Решение по делу № 12-458/2019 от 27.05.2019

Дело № 12-458/2019

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан Республика Хакасия 11 июля 2019 года

Судья Абаканского городского суда Республики Хакасия Лоцкий Ю.Н.,

при секретаре Коротаевой Н.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в поселке <адрес>, на постановление врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> от 07.05.2019г., о назначении административного наказания по ч. 7 ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Огласив жалобу, заслушав защитника ФИО12 Л.В., представителя УФАС по <адрес> ФИО13 И.О., исследовав материалы дела, Абаканский городской суд Республики Хакасия

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> (далее - УФАС по <адрес>) от 07.05.2019г. должностное лицо – министр здравоохранения Республики Хакасия ФИО14 В.Ф. признан виновным и привлечен к административной ответственности по ч. 7 ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административному штрафу в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ФИО15 В.Ф. обратился в Абаканский городской суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит принятое решение отменить, производство по делу прекратить.

Отмечает, что в соответствии с ч. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Предоставление предусмотренных настоящим пунктом субсидий, за исключением субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями.

Поскольку учредителем (Минздравом Хакасии) до ГБУ РХ «Ресфармация» доведено государственное задание, обязательное к исполнению, ГБУ РХ «Ресфармация» и Минздрав Хакасии заключили соглашение в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса.

Полагает, что заключение соглашений о порядке и условиях предоставления субсидий обусловлено законодательством.

В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по дела об административном правонарушении, ФИО16 В.Ф. не явился, будучи извещенный о месте и времени рассмотрения жалобы надлежащим образом.

Защитник ФИО17 Л.В. в судебном заседании поддержала доводы жалобы по изложенным в ней основаниям. Просит постановление УФАС по <адрес> о привлечении ФИО18 В.Ф. к административной ответственности отменить в связи с отсутствием состава правонарушения, производство по делу прекратить.

Представитель УФАС по <адрес> ФИО19 И.О. полагал, что доводы жалобы необоснованны, выводы врио заместителя руководителя УФАС по РХ о наличии в действиях министра здравоохранения Республики Хакасия ФИО20 В.Ф. состава правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждаются материалами дела. Просил постановление о назначении административного наказания оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, проверив соответствие выводов установленным по делу обстоятельствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого акта, судья, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении данное требование закона не выполнено.

Как следует из протокола об административном правонарушении от 25.01.2019 г., составленному в отношении должностного лица – министра здравоохранения Республики Хакасия ФИО21 В.Ф., а также обжалуемого постановления о назначении административного наказания, последнему инкриминируется правонарушение, предусмотренное ч. 7 ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в заключении дополнительных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ) от ДД.ММ.ГГГГ , а также дополнительных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование данного вывода врио заместителя руководителя УФАС по РХ ФИО22 О.О. ссылается на следующие материалы дела и установленные фактические обстоятельства.

В соответствии с протоколом заседания балансовой комиссии по рассмотрению деятельности ГУП РХ «Ресфармация» по результатам работы за 1 квартал 2015 года от ДД.ММ.ГГГГ рекомендовано Министерству здравоохранения Республики Хакасия совместно с Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, Министерством экономики Республики Хакасия и ГУП РХ «Ресфармация» в срок до ДД.ММ.ГГГГ проработать возможность изменения организационно-правовой формы предприятия с учетом сохранения его социальной направленности.

Согласно обращению ГУП РХ «Ресфармация» в Министерство экономики Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ поручение плановых государственных заданий автономному учреждению даст возможность оказывать услуги по основному виду деятельности, иметь дополнительный доход. Кроме того, преобразование в автономное учреждение потребует системной подготовки нормативных актов Правительства Республики Хакасия о наделении вновь образованного учреждения полномочиями, разработки Положений об осуществлении определенного вида услуг, регламента, систематизирующего осуществление услуг, условий и порядка финансирования. Осуществление деятельности на основе получаемых автономным учреждением заданий, исполнение государственных программ и иных возложенных функций являются гарантией длительного существования предприятия, существенной экономии бюджетных средств, а также гарантирует ответственность исполнителя при осуществлении деятельности.

В соответствии с протоколом рабочего совещания о смене организационно-правовой формы ГУП РХ «Ресфармация» от ДД.ММ.ГГГГ министр имущественных и земельных отношений Республики Хакасия ФИО23 Е.Б. отметила, что нужно принять решение в отношении ГУП РХ «Ресфармация» в виду того, что на рынке возрастает конкуренция и предприятию тяжелее существовать на рынке и достигать уставных целей становится все труднее.

В силу протокола заседания балансовой комиссии по рассмотрению деятельности ГУП РХ «Ресфармация» по результатам работы за 1 полугодие 2015 года от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об изменении организационно-правовой формы предприятия с учетом сохранения его социальной направленности.

В материалы дела представлено экономическое обоснование реорганизации ГУП РХ «Ресфармация», составленное министром имущественных и земельных отношений ФИО24 Е.Б., министром здравоохранения Республики Хакасия ФИО25 В.Г., министром экономики Республики Хакасия ФИО26 Т.В., в котором последние констатируют наличие возможности оказания логистических услуг, связанных с социально-направленным оборотом лекарственных препаратов, лишь после победы в конкурсе в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Внесенные в вышеуказанный Федеральный закон изменения в части формирования цен на жизненно важные и необходимые лекарственные препараты привели к снижению доходности предприятия. Унитарное предприятие для получения права на осуществление логистических услуг участвует в торгах на конкурсной основе и источник таких доходов для предприятия не является гарантированным. В связи с чем, необходимо преобразовать предприятие в бюджетное учреждение и включить в государственное задание логистические услуги, услуги по хранению лекарственных препаратов на случай возникновения чрезвычайных ситуаций, распределение наркотических и психотропных веществ. Финансирование планируемого объема субсидии на выполнение государственного задания государственного бюджетного учреждения предлагается осуществлять за счет бюджетных ассигнований, которые будут предусмотрены в бюджете Республики Хакасия для Минздрава Хакасии на выполнение государственного задания с определением прав, обязанностей и ответственности сторон, а также объемов и периодичности перечисления субсидии на выполнение государственного задания в течение финансового года.

В соответствии с протоколом от 23.12.2015 г. совещания рабочей группы по контролю за осуществлением ГУП «Ресфармация» деятельности, установленной действующим законодательством, под председательством министра здравоохранения ФИО27 Н.В., с участием представителей данных министерства и предприятия, решено заключать в течение 1 квартала 2016 года на период до завершения реорганизации ГУП «Ресфармация» договоры свободного закупа по хранению, распределению и отпуску лекарственных препаратов, биологически активных добавок, наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров и медицинских изделий, в том числе для нужд резерва лекарственных средств для медицинского применения и медицинских изделий (пункт 1 протокола). После проведения процедуры государственной регистрации ГУП РХ «Ресфармация» утвердить государственное задание ГБУ РХ «Ресфармация» на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов (пункт 2 протокола).

После чего Министерство здравоохранения Республики Хакасия 01.01.2016г. заключило 175 договоров на оказание логистических услуг, связанных с реализацией программы льготного лекарственного обеспечения, на общую сумму 17 482 500 рублей (175 договоров на сумму 99 900 рублей каждый). Предмет договоров – оказание логистических услуг, связанных с реализацией программы льготного лекарственного обеспечения, а именно услуги по приему, хранению, доставке и отпуску продукции для обеспечения отдельных категорий граждан при амбулаторном лечении. Состав и объем услуг, место оказания услуг и срок оказания услуг по заключенным договорам идентичны.

При заключении указанных 175 договоров Министерством здравоохранения Республики Хакасия публичные процедуры на право заключения договоров не проводились, все договоры заключены с ГУП РХ «Ресфармация».

В обжалуемом постановлении врио руководителя УФАС по РХ, учитывая тождественность предмета договоров, временной интервал, в течение которого заключены договоры (все договоры заключены в один день), единую цель договоров - оказание логистических услуг, связанных с реализацией программы льготного лекарственного обеспечения, Хакасское УФАС России приходит к выводу о том, что фактически представленные договоры от 01.01.2016г. образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную 175 договорами для формального соблюдения Закона о контрактной системе, с целью ухода от соблюдения процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Кроме того, должностное лицо административного органа отмечает, что с 29.04.2016 г. ГБУ РХ «Ресфармация» действует в рамках государственного задания, финансируется из средств республиканского бюджета в соответствии с заключенным между Минздравом Хакасии и ГБУ РХ «Ресфармация» соглашением о порядке и условиях предоставления субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ) от ДД.ММ.ГГГГ Размер субсидий скорректирован дополнительным соглашением к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, датированным ДД.ММ.ГГГГ, и составил 32 123 000 рублей в 2016 году.

В 2017 году между Минздравом Хакасии и ГБУ РХ «Ресфармация» заключено аналогичное соглашение от 09.01.2017г. Размер субсидий скорректирован дополнительными соглашениями к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, датированными ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, и составил 43 111 000 рублей в 2017 году.

В 2018 году между Минздравом Хакасии и ГБУ РХ «Ресфармация» заключено аналогичное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ Размер субсидий скорректирован дополнительными
соглашениями к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, датированным
ДД.ММ.ГГГГ и составил 47 721 000 рублей в 2018 году.

По мнению должностного лица административного органа, совокупные действия Минздрава Хакасия и ГБУ РХ «Ресфармация» по заключению 175 договоров на оказание логистических услуг, связанных с реализацией программы льготного лекарственного обеспечения, на общую сумму 17 482 500 рублей (175 договоров на сумму 99 900 рублей каждый), а также субсидированию ГБУ РХ «Ресфармация» в 2016-2018 гг., действия Правительства Республики Хакасия по принятию Постановления Правительства Республики Хакасия от 09.12.2015 № 653 «О реорганизации ГУЛ РХ «Ресфармация» (с учетом предварительной работы министерств в рамках совместных совещаний по вопросам реорганизации Предприятия) в части предоставления возможности выдачи государственного задания, свидетельствует о наличии антиконкурентного соглашения между ними, направленного на уход от конкурентных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе.

В связи с тем, что дополнительные соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, соглашение о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ) от ДД.ММ.ГГГГ , а также дополнительные соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ подписаны ФИО28 В.Ф. должностное лицо УФАС по РХ приходит к выводу о наличии в данных действиях ФИО29 В.Ф. признаков правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ.

Исследовав представленные материалы дела, суд находит вывод врио заместителя руководителя УФАС по РХ о наличии в действиях министра здравоохранения Республики Хакасия ФИО30 В.Ф., состава правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ, ошибочным.

В соответствии с ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией либо государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

О наличии ограничивающего конкуренцию соглашения могут свидетельствовать фактические действия органов государственной власти, направленные на создание преимуществ хозяйствующему субъекту, и использование последним таких преимуществ.

Под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (п. 18 ст. 4 Закона).

В обжалуемом постановлении должностное лицо административного органа находит противоправность действий министра здравоохранения ФИО31 В.Ф. в подписании последним соглашений между Министерством здравоохранения Республики Хакасия и ГБУ РХ «Ресформация» о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ).

В соответствии с ч. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Предоставление предусмотренных настоящим пунктом субсидий, за исключением субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключенными между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями.

Министерством здравоохранения Республики Хакасия (учредителем) до ГБУ РХ «Ресфармация» доведено государственное задание, обязательное к исполнению, на финансовое обеспечение выполнения которого необходимо было субсидирование, в связи с чем ГБУ РХ «Ресфармация» и Министерство здравоохранения Республики Хакасия заключены соответствующие соглашения.

Вывод административного органа о том, что между министром здравоохранения Республики Хакасия ФИО32 В.Ф., Правительством Республики Хакасия и ГБУ «Ресфармация» состоялась договоренность, недопустимая в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, ничем не подтвержден.

Из обжалуемого постановления следует, что противоправные действия, недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, совершены согласовано Правительством Республики Хакасия, Министерством здравоохранения Республики Хакасия и ГБУ РХ «Ресформация». УФАС по РХ усматривает противоправность в совокупных действиях Минздрава Хакасия и ГБУ РХ «Ресфармация» по заключению 175 договоров на оказание логистических услуг, связанных с реализацией программы льготного лекарственного обеспечения, на общую сумму 17 482 500 рублей (175 договоров на сумму 99 900 рублей каждый), субсидированию ГБУ РХ «Ресфармация» в 2016-2018 гг., а также действиях Правительства Республики Хакасия по принятию Постановления Правительства Республики Хакасия от 09.12.2015 № 653 «О реорганизации ГУП РХ «Ресфармация».

Между тем, ФИО33 В.Ф. назначен на должность министра здравоохранения Республики Хакасия распоряжением Главы Республики Хакасия – председателя Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ то есть после реорганизации ГУП РХ «Ресфармация» в ГБУ РХ «Ресформация», с которой административный орган связывает антиконкурентное соглашение.

В силу ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Само по себе субсидирование бюджетного учреждения не свидетельствует об участии ФИО34 В.Ф. в антиконкурентном соглашении, доказательств совершения им недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий также не имеется.

При таких обстоятельствах, с учетом отсутствия бесспорных доказательств вины ФИО35 В.Ф., и принимая во внимание принцип презумпции невиновности, суд приходит к выводу, что в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено оспариваемое постановление, оно является незаконным и подлежит отмене на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а производство по делу прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Жалобу ФИО36 В.Ф. удовлетворить.

Постановление врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> от 07.05.2019 г. в отношении министра здравоохранения Республики Хакасия ФИО37 В.Ф. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья                                     Ю.Н. Лоцкий

12-458/2019

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
КОСТЮШ ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ
Другие
Лимарова Людмира Владимировна
Суд
Абаканский городской суд Республики Хакасия
Судья
Лоцкий Юрий Николаевич
Статьи

14.32

Дело на сайте суда
abakansky.hak.sudrf.ru
27.05.2019Материалы переданы в производство судье
11.07.2019Судебное заседание
16.07.2019Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
06.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2019Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
03.10.2019Вступило в законную силу
19.05.2022Дело оформлено
19.05.2022Дело передано в архив
11.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее