Судья Рахимова С.К. № дела суда 1 инст. 13-624/2021
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 33а-723/2022
г. Уфа 10 января 2022 года
Судья судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан Сафин Ф.Ф.,
рассмотрев административное дело по заявлению АО «Нефтекамский хлебокомбинат» об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительным документам,
по частной жалобе АО «Нефтекамский хлебокомбинат» на определение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 02 ноября 2021 года,
УСТАНОВИЛ:
АО «Нефтекамский хлебокомбинат» обратилось в суд с заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора по 86 исполнительным производствам на основании выданных мировым судьей судебного участка № №... по адрес исполнительных документов о взыскании с АО «Нефтекамский хлебокомбинат» в доход местного бюджета государственной пошлины. В связи с неисполнением исполнительных документов в срок, установленный для добровольного исполнения, по каждому исполнительному производству вынесены постановления о взыскании исполнительного сбора в размере 10 000 рублей, всего на сумму 860 000 рублей. В обоснование заявления сослалось на тяжелое финансовое положение предприятия, просит учесть то обстоятельство, что предприятие является убыточным, за 2018, 2019 годы имеет прогрессирующий убыток 29 712 000 рублей. В 2020 году убыток не был покрыт. Ситуация с COVID-19 усугубило финансовое положение предприятия. В связи с изложенным, по мнению заявителя, имеются правовые основания для освобождения ее от уплаты исполнительского сбора.
Определением Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 02 ноября 2021 года заявление АО «Нефтекамский хлебокомбинат» об освобождении от исполнительского сбора оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с определением, заявитель подал частную жалобу, где оспаривает его законность и обоснованность. Указывает, что суд не учел факта не получения копий постановлений как о возбуждении исполнительных производств, так и постановлений о взыскании исполнительского сбора. На сегодняшний день сумма долга по исполнительным производствам погашена в полном объеме. Удовлетворение требований о единовременном взыскании задолженности по исполнительскому сбору негативно может сказаться на финансовом положении заявителя, который является основным поставщиком хлеба и хлебобулочных изделий в г. Нефтекамске и Краснокамском районе, что имеет стратегически важное значение для города.
Согласно положениям частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрение частной жалобы осуществляется без проведения судебного заседания, судьей единолично.
Изучив материалы дела, доводы, содержащиеся в частной жалобе, прихожу к следующему.
В силу ст.121 Федерального закона от 2.10.2007 года №229 "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Положения ст.12 Федерального закона от 2.10.2007 года №229 "Об исполнительном производстве" обязывают судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов.
Согласно ч.ч.11, 12 ст. 30 Федерального закона от 2.10.2007 года №229 "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Как следует из ч. 12 ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частями 1, 2 и 3 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1000 рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10 000 рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника-организации – 50 000 рублей.
Судом первой инстанции установлено, что на основании исполнительных листов, выданных мировым судьей судебного участка № 6 по г. Нефтекамск в отношении АО «Нефтекамский хлебокомбинат», возбуждены 86 исполнительных производств о взыскании с последнего госпошлины по гражданским делам в доход местного бюджета:
№ исполнительного дата возбуждения сумма задолженности
производства
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... |
Согласно постановлениям о возбуждении исполнительного производства должнику предоставлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в предусмотренный в постановлениях срок судебным приставом-исполнителем Нефтекамского МОСП УФССП России по РБ вынесены 86 постановлений о взыскании исполнительного сбора от 07 мая 2021 года, 13 мая 2021 года и 03 августа 2021 года. Размер сбора по каждому исполнительному производству установлен в 10 000 рублей.
Разрешая требования, суд исходил из того, что требования, содержащиеся в исполнительных документах в установленный 5-дневный срок с момента, когда должнику стало известно об исполнительном производстве, добровольно не были исполнены, доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, не представлено. Учитывая, что должником требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнены, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения АО «Нефтекамский хлебокомбинат» от взыскания исполнительского сбора.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неверном применении норм процессуального права.
Согласно ч. 6 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Поскольку исполнительский сбор представляет собой санкцию (меру административной ответственности) за неисполнение требования исполнительного документа, установление в законе об исполнительном производстве его допустимого максимума, верхней границы не влечет за собой автоматического взыскания с должника максимально возможного размера этого сбора только при одном формальном наличии условий для его взыскания. В случае, если имеются установленные законом об исполнительном производстве основания для взыскания исполнительского сбора (требования исполнительного документа не исполнены в установленный срок для добровольного исполнения и у должника отсутствуют уважительные причины для такого неисполнения), размер реально подлежащего взысканию с должника исполнительского сбора должен определяться с учетом характера совершенного должником правонарушения, размера причиненного им взыскателю вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Таким образом, суд обязан проверить имелись ли объективные обстоятельства и препятствия, находящиеся вне контроля должника, для своевременного исполнения исполнительного документа, насколько установленный размер сбора, как публично-правовой санкции за неисполнение судебного акта в добровольном порядке, соответствует характеру допущенного должником нарушения.
Суд должен исследовать вопрос соразмерности исполнительского сбора тяжести совершенного должником нарушения и, в случае, если определенный судебным приставом-исполнителем размер исполнительского сбора не соответствует этому критерию, снизить размер исполнительского сбора до того размера, который, по мнению суда, соответствует тяжести допущенного должником нарушения, или освободить от его уплаты при установлении отсутствия вины.
Определенный судебным приставом-исполнителем размер подлежащего взысканию с должника исполнительского сбора в размере 10 000 рублей, по мнению суда апелляционной инстанции, не соответствует суммам долга по исполнительным производствам, минимальный размер которого составляет 200 рублей, максимальный – не превышает 610 рублей.
Кроме того размер исполнительского сбора определен без учета материального положения должника.
Частью 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства.
Из приложенных к заявлению документов следует, что АО «Нефтекамский хлебокомбинат» предприятие является коммерческой организацией, к основным видам деятельности которой относится производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения (л.д. 109, том 1).
В обоснование своих требований АО «Нефтекамский хлебокомбинат» ссылается на то, что удовлетворение требований о единовременном взыскании задолженности по исполнительному сбору негативно отразится на деятельности предприятии, приостановление операций по расчетным счетам предприятия ведет к прекращению финансовых операций по выплате заработной платы работникам, приобретению сырья и материалов, платы за топливно-энергетические ресурсы, ГСМ, запчасти на промышленное оборудование и автотранспорт и, как следствие, к остановке деятельности хлебокомбината, являющегося основным поставщиком хлеба и хлебобулочных изделий в г. Нефтекамске и Краснокамском районе.
Кроме того, АО «Нефтекамский хлебокомбинат» относится ко второй категории предприятий по гражданской обороне, и соответственно, имеет стратегически важное значение для города, что подтверждается письмом Управления гражданской защиты ГО г. Нефтекамск от 25 февраля 2021 г.
Из отчета о финансовых результатах за 2018 и 2019 года следует, что предприятие является убыточным. О трудном финансовом положении свидетельствует, в частности, бухгалтерский баланс за период 2018-2019 год, согласно которому на предприятии снизился размер активов, выросла кредиторская задолженность, увеличился размер непокрытых убытков, который составил 29 712 000 рублей. Все поступления от продажи и продукции, товаров, работ и услуг расходуются на оплату труда наемным рабочим, а также распределяются на уплату процентов по долговым обязательствам, а также общество обязано уплачивать налоги и текущие платежи.
Кроме того, следует учесть возникшую эпидемиологическую ситуацию в мире, возникшую в марте 2020 года в связи с распространением коронавирусной инфекцией COVID-19, усугубившую финансовое положение предприятия.
Таким образом, поскольку АО «Нефтекамский хлебокомбинат» находится в трудном финансовом положении, исполнить своевременно судебные решения возможности не имело.
Как следует из материалов дела, в действиях истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Федерального закона "Об исполнительном производстве", являющееся необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
При таком положении вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для освобождения АО «Нефтекамский хлебокомбинат» от уплаты исполнительского сбора является незаконным и необоснованным.
С учетом того, что судом первой инстанции допущены ошибки в применении и толковании норм процессуального и материального права, которые повлияли на исход рассмотрения дела, принятый им судебный акт подлежит отмене с разрешением вопроса по существу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 315 - 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 02 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░ 07 ░░░ 2021 ░░░░, 13 ░░░ 2021 ░░░░, 13 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░:
№ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... | |||||
... | ... | ... |
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░