Дело №2-1514/2022 (2-7628/2021) 7 февраля 2022 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в составе
председательствующего судьи: Ушановой Ю.В.,
при секретаре: Шемякиной А.А.
с участием:
- истца Новожилова Андрея Владимировича, <дата> года рождения, представивший паспорт гражданина Российской Федерации <...>
представителя третьего лица Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Горжилобмен» – Галиной Фаины Викторовны, действующей на основании доверенности от 25 января 2022 года, сроком по 1 февраля 2023 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новожилова Андрея Владимировича к Жилищному комитету Правительства Санкт-Петербурга о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Новожилов А.В. обратился в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с названным иском к Жилищному комитету Правительства Санкт-Петербурга, в котором просил:
– признать право собственности Новожилова А.В. на жилое помещение (квартиру) по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> в порядке приватизации на основании заявления от 21 мая 2021 года №43221189 и представленных документов;
– признать, что периоды с 19 июня 2019 года по 9 июля 2010 года, с 20 февраля 2020 года по 17 февраля 2021 года не препятствуют заключению договора приватизации.
В обоснование требований указал, что на основании договора социального найма предоставлено указанное жилое помещение в бессрочное владение и пользование, находящееся в государственной собственности.
Поскольку уполномоченное лицо на передачу квартиры в собственность граждан Министерством обороны Российской Федерации не определено, истцы лишены возможности в ином порядке реализовать право на приватизацию жилого помещения, кроме как в судебном порядке, о чем также свидетельствует правовая позиция Министерства обороны Российской Федерации.
Истец Новожилов А.В. в судебное заседание явился, требования иска поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель третьего лица Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Горжилобмен» - Галина Ф.В. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения требований иска, поддержав письменную позицию.
Представитель ответчика Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, возражений против рассмотрения дела в свое отсутствие не высказал, представил письменную позицию по существу заявленных требований.
Суд в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц надлежащим образом, извещенных о времени и месте слушания дела.
Выслушав, явившихся участников процесса, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Судом установлено, что 7 декабря 2020 года между Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга» и Егоровой Ириной Петровной был заключен договор социального найма жилого помещения №31009, согласно которому было предоставлено жилое помещение – одна изолированная комната, площадью 11 кв.м., в двухкомнатной коммунальной квартире, общей площадью 48,6 кв.м. расположенная по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>
12 февраля 2021 года согласно дополнительному соглашению в указанный договор социального найма был включен в качестве члена семьи – муж Новожилов Андрей Владимирович.
В связи с тем, что 29 апреля 2021 года из состава членов семьи нанимателя, выезжающих в другое место жительство была исключена Егорова Ирина Петровна, и в качестве нанимателя указанного жилого помещения был признан Новожилов Андрей Владимирович.
Из представленной СПБ ГКУ «жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга» справки формы 9 следует, что Новожилов А.В. зарегистрирован по спорному адресу постоянно с 17 февраля 2021 года.
Из справки формы 9 СПБ ГКУ «Жилищное агентство Фрунзенского района Санкт-Петербурга» следует, что Новожилов (ранее Девель) А.В. в период с 3 ноября 2000 года по 19 июня 2009 года зарегистрирован по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>.
Основанием для снятия истца с регистрационного учета послужило прохождение им военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, куда истец призван с 19 июня 2009 года по 9 июля 2010 года, что подтверждается военным билетом АС <№> от 15 июня 2009 года.
Из справки администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга следует, что по состоянию на 1 марта 2011 года, Новожилов А.В. участвовал в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, договор передачи вышеуказанной квартиры в собственность граждан №60-1718 от 12 сентября 2007 года.
При этом, из справки СПб ГБУ «Горжилобмен» от 21 июня 2021 года следует, что за период с 1 марта 2011 года по дату выдачи Новожилов А.В. в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, участия не принимал.
Из справки по форме 9 следует, что Новожилов (ранее Девель) А.В., в период с 27 июля 2020 года по 24 июля 2023 года регистрирован по месту пребывания по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>
21 мая 2021 года Новожилов А.В. обратился в Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга с заявлением о приватизации спорного жилого помещения, поскольку он ранее в приватизации участия не принимал.
Письмом Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга исх-15923/21-0-0 от 19 июля 2021 года в приватизации Новожилову А.В. спорного жилого помещения отказано, в связи с тем, что Новожиловым А.В. в нарушении пункта 2.6.2 Административного регламента Новожиловым А.В. не представлены сведения о месте его постоянной регистрации и неиспользовании права на приватизацию за период с 19 июня 2009 года по 09 июля 2010 года, с 20 февраля 2020 года по 17 февраля 2021 года. Данное обстоятельство не позволяет Жилищному комитету Санкт-Петербурга проверить законность оснований для заключения с истцом договора приватизации.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков.
Положениями статьи 6 названного Закона установлено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В силу статьи 7 данного Закона, передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Компетенция и полномочия Жилищного комитета определены в Положении о Жилищном комитете, утвержденном Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2003 года N 175.
Согласно пункту 3.3.14 указанного Положения в рамках предоставленных ему полномочий Жилищный комитет осуществляет отдельные функции по передаче жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в собственность граждан в порядке приватизации.
Порядок предоставления государственной услуги по передаче жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в собственность граждан в порядке приватизации и перечень документов, необходимых для получения такой государственной услуги установлен Административным регламентом Жилищного комитета по предоставлению государственной услуги по передаче жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в собственность граждан в порядке приватизации на основании документов, представляемых Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением "Горжилобмен", заключению в установленном порядке договоров приватизации государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга с гражданами, занимающими жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга на основании договоров социального найма, который утвержден Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 15 февраля 2012 года N 106-р.
Согласно пункту 1.2 Административного регламента, заявителями, имеющими право на получение государственной услуги, являются граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга на основании договоров социального найма, ранее не приватизировавшие жилые помещения государственного жилищного фонда, а также несовершеннолетние, приватизировавшие жилые помещения государственного жилищного фонда, за которыми сохраняется право на приватизацию по достижении ими совершеннолетия.
В соответствии с пунктом 2.6.2 Административного регламента для предоставления государственной услуги заявителям в том числе, необходимо предоставить справки о регистрации (формы 9), содержащие архивные сведения о регистрации гражданина до регистрации в занимаемом на дату обращения государственном жилом помещении, а также справки, подтверждающие, что ранее занимаемые гражданином жилые помещения не были им приватизированы (право на приватизацию не использовано), - в случае если гражданин зарегистрирован в жилом помещении после 1 января 1992 года и (или) изменял место жительства (место регистрации) после 1 января 1992 года.
В силу пункта 2.8 Административного регламента, несоблюдение предусмотренных в статье 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" условий передачи жилых помещений в собственность граждан, является достаточным основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как усматривается из материалов дела, Новожилов А.В. при обращении в Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга не представил справки формы 9 о регистрации и неиспользовании права на приватизацию в периоды с 19 июня 2009 года по 9 июля 2010 года, так и 20 февраля 2020 года по17 февраля 2021 года.
В данной связи доводы Жилищного комитета Санкт-Петербурга о невозможности проверки утверждения Новожилова А.В. об отсутствии у него в спорный период регистрации в Российской Федерации и, следовательно, наличия оснований для заключения с истцом договора передачи жилого помещения в его собственность в порядке приватизации, признаются судом обоснованными.
Поскольку представленные Новожиловым А.В. документы для заключения с ним договора приватизации спорного жилого помещения не соответствовали пункту пунктом 2.6.2 Административного регламента, тем самым суд находит данные требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным требованиям и не вправе выходить за рамки заявленных требований.
Однако Новожилов А.В. в рамках рассмотрения дела не просил суд установить юридический факт постоянного проживания по тому или иному месту жительства и неиспользования права на приватизацию в периоды с 19 июня 2009 года по 9 июля 2010 года, так и 20 февраля 2020 года до 17 февраля 2021 года. Кроме того, надлежащих доказательств о его регистрации в период 20 февраля 2020 года до 17 февраля 2021 года суду представлены не были.
Напротив, Новожилов А.В. просил суд признать, что данные периоды не препятствуют заключению договора приватизации, что противоречит вышеуказанным нормам права. В связи с чем данные требования не могут признаны судом обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 56, 67, 167, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Новожилова Андрея Владимировича к Жилищному комитету Правительства Санкт-Петербурга о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации – отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение принято 11 февраля 2022 года.