УИД 11RS0001-01-2019-004075-10 Дело № 2а-4079/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Новиковой И.В.,
при секретаре Щербатых Д.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Сыктывкар
30 апреля 2019 года административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Сыктывкару к Торлоповой Н.И. о взыскании недоимки по налогу,
установил:
ИФНС России по г. Сыктывкару обратилось в суд с иском к Торлоповой Н.И. о взыскании задолженности по обязательным платежам в бюджет в общем размере 525085,59 руб. Впоследствии требования уточнила, просила взыскать сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 460 366, 54 руб. за 2017 г., земельному налогу в размере 64 460 руб., пени по земельному налогу в размере 259, 05 руб. за период с 04.12.2018 по 19.12.2018. указав в обоснование, что административным ответчиком обязанность по уплате налогов исполняется ненадлежащим образом. В установленный срок ответчиком налог на имущество не уплачен, на сумму просроченной задолженности, в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени.
В судебном заседании стороны участия не приняли, извещались надлежащим образом. Суд рассмотрел дело при имеющейся явке лиц.
Исследовав письменные материалы дела, материалы дела №..., суд приходит к следующему.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Неисполнение обязанности по уплате налогов является основанием для применения мер принудительного ее исполнения в порядке, предусмотренном статьями 45, 70 и 48 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Правила, предусмотренные данной статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате пеней и штрафов (пункт 3).
В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, налоговый орган направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.
В силу статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, в том числе на праве собственности.
На основании пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Уплата налога производится в порядке и сроки, определенные ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации и п. 3 Решения Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" N 31/11-518 от 23.11.2006.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 данного Кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение (п. 1 ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации, налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Порядок установления налоговой ставки определен ст. 406 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в налоговый орган представлены сведения, согласно которым Торлопова Н.И. имеет в собственности следующее имущество:
нежилое помещение, расположенное по адресу ...;
нежилое помещение, расположенное по адресу ...
нежилое помещение, расположенное по адресу ...
нежилое помещение, расположенное по адресу ...
жилое нежилое помещение, расположенное по адресу ...
жилое помещение, расположенное по адресу ...
нежилое помещение, расположенное по адресу ...
нежилое помещение, расположенное по адресу ...
жилое помещение, расположенное по адресу ...
жилое помещение, расположенное по адресу ...;
жилое помещение, расположенное по адресу ...;
жилое помещение, расположенное по адресу ...
Помимо этого, Торлопова Н.И. является владельцем земельного участка, расположенного по адресу ... и земельного участка, расположенного по адресу ...
Таким образом, административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога.
Установлено, что административным истцом направлено налоговое уведомление №... от ** ** **, содержащее расчет, как земельного налога, так и налога на имущество физических лиц, рассчитанных исходя из принадлежащего налогоплательщику имущества.
Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляется пеня.
Налоговым органом в адрес в адрес Торлоповой Н.И. было выставлено требование N 21144 об уплате в срок до 21.01.2019 недоимки по налогу и пени.
Административным ответчиком указанное требование выполнено не было, в связи с чем, административный истец обратился в суд с административным иском.
В соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Доказательств уплаты ответчиком вышеуказанных сумм не представлено, в связи с чем, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (ч.2 ст. 48 НК РФ). В соответствии со ст.1 ФЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» к судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Налоговой орган в установленный шестимесячный срок обратился с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье ... судебного участка г. Сыктывкара. Судебный приказ был вынесен 11.02.2019 года, однако определением мирового судьи от 15.02.2019 года отменен по причине поступивших от налогоплательщика возражений.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Установленный законом срок для подачи иска в суд не пропущен, после отмены судебного приказа 11.02.2019 года, инспекция 19.03.2019 года обратилась в суд с настоящим иском.
Довод административного ответчика о несогласии с кадастровой стоимостью объектов недвижимости не может быть принят судом во внимание исходя из следующего.
На основании ст. 85 НК РФ, налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости, сведения по которой предоставляется регистрирующим органом.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III. 1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, которая к таковому относит в том числе единый недвижимый комплекс и иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункты 4 и 6 соответственно пункта 1 названной статьи).
В соответствии с пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц определяется по общему правилу исходя из их кадастровой стоимости. Переход к указанному порядку определения налоговой базы может быть осуществлен после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества на основе нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований (законов городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). При этом законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 г. единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Кодекса.
Решением Верховного суда РК от 02.10.2018 постановлено: административное исковое заявление Торлоповой Н.И. к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером ..., равной его рыночной стоимости в размере 12075000 рублей удовлетворить. Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером ... общей площадью ... расположенного по адресу: ..., равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 12075000 (двенадцать миллионов семьдесят пять тысяч) рублей на период с 1 января 2018 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки. Датой подачи заявления Торлоповой Н.И. о пересмотре кадастровой стоимости считать 29 августа 2018 года. Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером .... В удовлетворении административного искового заявления Торлоповой Н.И. о возмещении судебных расходов отказать.
Согласно абз.1 п.1 ст.391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с абз.6 п.1 ст.391 НК РФ (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ, действующей до 01.01.2019) в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Положения пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391 и пункта 2 статьи 403 Кодекса (в редакции Закона № 334-ФЗ), устанавливающие новый порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости (учитывается при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения оспоренной кадастровой стоимости), подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года (часть 6 статьи 3 Закона № 334-ФЗ). Одним из таких оснований может являться решения комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости.
В соответствии со ст. 64 КАС РФ, основанием освобождения от доказывания являются обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Как следует из решения ВС РК от 02.10.2018, кадастровая стоимость объекта недвижимости установлена на период с 1 января 2018 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Кроме того решение суда об изменении кадастровой стоимости по указанным объектам налогообложения было принято до 01.01.2019, и, исчисление земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2017 г. в отношении спорных объектов налогообложения произведено ИФНС России по г. Сыктывкару в соответствии с нормами действующего законодательства.
Таким образом, кадастровая стоимость на день рассмотрения дела является актуальной, размер налога определен на основании предоставленных сведений и исчислен правильно.
Руководствуясь ст. 175, 177, 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ИФНС по г. Сыктывкару к Торлоповой Н.И. удовлетворить.
Взыскать с Торлоповой Н.И. в пользу ИФНС по г. Сыктывкару задолженность перед бюджетом недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 460 366, 54 рублей., земельный налог за 2017 год в размере 64 460 руб., пени по земельному налогу за период с 04.12.2018 по 19.12.2018 в размере 259, 05 руб., а всего взыскать 525 085, 59 рублей.
Взыскать с Торлоповой ФИО6 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 8 450,85 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 20.05.2019
Судья И.В. Новикова