Решение по делу № 33-3804/2024 от 24.10.2024

                                                   ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Соловьева Н.М.

№ дела в суде 1-й инстанции 2-3276/2024

УИД: 04RS0007-01-2024-004016-27

пост. 24.10.2024 г.

дело № 33-3804/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 ноября 2024 года                                                       г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего Вагановой Е.С.,

судей коллегии Чупошева Е.Н., Рабдановой Г.Г.,

при секретаре Раднаевой С.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Открытая сменная общеобразовательная школа № 1», Министерству здравоохранения Республика Бурятия о возложении обязанности организовать оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся,

по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства здравоохранения Республики Бурятия по доверенности Осокиной И.А. на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 9 августа 2024 года, которым исковые требования удовлетворены, постановлено:

Возложить на МБОУ «Открытая сменная общеобразовательная школа №1» г. Улан-Удэ и Министерство здравоохранения Республики Бурятия обязанность организовать оказание обучающимся первичной медико-санитарной помощи в соответствии с требованиями законодательства в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Чупошева Е.Н., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Железнодорожного района обратился в суд с иском к МБОУ «Открытая сменная общеобразовательная школа №1», Министерству здравоохранения Республика Бурятия о возложении обязанности организовать оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся, с 1 сентября 2024 года.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в школе есть медицинский кабинет, в котором имеется необходимое оборудование для предоставления ученикам медицинских услуг, школа имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, медицинский работник в штате данного образовательного учреждения отсутствует, первичная медико-санитарная помощь обучающимся организациями и учреждениями здравоохранения не оказывается, санитарно-гигиенические, профилактические и оздоровительные мероприятия не проводятся.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Железнодорожного района Походиева Н.А. исковые требования поддержала.

Директор МБОУ «Открытая сменная общеобразовательная школа № 1» Аюшеева Н.П. исковые требования не признала.

Представитель ответчика Министерство здравоохранения Республики Бурятия в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель Министерства здравоохранения Республики Бурятия по доверенности - Осокина И.А. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований к Минздраву РБ, указывая, что Министерство, как орган государственной власти, организовало оказание медицинской помощи в образовательных организациях республики силами ГАУЗ «Городская поликлиника №6». Претензии истца сводятся к отсутствию медицинского работника в штате образовательной организации, что является вмешательством в организацию медицинской помощи. Укомплектование образовательной организации медицинским работником не обязательно, а медицинская помощь несовершеннолетним образовательной организации может оказываться медицинским работником медицинской организации. Минздрав РБ непосредственно медицинскую помощь не оказывает, в штате медицинских работников не имеет, соответственно, не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности, укомплектовать медицинскую организацию медицинским работником не может, что делает исполнение решения суда для Минздрава РБ затруднительным и неисполнимым.

Представители МБОУ «Открытая сменная общеобразовательная школа №1», Министерства здравоохранения РБ (представитель Осокина И.А. просила рассмотреть дело в ее отсутствие), извещенные о рассмотрении дела, не явились.

Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом надлежащего извещения участвующих лиц, считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.

В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Денисова Н.В. возражала относительно доводов жалобы, полагала, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется. Кроме того, пояснила, что в данном случае отсутствие медицинского работника в школе свидетельствует о ненадлежащей организации, в связи с чем, прокурор обратился в суд с иском. Просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав лицо, участвующее в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

    Удовлетворяя заявленные исковые требования о возложении обязанности, суд первой инстанции указал, что ответчики нарушают права на медицинское обслуживание несовершеннолетних воспитанников образовательного учреждения, в связи с чем, обязаны предпринять соответствующие меры по обеспечению в полном объеме медицинского обслуживания учеников данного учреждения в рамках имеющейся лицензии с включением в штат образовательного учреждения медицинского персонала.

    При этом, суд первой инстанции пришел к выводу, что обучающимся медицинская помощь не оказывается, санитарно- гигиенические, профилактические и оздоровительные мероприятия не проводятся, медицинский работник в штате образовательной организации отсутствует, несмотря на то, что в школе имеется медицинский кабинет, в котором имеется необходимое оборудование для предоставления ученикам медицинских услуг, школа имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности.

    Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции согласиться не может по следующим основаниям.

    Как следует из материалов дела, прокуратурой Железнодорожного района проведена проверка исполнения законодательства в деятельности МБОУ «Открытая сменная общеобразовательная школа №1» г. Улан-Удэ, в ходе которой выявлены нарушения законодательства об образовании, об оказании первичной медико-санитарной помощи законодательства.

    10 января 2022 г. между МБОУ «Открытая сменная общеобразовательная школа №1» г. Улан-Удэ и ГАУЗ «<...>» заключен договор о сотрудничестве государственных и муниципальных образовательных учреждений и государственных медицинских организаций, согласно которому медицинская организация осуществляет медицинское обеспечение в образовательной организации в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи.

    Согласно письму главного врача ГАУЗ «<...>» <...>. от 25 июня 2024 г. №2093 в адрес Первого заместителя министра здравоохранения РБ <...> поликлиника имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности в указанной школе. Ввиду отсутствия необходимого оснащения медицинского кабинета до сведения руководителя школы доведена информация о необходимости привести в соответствие требованиям оснащение медкабинета согласно стандартам оснащения. В настоящее время учреждением обеспечено медицинское обслуживание несовершеннолетних обучающихся сменной школы. Сверены списки обучающихся. С начала учебного года – с сентября 2024 г. учреждением согласно плану будут проведены профилактические осмотры и вакцинации несовершеннолетних обучающихся школы. Медицинское обслуживание несовершеннолетних обучающихся указанной сменной школы ранее было затруднительно в связи с кадровым дефицитом медработниками.

    Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

    Фактически иск прокурора обусловлен необходимостью нахождения медицинского работника в штате образовательной организации с целью оказания медико-санитарной помощи.

    В силу части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя: 1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; 2) организацию питания обучающихся; 3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; 4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; 5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; 6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации; 7) профилактику и запрещение курения табака или потребления никотинсодержащей продукции, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ; 8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; 9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; 10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий; 11) обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.

    В соответствии с частью 3 статьи 41 названного закона организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта и дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в медицинской организации. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.

    Из приведенных норм следует, что медицинское обслуживание в образовательном учреждении осуществляется не самим образовательным учреждением, а работниками медицинских учреждений, которым образовательное учреждение должно создать для этого необходимые условия, в том числе предоставить помещение.

    При этом, организация первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях не должна осуществляться без учета специального законодательства, регулирующего правоотношения в области здравоохранения.

    Правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также права и обязанности медицинских и иных организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

    Согласно части 2 статьи 32 и частям 1 - 4 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь.

    Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

    Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 настоящего Федерального закона.

    Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.

    Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).

    Как следует из пункта 1 части 1 статьи 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на прохождение медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях утвержден Приказом Минздрава России от 5 ноября 2013 г. №822н (далее - Приказ N 822н).

    Согласно пункту 3 Приказа №822н несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, гарантируется оказание медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в виде: первичной медико-санитарной помощи, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной; специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной; скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной; паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях.

    Первичная медико-санитарная помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы (далее - обучающиеся), в целях оказания им первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактики заболеваний, оказывается в отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (далее - отделения медицинской помощи обучающимся) (пункт 5).

    При отсутствии отделения медицинской помощи обучающимся первичная медико-санитарная помощь, согласно настоящему Порядку, может оказываться в кабинетах, здравпунктах медицинской организации или иного юридического лица, осуществляющего наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность (пункт 6).

    В соответствии с пунктом 10 Приказа №822н в случае непредоставления образовательной организацией помещений с соответствующими условиями для работы медицинских работников или отсутствия у медицинской организации лицензии на определенные работы (услуги) по месту нахождения помещений образовательной организации допускается оказание медицинской помощи несовершеннолетним, в период их обучения и воспитания, в помещениях медицинской организации.

    Таким образом, судом первой инстанции не учтено, что допускается оказание первичной медико-санитарной помощи как непосредственно в образовательной организации, так и в медицинской организации, в частности, при наличии в ней отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним, а для оказания первичной медико-санитарной помощи, в том числе предусмотренной соглашением, нахождение медицинского работника в образовательном учреждении в течение всего режима работы не требуется, так как оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся не равнозначно присутствию медицинского работника в образовательном учреждении.

    Порядок организации деятельности, структура, штатная численность отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним, устанавливается в приложении N 1 к Приказу N 822н. В структуре отделения медицинской помощи обучающимся предусматривается медицинский блок, который размещается в помещениях образовательной организации и состоит из кабинета врача-педиатра (фельдшера) и процедурного кабинета.

    В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются применением порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи.

    Согласно части 1 статьи 37 этого же Закона медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.

    Судом первой инстанции не учтено, что договор от 10 января 2022 г. о сотрудничестве между сменной школой №1 и ГАУЗ «<...>» предусматривает весь спектр оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях.

    Договор заключен в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РБ, Министерства образования и науки РБ от 11 апреля 2017 г. №488-ОД/636 и его предметом является сотрудничество по организации медицинского обеспечения несовершеннолетних обучающихся в целях реализации прав несовершеннолетних на охрану здоровья в период обучения и воспитания обучающихся в образовательных организациях, в том числе, по оказанию первичной медико-санитарной помощи, профилактических мероприятий.

    Судом первой инстанции не дана оценка доводам Министерства здравоохранения РБ со ссылкой на договор сотрудничества от 10 января 2022 г., что не требует постоянного нахождения медицинских работников в образовательной организации. При этом, следует различать оказание первой помощи, которую может оказать педагогический работник (воспитатель) и первой доврачебной помощи.

    Судебная коллегия приходит к выводу, что для оказания первичной медико-санитарной помощи, в том числе предусмотренной договором, нахождения медицинского работника в образовательном учреждении в течение всего режима работы не требуется, так как оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся не равнозначно присутствию медицинского работника в образовательном учреждении.

    При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции на необходимость обеспечения нахождения медицинского работника в штате образовательной организации первичной медико-санитарной помощи, не основаны на нормах действующего законодательства, в связи с чем, решение суда подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора к Минздраву Республики Бурятия, МБОУ «Открытая сменная общеобразовательная школа №1» г. Улан-Удэ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 9 августа 2024 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ оставить без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) в течение трех месяцев с даты изготовления мотивированного апелляционного определения, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21.11.2024 г.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

33-3804/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Прокурор Железнодорожного района г. Улан-Удэ
Ответчики
МБОУ Открытая сменная общеобразовательная школа №1
Министерство здравоохранения Республики Бурятия
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Чупошев Евгений Николаевич
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
24.10.2024Передача дела судье
11.11.2024Судебное заседание
26.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2024Передано в экспедицию
11.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее