Дело № 2-7/2023
УИД: 66RS0011-01-2022-000550-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Каменск – Уральский 27 апреля 2023 года
Красногорский районный суд города Каменска - Уральского Свердловской области в составе председательствующего судьи Пастуховой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вольхиной Л.В.,
с участием истца Швецовой О.А., представителя ответчика Березина А.П., прокурора Макаровой С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Швецовой О.А. к Государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области «Городская больница город Каменск-Уральский» о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Швецова О.А. обратилась в суд с иском к Государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области «Городская больница город Каменск-Уральский» (далее – ГАУЗ СО «Городская больница г. Каменск-Уральский») о компенсации морального вреда.
В обоснование своих требований Швецова О.А. указала на то, что она является пациентом ГАУЗ СО «Городская больница г. Каменск-Уральский». При этом, при оказании услуг не наступило улучшение состояния здоровья, в связи с чем она обратилась в ООО СМК «*». При проведении медико-страховой экспертизы были установлены нарушения оказания качества медицинской помощи. Считает, что ее права нарушены и просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 рублей.
В судебном заседании истец поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика исковые требования не признал и пояснил, что медицинская помощь оказана истцу в полном объеме, в связи с чем, оснований для компенсации морального вреда не имеется.
В судебное заседание, будучи извещенной надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела не явилось третье лицо – Зайцева В.А., лечащий врач Швецовой О.А., которая ранее поясняла, что медицинская помощь была оказана качественно и в полном объеме.
Суд, выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении заявленных требований, приходит к следующим выводам.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно ч. 1 ст. 84 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи.
В силу ч. 4 указанной статьи, платные медицинские услуги могут оказываться в полном объеме стандарта медицинской помощи либо по просьбе пациента в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи.
В п. 21 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, что качество медицинской помощи - это совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Пунктом 9 ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право пациента на возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи.
Согласно ч. 2, ч. 3 ст. 98 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В соответствии с п. 1 ст. 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Исходя из вышеприведенных нормативных положений, регулирующих отношения в сфере охраны здоровья граждан, право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантируется системой закрепленных в законе мер, включающих, в том числе, как определение принципов охраны здоровья, качества медицинской помощи, порядка оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, необходимость достижения степени запланированного результата правильностью выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, так и установление ответственности медицинских организаций и медицинских работников за причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи, от которой за неисполнение или ненадлежащее исполнение медицинской услуги медицинское учреждение освобождается, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно разъяснениям, данным в п. 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 33 от 15.11.2022 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», медицинские организации, медицинские и фармацевтические работники государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения несут ответственность за нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью гражданина при оказании ему медицинской помощи, при оказании ему ненадлежащей медицинской помощи и обязаны компенсировать моральный вред, причиненный при некачественном оказании медицинской помощи (статья 19 и части 2, 3 статьи 98 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Разрешая требования о компенсации морального вреда, причиненного вследствие некачественного оказания медицинской помощи, суду надлежит, в частности, установить, были ли приняты при оказании медицинской помощи пациенту все необходимые и возможные меры для его своевременного и квалифицированного обследования в целях установления правильного диагноза, соответствовала ли организация обследования и лечебного процесса установленным порядкам оказания медицинской помощи, стандартам оказания медицинской помощи, клиническим рекомендациям (протоколам лечения), повлияли ли выявленные дефекты оказания медицинской помощи на правильность проведения диагностики и назначения соответствующего лечения, повлияли ли выявленные нарушения на течение заболевания пациента (способствовали ухудшению состояния здоровья, повлекли неблагоприятный исход) и, как следствие, привели к нарушению его прав в сфере охраны здоровья.
При этом на ответчика возлагается обязанность доказать наличие оснований для освобождения от ответственности за ненадлежащее оказание медицинской помощи, в частности отсутствие вины в оказании медицинской помощи, не отвечающей установленным требованиям, отсутствие вины в дефектах такой помощи, способствовавших наступлению неблагоприятного исхода, а также отсутствие возможности при надлежащей квалификации врачей, правильной организации лечебного процесса оказать пациенту необходимую и своевременную помощь, избежать неблагоприятного исхода.
На медицинскую организацию возлагается не только бремя доказывания отсутствия своей вины, но и бремя доказывания правомерности тех или иных действий (бездействия), которые повлекли возникновение морального вреда.
Из материалов дела следует, что истец была пациентом ГАУЗ СО «Городская больница г. Каменск-Уральский», где ей оказывалось лечение по * профилю. При этом, как считает истец, улучшение ее состояние не наступило. Истец считает, что ей было оказано ненадлежащее лечение.
В целях установления качества оказанных медицинских услуг в ходе рассмотрения дела определением суда от 02.06.2022 (л.д. 65) назначена судебная медицинская экспертиза, проведение которой поручено экспертам ГБУЗ СО «Бюро судебно-медицинской экспертизы».
Согласно заключению экспертов № СО (л.д. 84-89) установлено, что лечение и обследование Швецовой О.А. назначалось своевременно, верно и в соответствии с устанавливаемым диагнозом, каких-либо негативных последствий проводимого лечения у Швецовой О.А. не наступило. Оснований для установления вреда, причиненного Швецовой О.А. не имеется.
При этом, экспертизой установлено, что в период с 24.01.2020 по 31.01.2020 не имеется данных об установленном окончательном диагнозе, назначенном Швецовой О.А. лечении, данных контроля эффективности лечения, отсутствие направления на консультацию к эндокринологу и терапевту при рецидивирующем течении *.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что имелись дефекты оказания медицинской помощи Швецовой О.А., которые увеличили срок установки правильного диагноза, увеличили срок лечения.
С учетом всех обстоятельств суд полагает, что истцу подлежит возмещению компенсация морального вреда в размере 100 000 рублей.
Государственное автономное учреждение здравоохранения Свердловской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» обратилось с заявлением о возмещении расходов по проведению экспертизы в размере 32 265 рублей.
В силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При таких обстоятельствах судебные расходы подлежат взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Швецовой О.А. к Государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области «Городская больница город Каменск-Уральский» о компенсации морального вреда удовлетворить.
Взыскать с Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области «Городская больница город Каменск-Уральский» (ИНН 6612049211) в пользу Швецовой О.А. компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения в Свердловский областной суд путем подачи жалобы в канцелярию Красногорского районного суда города Каменска – Уральского Свердловской области.
Мотивированное решение вынесено 05 мая 2023 года.
Судья: Н.А. Пастухова