Решение от 10.04.2015 по делу № 2-1116/2015 от 19.01.2015

Дело № 2-1116/15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 апреля 2015 года город Пермь

Дзержинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Синицыной Т.А

при секретаре Васильевой Н.В.

с участием помощника прокурора Дзержинского района г. Перми ФИО1. на основании служебного удостоверения, представителя ответчика администрации Дзержинского района г. Перми ФИО2 на основании доверенности от Дата, представителя третьего лица Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края ФИО3 на основании доверенности от Дата

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Дзержинского района г. Перми, в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Город Пермь» в лице администрации г. Перми, администрации Дзержинского района г. Перми о возложении обязанности организовать деятельность межведомственной комиссии

установил:

Прокурор Дзержинского района г. Перми, в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному образованию «Город Пермь» в лице администрации г. Перми, администрации Дзержинского района г. Перми о возложении обязанности организовать деятельность межведомственной комиссии по обследованию многоквартирного жилого дома по Адрес, проведению оценки соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, в целях признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование исковых требований указано, что заключением межведомственной комиссии от Дата на основании акта обследования жилого дома от Дата многоквартирный жилой дом по Адрес признан непригодным для постоянного проживания. Информация содержащаяся в акте обследования от Дата свидетельствует о наличии в доме недостатков, указанных в п. 34 Положения, которые могут служить основанием для признания его аварийным и подлежащим сносу. При этом в нарушение п. 47 Положения комиссией принято решение о признании дома непригодным для проживания, тогда как данный пункт Положения предусматривает возможность признания непригодным для проживания лишь жилого помещения. Многоквартирный дом в указанных случаях признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Соответственно выводы комиссии, содержащиеся в заключении от Дата не соответствуют требованиям, предъявляемым Положением. Указанное обстоятельство препятствует решению вопроса о дальнейшей судьбе дома, нарушает права граждан, так как создает неопределенность при разрешении вопроса о расселении жильцов дома, изъятии жилых помещений у собственников. Дата инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края проведена внеплановая проверка, в результате которой установлено, что на момент осмотра дом находится в неудовлетворительном состоянии, конструктивные элементы утратили свою первоначальную прочность, безопасность жизни и здоровья граждан обеспечена быть не может, в связи с чем, дом должен быть признан аварийным и подлежащим сносу, о чем составлено соответствующее заключение, которое Дата направлено главе администрации Дзержинского района г. Перми для проведения повторной межведомственной комиссии с целью рассмотрения и вынесения решения в порядке, предусмотренном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Заседание межведомственной комиссии проведено не было. В нарушение п.п. 46-47 Положения межведомственной комиссией при администрации Дзержинского района не принято решения, соответствующего Положению, специализированная организация к обследованию многоквартирного дома до настоящего времени не привлечена, решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу не принято, что свидетельствует о ненадлежащей организации деятельности этой комиссии. Жилые и нежилые помещения дома по Адрес в реестре муниципального имущества не числятся, однако данное обстоятельство не снимает с органов местного самоуправления обязанности провести оценку соответствия жилых помещений дома требованиям, предъявляемым к ним, поскольку никакой другой орган не наделен такими полномочиями. Нахождение в доме, имеющем признаки аварийности, создает угрозу жизни и здоровью проживающих в нем граждан, а также неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Дзержинского района г. Перми на иске настаивала, подтвердила ранее данные пояснения, дала пояснения аналогичные содержанию искового заявления.

Представитель ответчика администрации Дзержинского района г. Перми с иском не согласна, поддержала пояснила, что в Дата дом был признан непригодным для проживания, в соответствии с Положением. Для признания дома аварийным необходимо заключение специализированной организации, которое не представлено. Муниципальное имущество в доме отсутствует.

Представитель третьего лица ИГЖН Пермского края в судебном заседании иск поддержал, пояснил, что согласно заключению о техническом состоянии дома он в соответствии с Положением является аварийным и подлежащим сносу.

Представитель ответчика Муниципальное образование «Город Пермь» в лице администрации г. Перми в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, с иском не согласен по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Третьи лица Управление жилищных отношений администрации г. Перми, Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению на основании следующего.

Судом установлено, что заключением межведомственной комиссии от Дата назначенной постановлением главы администрации Дзержинского района г. Перми при администрации Дзержинского района г. Перми от Дата многоквартирный жилой дом по Адрес признан непригодным для постоянного проживания граждан (л.д. ...).

Согласно акту обследования жилого дома от Дата межведомственной комиссией Дата был обследован жилой дом по Адрес на предмет пригодности его для постоянного проживания граждан.

Из акта следует, что ... жилой дом является постройкой 1955 года, износ по данным БТИ составляет 59%. Наблюдаются трещины в штукатурке фундамента, местами ее отпадение, неравномерная осадка фундамента. Наблюдаются трещины и отпадение штукатурки стен, выветривание швов и камней кладки. В наружней отделке наблюдаются трещины в штукатурке и ее отпадение. В деревянных перекрытиях наблюдаются трещины в местах сопряжения со смежными конструкциями, местами поражение гнилью и провисание. В стропилах крыши наблюдается поражение трещинами и гнилью древесины, сколы и трещины в кровле, местами протечки. В полах наблюдаются прогибы и просадки, трещины. Нижний брус оконного переплета местами поражен гнилью, трещины, древесина расслаивается, дверные полотна осели. В первом подъезде на потолке наблюдается отпадение штукатурки с оголением драни, следы протечек, поражение гнилью. Электропроводка старая, не соответствует установленным нормам. Наблюдаются трещины и провисание потолка в квартире на потолке квартиры видны следы протечек, трещины, грибок. Наблюдается поражение ржавчиной трубопроводов водоснабжения и канализации (л.д. ...

Дата Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края проведена внеплановая проверка дома по Адрес в результате которой установлено, что указанный дом находится в неудовлетворительном состоянии, конструктивные элементы утратили свою первоначальную прочность, наблюдается деформация фундамента, стен, несущих конструкций, повреждение гнилью элементов деревянных конструкций (л.д. ...).

По результатам осмотра дома Инспекция Государственного жилищного надзора Пермского края обратилась Главе администрации Дзержинского района г. Перми о проведении повторной межведомственной комиссии с привлечением специализированной организации (л.д. ...).

Дата Администрацией Дзержинского района г. Перми Инспекции Государственного жилищного надзора Пермского края письмом сообщено, что жилой дом по Адрес межведомственной комиссией при администрации района Дата признан непригодным для постоянного проживания граждан. При этом указано, что в соответствии с Положением от Дата признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на заключении специализированной организации проводящей обследование. Обязанность по представлению заключения специализированной организации возложена на собственников и нанимателей жилых помещений. Собственники жилых помещений дома будут проинформированы администрацией района о необходимости представления перечня документов (в том числе заключения специализированной организации) для признания дома аварийным (л.д. ...).

По причине того, что администрацией Дзержинского района г. Перми не проведено повторное заседание межведомственной комиссии с привлечением специализированной организации, Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края обратилась в прокуратуру Дзержинского района г. Перми о принятии мер прокурорского реагирования (л.д. ...).

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Учитывая, что межведомственной комиссией осуществлено обследование дома по Адрес по результатам которого составлены акт, заключение согласно которым дом признан непригодным для постоянного проживания, однако, учитывая содержание статьи 47 Положения решение о пригодности или непригодности для проживания принимается в отношении конкретного жилого помещения, а в отношении дома в целом подлежит принятию решение по результатам обследования является ли дом аварийным и подлежащим сносу, либо аварийным и подлежащим реконструкции. Таким образом, межведомственной комиссией Дата принято решение, которое не предусмотрено Положением № 47 от 28.01.2006. Данное обстоятельство препятствует решению вопроса о дальнейшей судьбе дома и нарушает права граждан, поскольку создает неопределенность при разрешении вопросов о расселении жильцов дома, изъятии жилых помещений у собственников, то есть не влечет за собой требуемых в данной ситуации правовых последствий.

В силу положений статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Из смысла закона следует, что администрация г. Перми, в том числе и в лице своих территориальных органов, как орган местного самоуправления обязана осуществлять контроль за исполнением жилищного законодательства, включающий контроль за деятельностью межведомственной комиссией, которая проводит обследование и дает заключение на предмет признания помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Пункт 2 Положения определяет, что его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчиками - администрацией Дзержинского района г. Перми и МО «города Перми» в лице администрации г. Перми в нарушение Постановления администрации г. Перми от 12.04.2005 «О постоянно действующих межведомственных комиссиях при администрациях районов города по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для постоянного проживания граждан» (действовавшего на момент принятия решения), в соответствии с которым названные органы местного самоуправления Пермского городского округа, организуют и контролируют деятельность межведомственных комиссий, было принято решение межведомственной комиссией при администрации Дзержинского района г. Перми от Дата не соответствующее требованиям п. 34, п. 42, п. 47 Положения, поскольку не содержит выводов относительно признания многоквартирного жилого дома по Адрес неаварийным или аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Поскольку принятие межведомственной комиссией решения, предусмотренного Положением является основанием для принятия органом местного самоуправления решения о дальнейшем использовании многоквартирного дома, нарушение процедуры принятия решения, влечет нарушение жилищных прав граждан.

Вопросы признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органами местного самоуправления, вне зависимости от наличия в них жилых помещений частного жилищного фонда, что следует из Положения.

С учетом части 4 статьи 15 ЖК РФ, пунктов 2, 5, 8 Положения, суд приходит к выводу, что законодателем не предусмотрено иного порядка обследования домов на предмет их аварийности и решения вопроса о их сносе, либо реконструкции.

Поскольку признание межведомственной комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование, то привлечение данной организации является одним из необходимых элементов деятельности комиссии, которая должна обеспечиваться органами местного самоуправления.

Само по себе то, что межведомственная комиссия при администрации Дзержинского района г. Перми приняла решение, противоречащее Положению и до настоящего времени иного решения, которое бы соответствовало Положению не приняла, специализированная организация к проведению обследования многоквартирного дома не привлечена, свидетельствует о ненадлежащей организации деятельности этой комиссии, обязанность по организации которой в соответствии с решением Пермской городской Думы от 29 января 2013 г. N 7 «О территориальных органах администрации города Перми", Постановлением администрации г. Перми от 04.03.2013 N 113 "Об утверждении Типового положения о постоянно действующих межведомственных комиссиях при территориальных органах администрации города Перми по признанию муниципальных и частных жилых помещений, расположенных на территории районов города Перми (поселка Новые Ляды), непригодными для проживания граждан, по признанию помещений соответствующими требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, а также по признанию многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» возложена на администрацию Дзержинского района г. Перми.

При этом, указанные в возражениях ответчика доводы и обстоятельства не освобождают администрацию г. Перми как орган местного самоуправления от исполнения требований законодательства по контролю за сохранностью жилищного фонда, своевременному принятию соответствующих решений, а также от оперативного руководства и контролю за деятельностью территориальных органов.

Включение дома по Адрес в региональную программу капитального ремонта с учетом установленного планового проведения капитального ремонта общего имущества 2014-2017, 2024-2026, 2033-2035 не является препятствием для организации деятельности межведомственной комиссии по обследованию дома и проведения оценки соответствия его требованиям, установленным в Положении.

В соответствии с пунктом 42 Положения (в ред. действовавшей на момент обращения ИГЖН Пермского края в администрацию Дзержинского района г. Перми) комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно пункту 4.5 Положения об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 07.09.2012 N 821-п (в ред. действовавшей на момент обращения ИГЖН Пермского края в администрацию Дзержинского района г. Перми) инспекция имеет право в пределах своей компетенции: выносить заключения о пригодности домов и помещений для проживания.

Как указывалось выше Дата Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края проведена внеплановая проверка дома по Адрес установлено неудовлетворительное состояние дома, выявленные нарушения не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровью граждан, вынесла заключение о техническом состоянии дома в пределах своей компетенции (ИГЖН Пермского края является уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор) заключение направлено в администрацию Дзержинского района г. Перми с заявлением о проведении повторной межведомственной комиссии.

Однако в нарушение пункта 42 Положения администрация Дзержинского района г. Перми проведение межведомственной комиссии в целях оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям не организовала, о необходимости предоставления перечня документов собственников жилых помещений дома, для признания дома аварийным не проинформировала.

На основании изложенного суд считает, что не принятие мер ответчиками по организации межведомственной комиссии на предмет соответствия многоквартирного дома по Адрес требованиям, установленным в Положении от 28.01.2006 № 47, свидетельствует о невыполнении органами на которые в силу действующего законодательства возложена данная обязанность их конституционных обязанностей по созданию условий для реализации гражданами их прав на жилище.

Принимая во внимание изложенное, заявленные исковые требования Прокурором Дзержинского района г. Перми, в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Город Пермь» в лице администрации г. Перми, администрации Дзержинского района г. Перми подлежат удовлетворению в полном объеме.

Кроме того, в соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Суд принимает во внимание, что для осуществления возложенной на ответчиков обязанности необходим временной период в связи с чем, считает возможным в соответствии с заявленным требованием установить срок исполнения возложенной судом обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 28.01.2006 № 47, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░.

░░░░░                  ░.░. ░░░░░░░░

2-1116/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Дзержинского района
Ответчики
Муниципальное образование «город Пермь» в лице Администрации г. Перми
Администрация Дзержинского района
Другие
Департамент жилищно-коммунального хозяйства
Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края
Управление жилищных отношений администрации г. Перми
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Дело на сайте суда
dzerjin.perm.sudrf.ru
19.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.01.2015Передача материалов судье
23.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.01.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.03.2015Предварительное судебное заседание
09.04.2015Судебное заседание
10.04.2015Судебное заседание
24.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.04.2015Дело оформлено
28.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.04.2015Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
28.04.2015Изучение поступившего ходатайства/заявления
07.05.2015Судебное заседание
10.04.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее