Судья Л.В. Ханина Дело №33а-2919/2015
Докладчик Г.К. Екония
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Г.К. Екония
судей И.П. Назаркиной
Ю.П. Тамарова
при секретаре А.А. Косолаповой
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 ноября 2015 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционному представлению заместителя Рузаевского межрайонного прокурора Д.А. Ситкина на решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия <дата>
Заслушав доклад судьи Г.К. Екония, судебная коллегия
установила:
УФМС России по Республике Мордовия обратилось в суд с административным иском к Мазурян О.Ю. о продлении срока её пребывания в специальном учреждении.
В обоснование заявления указало, что приговором Ленинского районного суда г. Саратова <дата> О.Ю. Мазурян <дата> осуждена к восьми месяцам лишения свободы за совершение преступления, предусмотренного пунктом «г» части второй статьи 161 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Распоряжением Минюста России от <дата> <№> в отношении О.Ю. Мазурян, находящейся в местах лишения свободы в ФКУ ИК-<№> УФСИН России по Республике Мордовия, принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации до 12 ноября 2022 г.
<дата> УФМС России по Республике Мордовия приняло решение о депортации О.Ю. Мазурян, освобождаемой из мест лишения свободы 12 ноября 2014 г.
12 ноября 2014 г. УФМС России по Республике Мордовия приняло решение о помещении О.Ю. Мазурян, освобождённой из мест лишения свободы, в специальное учреждение на сорок восемь часов с 20 час. 00. мин. 12 ноября 2014 г. до 20 час. 00 мин. 14 ноября 2014 г.
По решению Рузаевского районного суда Республики Мордовия от <дата> О.Ю. Мазурян помещена в специальное учреждение до 14 января 2015 г.
В последующем по решению суда срок пребывания О.Ю. Мазурян в специальном учреждении многократно продлевался и в последний раз продлён до 14 октября 2015 г.
Установленного судом срока оказалось недостаточно для исполнения решения о депортации.
О.Ю. Мазурян не имеет при себе документов, удостоверяющих личность, и не имеет денежных средств на приобретение проездных документов в Республику Узбекистан.
Согласно полученной информации в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от <дата> О.Ю. Мазурян вышла из гражданства Республики Узбекистан.
Незаконное пребывание О.Ю. Мазурян на территории Российской Федерации создаёт реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации.
Просило суд продлить срок пребывания О.Ю. Мазурян, подлежащей депортации, в специальном учреждении (431440, Республика Мордовия, <адрес> ещё на три месяца, то есть до 14 января 2016 г. (л.д. 1-4).
Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия <дата> в удовлетворении административного иска отказано (л.д. 110-114).
Заместитель Рузаевского межрайонного прокурора Д.А. Ситкин принёс апелляционное представление на решение суда. Привёл доводы о том, что в соответствии с пунктом 9 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации. В отношении О.Ю. Мазурян принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации и решение о депортации, она помещена в специальное учреждение. Решение о нежелательности пребывания (проживания) О.Ю. Мазурян в Российской Федерации не отменено, это решение в соответствии с федеральным законом является основанием для отказа в выдаче иностранному гражданину разрешения на работу и аннулирования ранее выданного разрешения на работу, и поэтому О.Ю. Мазурян не сможет трудоустроиться. Пребывание О.Ю. Мазурян на территории Российской Федерации является незаконным, она привлекалась к уголовной ответственности за преступление против собственности, не имеет места жительства, работы, постоянного источника дохода и её освобождение из специального учреждения может создать ситуацию, в которой она будет вынуждена совершить правонарушение либо преступление. Просил отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска (л.д. 118-119).
В судебное заседание О.Ю. Мазурян, в отношении которой решается вопрос о продлении срока пребывания в специальном учреждении, не явилась. Согласно полученному сообщению, 14 октября 2015 г. в 00 час. 00 мин. О.Ю. Мазурян из специального учреждения убыла, место её жительства или место нахождения неизвестно и ей назначен адвокат.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие административного ответчика.
В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Республики Мордовия Е.В. Умнова апелляционное представление поддержала.
В судебном заседании представитель административного ответчика УФМС России по Республике Мордовия В.Н. Живодёров с решением суда согласился, относительно апелляционного представления не возразил.
В судебном заседании адвокат Ю.Н. Сергушкина в интересах административного ответчика О.Ю. Мазурян относительно апелляционного представления возразила.
Рассмотрев на основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, приговором Ленинского районного суда г. Саратова <дата> О.Ю. Мазурян <дата> осуждена к восьми месяцам лишения свободы за совершение преступления, предусмотренного пунктом «г» части второй статьи 161 Уголовного кодекса Российской Федерации (л.д. 8-9).
О.Ю. Мазурян отбывала наказание в ФКУ ИК-<№> УФСИН России по Республике Мордовия с 13 марта 2014 г. по 12 ноября 2014 г. (л.д. 14).
Распоряжением Минюста России от <дата> <№> в отношении О.Ю. Мазурян, находящейся в местах лишения свободы в ФКУ ИК-<№> УФСИН России по Республике Мордовия, принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации до 12 ноября 2022 г (л.д. 10).
<дата> УФМС России по Республике Мордовия приняло решение о депортации О.Ю. Мазурян, освобождаемой из мест лишения свободы 12 ноября 2014 г. Решение о депортации мотивировано вышеуказанным решением о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, вынесенным в отношении О.Ю. Мазурян, а также тем, что О.Ю. Мазурян не имеет при себе документов, удостоверяющих личность, и не имеет денежных средств на приобретение проездных документов в Республику Узбекистан. Незаконное пребывание О.Ю. Мазурян на территории Российской Федерации после освобождения из мест лишения свободы создаст реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации (л.д. 11).
12 ноября 2014 г. УФМС России по Республике Мордовия приняло решение о помещении О.Ю. Мазурян, освобождённой из мест лишения свободы, в специальное учреждение на сорок восемь часов с 20 час. 00. мин. 12 ноября 2014 г. до 20 час. 00 мин. 14 ноября 2014 г. (л.д. 12).
По решению Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 17 ноября 2014 г. О.Ю. Мазурян помещена в специальное учреждение до 14 января 2015 г. (л.д. 14-15).
В последующем по решению суда срок пребывания О.Ю. Мазурян в специальном учреждении многократно продлевался и в последний раз продлён до <дата>
Согласно справке Консульского отдела Посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. №053/Ко в соответствии Указом Президента Республики Узбекистан от 16 января 2015 г. №ПФ-4697 О.Ю. Мазурян вышла из гражданства Республики Узбекистан и не является гражданкой Республики Узбекистан (л.д. 32).
Указанные обстоятельства участниками процесса не оспариваются и сомнения в достоверности не вызывают.
Разрешая дело, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что оснований для продления срока пребывания административного ответчика в специальном учреждении не имеется.
Данный вывод суда основан на правильном применении закона и соответствует обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трёх дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
В соответствии с пунктом 9 настоящей статьи иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации. Указанное законоположение согласуется с подпунктом «f» пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, который допускает лишение свободы в случае законного задержания или заключения под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.
В силу пункта 2 статьи 2 настоящего Федерального закона эти правила применяются к лицам без гражданства, за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.
Вместе с тем положение пункта 9 статьи 31 настоящего Федерального закона о том, что иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации, подлежит применению во взаимосвязи с положениями главы 28 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 269 настоящего Кодекса содержание решения суда по административному делу о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьёй 180 настоящего Кодекса. Кроме того, в мотивировочной части решения, которым удовлетворено административное исковое заявление, должен быть также установлен и обоснован разумный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, а в резолютивной части – конкретный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении.
Таким образом, действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком содержания иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которого принято решение о депортации, в специальном учреждении, и лицо, в отношении которого принято решение о депортации, не может быть оставлено в неопределённости относительно сроков его содержания в специальном учреждении.
Изложенная правовая позиция согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации в его определении от 25 сентября 2014 г. №1830-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Басиашвили Шалвы Зурабовича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В данном случае административный ответчик длительное время (почти один год) содержался в специальном учреждении, срок его содержания в специальном учреждении многократно продлевался.
Исходя из полученной информации, административный ответчик, в отношении которого принято решение о депортации, не является гражданином Российской Федерации, не имеет доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства и поэтому, пока не установлено иное, он признаётся лицом без гражданства.
Сведений о том, в какое иностранное государство подлежит депортации административный ответчик, и какие действия ещё необходимо совершить административному истцу для исполнения решения о депортации, а также сведений о возможности оформления документов, необходимых для депортации административного ответчика в страну исхода и исполнения решения о депортации, суду не представлено.
При таких обстоятельствах продление срока пребывания административного ответчика в специальном учреждении не обосновано, и в удовлетворении административного иска должно быть отказано, поскольку административный ответчик не может быть оставлен в неопределённости относительно сроков его содержания в специальном учреждении.
Разрешая дело, суд первой инстанции правильно применил законодательство, регулирующее публичные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав надлежащую оценку доказательствам.
Решение суда является законным и обоснованным.
Доводы апелляционного представления об ином не свидетельствуют и отклоняются.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с положениями части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для безусловной отмены решения суда первой инстанции, не установлено.
Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьёй 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, или оснований для оставления заявления без рассмотрения, предусмотренных статьёй 196 настоящего Кодекса, не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
оставить решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от <дата> без изменения, апелляционное представление заместителя Рузаевского межрайонного прокурора Д.А. Ситкина без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы непосредственно в Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Судья-председательствующий Г.К. Екония
судьи И.П. Назаркина
Ю.П. Тамаров