Дело № 2-800/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 марта 2024 года город Симферополь
Железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе: председательствующего судьи - Реут Е.В., при секретаре - Лебедевой И.Н., с участием представителя истца - Королевой М.С., представителя ответчика - Пинчук О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Потрихалина Игоря Петровича к Крымской таможне о признании транспортного средства безвозвратно утраченным, возложении обязанности, освобождении от обязанности по оплате таможенных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Потрихалин Игорь Петрович (далее - истец) обратился в суд с исковым заявлением к Крымской таможне (далее - ответчик), в котором просит суд признать транспортное средство - автомобиль <данные изъяты>, регистрационный номер <данные изъяты>, безвозвратно утраченным; обязать Крымскую таможню освободить Потрихалина И.П. от обязанности обратного вывоза транспортного средства – автомобиля <данные изъяты>, с таможенной территории Союза в связи с безвозвратной утратой транспортного средства; освободить Потрихалина И.П. от обязанности по оплате таможенной пошлины и налогов в отношении временно ввезенного транспортного средства – автомобиля <данные изъяты>.
Требования мотивированы тем, что транспортное средство - автомобиль <данные изъяты>, безвозвратно было утрачено истцом на территории Херсонской области, а потому оно не подлежит таможенному декларированию, а соответственно и обратному вывозу с таможенной территории Союза.
В судебном заседании 26.03.2024 г. представитель истца требования заявления поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить; представитель ответчика с доводами заявления и обоснованием позиции истца не согласна, считает, что исковое заявление необоснованно, заявленные требования не подлежат удовлетворению, так как оспариваемые действия таможенного органа полностью соответствуют действующему законодательству.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд установил следующее.
Согласно пассажирской таможенной декларации (далее - ПТД) от ДД.ММ.ГГГГ № иностранным гражданином Потрихалиным И.П. на таможенную территорию ЕАЭС было временно ввезено транспортное средство - автомобиль марки «<данные изъяты>, регистрационный номер <данные изъяты>, (далее - автомобиль <данные изъяты>»).
Таможенным постом срок временного ввоза транспортного средства - автомобиля <данные изъяты> был установлен до 18 августа 2023 года.
07.10.2022 г. Потрихалин И.П. на автомобиле <данные изъяты> выехал за пределы Республики Крым через Крымский мост.
Как указано в заявлении, поскольку мост был перекрыт из-за аварийной ситуации, в Республику Крым истец направился маршрутом через Ростовскую область и новые территории.
По пути в Республику Крым истцом было оказано содействие солдатам в перевозе тяжелой военной техники на правый берег Херсонской области, ввиду чего, у автомобиля <данные изъяты> стал перегреваться мотор, вышла из строя топливная аппаратура. Ввиду поломки автомобиля и необходимости замены деталей, Потрихалин И.П. был вынужден оставить его на СТО, о чем ему была выдана соответствующая накладная №.
В последующем, в связи с болезнью матери, Потрихалин И.П. уехал в США и вернулся в Российскую Федерацию только в мае 2023 года, однако забрать свой автомобиль с СТО он не смог, так как на территории правового берега г. Херсона ведутся военные действия.
08.09.2023 г. Потрихалин И.П. обратился с уведомлением на имя начальника Крымской таможни, в котором сообщил о безвозмездно утраченном транспортном средстве и невозможности осуществить его вывоз с территории РФ. На данное уведомление был получен ответ от 21.09.2023 года №06-34/П-0239 первого заместителя начальника Крымской таможни о том, что прилагаемая к обращению документальная информация не содержит подтверждения факта утраты транспортного средства.
13.11.2023 г. Потрихалин И.П. обратился с заявлением на Красноперекопский таможенный пост Крымской таможни о снятии с таможенного контроля временно ввезенного им 18.08.2022 года по пассажирской таможенной декларации № транспортного средства для личного пользования - автомобиля <данные изъяты>.
На данное заявление был получен ответ начальника Красноперекопского таможенного поста от 15.11.2023 года №30-21/00430 о принятии решения об отказе в удовлетворении заявления в связи непредставлением документов, предусмотренных пунктом 3 Порядка отражения факта признания товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, либо транспортных средств для личного пользования, временно ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, не находящимися под таможенным контролем, утвержденного Приказом ФТС России от 21 декабря 2020 г. № 1113.
При этом, как полагает истец, в связи с отсутствием уполномоченного органа Российской Федерации на территории г. Херсона, который может выдать документ, подтверждающий безвозвратную утрату автомобиля FORD F550, регистрационный номер C20934W, Потрихалин И.П. лишен возможности предоставить данные документы по независящим от него обстоятельствам, в связи с чем, последний обратился в суд с данным заявлением.
Всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства, обосновывающие исковые требования, оценив доказательства, которые имеют значение для правильного рассмотрения и разрешения данного спора, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в Евразийском экономическом союзе (далее - Союз) осуществляется единое таможенное регулирование.
Перемещения физическими лицами товаров для личного пользования регулируется главой 37 ТК ЕАЭС, главой 35 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 289-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 14 ТК ЕАЭС товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.
Подпунктом 8 п. 7 ст. 14 ТК ЕАЭС предусмотрено, что товары, не признанные товарами Союза в соответствии со ст. 210 и 218 настоящего Кодекса, находятся под таможенным контролем до признания таможенным органом в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты этих товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения.
Как уже ранее было указано судом, согласно ПТД от 18 августа 2022 года № иностранным гражданином Потрихалиным И.П. на таможенную территорию ЕАЭС было временно ввезено транспортное средство - автомобиль <данные изъяты>.
Таможенным постом срок временного ввоза транспортного средства - автомобиля <данные изъяты> был установлен до 18 августа 2023 года.
Судом установлено, что в определенный таможенным органом срок гражданин Потрихалин И.П. автомобиль <данные изъяты> за пределы таможенной территории ЕАЭС не вывез.
Из представленных суду документов следует, что временно ввезенное транспортное средство - автомобиль марки <данные изъяты> до истечения максимально возможного срока временного ввоза иностранными физическими лицами на таможенную территорию ЕАЭС транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранных государств, Потрихалиным И.П. не было вывезено или задекларировано с целью выпуска.
В соответствии с частью 3 статьи 74 Федерального закона № 289-ФЗ, факты нарушения норм международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, влекущие наступление срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов или пеней, фиксируются на основании решения таможенного органа по результатам таможенного контроля.
29 ноября 2023 года Красноперекопским таможенным постом Крымской таможни принято Решение по результатам таможенного контроля в отношении временно ввезенного Транспортного средства для личного пользования №.
Поскольку обязанность совершения таможенных операций административным истцом (декларантом) исполнена не была, процедура временного ввоза транспортного средства декларантом завершена не была, - в соответствии требованиями действующего законодательства, - Крымской таможней было направлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени.
12 декабря 2023 года Крымской таможней гражданину Потрихалину И.П. направлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени № связи с не вывозом за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза временно ввезенного по ПТД № на территорию Евразийского экономического союза транспортного средства - автомобиль <данные изъяты>», до истечения предельного максимального срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 264 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
В установленный Законом № 289-ФЗ срок уведомление исполнено не было.
Статья 51 ТК ЕАЭС устанавливает, что объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, а также иные товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом
В соответствии со статьей 50 ТК ЕАЭС и требованиями Закона № 289-ФЗ, плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
18 августа 2023 года Потрихалин И.П. обратился в Крымскую таможню с заявлением, в котором сообщал о невозможности осуществления вывоза временно ввезенного транспортного средства - автомобиля <данные изъяты> по основаниям, указанным судом ранее.
Письмом Крымской таможни от 6 сентября 2023 года № 06-34/П-0218 Потрихалин И.П. был информирован о требованиях действующего таможенного законодательства, и о необходимости совершения таможенных операций в отношении временно ввезенного транспортного средства <данные изъяты>, в срок не позднее 18 февраля 2024 года.
11 сентября 2023 года Потрихалиным И.П. в Крымскую таможню было направлено заявление о безвозмездно утраченном транспортном средстве для личного пользования в соответствии с приказом ФТС России от 27.04.2021 № 336.
21 сентября 2023 года Крымской таможней в адрес Потрихалина И.П. направлено письмо (№ 06-34/П-0239и) о «рассмотрении обращения», которым заявитель был уведомлен о том, что действие Порядка признания таможенным органом факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения, утвержденного приказом ФТС России от 27 апреля 2021 года № 336 (далее - Порядок № 336) распространяется на факты: - уничтожения и (или) безвозвратной утраты товаров вследствие аварии, действия непреодолимой силы, то есть чрезвычайных (стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, носящие чрезвычайный характер) и непредотвратимых обстоятельств с образованием или без образования по результатам полного уничтожения товаров веществ (частей товаров), не имеющих определенного функционального предназначения и полностью утративших свои потребительские свойства; - безвозвратной утраты товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения. Соответственно, правила настоящего Порядка не могут быть применены в отношении временно ввезенного декларантом транспортного средства.
Однако, согласно пункту 4 статьи 190 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случаях, предусмотренных Евразийской экономической комиссией, или в части, не урегулированной Комиссией, порядок совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, либо транспортных средств для личного пользования, временно ввезенных на таможенную территорию Союза, выпуска таких товаров и отражения факта их признания не находящимися под таможенным контролем определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела. Порядок отражения факта признания товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза, либо транспортных средств для личного пользования, временно ввезенных на таможенную территорию Союза, не находящимися под таможенным контролем, регламентирован приказом ФТС России от 21 декабря 2020 года № 1113 (далее - Порядок № 1113).
С целью рассмотрения вопроса об отражении факта признания указанного транспортного средства для личного пользования, временно ввезенного на таможенную территорию Союза, не находящимися под таможенным контролем, декларант в праве обратится в таможенный орган, который в соответствии с приказом Минфина России от 14 января 2020 года № 4н «О компетенции таможенных органов по совершению определенных таможенных операций в отношении товаров» наделен соответствующей компетенцией.
Для совершения таможенных операций связанных с отражением факта признания не находящимся под таможенным контролем транспортного средства необходимо обратиться с заявлением, составленным в произвольной форме на таможенный пост, обладающий соответствующей компетенцией. Указанное заявление должно содержать следующие сведения: фамилию, имя, отчество (при наличии) физического лица; данные документа, удостоверяющего личность; адрес электронной почты (при наличии), контактный телефон; номер пассажирской таможенной декларации; наименование, количество и вес товаров; идентификационные признаки транспортного средства, сведения о марке, модели транспортного средства.
Вместе с тем, к заявлению должны быть приложены оригиналы (либо надлежащим образом заверенные, копии) документов, на основании которых таможенный орган будет принимать решение: справка о дорожно-транспортном происшествии, в результате которого произошло полное разрушение временно ввезенного транспортного средства (с фотоматериалами); документы об утилизации, уничтожении и (или) безвозвратной утрате вследствие аварии или действии непреодолимой силы либо безвозвратной утрате в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранении транспортных средств, выданные уполномоченным органом государства - члена Союза; экспертное заключение, составленное судебными экспертами при проведении судебной экспертизы, назначаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, или составленное по результатам независимой технической экспертизы транспортного средства, содержащее стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, а также сведения о том, что затраты на восстановление (ремонт) превышают стоимость транспортного средства.
13 ноября 2023 года Потрихалин И.П. обратился на Красноперекопский таможенный пост Крымской таможни с заявлением, в котором просил снять с таможенного контроля временно ввезенное транспортное средство - автомобиль <данные изъяты>
Письмом Красноперекопского таможенного поста Крымской таможни от 15 ноября 2023 № 30-21/00430 «О направлении информации», в ответ на заявление Потрихалина И.П., поступившее на Красноперекопский таможенный пост Крымской таможни 13 ноября 2023 года (входящий номер № 00239), о рассмотрении вопроса снятия с таможенного контроля транспортного средства для личного пользования <данные изъяты>, регистрационный номер <данные изъяты>, временно ввезенного 18.08.2022 на территорию ЕАЭС по пассажирской таможенной декларации №, со сроком обратного вывоза до 18.08.2023 г., таможенным постом сообщено, что в связи с не предоставлением Потрихалиным И.П. полного пакета документов, постом, в соответствии с пунктом 4 Порядка № 1113, принято решение об отказе в признании транспортного средства марки <данные изъяты>, не находящимся под таможенным контролем.
Положениями подпункта 6 пункта 1 статьи 260, пункта 5 статьи 264 ТК ЕАЭС, временно ввезенные транспортные средства для личного пользования, как до истечения, так и по истечении срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза, подлежат таможенному декларированию в целях вывоза с таможенной территории Союза, выпуска в свободное обращение или в иных целях.
Пунктом 1 статьи 268 ТК ЕАЭС установлено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию с применением пассажирской таможенной декларации, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации.
Согласно подпункту 3 пункта 6 статьи 268 ТК ЕАЭС в случае нахождения временно ввезенных транспортных средств для личного пользования на таможенной территории Союза в связи с невывозом с таможенной территории Союза сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 264 ТК ЕАЭС.
Таким образом, действия Крымской таможни соответствуют требованиям действующего законодательства, а у должника возникла обязанность по уплате таможенных платежей.
Обстоятельства, при наступлении которых обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию с применением пассажирской таможенной декларации, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, прекращается у декларанта, определены пунктом 2 статьи 268 ТК ЕАЭС.
Так, в силу пункта 2 статьи 268 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин прекращается у декларанта при наступлении следующих обстоятельств: 1) исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов в размерах, исчисленных и подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом; 2) выпуск в свободное обращение товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза без уплаты таможенных пошлин, налогов либо ввозимых с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, если в отношении таких товаров в соответствии с пунктом 8 статьи 266 настоящего Кодекса не установлены ограничения по пользованию и (или) распоряжению этими товарами; 3) истечение срока действия ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами для личного пользования, определенного в соответствии с пунктом 8 статьи 266 настоящего Кодекса, при условии, что в этот период не наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов, установленный пунктом 7 настоящей статьи; 4) вывоз с таможенной территории Союза временно ввезенных транспортных средств для личного пользования до истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза; 5) вывоз с таможенной территории Союза временно ввезенных транспортных средств для личного пользования по истечении срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза, при одновременном соблюдении следующих условий: таможенное декларирование таких транспортных средств с целью вывоза с таможенной территории Союза осуществляется не позднее 6 месяцев со дня истечения срока, в течение которого временно ввезенные транспортные средства для личного пользования могут временно находиться на таможенной территории Союза, или не позднее более продолжительного срока, который вправе определять Комиссия; в отношении таких транспортных средств не наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с подпунктом 1 пункта 6 настоящей статьи; 6) помещение транспортных средств для личного пользования под таможенные процедуры в соответствии с абзацем вторым пункта 5 статьи 264 настоящего Кодекса при условии, что до такого помещения не наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов, установленный пунктом 6 настоящей статьи; 7) признание таможенным органом в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения, за исключением случаев, когда до таких уничтожения или безвозвратной утраты в соответствии с настоящей статьей в отношении этих товаров наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов; 8) конфискация или обращение товаров для личного пользования в собственность (доход) государства-члена в соответствии с законодательством этого государства-члена; 9) отказ таможенного органа в выпуске товаров для личного пользования - в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации; 10) отзыв пассажирской таможенной декларации в соответствии со статьей 113 настоящего Кодекса - в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации такой пассажирской таможенной декларации; 11) задержание таможенным органом товаров для личного пользования в соответствии с главой 51 настоящего Кодекса - в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей до такого задержания; 12) вывоз с таможенной территории Союза, размещение на временное хранение либо выпуск в соответствии с настоящим Кодексом товаров для личного пользования, которые были изъяты или арестованы в ходе проверки сообщения о преступлении, производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении (ведения административного процесса), в отношении которых принято решение об их возврате, если ранее выпуск таких товаров в свободное обращение не был произведен, - в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей до принятия такого решения; 13) в случаях, указанных в пункте 5 статьи 270 настоящего Кодекса; 14) в случае, указанном в абзаце втором пункта 10 статьи 270 настоящего Кодекса; 15) меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования не принимаются в соответствии с подпунктом 4 пункта 11 статьи 270 настоящего Кодекса - в отношении суммы таможенных пошлин, налогов, признанной в соответствии с законодательством государств-членов безнадежной к взысканию; 16) меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования не принимаются в соответствии с подпунктом 5 пункта 11 статьи 270 настоящего Кодекса.
Согласно разъяснениям, данным в п. 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 года N 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» следует, что обстоятельством, исключающим обязанность по уплате таможенных платежей в соответствии с п. п. 7 п. 2 ст. 268 ТК ЕАЭС может признаваться и неправомерное завладение (хищение, угон) транспортным средством, в результате которого объективно невозможен его обязательный вывоз ввиду фактического отсутствия транспортного средства на день истечения срока правомерного нахождения транспортного средства на таможенной территории Союза.
В рассматриваемом случае основания для применения судом пункта 2 статьи 268 ТК ЕАЭС отсутствуют.
Содержание и применение таможенной процедуры уничтожения, условия помещения товаров под таможенную процедуру и их использовании в соответствии с такой процедурой, особенности применения таможенной процедуры регулируются главой 34 ТК ЕАЭС, а также главой 31 Федерального закона Российской Федерации от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которыми до подачи декларации на помещение иностранных товаров под таможенную процедуру уничтожения, декларант подает в таможенный орган, в регионе деятельности которого находятся товары, в произвольной письменной форме уведомление о намерении помещения таких товаров под таможенную процедуру уничтожения, т.е. обращается в таможенный орган за соответствующим разрешением утилизации автомобиля с предоставлением необходимых документов. В свою очередь должностные лица таможенных органов осуществляют таможенный контроль за совершение операций по уничтожению иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру уничтожения, с применением форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
Основанием для признания ввезенного истцом автомобиля не находящимся под таможенным контролем и освобождения истца от уплаты таможенных платежей является гибель транспортного средства вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факт безвозвратной утраты его в результате естественной убыли, а также случаи неправомерного завладения (угон, хищение) транспортным средством третьим лицом (для освобождения уплаты таможенных платежей).
При этом предоставление таможенному органу сведений или документов об утилизации транспортного средства без соблюдения процедуры, установленной таможенной законодательством, не является основанием для признания товара не находящимся под таможенным контролем и не влечет освобождения от обязанности по уплате таможенных платежей.
Каких-либо надлежащих доказательств, подтверждающих гибель спорного транспортного средства вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факт безвозвратной утраты его в результате естественной убыли, а также случаев неправомерного завладения (угон, хищение) транспортным средством третьим лицом (для освобождения уплаты таможенных платежей), истцом в материалы дела также не представлено, ввиду чего, оснований для признания ТС - автомобиля <данные изъяты>, безвозвратно утраченным, у суда не имеется.
В силу части 3 статьи 226 Федерального закона № 289-ФЗ решение в области таможенного дела, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 226 Федерального закона № 289-ФЗ, принимаются начальником (заместителем начальника) таможенного органа, проводившего проверку таможенных, иных документов и (или) сведений, либо лицом, им уполномоченным, и оформляются в двух экземплярах, один из которых остается в таможенном органе, другой не позднее пяти рабочих дней со дня принятия такого решения, если иной срок не установлен международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, вручается лицу, чьи документы и (или) сведения проверялись (его представителю), или направляется в его адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
При проведении таможенного контроля после выпуска товаров, а также таможенного контроля в соответствии с частями 4 и 5 статьи 214 Федерального закона № 289-ФЗ форма обмена документами и (или) сведениями с лицами (на бумажном носителе либо электронными документами и (или) сведениями в электронной форме) определяется таможенным органом с учетом обстоятельств применения формы таможенного контроля и (или) меры, обеспечивающей проведение таможенного контроля (часть 10 статьи 214 Федерального закона № 289-ФЗ).
Решение по результатам таможенного контроля свидетельствует об отсутствии информации о вывозе транспортного средства в таможенных органах.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Федерального закона № 289-ФЗ таможенные посты являются самостоятельными таможенными органами, наделенными собственной компетенцией.
Так, таможенным органом в целях установления фактов, свидетельствующих о завершении временного ввоза транспортного средства <данные изъяты>» или свидетельствующих о наступлении обстоятельств, допускающих признание Транспортного средства не находящимся под таможенным контролем по иным обстоятельствам, осуществлен ряд мероприятий в отношении транспортного средства в соответствии.
В ходе проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, сведения и факты о безвозвратной утрате транспортного средства <данные изъяты>, подтверждены не были.
Доказательств обратного суду не представлено.
В силу положений пункта 2 части 1 статьи 74 Федерального закона № 289-ФЗ выявление факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный ТК ЕАЭС и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок, если таможенное декларирование товаров не производилось либо производилось с применением иных таможенных документов, в случае, указанном в пункте 26 статьи 266 ТК ЕАЭС, фиксируется таможенным органом путем расчета таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам.
В силу части 2 статьи 74 Федерального закона № 289-ФЗ днем обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок признается день регистрации таможенным органом расчета таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам.
Согласно части 1 статьи 73 Федерального закона № 289-ФЗ уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
В силу частей 19, 23 Федерального закона № 289-ФЗ срок исполнения уведомления составляет пятнадцать рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), уточнения к уведомлению - десять рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), но не ранее истечения срока исполнения уведомления, к которому направлено такое уточнение. В случае направления уведомления (уточнения к уведомлению) таможенным органом по почте заказным письмом днем его получения считается шестой рабочий день, следующий за днем отправки заказного письма.
В соответствии с частями 15, 16 статьи 73 Федерального закона № 289-ФЗ уведомление должно быть направлено плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок. Направление уведомления (уточнения к уведомлению) после истечения сроков, установленных настоящей статьей, не является основанием для признания такого уведомления (уточнения к уведомлению) незаконным.
Таким образом, основанием для направления уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней явилось наступление срока уплаты таможенных пошлин, налогов - дня истечения срока временного ввоза.
Обязанность по уплате таможенных платежей в данном случае не является видом юридической ответственности за таможенное правонарушение, а имеет публично-правовой характер, возникает в силу самого факта перемещения товара через таможенную границу. Из самого правового содержания временного ввоза транспортных средств для личного пользования следует, что на физическое лицо, перемещающее транспортное средство через таможенную границу ЕАЭС и претендующее на получение освобождения от уплаты таможенных платежей, с момента регистрации таможенной декларации и, соответственно, ввоза транспортного средства возлагаются определенные обязанности.
Учитывая изложенное в совокупности, ввиду отсутствия надлежащих доказательств, подтверждающих требования заявления, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению, а оспариваемые действия таможенного органа полностью соответствуют действующему законодательству.
В связи с отказом в иске судебные расходы с ответчика взысканию не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Потрихалина Игоря Петровича к Крымской таможне о признании транспортного средства безвозвратно утраченным, возложении обязанности, освобождении от обязанности по оплате таможенных платежей - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Железнодорожный районный суд города Симферополя Республики Крым в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 29.03.2024 г.
Судья Е.В. Реут