Решение по делу № 2-839/2018 от 03.10.2018

Дело № 2 – 839/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 ноября 2018 года                 с. Миасское

Красноармейский районный суд Челябинской области в составе председательствующего - судьи Бутаковой О.С.,

при секретаре Меньшиковой Ю.Ю.,

с участием помощника прокурора Дудиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Красноармейского района Челябинской области к администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Красноармейского района Челябинской области обратился в интересах неопределенного круга лиц с иском (с учетом уточнений) к администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности в течение 4 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обязанность совершить действия по постановке на кадастровый учет земельных участков, занятых общественными кладбищами в д. Берсеневка, с. Канашево, с. Таукаево, с. Пашнино, в течение 6 месяцев - оформить право муниципальной собственности на указанные земельные участки.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Красноармейского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о погребении и похоронном деле. Проверка показала, что на территории Канашевского сельского поселения расположено 4 общественных кладбища: д. Берсеневка, с. Канашево, с. Таукаево, с. Пашнино. Земельные участки под кладбищами не сформированы, на кадастровый учет не поставлены, право муниципальной собственности на участки не зарегистрировано. Несоблюдение органом местного самоуправления земельного законодательства, а также законодательства о погребении, приводит к нарушению прав жителей Шумовского сельского поселения на благоустройство территории кладбищ, поскольку их площадь и границы не определены. Отсутствие определенных границ земельных участков, на которых расположены кладбища, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.

В судебном заседании помощник прокурора Дудина М.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области Пашнина Н.О. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, указав на то, что в соответствии с дорожной картой администрация ведет работу по постановке на кадастровый учет земельных участков, занятых кладбищами, в Красноармейском районе, срок исполнения установлен до конца 2019 года, в случае удовлетворения требований, просила предоставить срок для постановки участков на кадастровый учет 1,5 года в связи с возможной необходимостью изменения категории земель участков, занятых кладбищами, в с.Таукаево и в с. Канашево.

Представитель третьего лица администрации Канашевского сельского поселения Красноармейского района Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело без его участия.

Заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований.

Судом установлено, что на территории Канашевского сельского поселения расположено четыре общественных кладбища: д. Берсеневка, с. Канашево, с. Таукаево, с. Пашнино. Границы занятых кладбищами земельных участков не определены, участки на кадастровый учет не поставлены, доказательств обратного материалы дела не содержат (л.д. 52-55).

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Частью 4 статьи 27 ЗК РФ установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые гражданскими захоронениями.

Согласно п. 22 ч. 1, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территориях сельских поселений относится к вопросам местного значения муниципального района.

В силу ч.ч. 1, 4 ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 15 Закона о погребении места погребения по принадлежности могут быть либо государственными, либо муниципальными.

На основании п. п. 4 и 5 ст. 16 Закона о погребении предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.

Исходя из смысла ст. 16 Закона о погребении следует, что каждое кладбище должно располагаться на земельном участке, предназначенном для его размещения.

В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

На основании соглашения о передаче части полномочий от 20 декабря 2017 года Красноармейский муниципальный район передал Канашевскому сельскому поселению, часть полномочий по регулированию вопросов местного значения, в том числе, полномочия по содержанию мест захоронения, расположенных на территории поселения.

Вместе с тем, право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, делегированное (предоставленное) органам местного самоуправления положениями Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие ЗК РФ», не является основанием возникновения права собственности на земельные участки у муниципального образования, соответственно, не тождественно праву собственности, включающему обязанность по содержанию имущества.

В соответствии с п. 9 ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав в случае, если он осуществляется в отношении земельных участков, образуемых из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с ч. 14 ст. 41 Закона № 218-ФЗ.

Частью 14 статьи 41 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что если в отношении земельного участка, образуемого из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, подано заявление о государственном кадастровом учете без заявления о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, органом регистрации прав одновременно с государственным кадастровым учетом осуществляется внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости о том, что земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, а также сведений об органе, уполномоченном в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» на распоряжение таким земельным участком.

Учитывая приведенные положения Закона № 218-ФЗ в совокупности с положениями п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие ЗК РФ», в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 года № 334-ФЗ, с 01 января 2017 года уполномоченным лицом на осуществление кадастрового учета земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, является орган местного самоуправления муниципального района.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что обязанность по проведению межевания земельных участков, занятых общественными кладбищами в д. Берсеневка, с. Канашево, с. Таукаево, с. Пашнино, расположенных на территории Канашевского сельского поселения Красноармейского района Челябинской области, с постановкой их на государственный кадастровый учет, должна быть возложена на администрацию Красноармейского муниципального района Челябинской области.

Так же суд полагает, что требования возложить на администрацию Красноармейского муниципального района Челябинской области обязанность в течении 6 месяцев оформить право муниципальной собственности на указанные земельные участки, заявлены преждевременно, поскольку оснований полагать, что администрация после постановки на кадастровый учет земельных участков не оформит в соответствии с требованиями действующего законодательства право собственности не имеется.

В силу ст. 206 ГПК РФ суд вправе установить в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом характера заявленного иска, мнения участников процесса, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать администрацию Красноармейского муниципального района Челябинской области в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу постановить на государственный кадастровый учет земельные участки, занятые общественными кладбищами в д. Берсеневка, с. Канашево, с. Таукаево, с. Пашнино, расположенные на территории Канашевского сельского поселения Красноармейского района Челябинской области.

В удовлетворении иска в остальной части – отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Красноармейский районный суд Челябинской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                      О.С. Бутакова

2-839/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Красноармейского района
Ответчики
администрация Красноармейского МР
администрация Канашевского с/поселения
Суд
Красноармейский районный суд Челябинской области
Дело на странице суда
krasnoar.chel.sudrf.ru
03.10.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.10.2018Передача материалов судье
05.10.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.11.2018Судебное заседание
28.11.2018Судебное заседание
03.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2019Дело оформлено
25.01.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее