38RS0016-01-2021-000886-88 № 12-105/2021
РЕШЕНИЕ
на постановление о назначении наказания
9 сентября 2021 года г. Железногорск-Илимский
Судья Нижнеилимского районного суда Иркутской области Демидова Л.В., с участием представителя юридического лица ООО «Теплоисток» Хильшеровой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя юридического лица ООО "Т" А. на постановление № Н-622 (02-71-2018/20)76 о назначении административного наказания от 1 июня 2021 года, вынесенное главным специалистом-экспертом отдела государственного геологического надзора, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также Республики Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Ш., которым ООО "Т" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением № Н-622 (02-71-2018/20)76 о назначении административного наказания от 1 июня 20121 года, вынесенным главным специалистом-экспертом отдела государственного геологического надзора, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также Республики Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Ш. ООО <адрес> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в размере 800 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель юридического лица ООО «Теплоисток» А. обратилась в Нижнеилимский районный суд с жалобой, в которой находит вышеуказанное постановление должностного лица незаконным и необоснованным, поскольку ООО "Т" совершены все возможные действия для недопущения вмененного ему в вину нарушения, в доказательство чего представлены приобщенные в материалы дела доказательства. Организация в целях подготовки полного пакета документов, прилагаемых к заявке на получение лицензии на право пользования недрами для разведки и добычи подземных вод, обращалась в администрацию Новоигирминского городского поселения с заявлением о предоставлении земельных участков, на которых расположены эксплуатируемые объекты водоснабжения с января 2018 года, но в связи с длительной постановкой на кадастровый учет по причинам, не зависящим от ООО "Т", договоры аренды заключены лишь 24.07.2020, далее при наличии правоустанавливающих документов на земельные участки, на которых расположены объекты водоснабжения, проводилась работа по получению экспертного заключения о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам проектной документации «Проект зон санитарной охраны подземного источника водоснабжения одиночного водозабора <данные изъяты> № 1711 от 03.12.2020, в последующем работа по получению санитарно-эпидемиологического заключения от 20.01.2021. В целях предоставления данных о финансовых возможностях заявителя, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами, должен предоставить копию бухгалтерского баланса заявителя (с приложением всех обязательных форм) за год, предшествующий подаче заявки, с отметкой налогового органа о его принятии. Указанная отчетность формирована и подана ООО "Т" в налоговый орган до 31.03.2021. До даты подачи заявки -26.04.2021 ООО "Т" приняло все возможные меры в целях получения лицензии, в связи с чем считает что в действиях ООО "Т" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
Кроме того, считает, что обжалуемое постановление незаконно также в части назначения штрафа, поскольку имеются основания для замены штрафа на предупреждение. Государственным инспектором, не смотря на то обстоятельство, что правонарушение ООО "Т" совершено впервые, не применены положения ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Обращает внимание, что ООО "Т" включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства как микропредприятие. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, которая в деле об административном правонарушении имеется.
ООО "Т" ранее к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3. КоАП РФ не привлекалось, данное обстоятельство не опровергнуто должностным лицом.
ООО "Т" оплачивает водный налог, производит анализ добываемой воды один в квартал.
В результате безлицензионного пользования недрами не причинен вред, не возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствует имущественный ущерб.
В соответствии с положениями статьи 17.1. право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в случае заключения концессионного соглашения, договора аренды и иных договоров в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
При переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат. ООО "Т" использовало недра (добычу подземных вод) на объектах, на которые фактически была выдана лицензия сроком до ДД.ММ.ГГГГ, условия пользования недрами ООО "Т" соблюдались. Данное обстоятельство исключает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Материалы дела не содержат доказательств наличия такого вреда либо его угрозы.
ООО "Т" приняло на себя обязательства по бесперебойному водоснабжению населения в Новоигирминском городском поселении, в ходе своей деятельности обеспечивает социально значимые задачи в Новоигирминском городском поселении, что также не учтено при назначении наказания.
На основании изложенного, просит отменить постановление должностного лица и прекратить производство по делу.
Представитель Роспотребнадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории, будучи надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил возражения на жалобу, в которой просит постановление о назначении наказания ООО "Т" оставить без изменения, жалобу представителя юридического лица ООО "Т" - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель юридического лица ООО "Т" А. доводы жалобы поддержала в полном объеме, дополнив, что эксплуатация объектов водопользования без лицензии имеет вынужденный характер, поскольку по концессуальному соглашению объекты переданы с целью водоснабжения и водоотведения в Новоигирминском городском поселении. Деятельность ООО "Т" имеет социально-значимый характер. Отсутствует возможность прекратить водоснабжение потребителей, поскольку это приведет к чрезвычайной ситуации. ООО "Т" не имеет объективной возможности получить лицензию, поскольку поселению переданы объекты водоснабжения без оформленных земельных участков. Оформление лицензии возможно только при наличии прав пользования земельными участками, для определения санитарных зон. Последовательно ООО "Т" предприняло все меры по оформлению лицензии. Заявка со всем пакетом документов была подана в компетентный орган 26.04.2021 за № 2613. ООО "Т" обеспечивает водой потребителей Новоигирменского городского поселения в условиях крайней необходимости, одновременно осуществляло действия по оформлению документов необходимых для получения лицензии. На затягивание вопроса по получению лицензии, повлияли сроки процедур, в том числе заключение договора аренды и постановки на кадастровый учет. Финансовое положение не позволяет ООО "Т" выплатить штраф в размере 800 000 рублей, поскольку на счете юридического лица в настоящее время 9000 рублей.
В судебном заседании представителем юридического лица ООО "Т" А. дополнительно представлено Концессуальное Соглашение № 1/ВС в отношении системы коммунальной инфраструктуры - объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории муниципального образования <адрес> от 02.11.2016, приложение № № 1, 3, 6, 7 к Концессуальному соглашению от 02.11.2016 № 1/ВС, Заявка на получение лицензии на право пользования недрами для разведки и добычи подземных вод, зарегистрированная за № 2613 от 26.04.2021, Сведения о банковских счетах налогоплательщика, Справка о наличии денежных средств на счете ООО "Т".
Проверив с учетом требований ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении № Н-622 (02-71-2018/20)/76, проанализировав доводы жалобы, исследовав дополнительно представленные документы, заслушав мнение представителя юридического лица ООО "Т" А., прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 и частью 1 статьи 15.44 настоящего Кодекса.
Основанием для привлечения ООО "Т" к административной ответственности на основании приведенной нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в постановлении должностного лица выводы о допущенных ООО "Т", нарушений статьи 10.1, статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», а именно, в связи с тем, что ООО "Т" осуществляет добычу подземной воды в отсутствие лицензии на право пользования недрами.
Однако с указанными выводами должностного лица согласиться нельзя по следующим основаниям.
При рассмотрении жалобы представитель юридического лица ООО "Т" привела доводы о том, что в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения, поскольку оно действовал в состоянии крайней необходимости.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно положениям статьи 2.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
В Нижнеилимский районный суд представителем юридического лица ООО "Т" А. представлены Концессуальное Соглашение № 1/ВС в отношении системы коммунальной инфраструктуры - объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории муниципального образования <данные изъяты> от 02.11.20216 с приложением № № 1, 3, 6, 7 к Концессуальному соглашению от 02.11.2016 № 1/ВС, Заявка на получение лицензии на право пользования недрами для разведки и добычи подземных вод за № 2613 от 26.04.2021, Сведения о банковских счетах налогоплательщика, Справка о наличии денежных средств на счете ООО «Теплоисток».
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях закрепляет общие условия и основания административной ответственности, действующие для всех ее субъектов и всех составов административных правонарушений, и предусматривает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу (части 1 и 4 статьи 1.5).
С учетом оценки доказательств, представленных в материалах дела прихожу к выводу, что действия ООО "Т", связанные с осуществлением добычи подземных вод, без соответствующей лицензии, в интересах населения, предотвращали непоправимые последствия в целях не допущения санитарной и экологической катастрофы, а также обеспечения социальной сферы <адрес>, в состоянии крайней необходимости, что не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что ООО "Т" предпринимает все необходимые меры к получению лицензии на добычу недр (воды), однако, в связи с большими временными и финансовыми затратами, получить лицензию не удалось в установленный срок.
Таким образом, подача воды не могла быть приостановлена до получения соответствующей лицензии в целях недопущения наступления неблагоприятных последствий, ухудшения санитарно-эпидемиологического состояния, вызванного отсутствием воды. Неосуществление деятельности по водоснабжению, не обеспечение населения жизненно важным ресурсом необходимым для жизни - воды, создавало бы реальную угрозу для жителей <адрес>, угрожало бы негативными последствиями для неопределенного круга лиц, проживающих на территории <адрес>. В этой связи ООО "Т", во благо населения, брало на себя ответственность за нарушение законодательства, для охраны социально значимых интересов населения и обеспечения его жизненно важными благами.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что ООО "Т" приняты все зависящие от него меры к соблюдению требований действующего законодательства.
Осуществление деятельности по добыче воды при отсутствии лицензии не повлекло того вреда, которое могло повлечь прекращение деятельности по водоснабжению жителей населенного пункта.
ООО "Т", осуществляя добычу подземных вод, без соответствующей лицензии, действовало в целях предотвращения непоправимых последствий в состоянии крайней необходимости.
В силу пункта 3 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия лица, совершенные в состоянии крайней необходимости, относятся к числу обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного, постановление главного специалиста-эксперта отдела государственного геологического надзора, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также Республики Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории от 1 июня 2021 года подлежит отмене, производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 и пункта 3 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6– 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
жалобу представителя юридического лица ООО "Т" А. удовлетворить.
Постановление № Н-622 (02-71-2018/20)76 о назначении административного наказания от 1 июня 2021 года, вынесенное главным специалистом-экспертом отдела государственного геологического надзора, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также Республики Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Ш., которым ООО "Т" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу прекратить в соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Л.В. Демидова