Решение по делу № 4Га-441/2019 от 15.03.2019

1-я инстанция: Галиуллин А.Р.

2-я инстанция: председательствующий Фахрутдинов И.И. 44-ГА-33

Сайдашева Э.Р., Гафиятуллин Ш.Ш. (докл.)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

президиума Верховного Суда Республики Татарстан

10 апреля 2019 года город Казань

Президиум Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего Беляева М.В.,

членов президиума Гафарова Р.Ф., Герасимова А.Ю., Горшунова Д.Н., Курмашевой Р.Э., Романова Л.В.,

при секретаре судебного заседания Сафиной А.Р.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Шамсутдинова Романа Равилевича на решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 17 апреля 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 30 ноября 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению Шамсутдинова Р.Р. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан о признании действий незаконными.

Заслушав доклад по делу судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С., выслушав объяснения представителя Шамсутдинова Р.Р. адвоката Чубаренко И.В., поддержавшей жалобу, возражения представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан Хайруллиной Г.В., обсудив доводы кассационной жалобы, президиум

УСТАНОВИЛ:

Шамсутдинов Р.Р. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний (далее – Управление ФСИН России) по Республике Татарстан о признании действий незаконными.

В обоснование требований указано, что 6 декабря 2017 года Шамсутдинова И.Н., являющаяся матерью административного истца, передавала Шамсутдинову Р.Р., отбывающему наказание в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан» (далее – ФКУ ИК-5) отряд 13, передачу весом 50 килограмм, однако сотрудники колонии отказали ей в принятии данной передачи, исходя из превышения веса передачи.

После неоднократных обращений с жалобами на действия сотрудников исправительной колонии, от Управления ФСИН России по Республике Татарстан 18 февраля 2018 года представителем административного истца был получен ответ о правомерности действий сотрудников ФКУ ИК-5, соответствии их Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, так как общий вес передачи превышал 20 килограмм, при этом общий вес принадлежащих осужденному вещей и предметов, продуктов питания, за исключением хранящихся на складе исправительного учреждения, не может превышать 36 килограмм.

Административный истец просил признать незаконными действия Управления ФСИН России по Республике Татарстан, признавшего правомерным уменьшение предельного веса передачи для осужденных до 36 килограмм, что противоречит Правилам оказания услуг почтовой связи, применяемым в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, предусматривающим максимальный вес одной посылки в 50 килограмм.

Решением Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 17 апреля 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 30 ноября 2018 года, отказано в удовлетворении административного искового заявления Шамсутдинова Р.Р.

Принимая решение, суд первой инстанции, с позицией которого согласилась судебная коллегия, со ссылкой на пункт 3 примечания к приложению № 1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года № 295, статью 90 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исходил из того, что максимальный вес одной посылки, направляемой осужденному, не может превышать 20 килограмм, а нестандартные негабаритные посылки весом до 50 килограмм принимаются в выделенных отделениях почтовой связи, которые по месту расположения ФКУ ИК-5 отсутствуют.

В кассационной жалобе Шамсутдинов Р.Р. просит решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 17 апреля 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 30 ноября 2018 года отменить и принять новое решение об удовлетворении его требований. При этом приводит доводы о том, что судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального и процессуального права.

Шамсутдинов Р.Р. указывает, что первая и вторая судебные инстанции необоснованно ссылаются на Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, поскольку в данному случае подлежит применению статья 90 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, отсылающая для определения максимального веса передачи к почтовым правилам, которые устанавливают максимальный вес посылки, приравниваемой к передаче.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 15 марта 2019 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Татарстан.

Проверив материалы административного дела, президиум полагает, что судами первой и апелляционной инстанций допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, что в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены состоявшегося судебного акта в кассационном порядке.

Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет право гражданину обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.

Статьей 90 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным к лишению свободы разрешается получение посылок, передач и бандеролей.

Максимальный вес одной посылки или бандероли определяется почтовыми правилами. Вес одной передачи не должен превышать установленный вес одной посылки.

Судами установлено, что 6 декабря 2017 года Шамсутдинова И.Н. - мать административного истца - передавала Шамсутдинову Р.Р., отбывающему наказание в ФКУ ИК-5 отряд 13, передачу весом 50 килограмм. Однако сотрудники исправительной колонии отказали ей в принятии передачи такого веса.

Управлением ФСИН России по Республике Татарстан письмом от 18 января 2018 года представителю административного истца, оспорившему действия сотрудников исправительной колонии, был дан ответ о правомерности действий сотрудников ФКУ ИК-5. При этом указано, что максимальный вес передачи и посылки для осужденного, отбывающего наказание в виде лишения свободы, не может превышать 20 килограмм, в том числе исходя из положений Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, установивших общий вес принадлежащих осужденному вещей и предметов, продуктов питания, за исключением хранящихся на складе исправительного учреждения, в размере не более 36 килограмм.

При рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций применительно к конкретным фактическим обстоятельствам дела, нашедшим отражение в исследованных судами документах, оставлено без внимания следующее.

Приведенные положения Уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, определяющие максимальный вес посылки и передачи для осужденного, отбывающего наказание в виде лишения свободы, являются отсылочной (бланкетной) нормой и отсылают к почтовым правилам.

При системном толковании положений Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года № 234, а также пункта 3.1.2 Генеральных условий оказания услуг почтовой связи блоком посылочного бизнеса и экспресс-доставки федерального государственного унитарного предприятия (далее - ФГУП) «Почта России», созданного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2002 года № 1227-р с целью предоставления услуг почтовой связи на территории Российской Федерации (приложение № 2 к приказу ФГУП «Почта России» от 29 сентября 2017 года № 412-п), пункта 4.9 Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденного приказом ФГУП «Почта России» от 17 мая 2012 года № 114-п, вес посылки - внутреннего регистрируемого почтового отправления с товарным вложением - не должен превышать 50 килограмм. Вместе с этим пересылка таких отправлений не зависит от наличия в месте их получения специализированных подразделений указанной организации.

Следовательно, исходя из положений статьи 90 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, с учетом вышеприведенных почтовых правил, максимальный вес одной посылки и одной передачи для осужденного, отбывающего наказание в виде лишения свободы, не должен превышать 50 килограмм.

При этом положения пункта 94 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года № 295, предусматривающего, что вес одной передачи не должен превышать установленный вес одной посылки, составляющий 20 килограмм, признан утратившим силу приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 6 июля 2017 года № 127, вступившим в силу 23 июля 2017 года.

Пункт 3 примечания к приложению № 1 к приведенным Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, ограничивающий общий вес принадлежащих осужденному вещей и предметов, продуктов питания 36 килограммами, не может быть расценен как устанавливающий предельный вес посылки или передачи, поскольку из его содержания следует, что указанные вещи, вес которых превышает установленный, могут находится на складе исправительного учреждения.

Президиум отмечает, что судами принято решение о правах и об обязанностях ФКУ ИК-5, не привлеченного к участию в административном деле.

В связи с допущенными судами первой и апелляционной инстанций существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход административного дела, принятые по делу судебные акты нельзя признать законными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, правильно и в полном объеме определить значимые по делу обстоятельства, поставить на обсуждение вопросы, имеющие правовое значение для правильного разрешения дела, оценить представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и постановить законный и обоснованный судебный акт в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные отношения.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, президиум

ПОСТАНОВИЛ:

решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 17 апреля 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 30 ноября 2018 года по данному делу отменить и направить дело на новое рассмотрение в Вахитовский районный суд города Казани в ином составе судей.

Председательствующий М.В. Беляев

4Га-441/2019

Категория:
Гражданские
Другие
УФСИН РФ по РТ
Шамсутдинов Роман Равилевич
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на сайте суда
vs.tat.sudrf.ru
10.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее