Дело №2-2296/2015
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 мая 2015 года
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
судьи Архиповой Л.Н.,
при секретаре Ильиных Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Левшиной Г. М. к ГУ - Управление пенсионного фонда РФ № по <адрес> и <адрес> о признании незаконным отказа в назначении трудовой пенсии по старости досрочно и признании права на досрочную пенсию по старости,
установил:
Левшина Г.М. обратилась в суд с иском к ГУ- Управление пенсионного фонда РФ № по <адрес> и <адрес> о признании незаконным отказа в назначении трудовой пенсии по старости досрочно и признании права на досрочную пенсию по старости, указав, что в 2011г. она обратилась к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, однако ей было отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы 30 лет. При этом в специальный стаж безосновательно не были зачтены периоды нахождения в учебных отпусках для сдачи экзаменов в период работы в должности медицинской сестры анестезиологического отделения Детской ГКБ № им. Русакова:
с <дата> по 21.01.1982,
с <дата> по 29.06.1982,
с <дата> по 26.01.1983,
с <дата> по 29.06.1983,
с <дата> по 24.01.1984,
с <дата> по 30.06.1984.
Также ответчиком не засчитаны периоды нахождения на курсах повышения квалификации с полным отрывом от работы:
с <дата> по 29.03.1994,
с <дата> по 01.03.1999,
с <дата> по 17.10.2003.
Не был засчитан в стаж и период обучения на дневном отделении в медицинском институте с <дата> по 25.01.1988.
Кроме того, периоды работы засчитаны в специальный стаж календарно, а не в льготном исчислении:
с <дата> по 04.08.1981,
с <дата> по <дата> в должности медицинской сестры 24 отделения Детской ГКБ № им. Русакова;
с <дата> по 11.01.1982,
с <дата> по 13.06.1982,
<дата> по 09.01.1983,
<дата> по 16.01.1983,
<дата> по 19.06.1983,
<дата> по 15.01.1984
с <дата> по 06.06.1984,
с <дата> по <дата> в должности медицинской сестры анестезиологического отделения в Детской ГКБ № им. Русакова, так как данное отделение и должность не предусмотрены в перечне структурных подразделений, работа в которых засчитывается в льготном исчислении.
Истец просила суд обязать ответчика зачесть в специальный стаж в льготном исчислении перечисленные периоды работы в должности медицинской сестры 24 отделения и медицинской сестры анестезиологического отделения в анестезиологическом отделении Детской ГКБ № им. Русакова, включить в стаж периоды прохождения курсов повышения квалификации и учебных отпусков, период обучения в медицинском институте и назначить трудовую пенсию с момента обращения - 06.09.2011.
Истец и её представитель по доверенности Коробова Н.Н. в судебном заседании иск поддержали, дополнительно пояснили, что в ноябре 2014 г. истице назначена пенсия по старости 28.11.2014. При первоначальном обращении истца за назначением пенсии в 2011г. ей был отказано.
Представитель истца требования уточнила, не ставила требование о зачете периодов отпусков без сохранения содержания, и требование о зачете в льготном исчислении периодов с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> в должности медицинской сестры 24 отделения Детской ГКБ № им. Русакова.
Представитель ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> по доверенности Денисова Т.А. возражала против назначения истице пенсии с момента обращения - <дата> и просила применить исковую давность, в иске отказать.
Суд, выслушав стороны, проверив материалы дела, находит иск подлежащим частичному удовлетворению.
<дата> комиссия ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> отказала Левшиной Г.М. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого количества специального стажа. В специальный стаж не зачтены периоды оплачиваемых отпусков для сдачи экзаменов, периоды прохождения курсов повышения квалификации (л.д.28-31).
Комиссия засчитала в специальный стаж работы Левшиной Г.М. 27 лет 7 месяцев 20 дней.
В октябре 2014 г. Левшина Г.М. вновь обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии с сентября 2011 г. (л.д.27). На что был получен отказ в виду отсутствия необходимого стажа на период обращения в сентябре 2011 г., предложено вновь обратиться за назначением пенсии (л.д.17-18).
<дата> Левшиной Г.М. была назначена пенсия по старости (л.д.32).
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного Закона, назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых производится досрочное назначение трудовых пенсий по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанных пенсий, утверждаются Правительством Российской Федерации.
При назначении досрочной трудовой пенсии периоды работы засчитываются в стаж в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения и правилами исчисления периодов работы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от <дата> № 781, а также с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от <дата> № 516.
Как следует из копии трудовой книжки истицы и архивной справке, Левшина Г.М. работала на полную ставку в Детской ГКБ № им. Русакова в должности медицинской сестры 24 отделения с 04.08.1980, а с <дата> в должности медицинской сестры анестезиологического отделения (л.д.19).
Согласно архивной справке центрального объединенного архива Департамента здравоохранения <адрес>, в период работы Левшиной Г.М. в Детской ГКБ № им. Русакова в должности медицинской сестры ей предоставлялись оплачиваемые учебные отпуска для сдачи экзаменов:
с <дата> по 21.01.1982,
с <дата> по 29.06.1982,
с <дата> по 26.01.1983,
с <дата> по 29.06.1983,
с <дата> по 24.01.1984,
с <дата> по <дата> (л.д.20).
Согласно ст. 174 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в указанных учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для:
прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах - по 30 календарных дней, на каждом из последующих курсов - по 40 календарных дней;
подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов - два месяца;
сдачи итоговых государственных экзаменов - один месяц.
Работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы:
работникам, допущенным к вступительным испытаниям в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования, - 10 календарных дней;
работникам, обучающимся в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования по очной форме обучения, совмещающим учебу с работой, для прохождения промежуточной аттестации - 10 календарных дней в учебном году, для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов - два месяца, для сдачи итоговых экзаменов - один месяц.
Аналогичная норма содержалась в статье 194 КЗоТ РСФСР.
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27,28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Ф.», утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> № N в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Из содержания приведенных положений законодательства следует, что периоды учебных отпусков подлежали включению ответчиком в льготный стаж при обращении истицы за назначением пенсии в сентябре 2011г.
Ответчиком безосновательно отказано в зачете в льготный стаж Левшиной Г.М. периодов нахождения на курсах повышения квалификации с полным отрывом от работы и сохранением заработной платы с <дата> по 29.03.1994, с <дата> по <дата> и с <дата> по 17.10.2003.
Согласно ст. 54 действующих в спорные периоды времени Основ законодательства об охране здоровья граждан, повышение квалификации является обязательным условием трудовой деятельности медицинских работников. Положения ст. 112 Кодекса законов о труде Российской Федерации, ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, введенного в действие <дата>, гарантируют работнику, направленному работодателем для повышения квалификации с отрывом от производства, сохранение за ним места работы (должности) и средней заработной платы.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации, специализация является обязательным условием выполнения работы, дальнейшей медицинской деятельности.
Так, приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от <дата> N 705-н утвержден Порядок совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, в силу п.п. 2, 5 которого повышение квалификации специалистов осуществляется в целях получения дополнительных знаний, умений и практических навыков, необходимых для осуществления самостоятельной профессиональной деятельности, проводится с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения при наступлении очередного пятилетнего срока дополнительного профессионального образования.
Из изложенного следует, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежали включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в качестве специального стажа, связанного с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, поскольку периодичность повышения квалификации, продолжительность программ обучения предусмотрены законодательством, обусловлены самим фактом нахождения лица на медицинской должности.
Ответчиком безосновательно были зачтены в календарном исчислении периоды работы Левшиной Г.М. в должности медицинской сестры анестезиологического отделения в Детской ГКБ № им. Русакова со ссылкой на то, что данное отделение и должность не предусмотрены в перечне структурных подразделений, работа в которых засчитывается в льготном исчислении.
Из материалов дела следует, что Левшиной Г.М. в периоды с <дата> по 11.01.1982, с <дата> по 13.06.1982, <дата> по 09.01.1983, <дата> по 16.01.1983, <дата> по 19.06.1983, <дата> по <дата> с <дата> по 06.06.1984, с <дата> по <дата> работала в должности медсестры анестезиологического отделения Детской ГКБ № им. Русакова.
Согласно Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как 1 год и 6 месяцев, правом на льготное исчисление стажа работы как 1 год и 6 месяцев обладают медицинские сестры палатные, медицинские сестры-анестезисты, осуществляющие свою трудовую деятельность в отделениях (группах, палатах) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, предусмотренных Списком.
По мнению суда в указанные периоды времени Левшина Г.М. фактически работала в должности, предусмотренной указанными нормативными актами, поскольку выполняемая ею трудовая функция медсестры анестезиологического отделения тождественна функциям медицинской сестры-анестезиста в отделениях анестезиологии-реанимации, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с зачетом этих периодов в льготном исчислении.
Период обучения Левшиной Г.М. в медицинском институте с <дата> по <дата> обоснованно зачтен ответчиком в общий трудовой стаж. В льготный стаж данный период не может быть зачтен по следующим основаниям.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 516 не предусмотрено включение в соответствующий стаж работы периода обучения в институте.
Согласно п.3 Правил в стаж, дающий право на досрочную пенсию, засчитывается работа в должностях и учреждениях, которые перечислены в Списке. Учеба в институте Списком не предусмотрена.
Ранее действующее законодательство также не засчитывало время учебы в институтев страховой стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Ст. 91 Закона РФ от <дата> N 340-1 "О государственных пенсиях в РФ" устанавливалось, что подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре - включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в ст. 89 Закона.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истица до вступления в институтеработала в должности медицинской сестры в Детской ГКБ № им. Русакова. <дата> она уволена с занимаемой должности в связи с поступлением на дневное отделение института, из которого по окончании срока обучения она была отчислена 25.01.1988.
Таким образом, поскольку место работы (должность) за Левшиной Г.М. не сохранялось и выплаты, предусмотренные законодательством, не производились, то исковые требования в части включения в специальный трудовой стаж периода обучения в медицинском институте удовлетворению не подлежат. Страховые взносы за периоды обучения в медицинском институте в Пенсионный фонд Российской Федерации не уплачивались.
Спорные периоды работы истицы в должности медсестры анестезиологического отделения в льготном исчислении, периоды учебных отпусков и прохождения курсов повышения квалификации составляют более 4 лет. С учетом установленного ответчиком в 2011 г. стажа истицы продолжительностью более 27 лет, на момент принятия ответчиком решения об отказе в назначении пенсии от <дата> Левшина Г.М. имела право на досрочное назначение пенсии с момента обращения - 06.09.2011.
Ходатайство представителя ответчика о применении срока исковой давности и отказе в иске не подлежит удовлетворению.
Дела по спорам между гражданами и органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, об отказе в установлении трудовой пенсии рассматриваются судом в порядке искового производства. Требования граждан о назначении трудовой пенсии по старости досрочно представляют собой иски о признании права на пенсию. Рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии.
Срок исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ, при данном правоотношении не применим. Согласно п. п. 1 и 3 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников; к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Спорные правоотношения вытекают из законодательства о социальном обеспечении, носят публично-правовой характер, поэтому нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие исковую давность, неприменимы к указанным правоотношениям.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Иск Левшиной Г. М. к ГУ - Управление пенсионного фонда РФ № по <адрес> и <адрес> о признании незаконным отказа в назначении трудовой пенсии по старости досрочно и признании права на досрочную пенсию по старости удовлетворить частично.
Обязать ГУ - Управление пенсионного фонда РФ № по <адрес> и <адрес> включить в специальный стаж работы Левшиной Г. М. нахождения в учебных отпусках для сдачи экзаменов в период работы в должности медицинской сестры анестезиологического отделения Детской ГКБ № им. Русакова:
с <дата> по 21.01.1982,
с <дата> по 29.06.1982,
с <дата> по 26.01.1983,
с <дата> по 29.06.1983,
с <дата> по 24.01.1984,
с <дата> по 30.06.1984,
периоды нахождения на курсах повышения квалификации:
с <дата> по 29.03.1994,
с <дата> по 01.03.1999,
с <дата> по 17.10.2003.
в льготном исчислении периоды работы в должности медицинской сестры анестезиологического отделения в Детской ГКБ № им. Русакова:
с <дата> по 11.01.1982,
с <дата> по 13.06.1982,
с <дата> по 09.01.1983,
с <дата> по 16.01.1983,
с <дата> по 19.06.1983,
с <дата> по 15.01.1984
с <дата> по 06.06.1984,
с <дата> по <дата>
и назначить Левшиной Г. М. досрочную трудовую пенсию по старости с 06.09.2011.
Отказать в удовлетворении искового требования о зачете в специальных стаж периода обучения на дневном отделении в медицинском институте с <дата> по 25.01.1988.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме - 09.07.2015.
Судья