Решение по делу № 33-479/2024 от 17.01.2024

Судья Ковунев А.В. Дело № 33-479/2024УИД 44RS0001-01-2023-003079-06№ дела в суде первой инстанции 2-3534/2023

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кострома                                          18 марта 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

    председательствующего судьи Ильиной И.Н.

    судей Зиновьевой Г.Н., Ивановой О.А.

при секретаре Патемкиной Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Костромы в интересах Зимаковой Ирины Александровны, Зимакова Артема Сергеевича к администрации города Костромы о предоставлении жилого помещения по договору социального найма

с апелляционной жалобой администрации г. Костромы на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 13 ноября 2023 года.

Заслушав доклад судьи Ильиной И.Н., выслушав представителя администрации города Костромы Сафронова И.Н., поддержавшего апелляционную жалобу, возражения относительно апелляционной жалобы прокурора Рыловой Т.В., Зимаковой И.А., её представителя адвоката Лебедевой Ж.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор г. Костромы обратился в суд с иском в интересах Зимаковой И.А. и Зимакова А.С. о предоставлении на основании договора социального найма благоустроенного применительно к условиям г. Костромы, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающего санитарным и техническим требованиям, расположенного на территории г. Костромы, изолированного жилого помещения из муниципального жилищного фонда г. Костромы.

Требования обоснованы тем, что в ходе проведенной прокуратурой г. Костромы проверки по вопросам соблюдения жилищного законодательства установлено, что Зимакова И.А. проживает по адресу: <адрес> со своей матерью Клюшенковой Н.В. и сыном Артемом, ДД.ММ.ГГГГ г.р., являющимся инвалидом <данные изъяты>, которому требуется использование кресла-коляски. Данное жилое помещение заключением МВК от ДД.ММ.ГГГГ признано непригодным для проживания инвалида. Зимакова И.А. с составом семьи из 3 человек состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилья с ДД.ММ.ГГГГ. Однако мер к предоставлению семье Зимаковой И.А. жилого помещения администрацией г. Костромы не принято. 05.04.2023 г. в адрес администрации г. Костромы прокуратурой внесено представление, однако нарушения не устранены. Указанные нарушения ущемляют право Зимакова А.С. на соблюдение гарантируемого государством права на жилье и требуют принятия мер, направленных на защиту указанной категории лиц.

В ходе рассмотрения дела Зимаков А.С. и Зимакова И.А. требования уточнили, просили суд возложить на муниципальное образование городской округ город Кострома в лице администрации города Кострома предоставить во внеочередном порядке Зимаковой Ирине Александровне с составом семьи Зимаков Артем Сергеевич, Клюшенкова Наталия Васильевна на основании договора социального найма жилого помещения благоустроенное жилое помещение в пределах города Костромы равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее санитарным и техническим требованиям, а также требованиям к жилым помещениям, предусмотренным разделом IV Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».

В качестве третьих лиц в деле участвовали департамент по труду и социальной защите населения Костромской области, Управление муниципальным и жилищным фондом Администрации г. Костромы, администрация Костромской области, Клюшенкова Н.В.

Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 13 ноября 2023 года исковые требования прокурора г. Костромы удовлетворены. На муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы возложена обязанность предоставить во внеочередном порядке Зимаковой Ирине Александровне с составом семьи Зимаков Артем Сергеевич, Клюшенкова Наталия Васильевна на основании договора социального найма жилого помещения благоустроенное жилое помещение в пределах города Костромы равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, по адресу: <адрес> - отвечающее санитарным и техническим требованиям, а также требованиям к жилым помещениям, предусмотренным разделом IV Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».

В апелляционной жалобе представитель администрации г. Костромы Сафронов И.Н. просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что помещение признано в установленном законом порядке непригодным для проживания инвалида. В отношении нанимателя и других членов семьи нанимателя помещение непригодным, в том числе по причине его аварийности, не признавалось. Полагает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что для предоставления жилого помещения на основании договора социального найма семье Зимаковых вне очереди выполняются все условия, установленные ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, однако судом первой инстанции таких юридически значимых обстоятельств, приведенных в данной статье, не установлено. Ссылка суда на раздел 4 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 г. №649 является необоснованной, поскольку эти Правила не устанавливают основания предоставления жилых помещений по договору социального найма, а устанавливают лишь требования к жилым помещениям, занимаемым инвалидами. Суд в решении не обосновал, почему проживание инвалида в жилом помещении, не отвечающем требованиям Правил №649, влечет автоматическое применением к правоотношениям п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Также несостоятельна ссылка суда на ст. 15 Закона о социальной защите инвалидов, поскольку данные нормы не регламентируют обеспечение инвалидов жилыми помещениями, кроме того, п. 53 ч. 1 ст. 44 ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» прямо относит указанные полномочия к ведению органов государственной власти субъекта РФ. То обстоятельство, что общие нормы статей 52, 57 ЖК РФ возлагают обязанность по ведению учета граждан, а также представление по договорам социального найма на орган местного самоуправления не исключает необходимости соблюдения очередности предоставления и обеспечение финансирования за счет средств субъекта.

В возражениях относительно апелляционной жалобы Зимакова И.А. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц, извещенных о дате судебного заседания в порядке, установленном в ст. 113 ГПК РФ, и не просивших о его отложении.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, исследовав новые доказательства – программу реабилитации инвалида, учетное дело, справку о праве на дополнительную жилую площадь, справку об инвалидности, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, согласно выписке из реестра муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ является муниципальной собственностью (л.д. 12).

По договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ наймодатель в лице Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Костромы предоставил Зимаковой И.А. в бессрочное владение и пользование жилое помещение состоящее из <данные изъяты> комнат в квартире общей площадью <данные изъяты> кв. м., которое будет использовать наниматель и члены его семьи. (л.д. 15-16).

По данным ОГБУ «Костромаоблкадастр-Областное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ данное жилое помещение расположено на втором этаже многоквартирного дома имеет площадь <данные изъяты> кв.м., состоит из двух <данные изъяты> жилых комнат, площадью <данные изъяты>, совмещенного санузла площадью <данные изъяты> кв.м.,

Согласно справке МКУ г. Костромы «Центр регистрации граждан» в настоящее время в вышеуказанной квартире зарегистрированы: наниматель Зимакова Ирина Александровна ДД.ММ.ГГГГ г.р., ее мать Клюшенкова Наталия Васильевна ДД.ММ.ГГГГ г.р., ее сын Зимаков А.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Зимаков А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является инвалидом <данные изъяты>, согласно программе реабилитации у него имеется нарушение функций <данные изъяты>, вызывающее необходимость использования кресла-коляски ( л.д.167). В соответствии со справкой врача <данные изъяты> ( л.д.157) нуждается в постоянном постороннем уходе.

Зимакова И.А., Клюшникова Н.В. пенсионерки <данные изъяты>, что подтверждается представленными в материалы дела копиями удостоверений.

Согласно заключениям межведомственной комиссии жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> признано непригодным для проживания инвалида Зимакова А.С. и отсутствует возможность приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

С ДД.ММ.ГГГГ Зимакова И.А. и члены ее семьи Зимаков А.С, Клюшенкова Н.В. признаны малоимущими и поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории - малоимущие граждане. Сведений о правах их на другие жилые помещения, кроме занимаемого по вышеуказанному договору социального найма, в материалах дела не имеется, и данные обстоятельства никем из лиц, участвующих в деле, в ходе его рассмотрения не оспаривались.

Согласно п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений, единственные жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат

Руководствуясь данной нормой, установив приведенные выше обстоятельства, суд первой инстанции уточненные требования удовлетворил в полном объеме.

При этом суд исходил из того, что семья Зимаковой И.А. была поставлена на жилищный учет по установленному жилищным законодательством основанию, жилое помещение, в котором имеется в составе семьи инвалид, страдающий заболеванием, требующим применения инвалидных кресел-колясок, в установленном законом порядке признано непригодным для проживания инвалида, в связи с чем данная семья подлежит обеспечению жилым помещением органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда.

Возлагая обязанность предоставить жилое помещение на администрацию города Костромы, суд первой инстанции указал, что согласно положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 14 и п. 3 ч. 2 ст. 19, 49 ЖК РФ, ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанность предоставления жилого помещения обеспечение жилыми помещениями той категории граждан, к которой относится Зимакова И.А. и члены ее семьи, в рамках действующего правового регулирования возможно только через органы местного самоуправления, на которые согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ возложена функция учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и которые осуществляют такое предоставление в соответствии с ч. ч. 1 - 3 ст. 57 ЖК РФ.

    Коллегия соглашается с выводом суда о наличии у инвалида <данные изъяты> Зимакова А.С. права на внеочередное получения жилого помещения, пригодного для проживания инвалида-колясочника, и о том, что обязанность по предоставлению такого жилого помещения правомерно возложена на администрацию города Костромы.

Однако с выводами суда о необходимости предоставить жилое помещение равнозначное ранее занимаемому и о том, что оно должно быть предоставлено Зимаковой И.А. и Клюшенковой Н.В. коллегия согласиться не может ввиду следующего.

Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном данным кодексом порядке.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Так, в силу пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

Данная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).

Поскольку Зимаков А.С. признан малоимущим, принят на учет нуждающихся в жилом помещении, поскольку занимаемое им помещение непригодно для его как инвалида-колясочника проживания, то он имеет право на получение жилого помещения вне очереди.

    Причем из содержания п.5 ч.1 ст.14 ЖК РФ, ч.2 ст. 49 ЖК РФ следует, что жилым помещением он должен обеспечиваться из муниципального жилищного фонда, так как относиться к категории нуждающихся в жилых помещениям, указанных в ч.2 ст. 49 ЖК РФ - малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Кроме того, коллегия отмечает, что иной порядок предоставления жилых помещений инвалидам, чьи жилые помещения непригодны для проживания, не предусмотрен какими-либо нормативными актами.

     Вопреки доводам апелляционной жалобы п.53 ч.1 ст. 44 ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации участие в обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур в пределах установленных полномочий, а возлагает обязанность по предоставлению жилых помещений.

     Принимая во внимание, что занимаемое совершеннолетним истцом жилое помещение не признано в установленном порядке аварийным, пригодно для проживания членов его семьи матери Зимаковой И.А. и бабушки Клюшенковой Н.В., оснований для предоставления жилого помещения для всех членов его семьи не имеется.

    То обстоятельство, что Зимаков А.В. нуждается в постоянном постороннем уходе, не дает оснований для предоставления жилого помещения с учетом его родственников, поскольку уход за ним могут осуществлять не только его близкие родственники, но и иные лица, в том числе работники специализированных учреждений. Наличие у лица, осуществляющего уход за инвалидом, постоянного места жительства, не совпадающего с местом жительства инвалида, не препятствует осуществлению ухода за ним.

    Также у суда не имелось оснований и для предоставления помещения равнозначного по площади ранее занимаемому. Согласно ч.5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

    Принцип предоставления равнозначного жилого помещения исходя из Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014) применим лишь к случаям предоставления жилого помещения по ст. 89 ЖК РФ (в связи с выселением из ранее занимаемого) и когда многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в адресную программу по переселению граждан.

    Согласно ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов» инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с постановлением врачебной комиссии ОГБУЗ <данные изъяты> Зимаков А.С. имеет заболевание, дающее право на дополнительную жилплощадь в соответствии приказом Минздрава РФ от 30.11.2012 года № 991н. в редакции приказа Минздрава РФ от 05.09.2019 № 728 н.

    При таких обстоятельствах коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим изменению: на администрацию города Костромы следует возложить обязанность по предоставлению Зимакову А.С. на основании договора социального найма благоустроенного жилого помещение в пределах города Костромы по норме предоставления с учетом права на дополнительную жилую площадь, превышающую норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), отвечающее санитарным и техническим требованиям, а также требованиям к жилым помещениям, предусмотренным разделом IV Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».

    В удовлетворении требований о предоставления жилого помещения, равнозначного по площади ранее занимаемому, и с учетом членов семьи Зимаковой И.А. и Клюшенковой Н.В. следует отказать.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Свердловского районного суда г. Костромы от 13 ноября 2023 года изменить.

    Обязать муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы предоставить во внеочередном порядке Зимакову Артему Сергеевичу (СНИЛС <данные изъяты>) на основании договора социального найма благоустроенное жилое помещение в пределах города Костромы по норме предоставления с учетом права на дополнительную жилую площадь, превышающую норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), отвечающее санитарным и техническим требованиям, а также требованиям к жилым помещениям, предусмотренным разделом IV Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».

В удовлетворении требований о предоставлении жилого помещения с учетом членов семьи Зимаковой И.А. и Клюшенковой Н.В., а также равнозначного ранее занимаемому отказать.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба во Второй кассационный суд общей юрисдикции через Свердловский районный суд г. Костромы в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи:

33-479/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Зимакова Ирина Александровна
Прокурор г.Костромы
Зимаков Артем Сергеевич
Ответчики
Администрация г.Костромы
Другие
Администрация Костромской области
Клюшенкова Наталия Васильевна
Управление муниципальным жилищным фондом Администрации г.Костромы
Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области
Суд
Костромской областной суд
Дело на странице суда
oblsud.kst.sudrf.ru
18.01.2024Передача дела судье
26.02.2024Судебное заседание
18.03.2024Судебное заседание
25.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.04.2024Передано в экспедицию
18.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее