Дело № 2-313/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Шатровский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Мухиной Е.В.,
при секретаре Кандаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании «12» октября 2015 года в здании Шатровского районного суда Курганской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шатровского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Коммунальное хозяйство» о возложении обязанности устранить нарушения в сфере готовности к отопительному сезону,
УСТАНОВИЛ:
в Шатровский районный суд Курганской области с уточненным исковым заявлением к МУП «Коммунальное хозяйство» о возложении обязанности устранить нарушения в сфере готовности к отопительному сезону, в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился прокурор Шатровского района Курганской области (л.д. 62-65).
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Шатровского района была проведена проверка исполнения требований законодательства о готовности объектов теплоснабжения к работе в осеннее -зимний период 2015-2016 годов в деятельности МУП «Коммунальное хозяйство» (далее -МУП), в ходе которой выявлены нарушения, ставящие под угрозу срыва предстоящий отопительный сезон.
МУП осуществляет теплоснабжение в с. Шатрово, снабжает тепловой энергией объекты социально – бытовой сферы и населения.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» одним из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона №190-ФЗ, проверке готовности к отопительному периоду подлежат теплоснабжающие организации и теплосетевые организации.
В ходе проведенной проверки установлены следующие нарушения:
-не переоформлена лицензия на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов в связи с изменением ее наименования, что является нарушением п. 5 ст. 20, п.п. 3, п. 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденному приказом Минэнерго России от 12.03.2013 №103, п. 6.1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
- не проводится техническое обслуживание пунктов редуцирования газа, не проводятся: - работы, выполняемые при техническом осмотре, - проверка соответствия параметров настройки предохранительной и защитной арматуры режимной карте, - смазка подвижных элементов запорной арматуры (без разборки), - проверка работоспособности запорной арматуры, - проверка работоспособности средств измерений их замена (не проверены манометры котельной №2, 4), - очистка технических устройств пункта редуцирования газа от загрязнений, что является нарушением п. 5 ст. 20 Федерального закона №190-ФЗ, пп.3 п. 13 Правил №103, ч. 1 ст. 9 Федерального закона №116-ФЗ, п. 14 Технического регламента №870, п. 8.3.2, 8.3.3 ГОСТ Р 54983-2012;
- в процессе эксплуатации пунктов редуцирования газа не выполняются регламентные работы по мониторингу их технического состояния: не проводится технический осмотр в объеме, определенном п. 8.2.3 ГОСТ Р 54983-2012, не проводятся: - внешний и внутренний осмотр шкафа, - проверка состояния окраски шкафа котельной №4, - внешний осмотр газопроводов и технических устройств, очистка их от загрязнений, - проверка положения регулировочных элементов защитной и предохранительной арматуры, - выявление утечек газа из разъемных соединений прибором или пенообразующим раствором, - проверка соответствия режимной карте давления газа на выходе из пункта редуцирования газа, - проверка перепада давления на фильтре, - проверка наличия пломб на запорной арматуре байпаса счетчика и счетном механизме, - внешний осмотр средств измерений и контроль сроков проведения их поверки- проверка состояния и очистка от посторонних предметов прилегающей территории. Отсутствуют эксплуатационные журналы, что является нарушением п. 5 ст. 20 Федерального закона №190-ФЗ, пп. 3 п. 13 Правил №103, ч. 1 ст. 9 Федерального закона №116-ФЗ, п. 14 Технического регламента №870, п. 8.2.1, 8.2.3 ГОСТ Р 54983-2012;
- не проведено техническое обслуживание запорной арматуры наружных и внутренних газопроводов всех котельных, должно производится не реже одного раза в год, не проведена защита запорной арматуры от коррозии. Результаты работ, выполненных при техническом обслуживании, не оформлены записями в эксплуатационном журнале газопровода (журнал отсутствует), что является нарушением п. 5 ст. 20 Федерального закона №190-ФЗ, пп.1 п. 13 Правил №103, ч. 1 ст. 9 Федерального закона №116-ФЗ, п. 14 Технического регламента №870, п. 8.2.1, 8.2.3 ГОСТ Р 54983-2012, п. 6.3.2, 6.3.4 ГОСТ Р 54983-2012;
- не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте не проводятся комплексные и целевые проверки состояния промышленной безопасности, что является нарушением п. 5 ст. 20 Федерального закона №190-ФЗ, пп.3 п. 13 Правил №103, ч. 1 ст. 11 Федерального закона №116-ФЗ, п. «в» п. 11 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 №263;
- для учета аварий, организацией не ведется специальный журнал учета аварий, происшедших на опасных производственных объектах, что является нарушением п. 5 ст. 20 Федерального закона №190-ФЗ, пп.3 п. 13 Правил №103, ст. 12 Федерального закона №116-ФЗ, п. 30 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 19.09.2011 №480 (далее -Порядок №480);
- для учета инцидентов не ведется журнал учета инцидентов, происшедших на опасных производственных объектах, где регистрируются дата и место инцидента, его характеристика и причины, продолжительность простоя, экономический ущерб (в том числе, вред, нанесенный окружающей среде), мероприятия, что является нарушением причин инцидента и делается отметка об их выполнении, что является нарушением п. 5 ст. 20 Федерального закона №190-ФЗ, пп.3 п. 13 Правил №103, ст. 12 Федерального закона №116-ФЗ, п. 35 Порядка №480;
- не представлены документы, подтверждающие отсутствие медицинских противопоказаний лиц, эксплуатирующих взрывоопасный производственный объект, что является нарушением п. 5 ст. 20 Федерального закона №190-ФЗ, пп.3 п. 13 Правил №103, ч. 1 ст. 9 Федерального закона №116-ФЗ;
- допускаются к работе на объекте лица, не удостоверяющие соответствующим квалификационным требованиям: не проведена ежегодная проверка знаний персонала – операторов котельных (срок истек 27.03.2015), что является нарушением п. 5 ст. 20 Федерального закона №190-ФЗ, пп.3 п. 13 Правил №103, ч. 1 ст. 9 Федерального закона №116-ФЗ, п. 26 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 №37 (далее – Положение №37);
- перед допуском к самостоятельной работе на объекте рабочие не проходят инструктаж по безопасности и стажировку на рабочем месте, что является нарушением п. 5 ст. 20 Федерального закона №190-ФЗ, пп.3 п. 13 Правил №103, ч. 1 ст. 9 Федерального закона №116-ФЗ, п. 18 Положения №37;
- не разработаны программы инструктажей по безопасности, не разработан порядок оформления результатов инструктажей, что является нарушением ст. 20 п. 5 Федерального закона №190-ФХ, пп.3 п. 13 Правил №103, ч. 1 ст. 9 Федерального закона №116-ФЗ, п. 19 Положения №37;
- не проведено обслуживание систем контроля загазованности и уровня содержания окиси углерода в помещениях с установленным газоиспользующим оборудованием: неисправен газоанализатор СТГ1 котельной №4, что является нарушением п. 5 ст. 20 Федерального закона №190-ФЗ, пп.3 п. 13 Правил №103, ч. 1 ст. 9 Федерального закона №116-ФЗ, п. 14 Технического регламента №870, п. 8.8 ГОСТ Р 54961-2012;
- не установлены границы эксплуатационной ответственности и обязательства ОАО «Шадринскмежрайгаз» и МУП «Коммунальное хозяйство» по обеспечению условий безопасной эксплуатации сетей газопотребления. Разграничение эксплуатационной ответственности сторон не оформлено актами, что является нарушением п. 5 ст. 20 Федерального закона №190-ФЗ, пп.3 п. 13 Правил №103, ч. 1 ст. 9 Федерального закона №116-ФЗ, п. 14 Технического регламента №870, п. 8.8 ГОСТ Р 54961-2012;
- не заключен договор на аварийно- диспетчерское обслуживание котельной №7, что является нарушением п. 5 ст. 20 Федерального закона №190-ФЗ, пп.3 п. 13 Правил №103, ч. 1 ст. 9 Федерального закона №116-ФЗ, п. 14 Технического регламента №870, п. 8.8 ГОСТ Р 54961-2012;
- неисправен манометр сетевого трубопровода котельной №4, что является нарушением п. 5 ст. 20 Федерального закона №190-ФЗ, пп.3 п. 13 Правил №103, п. 29.3 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.03 №115;
- не проведена наладка тепловых сетей, что является нарушением п. 5 ст. 20 Федерального закона №190-ФХ, пп.6 п. 13 Правил №103;
- не обеспечено наличие утвержденных графиков ограничения теплоснабжения при дефиците тепловой мощности тепловых источников и пропускной способности тепловых сетей, что является нарушением ст. 20 п. 5 Федерального закона №190-ФЗ, пп. 11.4 п. 13 Правил №103;
- не обеспечено проведение гидравлических и тепловых испытаний сетей, что является нарушением ст. 20 п. 5 Федерального закона №190-ФЗ, пп. 11.7 п. 13 Правил №103;
- для проведения проверки знаний персонала не назначена постоянно действующая комиссия, что является нарушением ст. 20 п. 5 Федерального закона №190-ФЗ, пп.3 п. 13 Правил №103, п.2.3.21 Правил №115;
- на контрольно-измерительные приборы тепловых энергоустановок не составлены паспорта с отметкой о периодических поверках и произведенных ремонтах. Не ведутся журналы результатов поверок, калибровок и ремонтов приборов, что является нарушением ст. 20 п. 5 Федерального закона №190-ФЗ, пп.3 п. 13 Правил №103, п. 2.9.11. Правил №115.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» к основным принципам противодействия терроризму относится обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ « О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности».
Проведено обследование территории, здания котельной №1 МУП, расположенной по адресу: <адрес>, в ходе которого выявлено следующее.
В нарушение требований п. 2, 461, 462 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме», руководителем организации не разработана и не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII ППР;
-руководителем организации объект защиты (котельная) обеспечен 2 огнетушителями без соблюдения сроков перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя, что является нарушением п. 70 ППР;
- на объекте 2 светильника в электрощитовой эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников, что является нарушением п.п. «в» п. 42 ППР;
- в электрощитовой размещены (складированы) горючие вещества и материалы, что является нарушением п.п. «ж» п. 42 ППР.
Проведено обследование территории, здания котельной №2 МУП, расположенной по адресу: <адрес> а, в ходе которой выявлено следующее.
Руководителем организации не разработана и не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII ППР, что является нарушением п. 2, 461, 462 ППР;
- на объекте 3 светильника (1 в насосной, 2 в котельной), эксплуатируются без колпаков (рассеивателей), предусмотренных конструкцией светильника, что является нарушением п. 42, п.п. «в» ППР;
- на объекте разукомплектован пожарный щит, который должен комплектоваться немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем согласно приложению №6, что является нарушением п. 481, п. 482 ППР.
Проведено обследование территории, здания котельной №3 МУП, расположенной по адресу: <адрес>, в ходе которого установлено следующее.
Руководителем организации не разработана и не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями установленными разделом XVIII ППР, что является нарушением п. 2, 461, 462 ППР;
- руководителем организации объект защиты (котельная) обеспечен 1 огнетушителем без соблюдения сроков перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя, что является нарушением п. 70 ППР;
- на объекте 1 светильник эксплуатируется со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника, что является нарушением п. 42, п.п. «в» ППР.
Проведено обследование территории, здания котельной №4 МУП, расположенной по адресу: <адрес>, в ходе которой установлено следующее.
Руководителем организации не разработана и не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII ППР, что является нарушением п. 2, 461, 462 ППР;
- руководителем организации объект защиты (котельная) обеспечен 2 огнетушителями, 1 из которых без соблюдения срока перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя, что является нарушением п. 70 ППР;
- на объекте 1 светильник эксплуатируется со сломанным колпаком ( рассевателем), предусмотренным конструкцией светильника, что является нарушением п. 42, п.п. «в» ППР.
Проведено обследование территории, здания котельной №6 МУП, расположенной по адресу: <адрес>, в ходе которого установлено следующее.
Руководителем организации не разработана и не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII ППР, п. 2, 461, 462 ППР;
- руководителем организации на объект защиты (котельная) обеспечен двумя огнетушителями без соблюдения сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя, что является нарушением п. 70 ППР;
- руководитель организации не обеспечил очистку объекта и прилегающей к нему территории, от горючих отходов и сухой растительности, что является нарушением п. 77 ППР.
Проведено обследование территории, здания котельной №7 МУП, расположенной по адресу: <адрес>, в ходе которой установлено следующее.
Руководителем организации не разработана и не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII ППР, п. 2, 461, 462 ППР;
-руководителем организации объект защиты (котельная) обеспечен 2 огнетушителями, 1 из которых без соблюдения срока перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя, что является нарушением п. 70 ППР;
- на объекте 3 светильника эксплуатируются без колпаков (рассеивателей), предусмотренных конструкцией светильника, что является нарушением п.п. «в» п. 42 ППР.
Отмечает, что указанные факты неизбежно повлекут за собой нарушение права неопределенного круга лиц на предоставление коммунальной услуги теплоснабжения надлежащего качества в период температурных минимумов.
На основании изложенного, в соответствии со ст. ст. 45, 12, 130 ГПК РФ, просит суд признать бездействие МУП «Коммунальное хозяйство» в части неисполнения требований законодательства о подготовке объектов теплоснабжения к работе в осеннее – зимний период 2015- 2016 годов незаконным, обязать МУП «Коммунальное хозяйство» устранить указанные нарушения.
В судебном заседании прокурор Шатровского района Киселев А.А. уточнил свои исковые требования, в связи с устранением ответчиком части нарушений, просит признать бездействие МУП «Коммунальное хозяйство» в части неисполнения требований законодательства о подготовке объектов теплоснабжения к работе в осеннее-зимний период 2015-2016 годов незаконным; обязать МУП «Коммунальное хозяйство»: переоформить лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов; провести техническое обслуживание пунктов редуцирования газа, -смазку подвижных элементов запорной арматуры (без разборки);- проверку работоспособности запорной арматуры:- очистку технических устройств пункта редуцирования газа от загрязнений; провести техническое обслуживание запорной арматуры наружных и внутренних газопроводов всех котельных, защиту запорной арматуры от коррозии; составить паспорта на контрольно-измерительные приборы тепловых энергоустановок с отметкой о периодических поверках и произведенных ремонтах; в зданиях котельных №1,2,3,4,6,7 МУП, расположенных по адресам в <адрес>: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> соответственно: разработать и утвердить инструкции о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII ППР.(л.д.111-113)
Представитель ответчика, МУП «Коммунальное хозяйство», Нестеров Д.О., действующий на основании доверенности (л.д.42), в судебном заседании представил заявление с просьбой о принятии судом признания иска прокурора Шатровского района, исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц признают в полном объеме, последствия признания иска, предусмотренные ст.68,173 ГПК РФ, разъяснены и понятны (л.д. 114).
Представитель третьего лица, администрации Шатровского района Шорихин А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований прокурора не возражал, дополнительно суду пояснил, что данный вопрос на постоянном контроле и предпринимаются все меры для устранения указанных нарушений.
Принимая во внимание то, что ответчик признал иск, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Шатровского района в интересах неопределенного круга лиц о возложении на МУП «Коммунальное хозяйство» обязанности устранить нарушения в сфере готовности к отопительному сезону.
Согласно ч. 1 ст.39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
В силу ч. 2 ст.39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону и нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд принимает признание иска ответчиком МУП «Коммунальное хозяйство», так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч.2 ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Согласно ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Шатровского района Курганской области удовлетворить.
Признать бездействие Муниципального унитарного предприятия «Коммунальное хозяйство» в части неисполнения требований законодательства о подготовке объектов теплоснабжения к работе в осеннее - зимний период 2015 – 2016 годов незаконным.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Коммунальное хозяйство»:
-переоформить лицензию на эксплуатацию взрывопожарных производственных объектов;
- провести техническое обслуживание пунктов редуцирования газа,- смазку подвижных элементов запорной арматуры (без разборки); - проверку работоспособности запорной арматуры; - очистку технических устройств пункта редуцирования газа от загрязнений;
- провести техническое обслуживание запорной арматуры наружных и внутренних газопроводов всех котельных, защиту запорной арматуры от коррозии;
- составить паспорта на контрольно- измерительные приборы тепловых энергоустановок с отметкой о периодических поверках и произведенных ремонтах;
- в зданиях котельных № МУП, расположенных по адресам в <адрес> соответственно
разработать и утвердить инструкцию о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил противопожарного режима.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца с подачей апелляционной жалобы в Шатровский районный суд Курганской области.
Председательствующий: судья Е.В. Мухина