Судья Бурлаков И.И. Дело N 33-1055/2015
Докладчик Литюшкин В.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Литюшкина В.И.,
судей Елиной Т.А. и Козиной Е.Г.,
при секретаре Цыбульской М.Х.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 12 мая 2015 г. в г. Саранске дело по апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия Кистенева К.И. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 13 февраля 2015 г.
Заслушав доклад судьи-председательствующего Литюшкина В.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
прокурор Октябрьского района г. Саранска Республики Мордовия, действующий в защиту интересов ФИО2, обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия о возложении обязанности обеспечить ФИО2 жилым благоустроенным помещением муниципального специализированного жилого фонда, предназначенным для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон).
В обоснование требований прокурор указал, что ФИО2 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в силу Федерального закона имеют право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда не ниже установленных социальных норм. Постановлением Администрации городского округа Саранск от 16 июля 2014 г. <№> ФИО2 была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Однако до настоящего времени органами местного самоуправления городского округа Саранск истица жилым помещением не обеспечена, чем нарушено ее право на жилище.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 13 февраля 2015 г. исковые требования прокурора Октябрьского района г. Саранска Республики Мордовия, действующего в защиту интересов ФИО2, удовлетворены. На Администрацию городского округа Саранск Республики Мордовия возложена обязанность предоставить ФИО2 жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м на территории городского округа Саранска.
В апелляционной жалобе представитель Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия Кистенев К.И. считает решение суда первой инстанции необоснованным, просит его отменить, ссылаясь на отсутствие у муниципального органа свободного жилья, а также недостаточность бюджетных средств, необходимых для реализации программы по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями из специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Октябрьского района г. Саранска Лапшина О.Г. просит решение суда оставить без изменения, отказать в удовлетворении апелляционной жалобы Администрации городского округа Саранск.
В судебное заседание представители министерства образования Республики Мордовия, министерства финансов Республики Мордовия, Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания указанные лица извещены заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части второй статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения ФИО2, просившей решение суда оставить без изменения, мнение прокурора отдела прокуратуры Республики Мордовия Межевовой Ю.В. об оставлении решения суда без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ФИО2 родилась <дата>, ее мать - ФИО3 умерла <дата>, отец – ФИО4 решением <данные изъяты> от <дата> лишен родительских прав (л.д. 13, 14-15).
Из копии свидетельства о заключении брака II-ЖК <№> от <дата> следует, что ФИО2 изменила фамилию «<данные изъяты>» на фамилию «ФИО2», в связи с регистрацией брака с ФИО1 <дата> (л.д. 17).
Постановлением Администрации городского округа Саранск от 16 июля 2014 г. <№> ФИО2 была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (л.д. 7).
На день вынесения решения судом первой инстанции ФИО2 зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из домовой книги и штампом в паспорте на имя истицы (л.д. 11,16).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права <адрес>, выданному Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 12 февраля 2014 г., ФИО2 принадлежит на праве общей долевой собственности квартира общей площадью 33,9 кв.м. по адресу: <адрес>, доля в праве 1/3.Таким образом, ФИО2 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей (статья 1 Федерального закона).
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
В соответствии со статьей 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для их проживания в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. №24-З «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» предписывает исполнительному органу государственной власти Республики Мордовия, уполномоченному в сфере образования, однократно предоставлять соответствующей категории лиц благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно статье 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. №32-З «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются государственным полномочием Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Разрешая по существу возникший спор, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО2 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом постановлением Администрации городского округа Саранск от 27 июня 2014 г. <№> установлен факт невозможности проживания ФИО2 в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, где ей принадлежит 1/3 доля, по причине того, что данная площадь менее учетной нормы площади жилого помещения. В связи с этим суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, возложив на ответчика соответствующую обязанность.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, считая их основанными на правильном применении вышеприведенных правовых положений, подтвержденными установленными обстоятельствами дела и исследованными доказательствами, оцененными по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы Администрации городского округа Саранск об отсутствии бюджетных средств на реализацию программы по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями, не может повлечь отмену решения, поскольку не имеют юридического значения для возникшего спора.
Кроме того, предоставление указанной категории граждан благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и от недостаточности средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции законно и обоснованно и по доводам апелляционной жалобы отменено быть не может.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 13 февраля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия Кистенева К.И. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Судья-председательствующий В.И. Литюшкин
Судьи Т.А. Елина
Е.<адрес>