Дело № 2а-1514/2020(50RS0050-01-2020-002484-63)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Шатура Московской области 10 декабря 2020 года
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Богатковой З.Г.,
при секретаре судебного заседания Шарковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Малютина Вячеслава Георгиевича к межрайонной ИФНС России №4 по Московской области о признании незаконным решение об исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Малютин В.Г. обратился с административным иском о признании незаконным решения межрайонной ИФНС России №4 по Московской области об исключении гаражно-строительного кооператива «Бакшеево» из единого государственного реестра юридических лиц, возложении обязанности по устранении нарушенных прав.
В обосновании иска указал, что с ДД.ММ.ГГГГ являлся учредителем (участником) гаражно-строительного кооператива «Бакшеево».
На основании решения межрайонной ИФНС России №4 по Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ о предстоящем исключении недействующего юридического лица ГСК «Бакшеево», ДД.ММ.ГГГГ за государственным регистрационным номером № внесена запись в ЕГРЮЛ об его исключении.
Об исключении ГСК «Бакшеево» из ЕГРЮЛ, как недействующее юридическое лицо Малютин В.Г. узнал в марте 2020, после того как была прекращена подача электроэнергии. При этом ГСК «Бакшеево» является организованным общественным объединением граждан, имеющих гаражи, осуществляющим деятельность согласно Уставу, оплачивающим членские взносы, за потребление электроэнергии. ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Шатурского муниципального района № был согласован выбор земельного участка 1,3 га по размещению гаражей. Земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет с №, площадью 10661 кв.м., по адресу: <адрес>, <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- под гаражи. При этом в связи с тяжелой болезнью председателя ГСК – Митюхина В.И. работа по оформлению договора аренды была приостановлена. Полагает решение межрайонной ИФНС России №4 по Московской области об исключении гаражно-строительного кооператива «Бакшеево» из единого государственного реестра юридических лиц является незаконным, нарушает права заявителя.
Малютин В.Г. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и месте судебного заседания, направил в суд своего представителя Алеева А.С.
Представитель административного истца по доверенности Алеев А.С. в судебном заседании поддержал требования по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель межрайонной ИФНС России №4 по Московской области в судебное заседание не явился, подал ходатайство о рассмотрение иска в его отсутствие и письменные возражения, в которых просил отказать истцу в иске, указав, что у налогового органа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имелись предусмотренные пунктом 2 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ основания для принятия решения о предстоящем исключении ГСК "Бакшеево" из ЕГРЮЛ, а именно: гаражный кооператив в течение предыдущих 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации не предоставлял; движение денежных средств по его банковским счетам в течение 12 месяцев не осуществлялось, поскольку действующих расчетных счетов ГСК "Бакшеево" не имеет. Запись от 07 ноября 2016 года об исключении гаражного кооператива из ЕГРЮЛ внесена ИФНС России №4 по Московской области в пределах его компетенции и с соблюдением срока, предусмотренного пунктом 7 статьи 22 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ. Кроме того, административными истцами без уважительных причин пропущен годичный срок на обжалование исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, предусмотренный пунктом 8 статьи 22 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив их в совокупности, приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
Из содержания пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506, следует, что Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций).
В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ) юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (пункт 2 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Согласно пункту 4 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается.
Если в течение указанного выше срока заявления не направлены и не представлены, регистрирующий орган исключает юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи (пункт 7 статьи 22 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ).
Пунктом 8 статьи 22 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ предусмотрено, что исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Из материалов настоящего административного дела следует, что ГСК "Бакшеево" зарегистрирован в ЕГРЮЛ и поставлен на налоговый учет ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ межрайонной ИФНС России №4 по Московской области принято решение N 15 о предстоящем исключении ГСК "Бакшеево" из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ.
Информация о принятом решении была опубликована регистрирующим органом в журнале "Вестник государственной регистрации" от 13 июля 2016 N 27 (590).
ДД.ММ.ГГГГ межрайонная ИФНС России №4 по Московской области внесена запись об исключении гаражного строительного кооператива «Бакшеево» из ЕГРЮЛ №).
При этом при проверке законности решения, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц в порядке главы 22 КАС РФ суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и должен выяснить в полном объеме соблюдение административным ответчиком требований нормативных правовых актов, регулирующих возникшие между сторонами отношения, на основании доказательств, которые обязан представить административный ответчик, а в случае непредставления необходимых доказательств органом, организацией, лицом, наделенными государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившими оспариваемые действия (бездействие), может истребовать необходимые доказательства по своей инициативе (части 8, 11 и 12 статьи 226 КАС РФ).
Из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, к которым относятся, в том числе гаражные кооперативы.
Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям (пункт 4 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом (пункт 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 123.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
В свою очередь, исходя из правовых позиций, изложенных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 6 декабря 2011 года N 26-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с жалобой гражданина Ф.", критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности. Соответственно, неосуществление некоммерческой организацией в течение последних 12 месяцев операций хотя бы по одному банковскому счету основанием для признания ее недействующей не является. Непредставление же в течение последних 12 месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения некоммерческой организации к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности, учитывая, что в силу действующего законодательства налоговые органы не вправе определять, прекратила ли некоммерческая организация фактически осуществлять свою уставную деятельность.
Следовательно, применительно к настоящему делу, установление факта непредставления ГСК "Бакшеево" в налоговый орган отчетности в течение последних 12 месяцев, а также установление факта отсутствия у гаражного кооператива банковского счета само по себе не могло являться достаточным основанием для принятия межрайонной ИФНС России № 4 по Московской области в отношении данной некоммерческой организации решений, предусмотренных пунктом 2 статьи 21.1, пунктом 7 статьи 22 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ.
Оценивая имеющиеся в материалах дела документы, которые были представлены со стороны административного истца в обоснование осуществления ГСК "Бакшеево" предусмотренной уставом гаражного кооператива деятельности: договору электроснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ, квитанций об оплате потребленной электроэнергии в период с ДД.ММ.ГГГГ через терминал ПАО «Мосэнергосбыт», действия по оформлению земельного участка под гаражами и постановку его на кадастровый учет, суд приходит к выводу, что ГСК «Бакшеево» осуществляет некоммерческую деятельность согласно Уставу по настоящее время.
Разрешая ходатайство административного ответчика о пропуске без уважительных причин годичного срока на обращение в суд, предусмотренного пунктом 8 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ, суд считает, что данный срок административным истцом пропущен по уважительной причине, учитывая то обстоятельство, что с ДД.ММ.ГГГГ руководящий состав гаражного кооператива фактически отсутствовал. При этом в соответствии с действующим законодательством от имени ГСК "Бакшеево" в суд с административным исковым заявлением мог обратиться либо председатель данной некоммерческой организации либо представитель гаражного кооператива, действующий на основании доверенности, выданной председателем.
Кроме того, в силу пункта 8 статьи 22 Закона о государственной регистрации исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Учитывая, что о нарушении своих прав административный истец узнал только в марте 2020 года, после отключения ГСК «Бакшеево» от электрических сетей, в суд с настоящим административным иском обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть в течение года со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав.
Таким образом, наличие записи об исключении ГСК "Бакшеево» из ЕГРЮЛ препятствует осуществлять уставную деятельность, а также нарушает права и законные интересы административного истца, являющегося учредителем ГСК, членом кооператива и собственником гаражного бокса.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
решил:
административный иск Малютина Вячеслава Георгиевича удовлетворить.
Признать незаконным решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ гаражно-строительного кооператива «Бакшеево».
Обязать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России №4 по Московской области исключить из ЕГРЮЛ государственную регистрационную запись № от ДД.ММ.ГГГГ об исключении гаражно-строительного кооператива «Бакшеево».
Восстановить в ЕГРЮЛ сведения о ГСК «Бакшеево».
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья З.Г. Богаткова
Мотивированное решение изготовлено 15 декабря 2020.
Судья З.Г. Богаткова