ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88А-7954/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 июня 2020 года город Самара
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Алексеева Д.В.,
судей Сказочкина В.Н., Карякина Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Антонова В.Н. на решение Приволжского районного суда г. Казани от 14 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 20 декабря 2019 года по административному делу № 2а-3255/2019 по административному исковому заявлению Антонова В.Н. к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании незаконным постановления.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В., выслушав объяснения представителя административного истца Шамовой И.Ю., судебная коллегия
установила:
Антонов В.Н. обратился в суд с административным иском о признании незаконным постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 29 марта 2019 года № 1099 «О признании утратившими силу постановлений Исполнительного комитета города Казани № 764 от 27 февраля 2018 года и № 5821 от 13 ноября 2018 года», полагая, что оспариваемым постановлением в противоречии с нормами земельного законодательства незаконно отменены постановления об утверждении схемы расположения земельного участка, на основании которых он заключил с исполнительным комитетом муниципального образования города Казани соглашения о перераспределении земельных участков и присоединил к своему земельному участку, расположенному по <адрес> земельные участки площадью <данные изъяты> кв.м. и <данные изъяты> кв.м. Указывает на то, что оснований для отказа в перераспределении земельных участков у административного ответчика не имелось, протест прокурора, потребовавшего впоследствии отменить постановления, являлся незаконным.
Решением Приволжского районного суда г. Казани от 14 июня 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 20 декабря 2019 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 29 января 2020 года и поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 11 февраля 2020 года, административный истец Антонов В.Н. просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении его административного иска. Приводит доводы о том, что постановлениями, которыми были утверждены схемы расположения земельного участка, не были нарушены требования пункта 4.3.1 соглашения между Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и муниципальным образованием г. Казань, на который сослались суды первой и апелляционной инстанции, так как данный пункт действует только в отношении рассмотрения вопросов о предоставлении участков площадью свыше 400 кв.м., Земельный кодекс Российской Федерации не содержит ограничений по количеству обращений в муниципальное образование за перераспределением земельных участков, его обращения имели место в разное время и в отношении двух разных земельных участков. Кроме того, соглашение между Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и муниципальным образованием г. Казань от 21 марта 2016 года не является правовым актом, обязательным для неопределенного круга лиц.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель административного истца Шамова И.Ю. доводы кассационной жалобы поддержала. Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, проверив в соответствии со статьями 327, 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
Согласно подпунктам 8, 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если в результате перераспределения площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков, а также если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что Антонову В.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м. Постановлением Исполнительного комитета города Казани от 27 февраля 2018 года № 764 утверждена схема расположения земельного участка, его площадь которого составила <данные изъяты> кв.м., постановлением от 13 ноября 2018 года № 5821 утверждена схема расположения земельного участка, площадь участка составила <данные изъяты> кв.м.
Данные обстоятельства послужили основанием для внесения прокурором г. Казани в адрес руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани протеста с требованием в течение 10 дней отменить постановления от 27 февраля 2018 года № 764 и от 13 ноября 2018 года № 5821 и принять меры к восстановлению границ исходного земельного участка путем снятия с кадастрового учета существующего участка. В протесте указывалось на принятие постановлений с нарушением пункта 4.3.1 соглашения о взаимодействии от 21 марта 2016 года, заключенного между Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и Муниципальным образованием города Казани, который предусматривает обязанность муниципального образования представлять на рассмотрение в министерство документы о совершении сделок с земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, площадью свыше 400 кв.м. (реализация, аренда, обмен, безвозмездное пользование, перераспределение в порядке статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации при отсутствии проекта межевания территории).
Отмечалось, что неоднократное обращение Антонова В.Н. в орган местного самоуправления за перераспределением земельных участков позволило избежать согласования оказания муниципальных услуг с Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, выявив допущенное нарушение порядка перераспределения земельных участков, исполнил требование прокурора и отменил ранее принятые постановления.
Судами установлено, что между Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и муниципальным образованием г.Казань заключено Соглашение о взаимодействии от 21 марта 2016 года, в соответствии с пунктом 4.3.1 которого муниципальное образование обязуется предоставлять на рассмотрение в Министерство документы по совершению сделок с земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, площадью свыше 400 кв.м.
Отказывая в удовлетворении требований Антонова В.Н., суды, учитывая, что административный ответчик действовал во исполнение требований прокурора, а соглашение, заключенное между Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и муниципальным образованием г. Казань в установленном законом порядке не изменено, не отменено и не признано недействующим, пришли к правомерным выводам о том, что со стороны административного ответчика не имела места незаконная отмена постановлений от 27 февраля 2018 года № 764 и от 13 ноября 2018 года № 5821.
Суды приняли во внимание, что административный истец не лишен возможности вновь обратиться к административному ответчику с заявлением о перераспределении земельных участков и претендовать на испрашиваемые земельные участки.
Согласно нормам части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Названных условий по делу не установлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суды правильно определили имеющие значение для дела обстоятельства, согласно основаниям административного иска.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Приволжского районного суда г. Казани от 14 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 20 декабря 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Антонова В.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: