Докладчик Блинова М.А. |
Апелляционное дело №33-1143/2017 Судья Фомина Н.Э. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 марта 2017 года г.Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Блиновой М.А.,
судей Нестеровой А.А., Филимоновой И.В.,
при секретаре Яковлеве А.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Красавцева А.К. к администрации Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики о признании незаконным решения межведомственной комиссии, возложении обязанности включить в список детей-сирот, подлежащих обеспечению благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, поступившее по апелляционной жалобе Красавцева А.К. на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 06 декабря 2016 г.
Заслушав доклад председательствующего судьи Блиновой М.А., выслушав объяснения истца Красавцева А.К., поддержавшего доводы апелляционной жалобы на решение суда, судебная коллегия
установила:
Красавцев А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском к администрации Ленинского района г.Чебоксары о признании недействительным решения межведомственной комиссии при администрации Ленинского района г.Чебоксары от 27 июля 2016 г. в части отказа в постановки его на учёт, как лица, относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и возложить обязанность на администрацию Ленинского района г.Чебоксары принять его на учёт, как лицо, относящееся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, с момента обращения с заявлением, а именно с 28 октября 2009 г.
Исковые требования мотивировал тем, что он относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 28 октября 2009 г. он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, решение было принято, но каких-либо мер по предоставлению соответствующего жилья не было произведено. После обращения в администрацию Ленинского района г.Чебоксары выяснилось, что он не включён в списки нуждающихся в жилом помещении указанной выше категории граждан. При повторном обращении в администрацию Ленинского района г.Чебоксары о постановке его на учёт нуждающихся, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, решением межведомственной комиссии при администрации Ленинского района г. Чебоксары от 27 июля 2016 г. ему был отказано во включении в указанные списки. Данный отказ истец считает незаконным, поскольку он относится к категории детей-сирот и в силу положений Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 155 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на предоставление ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. Кроме того, согласно п. 2.4 раздела 2 письма Министерства образования и науки РФ от 08 апреля 2014 года п вк-615/07 «О методических рекомендациях по внедрению эффективного механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» включение детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, в список субъекта Российской Федерации, должно осуществляться, в том числе, по инициативе уполномоченного органа представительной власти субъекта РФ, ответственного за формирование списка.
В судебном заседании истец Красавцев А.К., его представитель Дунина Е.Н. исковые требования поддержали по изложенным основаниям. Истец дополнительно суду пояснил, что проживал с матерью в квартире <адрес>, мать умерла в ... году, он проживает до настоящего времени по указанному адресу, квартиру приватизировал. Истец неоднократно обращался в администрацию Ленинского района г. Чебоксары для постановки на учет для получения жилья, всегда получал отказы в постановке на учет.
Представитель ответчика администрации Ленинского района г.Чебоксары Егорова Н.Г. в удовлетворении исковых требований просила отказать, указав, что Красавцев А.К. остался без попечения родителей в возрасте ... лет за .... У Красавцева А.К. на момент смерти единственного родителя имелось жилое помещение, в котором он проживал, и действующее на тот момент законодательство, не позволяло предоставлять ему жилое помещение. Даже если Красавцев А.К. обращался в отдел учета и распределения жилья администрации Ленинского района г. Чебоксары в 2009 году, вероятно, ему был дан ответ об отказе в постановке на учет, поскольку у него имеется жилое помещение. С 1 января 2013 года статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ действует в новой редакции, в соответствии с которой даже при наличии жилого помещения закрепленного, либо находящегося в собственности у лица, относящегося к категории детей-сирот, в случае признания невозможным проживание в таком помещении, такие дети могут быть поставлены на учет и обеспечены в последующем квартирой. На 01 января 2013 года Красавцеву А.К. исполнилось ... лет, а в списки подлежат включению лишь те дети-сироты, которым на 01 января 2013 года не исполнилось 23 года. Соответственно, на Красавцева А.К. действие указанного выше закона с изменениями, действующими с 01 января 2013 года, не распространяется. Впервые Красавцев А.К. обратился в орган опеки и попечительства администрации Ленинского района г. Чебоксары о включении его в список в 2016 году. Так как в настоящее время Красавцев А.К. не относится к категории детей из числа сирот в связи с достижением возраста 23 лет, ему было отказано постановке на учет.
Третьи лица Министерство финансов Чувашской Республики, отдел охраны детства при администрации Ленинского района г.Чебоксары, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства по Чувашской Республике, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей на судебное заседание не обеспечили.
Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 06 декабря 2016 г. в удовлетворении исковых требований в Красавцева А.К. к администрации Ленинского района г.Чебоксары о признании незаконным решения межведомственной комиссии от 27 июля 2016 года в части отказа в постановке на учет, как лицо, относящееся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и возложении обязанности включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений с 28 октября 2009 г., отказано.
Указанное решение обжаловано истцом Красавцевым А.К. на предмет его отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Красавцев А.К. поддержал доводы апелляционной жалобы. При этом он судебной коллегии пояснил, что на его обращение от 28 октября 2009г. был дан ответ, что он может встать только в общую очередь на получение жилья, а не как сирота, из-за наличия у него жилья. Такой ответ он не обжаловал, после обратился с письменным заявлением о включении в список лиц из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей только в 2016г.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца,проверив решение суда в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Красавцев А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, остался сиротой в возрасте ... лет ... месяцев, поскольку его мать умерла ДД.ММ.ГГГГ, а сведения об отце записаны со слов матери. Красавцев А.К. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом установлено, что 12 июля 2016 года Красавцев А.К. в возрасте ... лет обратился в администрацию Ленинского района г.Чебоксары с письменным заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жильем в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ.
Постановлением главы администрации Ленинского района г.Чебоксары от 02 августа 2016 г. Красавцеву А.К. отказано во включении в указанный список нуждающихся в обеспечении жильем в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ по тем основаниям, что он достиг возраста 23 лет, при этом ранее на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоял и о своих правах состоять на таком учете не заявлял.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Красавцева А.К., суд первой инстанции исходил из того, что истец в настоящее время не относится к категории лиц, установленных Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ, поскольку обратился с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в возрасте 27 лет, до достижения возраста 23 лет с требованием о предоставлении ему жилого помещения или о постановке на учет для получения жилого помещения в органы местного самоуправления не обращался. Отказывая в удовлетворении искового заявления, суд также исходил из того, что абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года 159-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 08,02.1998 №17-ФЗ, от 22.08.2004 №122-ФЗ, действовавшим до 1 января 2013г.) предусмотрено обеспечение вне очереди жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Однако Красавцев А.К. имел право пользования квартирой <адрес>, за истцом фактически было закреплено жилое помещение, в котором он проживал на момент смерти единственного родителя, квартиру истец приватизировал в 2007г., то с учетом действующего на тот момент правового регулирования вопрос об обеспечении его жильем как лицу из числа детей-сирот органами опеки и попечительства администрации Ленинского района г.Чебоксары не ставился. На момент внесения изменений в законодательное регулирование относительно обеспечения жильем, т.е. изменения ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей с 01.01.2013 г.) Красавцев А.К. уже достиг возраста ... года.
Судебная коллегия вышеизложенные выводы суда первой инстанции находит правильными, как основанные на нормах федерального законодательства и обстоятельствах дела.
Действительно, с учетом возраста Красавцева А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения им возраста ... лет вопрос об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулировался статьей 57 Жилищного кодекса РФ и Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции действовавшей до вступления в силу с 1 января 2013г. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ). При этом на момент введения новой редакции статьи 8 указанного Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 01.01.2013 г. Красавцеву А.К. уже исполнилось ... года. Поэтому судом первой инстанции правильно применены нормы материального права с учетом действия федерального закона во времени применительно к спорным правоотношениям.
Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями предусмотрено Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Статьей 1 названного Федерального закона установлено, что к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями предусмотрено Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г.), пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г.) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом в соответствии со ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ одним из обязательных условий предоставления детям-сиротам жилого помещения вне очереди являлось отсутствие у них закрепленного жилого помещения.
Так, абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г.) было закреплено: «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Соответственно до достижения истцом 24 лет ст. 8 указанного Федерального закона» действовала в вышеизложенной редакции. При этом предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер и возможно было при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2013 г., детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Гарантии и основания обеспечения жильем детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2013 г., расширены.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с 1 января 2013 года. При этом в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся обеспечения социально незащищенных граждан жилыми помещениями, базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане, не обращавшиеся за реализацией указанного права, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот, т.е. если бы он в возрасте до 23 лет в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г.), пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г.) имел право на внеочередное получение жилья в связи с отсутствием закрепленного жилого помещения, обращался с заявлением о принятии его на учет для получения жилья, принят на учет органами местного самоуправления (либо ему незаконно отказано в принятии на такой учет).
Однако совокупность изложенных обстоятельств судом первой инстанции по рассматриваемому делу не установлено. Так установлено, Красавцев А.К. вместе с матерью проживал в квартире <адрес> (площадью ... кв.м.), после смерти матери при возрасте истца ... лет ... мес. истец остался один проживать в указанной квартире, 14 февраля 2007г. истец приватизировал в свою собственность указанную квартиру, т.е. за истцом фактически было закреплено жилое помещение, то с учетом действующего на тот момент правового регулирования вопрос об обеспечении Красавцева А.К. жильем органами опеки и попечительства администрации Ленинского района г.Чебоксары не ставился.
Сам истец Красавцев А.К. в судебном заседании суда апелляционной инстанции подтверждает, что он не стоял на учете на обеспечение жильем во внеочередном порядке как лицо из числа детей-сирот в соответствии с прежним законодательным регулированием.
В рассматриваемой ситуации, как это установлено материалами дела, истец в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в новой редакции, действующей с 01.01.2013г.) обратился в орган местного самоуправления с письменным заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилье как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 12 июля 2016 года, то есть в возрасте ... лет. Доказательства уважительности причин не обращения с заявлением о постановке на учет на получение жилья как сироте до указанного возраста материалы дела не содержат. Красавцев А.К. социально адаптирован, находится в браке с 2016г. По доводам самого Красавцева А.К. он имеет ... образование, инвалидом не является.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец сохраняет право на льготное обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку такое право им не реализовано до 23 лет, судебная коллегия признает несостоятельными в связи с неправильным толкованием норм материального права.
Материалами дела не подтверждены право Красавцева А.К. на получение жилья во внеочередном порядке в соответствии с жилищным законодательством, действовавшим на период до достижения им возраста 23 лет, поскольку он имел закрепленное отдельное жилье на праве собственности, ни доказательства постановки его на учет на получение жилья как лицу из числа детей-сирот, ни факт незаконного отказа в постановке на учет.
12 июля 2016 года Красавцев А.К. в возрасте ... лет обратился в администрацию Ленинского района г.Чебоксары с письменным заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жильем в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ.
При вышеизложенных обстоятельствах постановление главы администрации Ленинского района г.Чебоксары от 02 августа 2016 г. об отказе во включении истца в указанный список нуждающихся в обеспечении жильем по тем основаниям, что он достиг возраста 23 лет, при этом ранее на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоял и о своих правах состоять на таком учете не заявлял, не противоречит Федеральному закону от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении, основаны на неверном толковании норм материального права, указанным доводам дана надлежащая оценка судом первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу решения суда.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Красавцева А.К. на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 06 декабря 2016 г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи: А.А. Нестерова
И.В. Филимонова