УИД 75RS0029-01-2021-000729-12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 мая 2021 г. г. Нерчинск
Нерчинский районный суд Забайкальского края
В составе: председательствующего, судьи Помулевой Н.А.
при секретаре Ермишкине Д.С.
с участием: заместителя прокурора Нерчинского района Забайкальского края Рыжинской Е.В.
представителя административного истца по доверенности Черепанова С.А.
административного ответчика, осужденного Черепанова А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством систем видеоконференцсвязи с ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю
Административное дело № 2а-289/2021
по административному иску администрации Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю к Черепанову А.В. об установлении административного надзора,
У с т а н о в и л:
Черепанов А.В. отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю по приговору Чернышевского районного суда Забайкальского края от 09 ноября 2015 года, в соответствии с которым признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 163, 70 УК РФ назначено наказание в виде 8 (восьми) лет 4 (четырех) месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Постановлением начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю от 27.04.2017 признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Врио начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю Чесноков С.И. обратился в суд с вышеназванным административным иском, выдвинув требование об установлении в отношении осужденного административного надзора сроком на 3 года и административных ограничений в виде: запрещение пребывания вне места проживания с 22 часов вечера до 06 часов утра, за исключением времени нахождения на работе; обязательную явку один раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещение выезда за пределы ... без уведомления органа внутренних дел; запрещение посещения исправительных учреждений, следственных изоляторов и пребывание в режимных зонах указанных учреждений без разрешения органа внутренних дел (л.д. 3-4).
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Черепанов С.А. административный иск поддержал, и просил суд в связи с освобождением осужденного Черепанова А.В. по отбытию срока наказания установить административный надзор на срок 3 года. Просил установить все предлагаемые административным истцом ограничения. Установление административного надзора в отношении Черепанова А.В. необходимо в связи с тем, что он в настоящее время отбывает наказание за особо тяжкое преступление, постановлением начальника учреждения в 2017 году признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания. Считает, что предлагаемых ограничений, с учетом характеристики осужденного, будет достаточно для осуществления за ним административного надзора после освобождения.
Осужденный Черепанов А.В. в судебном заседании административный иск не признал, против иска возражал. Полагал, что можно обойтись без ограничений.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, выслушав заключение заместителя прокурора Рыжинской Е.В., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению частично с исключением ограничения в виде запрещения посещения исправительных учреждений, следственных изоляторов и пребывание в режимных зонах указанных учреждений без разрешения органа внутренних дел и увеличением количества явок на регистрацию до трех раз в месяц, учитывая при этом данные о личности Черепанова А.В., его поведение за время отбывания наказания, тот факт, что он признан злостным нарушителем режима отбывания наказания.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ, в редакции от 01.10.2019 № 331-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ, в редакции от 01.10.2019 № 331-ФЗ при наличии оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; если: лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Из представленных в суд документов установлено, что Черепанов А.В. отбывает наказание, за совершение особо тяжкого преступления (л.д. 17-186).
Постановлением начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю от 27.04.2017 признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (л.д. 8).
При указанных обстоятельствах, требование административного истца об установлении административного надзора является обоснованным и подлежит удовлетворению. При освобождении из мест лишения свободы в отношении Черепанова А.В. административный надзор должен быть установлен.
Обсудив требование административного истца об установлении административного надзора сроком на три года, суд исходит из следующего: согласно пункта 1 части 1 статьи 5 ФЗ № 64 от 06 апреля 2011 г. административный надзор в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
При таком положении, разрешая административный иск по существу суд, руководствуясь вышеназванной нормой закона, считает, что административный надзор в отношении Черепанова А.В. следует установить сроком на 3 года, поскольку Черепанов А.В. осужден за особо тяжкое преступление и был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
При принятии решения суд учитывает, что согласно пункту 1 части 3 статьи 5 ФЗ № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 г. в редакции от 01.10.2019 № 331-ФЗ административный надзор в отношении лиц, осужденных за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, в период отбывания наказания в местах лишения свободы признанных злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, устанавливается со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения. Поскольку в отношении Черепанова А.В. административный надзор устанавливается до его освобождения из мест лишения свободы, то суд считает целесообразным указать в решении суда, что административный надзор устанавливается на срок погашения судимости – 3 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Судом установлено, что конец срока и дата освобождения Черепанова А.В. из мест лишения свободы - 21 мая 2021 года.
Поскольку срок погашения судимости по приговору Чернышевского районного суда Забайкальского края от 09 ноября 2015 г. исчисляется с 21 мая 2021 г., то есть с момента фактического освобождения от отбывания наказания, назначенного по данному приговору, административный надзор подлежит установлению на три года до 21 мая 2024.
При решении вопроса об установлении административных ограничений, предлагаемых административным истцом, суд принимает во внимание следующее.
Согласно статье 4 ФЗ № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 г. в редакции от 01.10.2019 № 331-ФЗ, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться определенные законодателем административные ограничения. Установление административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации - является одним из обязательных. При этом выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п. С учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах.
Из административного искового заявления, характеристики, а также объяснений представителя административного истца установлено, что Черепанов А.В. за время отбывания наказания имеет 16 взысканий (погашены), поощрений не имеет, не трудоустроен, не принимает участие в работах по благоустройству отряда, в воспитательных мероприятиях участие принимает эпизодически, социально-полезные связи поддерживает, 27.04.2017 признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания (л.д. 3-6, 8).
В пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» указано, что выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п. С учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. В случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
Согласно заявлению осужденного, после освобождения Черепанов А.В. будет проживать по адресу: ... (л.д. 11).
Обсудив виды административных ограничений, предлагаемых административным истцом, принимая во внимание характеризующие данные на осужденного, его поведение в период отбывания наказания, суд считает целесообразным применить в отношении осужденного Черепанова А.В. следующие ограничения: запрещение пребывания вне места проживания с 22 часов вечера до 06 часов утра, за исключением времени нахождения на работе; запрещение выезда за пределы муниципального района «...» ....
Разрешая вопрос о количестве явок на регистрацию в органы внутренних дел, суд учитывая данные о личности Черепанова А.В., характеризующегося с отрицательной стороны, не вставшего на путь исправления, а также факт совершения им особо тяжкого преступления, признание Черепанова А.В. злостным нарушителем порядка отбывания наказания, находит заслуживающим внимание мнение прокурора об установлении административного ограничения в виде трех явок в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Установление указанных судом ограничений в совокупности будет способствовать предупреждению совершения административным ответчиком преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Что касается предлагаемого административным истцом ограничения в виде запрещения посещения исправительных учреждений, следственных изоляторов и пребывание в режимных зонах указанных учреждений, без разрешения органов внутренних дел, суд не находит оснований для установления данного вида административного ограничения.
Предлагаемый вид административного ограничения, в случае его установления судом, будет незаконным, поскольку ограничит право административного ответчика на полноценное общение с родственниками, знакомыми, друзьями в случае, если последние будут находиться в указанных учреждениях.
При указанных обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению частично.
Удовлетворив исковые требования административного истца об установлении административных ограничений частично, суд принимает во внимание, что в соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ в редакции от 01.10.2019 № 331-ФЗ, суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, может частично отменить административные ограничения или дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Черепанов А.В. так же не лишен права обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора или частичной отмене административных ограничений в порядке, установленном статьями 6 и 9 Закона об административном надзоре и главой 29 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ч.3 ст.273, ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск администрации Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю к Черепанову А.В. об установлении административного надзора – удовлетворить частично.
Установить в отношении Черепанова А.В., *** года рождения, место рождения ..., освобождаемого 21 мая 2021 г. по отбытию срока наказания из ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю административный надзор сроком на 3 (три) года за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, то есть до 21 мая 2024 года.
Установить в отношении Черепанова А.В. административные ограничения:
- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства с 22 часов вечера до 06 часов утра, за исключением привлечения к работе работодателем в ночное время;
- обязательная явка три раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрещение выезда за пределы муниципального района «...» ....
Наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении его административных ограничений осуществляется органом внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного лица.
Срок административного надзора подлежит исчислению со дня постановки Черепанова А.В. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке, право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в деле.
Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу об административном надзоре могут быть поданы в Забайкальский краевой суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом через Нерчинский районный суд Забайкальского края.
Председательствующий, судья –
Мотивированное решение изготовлено 20 мая 2021 года.