципального образования городское поселение "Город Балтийск" о принятии молодой семьи на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 – 2020 годы",

УСТАНОВИЛ:

Фролова М.В. и Фролов М.М., действуя за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО26., обратились в суд с иском, уточнённым в соответствии со статьёй 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – "ГПК РФ") к администрации города Балтийска о признании незаконным пункта 1 постановления администрации города Балтийска от 23.11.2017 № 916 и обязании принять их молодую семью на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 – 2020 годы".

В обоснование своего иска сослались на то, что с ДД.ММ.ГГГГ они состоят в браке, от которого имеют двух малолетних детей, ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ рождения, и ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ рождения. В феврале 2010 года ими была куплена квартира, расположенная по адресу: <адрес>. В этом жилом помещении, имеющем общую площадь 47,3 кв. м, зарегистрированы по месту жительства все члены семьи: Фролов М.М. – с 31 марта 2010 года, Фролова М.В. – с 29 марта 2017 года, малолетняя ФИО1 – с 19 февраля 2014 года, малолетний ФИО1 – с 30 ноября 2016 года. Несмотря на это, супруги Фроловы фактически совместно проживают в указанной квартире с 2011 года. Ранее, с 12 октября 1990 года, Фролова М.В. была зарегистрирована по месту жительства в квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Нанимателем данного жилого помещения являлась бабушка ФИО6, ФИО4 Постановлением администрации города Балтийска от 23.11.2017 Фроловой М.В. отказано в принятии её семьи, состоящей из четырёх человек, на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с сознательным ухудшением ею жилищных условий путём регистрации 29 марта 2017 года по месту жительства в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, и невозможностью принятия на учёт в течение пяти лет со дня совершения указанных действий применительно к статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – "ЖК РФ"). Полагали, что оспариваемое решение ответчика является незаконным и нарушает их жилищные права, гарантированные действующим законодательством, в частности, право на улучшение жилищных условий семьи в рамках подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 – 2020 годы". Факт регистрации Фроловой М.В. до 29 марта 2017 года по месту жительства в жилом помещении, предоставленном её бабушке и расположенном по адресу: <адрес>, являлся административным актом, выходившим за рамки жилищных отношений и не порождавшим право на указанное жилое помещение.

В судебном заседании Фролова М.В., Фролов М.М. и их представитель Ахремцева Г.Г. настаивали на удовлетворении иска, полностью поддержали доводы, изложенные в исковом заявлении, и дополнительно пояснили, что в результате работ по переустройству и перепланировке, выполненных в 2011 году, и работ по утеплению и звукоизоляции стен, выполненных в 2016 году, общая площадь квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, уменьшилась с 51,9 кв. м до 47,3 кв. м. Супруги Фроловы фактически проживали в этом жилом помещении с 2011 года, несмотря на то, что Фролова М.В. была формально зарегистрирована по месту жительства в другой квартире, где не имела самостоятельного права пользования. Никаких умышленных действий, направленных на сознательное ухудшение своих жилищных условий, Фролова М.В. не совершала, а лишь привела место своей регистрации в соответствие с местом фактического проживания в качестве члена семьи собственника. Семья Фроловых в полной мере отвечает критериям молодой семьи, имеет обеспеченность общей площадью жилого помещения менее учётной нормы, установленной в городе Балтийске, и вправе участвовать в подпрограмме "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 – 2020 годы".

Администрация города Балтийска была надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, однако не обеспечила явку в судебное заседание своего уполномоченного представителя. В письменных возражениях от 26.01.2018 представитель администрации города Балтийска Вольных А.О. не согласился с предъявленным иском, указав на то, что Фролова М.В., зарегистрировавшись 29 марта 2017 года по месту жительства в квартире, принадлежащей на праве собственности её супругу, Фролову М.М., тем самым добровольно и сознательно ухудшила свои жилищные условия с целью приобретения права быть принятой на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении и последующего участия в подпрограмме "Обеспечение жильём молодых семей" по городу Балтийску. Согласно пункту 2.5 Методических рекомендаций, приложенных к письму Минстроя России от 07.08.2017 № 28068-ЕС/05, переселение гражданина на жилую площадь в качестве члена семьи собственника расценивается как добровольное ухудшение жилищных условий (л.д. 150–151).

Заслушав объяснения истцов и их представителя, допросив свидетелей и исследовав письменные доказательства, суд находит иск Фроловой М.В и Фролова М.М. не подлежащим удовлетворению по следующим мотивам.

Фролова, урождённая Романова, Мария Валерьевна, являющаяся гражданкой Российской Федерации, родилась ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес>, что удостоверяется свидетельством о рождении IV-ВС от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 109) и паспортом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 67–70).

ФИО1, являющийся гражданином Российской Федерации, родился ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес>, что подтверждается паспортом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 64–66).

С 16 июня 2007 года до настоящего времени Фролов М.М. и Фролова М.В. состоят в браке, что удостоверяется свидетельством о заключении брака I-РЕ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6, 71), паспортом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 64–66) и паспортом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 67–70).

Фролов М.М. и Фролова М.В. являются родителями ФИО2, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес>, и ФИО3, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес> что подтверждается свидетельствами о рождении I-РЕ от ДД.ММ.ГГГГ и I-РЕ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7, 8, 72, 73).

В период с 12 октября 1990 года до 22 марта 2017 года Фролова М.В. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, о чём свидетельствуют копии поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30–31, 62–63), паспорт от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 67–70).

16 февраля 2010 года была осуществлена государственная регистрация права собственности Фролова М.М. на трёхкомнатную квартиру общей площадью 51,9 кв. м, расположенную по адресу: <адрес>, в которой он был зарегистрирован по месту жительства 31 марта 2010 года. Эти факты подтверждаются договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9–12), копиями поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15, 60), копиями лицевого счёта от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16, 59), паспортом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 64–66).

05 августа 2011 года администрация города Балтийска издала постановление , которым был утверждён акт приёмочной комиссии от 19.07.2011 о завершении переустройства и перепланировки квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с уменьшением общей площади этого жилого помещения с 51,9 кв. м до 49,8 кв. м (л.д. 110, 111, 112–116).

28 ноября 2011 года соответствующие изменения относительно общей площади квартиры, принадлежащей на праве собственности Фролову М.М., были внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что удостоверяется повторным свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13, 47, 61).

19 февраля 2014 года в вышеуказанном жилом помещении была зарегистрирована по месту жительства малолетняя дочь истцов, ФИО2, о чём свидетельствуют копии поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15, 60), копии лицевого счёта от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16, 59).

В конце лета 2016 года в <адрес> без получения разрешения органа местного самоуправления были выполнены работы по внутреннему утеплению стены длиной 2,44 м в угловой комнате площадью 10,4 кв. м и по звукоизоляции межквартирной стены длиной 4,34 м в комнате площадью 12,9 кв. м, в результате которых общая площадь жилого помещения уменьшилась с 49,8 кв. м до 47,3 кв. м. Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями истцов в суде, а также техническими паспортами квартиры от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 112–116, 117–122).

30 ноября 2016 года в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, был зарегистрирован по месту жительства малолетний сын истцов, ФИО3, что следует из копий поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15, 60), копий лицевого счёта от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16, 59).

29 марта 2017 года осуществлена регистрация Фроловой М.В. по месту жительства в квартире супруга, расположенной по адресу: <адрес>, что удостоверяется заявлением о регистрации по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45), копиями поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15, 60), копиями лицевого счёта от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16, 59), паспортом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 67–70).

Таким образом, с 29 марта 2017 года все четверо членов семьи Фроловых зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности Фролову М.М. и расположенном по адресу: <адрес>.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещённые законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путём предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 (в редакции, действовавшей до 01 января 2018 года) была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 – 2015 годы, а в качестве её составной части – отдельная подпрограмма "Обеспечение жильём молодых семей", включающая в качестве приложения Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее по тексту – "ФЦП "Жилище", "Подпрограмма" и "Правила от 17.12.2010" соответственно).

Как следует из раздела II Подпрограммы, целью Подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, а её задачами – предоставление молодым семьям – участникам Подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство жилого дома экономкласса и создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья. К числу основных принципов Подпрограммы относятся: добровольность участия в подпрограмме молодых семей; признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями Подпрограммы; возможность для молодых семей реализовать своё право на получение поддержки за счёт средств, предоставляемых в рамках Подпрограммы из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов на улучшение жилищных условий только один раз.

Механизм реализации Подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям – участникам Подпрограммы в улучшении жилищных условий путём предоставления им социальных выплат (абзац первый раздела V Подпрограммы).

Порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства установлены Правилами от 17.12.2010.

Согласно пункту 18 Правил от 17.12.2010 для участия в Подпрограмме в целях использования социальной выплаты молодая семья подаёт в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы: а) заявление по форме согласно приложению № 2 к Правилам от 17.12.2010 в двух экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов); б) копия документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи; в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется); г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях; д) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В силу части 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключённым ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.

Частью 4 статьи 52 ЖК РФ предусмотрено, что с заявлениями о принятии на учёт должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учёт. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учёт, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учёт. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдаётся указанным многофункциональным центром.

Из части 5 статьи 52 ЖК РФ следует, что решение о принятии на учёт или об отказе в принятии на учёт должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учёт и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 статьи 52 ЖК РФ документов органом, осуществляющим принятие на учёт, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учёт через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учёт или об отказе в принятии на учёт исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учёт.

В соответствии с частью 6 статьи 52 ЖК РФ орган, осуществляющий принятие на учёт, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учёт выдаёт или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учёт, документ, подтверждающий принятие такого решения. В случае представления гражданином заявления о принятии на учёт через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем.

В силу статьи 1 Закона Калининградской области от 05.07.2017 № 90 "О порядке признания граждан малоимущими в целях принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и порядке ведения учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Калининградской области" (далее по тексту – "Закон Калининградской области от 05.07.2017 № 90") признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставление им жилых помещений по договорам социального найма осуществляются на территории Калининградской области органами местного самоуправления городских поселений муниципальных районов.

Пунктом 1 статьи 3 Закона Калининградской области от 05.07.2017 № 90 предусмотрено, что для принятия на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданин подает в уполномоченный орган местного самоуправления либо через многофункциональный центр заявление установленной формы, которое должно быть подписано всеми дееспособными членами семьи, желающими получить другое жилое помещение вместе с заявителем, и иметь в качестве приложений: 1) копии документов, удостоверяющих личность гражданина и лиц, указанных им в качестве членов его семьи; 2) документы, содержащие сведения о составе семьи заявителя и степени родства (свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния, решение суда о признании гражданина членом семьи заявителя); 3) копию поквартирной карточки (поквартирных карточек) либо выписку из домовой (поквартирной) книги (домовых книг), содержащую (содержащие) сведения о регистрации по месту жительства заявителя и членов его семьи, заверенную в установленном порядке. 4) копию поквартирной карточки (поквартирных карточек) либо выписку из домовой (поквартирной) книги (домовых книг) с предыдущего (предыдущих) места жительства (для заявителей и членов их семей, зарегистрированных по последнему месту жительства менее пяти лет), заверенную в установленном порядке; 5) документы, подтверждающие наличие у гражданина и членов его семьи на праве собственности недвижимого имущества (жилых домов, жилых помещений (квартир, комнат), домов и жилых строений, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, иных зданий, строений, сооружений, помещений), в случае, если права на указанные объекты не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

16 октября 2017 года Фролова М.В. впервые подала в администрацию города Балтийска документы с целью принятия её семьи на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, в том числе: копии паспортов истцов, копии свидетельств о рождении детей, копию свидетельства о заключении брака, копию лицевого счёта на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, копии поквартирных карточек на жилые помещения, расположенные в городе Балтийске по адресам: <адрес>; <адрес>, что подтверждается распиской от 16.10.2017 (л.д. 93).

02 ноября 2017 года Фролов М.М. подал через МКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Балтийского муниципального района" заявление о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости – жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, о чём свидетельствует опись от 02.11.2017 (л.д. 85).

08 ноября 2017 года Фролова М.В. в дополнение к ранее поданным документам представила в администрацию города Балтийска заявление о принятии на учёт, копии недостающих страниц паспортов и копию свидетельства о государственной регистрации права, что удостоверяется распиской от 08.11.2017 (л.д. 94).

В тот же день, 08 ноября 2017 года, Фролова М.В. подала в администрацию города Балтийска письменное заявление, в котором указала на неполноту информации об общей площади занимаемой квартиры в связи с выполненными ремонтными работами и временно отказалась от принятия семьи на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении ввиду необходимости внесения изменений об общей площади жилого помещения в Единый государственный реестр недвижимости (л.д. 58).

09 ноября 2017 года ответчик получил от Фролова М.М. выписку из ЕГРН от 09.11.2017 , о чём составлена соответствующая расписка (л.д. 95).

17 ноября 2017 года в администрацию города Балтийска поступило совместное письменное заявление Фроловой М.В. и Фролова М.М. от 16.11.2017 о принятии их семьи, состоящей из четырёх человек, на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильём молодых семей" в городе Балтийске (л.д. 57).

23 ноября 2017 года по результатам рассмотрения вышеуказанного заявления администрация города Балтийска издала постановление , в пункте 1 которого содержится решение об отказе Фроловой М.В. с составом семьи четыре человека в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещения для участия в Подпрограмме по городу Балтийску в связи с тем, что Фролова М.В., зарегистрировавшись 29 марта 2017 года по месту жительства в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, сознательно ухудшила жилищные условия и в соответствии со статьёй 53 ЖК РФ не может быть принята на учёт в течение пяти лет со дня совершения указанных действий, а до 29 марта 2017 года Фролова М.В. и члены её семьи в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 51 ЖК РФ были обеспечены общей площадью жилых помещений на одного члена семьи более 12 кв. м, что выше учётной нормы, установленной в муниципальном образовании городское поселение "Город Балтийск" (л.д. 32, 52–53, 54–55).

27 ноября 2017 года администрация города Балтийска направила Фроловой М.В. по почте письменное уведомление о принятом решении и выписку из постановления от 23.11.2017 (л.д. 32, 96).

В соответствии с частью 3 статьи 54 ЖК РФ решение об отказе в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть обжаловано в судебном порядке.

Проверяя законность оспариваемого решения администрации города Балтийска об отказе в принятии молодой семьи Фроловых на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещения для участия в подпрограмме "Обеспечение жильём молодых семей" и наличие у истцов права на участие в Подпрограмме, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 6 Правил от 17.12.2010 одним из требований, предъявляемых к молодым семьям – участникам Подпрограммы, является признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 Правил от 17.12.2010.

Абзацем первым пункта 7 Правил от 17.12.2010 предусмотрено, что под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьёй 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности (абзац второй пункта 7 Правил от 17.12.2010).

В силу пункта 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.

Согласно частям 4 и 5 статьи 50 ЖК РФ учётная норма площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления.

Пунктом 1 решения Балтийского городского Совета депутатов от 28.07.2009 № 51 утверждена учётная норма площади жилого помещения в муниципальном образовании городское поселение "Город Балтийск" в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения, приходящейся на одного члена семьи для граждан, проживающих в отдельных и коммунальных квартирах (л.д. 50).

В соответствии с частью 2 статьи 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Как следует из части 1 статьи 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Согласно части 2 статьи 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Статьёй 53 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В силу статьи 7 Закона Калининградской области от 05.07.2017 № 90 при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за пятилетний период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма.

В пункте 2.5 Методических рекомендаций по реализации некоторых вопросов, связанных с обеспечением жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством, приложенных к письму Минстроя России от 07.08.2017 № 28068-ЕС/05, содержатся предписания о том, что граждане, которые добровольно ухудшили свои жилищные условия, могут быть приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях только по истечении пяти лет с момента совершения действий, в результате которых они стали претендовать на улучшение жилищных условий. Добровольным ухудшением жилищных условий в числе прочего является переселение на жилую площадь в качестве члена семьи собственника.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истёк предусмотренный статьёй 53 ЖК РФ срок.

Системный анализ приведённых выше норм жилищного законодательства позволяет сделать вывод о том, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течения пяти лет со дня их совершения, являются любые добровольные действия граждан, которые могут повлечь признание этих граждан нуждающимися в жилых помещениях.

В ходе судебного разбирательства установлено, что 12 октября 1990 года малолетняя Романова (Фролова) М.В. совместно с её матерью, ФИО5, была зарегистрирована по месту жительства и впоследствии вселилась в квартиру общей площадью 63,7 кв. м, расположенную по адресу: <адрес>. Нанимателем данного жилого помещения до 06 октября 2005 года являлась ФИО4, которая приходилась Фроловой М.В. бабушкой.

С 06 октября 2005 года ФИО5 является единоличным собственником вышеуказанной квартиры в результате сделки по бесплатной приватизации.

Эти обстоятельства подтверждаются объяснениями истицы Фроловой М.В., показаниями свидетеля ФИО15 и письменными доказательствами: свидетельством о рождении IV-ВС от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 109), копиями поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30–31, 62–63), паспортом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 67–70), выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 138–141).

Таким образом, Фролова М.В., будучи зарегистрированной по месту жительства и проживая совместно с матерью, ФИО5, являвшейся членом семьи нанимателя и ставшей с 06 октября 2005 года собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, приобрела самостоятельное право пользования этим жилым помещением, носящее бессрочный характер.

На момент приобретения ФИО5 в собственность <адрес> Фролова М.В. достигла совершеннолетнего возраста и наряду с матерью имела право участвовать в бесплатной приватизации указанного жилого помещения, однако не сделала этого, сохранив бессрочное право пользования квартирой в качестве члена семьи собственника.

До настоящего времени жилищные права Фроловой М.В. в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, ни ФИО5, ни иными заинтересованными лицами не оспаривались. Никаких препятствий к проживанию Фроловой М.В. в квартире ФИО5 как собственник ни чинила.

Принадлежащее Фроловой М.В. право пользования указанным жилым помещением в судебном порядке не прекращено.

Заключение Фроловой М.В. брака и факт её длительного непроживания в <адрес>, подтверждённый показаниями свидетелей ФИО16, ФИО15 и ФИО17, сами по себе не свидетельствуют о прекращении семейных отношений Фроловой М.В. с матерью, ФИО5, и утрате ею права пользования этим жилым помещением.

До марта 2017 года Фролова М.В. сохраняла регистрацию по месту жительства в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, и не отказывалась в одностороннем порядке от своих жилищных прав в отношении данного жилого помещения.

По состоянию на 20 марта 2017 года, когда Фроловой М.В. было подано заявление о снятии с регистрационного учёта, в квартире общей площадью 63,7 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, были зарегистрированы по месту жительства шесть человек, а именно: собственник ФИО5 (с 12 октября 1990 года), супруг собственника, ФИО18 (с 15 января 1993 года), дочери собственника, Фролова М.В. (с 12 октября 1990 года) и ФИО19 (с 27 марта 2013 года), мать собственника, ФИО4 (с 02 октября 1974 года), малолетняя внучка собственника, ФИО20(с 27 марта 2013 года).

То есть, приходящаяся на Фролову М.В. доля в праве пользования вышеуказанным жилым помещением составляла 10,6 кв. м (63,7 кв. м : 6 чел.).

Исходя из этого, с учётом сведений, содержавшихся в Едином государственном реестре недвижимости, суммарный размер общей площади жилых помещений, находившихся в пользовании семьи Фроловых, составлял 60,4 кв. м, из которых 49,8 кв. м – общая площадь квартиры № 9 в доме № 19 по <адрес>, 10,6 кв. м – доля ФИО6 в праве пользования квартирой в <адрес>.

Таким образом, в марте 2017 года уровень обеспеченности семьи Фроловых общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составлял 15,1 кв. м (60,4 кв. м : 4 чел.) и превышал учётную норму, равную 12 кв. м.

После внесения в Единый государственный реестр недвижимости изменений относительно общей площади <адрес>, которое осуществлено в ноябре 2017 года, семья ФИО22 всё равно была обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи в размере 14,5 кв. м ((47,3 кв. м + 10,6 кв. м) : 4 чел), то есть свыше учётной нормы, и не могла быть признана нуждающейся в жилом помещении.

Выполненные по заданию истцов работы по утеплению и звукоизоляции стен комнат в <адрес> изменили конфигурацию жилого помещения (границы комнат) и потребовали внесения изменений в технический паспорт, поэтому в соответствии с частью 2 статьи 25 ЖК РФ являлись перепланировкой жилого помещения, которая могла быть проведена только на основании решения органа местного самоуправления.

Между тем Фролов М.М. как собственник жилого помещения не получил в установленном порядке решение органа местного самоуправления о согласовании перепланировки своей квартиры.

Действия истцов по уменьшению общей площади квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в результате самовольной перепланировки и действия Фроловой М.В. по снятию с регистрационного учёта по месту жительства в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, где она как член семьи собственника была обеспечена общей площадью жилого помещения в размере 10,6 кв. м, а также её добровольный отказ от права пользования этим жилым помещением, несомненно, привели к ухудшению Фроловыми своих жилищных условий и искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении, что в силу статьи 53 ЖК РФ исключало возможность признания семьи Фроловых нуждающейся в жилом помещении для участия в Подпрограмме в течение пяти лет со дня совершения вышеперечисленных действий.

Все действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, были совершены истцами добровольно и последовательно в течение непродолжительного периода времени, предшествовавшего подаче 17 ноября 2017 года заявления о принятии семьи на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Следовательно, в ноябре 2017 года у администрации города Балтийска отсутствовали достаточные основания для принятия семьи Фроловой М.В., состоящей из четырёх человек, на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильём молодых семей" в городе Балтийске, а потому оспариваемый пункт 1 постановления от 23.11.2017 в полной мере соответствует требованиям жилищного законодательства.

С учётом установленных обстоятельств дела, оценивая совокупность исследованных доказательств, суд приходит к окончательному выводу о том, что семья Фроловой М.В. и Фролова М.М. не может быть признана нуждающейся в жилом помещении для последующего участия в подпрограмме "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 – 2020 годы", вследствие чего предъявленный иск подлежит отклонению ввиду необоснованности.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

отказать Фроловой Марии Валерьевне и Фролову Михаилу Михайловичу, действующим за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО2 и ФИО3, в удовлетворении иска к администрации муниципального образования городское поселение "Город Балтийск" о признании незаконным пункта 1 постановления от 23.11.2017 и обязании принять молодую семью на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 – 2020 годы".

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Калининградского областного суда через Балтийский городской суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Балтийского городского суда

Калининградской области В.В. Дуденков

Мотивированное решение изготовлено 12 февраля 2018 года на десяти страницах.

2-72/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Фролов Михаил Михайлович действующий за себя за несов. Фролову М.М, Фролова М.М.
Фролова Мария Валерьевна действующая за себя за несов. Фролову М.М, Фролова М.М.
Ответчики
Администрация БМР
Администрация МО ГП "Город Балтийск"
Суд
Балтийский городской суд Калининградской области
Судья
Дуденков В. В.
Дело на странице суда
baltiysky.kln.sudrf.ru
20.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.12.2017Передача материалов судье
25.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.01.2018Предварительное судебное заседание
07.02.2018Судебное заседание
12.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.04.2020Передача материалов судье
16.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.04.2020Предварительное судебное заседание
16.04.2020Судебное заседание
16.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.04.2020Дело оформлено
16.04.2020Дело передано в архив
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.04.2020Предварительное судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2020Дело оформлено
17.04.2020Дело передано в архив
07.02.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее